Дата: 25.01.2008
Выступление Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Татьяны Голиковой на совещании "О развитии высокотехнологичных видов медицинской
помощи населению Российской Федерации", г. Пенза, 23 января 2008 года
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!
Приоритетный национальный проект «Здоровье» положил начало достаточно глубоким
преобразованиям в сфере здравоохранения.
Впервые за многие годы отрасль здравоохранения получила значительные государственные
вложения: в материально-техническую базу, в развитие первичного звена и высокотехнологичной
медицинской помощи, в подготовку кадров – основные критические точки российского
здравоохранения на момент запуска национального проекта. Сегодня можно видеть,
что по всем этим направлениям произошли серьезные подвижки. Причём не только в
федеральных центрах, но и в региональных медицинских учреждениях.
Я позволю себе короткую историческую справку. До 2005 года высокотехнологичную
медицинскую помощь оказывали 67 федеральных медицинских учреждений. Кроме сметы
они получали дополнительно целевое финансирование на выполнение государственного
задания. Однако эти средства позволяли покрывать расходы лишь частично. Средняя
стоимость лечения одного больного была равна 53 тыс. рублей. При этом она значительно
колебалась в разных учреждениях.
Например, финансовое обеспечение операций на сердце в Научном центре сердечно-сосудистой
хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН составляло 113 тыс. рублей, в Новосибирском НИИ
патологии кровообращения им. Академика Е.Н.Мешалкина - 53 тыс. рублей, а в Российском
кардиологическом научно-производственном комплексе - 25 тыс. рублей. При этом
себестоимость кардиохирургических операций для учреждений составляла от 130 тыс.
руб. до 300 тыс. рублей в зависимости от уровня сложности.
В 2005 году в этих 67 лечебных учреждениях высокотехнологичная помощь была оказана
всего 60 тыс. больных, хотя число нуждавшихся было в несколько раз больше.
Выделяемые финансовые средства, как я уже сказала, не покрывали затраты на приобретение
дорогостоящего медицинского оборудования, медицинских изделий и лекарственных
средств. Вследствие чего наши граждане были вынуждены участвовать в их оплате.
Кроме того, всегда до недавнего времени остро стоял вопрос оплаты проезда к месту
лечения и обратно. Поэтому многие были крайне заинтересованы в получении высокотехнологичной
помощи ближе к месту жительства.
Начиная реализацию национального проекта «Здоровье» по направлению развитие оказания
высокотехнологичной медицинской помощи, государство ставило перед собой три главных
параметра:
· доступность высокотехнологичной помощи населению,
· уровень медицинских технологий,
· диагностическое обеспечение.
За время реализации национального проекта было увеличено число федеральных медицинских
учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь:
· до 93-х федеральный медицинских учреждений в 2006 году,
· в 2007 году к ним присоединились 73 региональных и муниципальных учреждения,
· число людей, получивших высокотехнологичную помощь, за эти 2 года увеличилось
достаточно серьезно и составило более 300 тысю пациентов.
Должна сказать, что в 2007 году количество операции составило 170 тыс., количество
операций детям составило 29 тыс., что составило 20% от того объема высокотехнологичной
медицинской помощи, которую мы оказали.
В соответствии с задачами нацпроекта мы сформировали государственное задание
на высокотехнологичную медицинскую помощь и приняли необходимую нормативную базу.
С середины 2006 года внедрено более 300 единых федеральных стандартов высокотехнологичной
медицинской помощи, по которым сегодня работают не только федеральные медицинские
учреждения, но учреждения субъектов РФ и муниципальных образований.
Внедрение стандартов позволило обосновывать финансовые затраты на лечение больных
с использованием высоких медицинских технологий. Сегодня на основании мониторинга
и той статистики, которую ведет Росмедтехнологии, можем сказать какой объем ресурсов
направляется на расходные материалы, какие средства – на оборудование и на заработную
плату. Должна сказать, что в период с 2005 по 2007 год зарплата специалистов
медицинских учреждений, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь,
возросла в 2-3 раза. Это связано с возможностью структурировать государственное
задание. Я напомню, что, начиная с IV квартала 2007 года, в структуре государственного
задания учитывается 3 вида затрат: 30% приходится на зарплату, 60% - на расходные
материалы и 10% - на приобретение оборудования.
Важное, хотя не до конца совершенное, было принято решение о внедрении, так называемого,
«Листа ожидания». Только в рамках дополнительной диспансеризации и углубленных
медицинских осмотров трудоспособного населения мы выявили около 7 тыс. граждан,
нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи. Они, на сегодняшний день,
включены в лист ожидания, и части из них уже оказана помощь.
Лист учета и ожидания высокотехнологичной медицинской помощи позволил нам анализировать
потребность в ней, осуществлять контроль за порядком направления больных из регионов
в федеральные центры и оценивать эффективность лечения пациентов.
В ходе реализации нацпроекта «Здоровье» мы предусматривали ежегодное увеличение
объемов оказания высокотехнологичной помощи и средств федерального бюджета на
эти цели. Так, финансирование в 2006 и 2007 годах составило 27,4 млрд. рублей
(2006 г. – 9,9 млрд. рублей, 2007 г. – 17,5 млрд. рублей). Причем в 2007 году,
по сравнению с 2006 годом, финансирование увеличено на 77%.
Особое внимание в рамках нацпроекта уделяется тем заболеваниям, смертность и
инвалидность от которых на сегодняшний день наиболее высокая. В нашей стране число
граждан, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, составляет около 30 млн.
человек, из них каждый пятый нуждается в оказании высокотехнологичной медицинской
помощи.
Поэтому неслучайно в рамках нацпроекта было принято решение сделать упор на развитии:
· сердечно-сосудистой хирургии;
· нейрохирургии;
· травматологии и ортопедии.
Как уже отмечалось, мы в 2006 году начали проектирование и строительство федеральных
центров высоких медицинских технологий, и применили тот самый модульный способ
по европейским строительным стандартам, пример которого вы сегодня видели в Пензе.
При отборе территорий для строительства центров высоких медицинских технологий
и определения их профиля оценивались все факторы: медицинские, социально-экономические,
финансово-строительные.
Но при всём этом, приоритетной оставалась задача повышения доступности населению
наиболее востребованных видов высокотехнологичной медицинской помощи путем создания
сети центров, которые были бы равномерно распределены по всей территории России
– 5 центров травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г.Чебоксарах, г.Краснодаре,
г.Барнауле, г.Владивостоке, г.Смоленске; 7 центров сердечно-сосудистой хирургии
в г. Пенза, г.Астрахани, г.Красноярске, г.Хабаровске, г.Калининграде, г.Перми,
г.Челябинске; 2 центра нейрохирургии в г. Тюмени, г. Новосибирске и Научно-клинический
центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в г. Москве.
В 2007 году построено 3 центра: центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования
в Чебоксарах, центры сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани и представленный
сегодня центр в Пензе. Строительство остальных будет завершено в этом году. Безусловно,
на проектную мощность они начнут выходить с 2009 года, и в среднем количество
операций, которое будет осуществляться в этих центрах, составит 5-6 тыс. в год.
Развитие высокотехнологичной медицинской помощи и строительство центров дает
импульс для развития других отраслей.
В первую очередь это касается развития отечественного производства медицинского
оборудования, изделий медицинского назначения, лекарственных средств.
Так, например, в ближайшей перспективе для обеспечения деятельности федеральных
центров сердечно-сосудистой хирургии, а также федеральных специализированных
медицинских учреждений, региональных и муниципальных медицинских учреждений, оказывающих
ВМП, понадобится в год свыше 100 000 стентов, в том числе с лекарственным покрытием.
В Российской Федерации вышеуказанные медицинские изделия не производятся, поэтому
ежегодно они закупаются у зарубежных производителей. Вывод федеральных центров
на полную проектную мощность может сдерживать именно дороговизна и дефицит этих
расходных материалов.
Внедрение современных технологий также предъявляет повышенные требования к подготовке
и переподготовке медицинских кадров. Мы, безусловно, это работой занимаемся и
готовим к открытию в конце января центр переподготовки в Казани. Это будет первый
такой центр. Кроме того, мы заложили в федеральный бюджет средства на переподготовку
кадров для строящихся центров высоких медицинских технологий и для перинатальных
центров, строительство которых будет осуществляться в период с 2008 по 2010 год.
Это не только переподготовка в российских высших учебных заведениях и во вновь
строящихся центах переподготовки, но и обучение за рубежом, а также приглашение
соответствующих специалистов в Россию. Должна сказать, что это абсолютно перспективное
направление, которое должно развиваться.
Следующим важным моментом является создание условий для формирования системы
оказания высокотехнологичной медицинской помощи, восстановительного лечения и
медицинской реабилитации.
Сложная, но вполне актуальная тема, хотя и достаточно затратная, - это тема перевода
хотя бы сначала федеральных медицинских учреждений, а потом и региональных и муниципальных,
на полный тариф в условиях государственного задания. Безусловно, это невозможно
сделать за 1 год, это, как минимум, среднесрочная перспектива, но по этому направлению
мы должны идти. Мы знаем, что сегодня учреждения получают финансовые средства
из множества источников, а мы с вами пропагандируем идею одноканального финансирования
в рамках реализации соответствующего государственного задания. Такие возможности
уже сегодня в законодательстве нам предоставлены, и мы вполне, начиная с 2009
года, по ряду учреждений в качестве эксперимента или по желанию можем попытаться
перейти на полный тариф для того, чтобы впоследствии его распространить на другие
федеральные, региональные и муниципальные учреждения.
Заданный в 2006-2007 годах темп наращивания высокотехнологичной помощи, а также
уровень финансирования сохранится и в 2008-2010 годах. За эти 3 будет направлено
более 78 млрд. рублей, что поможет оказать высокотехнологичную медицинскую помощь
655 тыс. пациентам.
И в заключение я хочу сказать что, в результате развития этого направления мы
должны выйти на те целевые ориентиры, которые поставили перед собой по снижению
смертности: к 2010 году этот показатель должен составлять 12-13 человек на 1
тыс. населения. Напомню, что за 11 месяцев 2007 года этот показатель составил
14,7 на 1 тыс. населения, в 2006 г. – 15,3. Мы достаточно позитивно двигаемся
вперед.
Еще один целевой ориентир, на который я бы хотела обратить внимание, который
обозначен в рамках демографической концепции, - к 2011 году показатель смертности
должен равняться показателю рождаемости.
Я думаю, что те усилия, которые мы предпринимаем на федеральном уровне и совместно
с субъектами РФ, должны привести нас к тем позитивным показателям, которые сегодня
мы себе наметили и обозначили.
Спасибо!
|