Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 18.12.2007

Тезисы доклада Директора Департамента развития социальной защиты Минздравсоцразвития России Анатолия Осадчих "О работе по совершенствованию социальной поддержки, реабилитации и интеграции инвалидов и основных направлениях сотрудничества общественных объединений с Минздравсоцразвития России в этой сфере" на расширенном заседании Общественного совета при Министерстве здравоохранения и социального развития  Российской Федерации, 18 декабря 2007 года

1. Состояние и тенденции развития инвалидности в Российской Федерации.

Инвалидность – это социальное явление, избежать которое не может ни одно общество в мире. По данным ВОЗ , инвалидами являются до 10 процентов населения планеты.

В России сегодня свыше 13 миллионов людей с ограниченными возможностями. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В отличии от эпохи врачебно-трудовой экспертизы, когда определение инвалидности основывалось исключительно на состоянии трудоспособности, в настоящее время перечень критериев инвалидности значительно расширен.

Основными признаками инвалидности является полная или  частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

На протяжении ряда последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества инвалидов. Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития, обуславливающая уровень жизни и доходов населения; заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы; состояние  окружающей среды (экология); производственный и бытовой травматизм; дорожно-транспортные происшествия; техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты  и иные причины. Следует отметить, что наблюдается зависимость между ростом числа лиц, впервые обращающихся за установлением инвалидности, и принимаемыми  мерами по социальной защите различных категорий инвалидов и повышению качества их жизни.

Число впервые признанных инвалидами среди взрослого населения увеличилось с 1,1 млн. человек в 2003 году до 1,8 млн. человек в 2005 году;  в 2006 году этот показатель уменьшился до 1,5 млн. человек. При этом число впервые признанных инвалидами граждан трудоспособного возраста практически не меняется и составляет ежегодно чуть более 0,5 млн. человек. В то же время удельный вес инвалидов-пенсионеров возрос с 51 % в 2001 году до 68,5 % в 2005 году; в 2006 году он составил 63,4%. 

Вместе с тем, по оперативным данным, в 2007 году впервые  за последние годы наблюдается снижение  числа инвалидов на 84 тыс., а также количества детей-инвалидов на   19,8 тыс. человек.

2. Совершенствование социальной поддержки инвалидов, меры по повышению уровня их доходов.

Вопросы социальной поддержки инвалидов постоянно находятся в поле зрения законодательной и исполнительной ветвей власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. В принятых в последние годы  решениях содержится развернутый комплекс мероприятий по улучшению социального положения инвалидов.

Прямые расходы федерального бюджета на решение проблем инвалидов ежегодно растут. В 2005 году на эти цели было выделено 152,3 млрд. рублей, в 2006 году – 177,6 млрд. Если же учитывать все виды расходов федерального бюджета, включая ЕДВ, то они составили в 2007 году свыше 450 млрд. рублей. Не менее 120 млрд. рублей было направлено на финансирование  учреждений социального обслуживания инвалидов и пожилых граждан из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В среднем годовой объем прямых расходов федерального бюджета в расчете на одного инвалида  в 2007 году вырос почти в восемь раз по сравнению с 2001 годом. Увеличение этих расходов предусмотрено и в 2008-2010 годах.

Государственная политика в этом направлении основывается на прочном правовом фундаменте, прежде всего базовом законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Действующее законодательство в отношении этой категории граждан носит разветвленный характер; в нем содержатся гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления  необходимой информации.

В практической деятельности государства по реализации предусмотренных на законодательном уровне гарантий приоритетное внимание уделяется повышению уровня доходов людей с ограниченными возможностями, улучшению качества их жизни, что нашло отражение более чем в 30 нормативных правовых актах.

Так, на федеральном уровне осуществляется пенсионное обеспечение, размер пенсий по инвалидности постоянно увеличивается. С 2001 года средний размер пенсии по инвалидности вырос в два раза. Прогнозируется, что к 2010 году размер пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, составит 7233 рубля, а средний размен пенсий по инвалидности – 5414 рублей.

С 2005 года введены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), составляющие для различных категорий инвалидов от более чем 618 руб. до свыше  1730 рублей. Размер ЕДВ ежегодно индексируется в сторону увеличения. В 2007 году на из федерального бюджета на финансирование ЕДВ направлено более 206,05 млрд. рублей. К 2010 году предусмотрено увеличение до 222 млрд. рублей. За счет части ЕДВ при желании инвалиды получают набор социальных услуг, включающий обеспечение особо необходимыми им, в т.ч. дорогостоящими, лекарствами, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Только в 2007 году в санаториях прошли лечение и реабилитацию более 480 тыс. инвалидов.

Действующим законодательством установлены и иные меры социальной поддержки инвалидов.  Так, например, предусмотрены предоставление инвалидам скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);  возможность обучения в специальных образовательных учреждениях различных типов и видов; предоставление компенсации 50 % страховой премии по договору обязательного страхования автотранспорта инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения; предоставление дополнительной жилой площади инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем.

3. Совершенствование деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, сокращение избыточных процедур переосвидетельствования инвалидов.

В целях объективизации и упорядочения выносимых решений о признании граждан инвалидами, установления контроля за обоснованностью этих решений, оптимизации расходов консолидированного бюджета на социальную поддержку лиц, признанных инвалидами,  с 1 января 2005 г. осуществлен перевод системы медико-социальной экспертизы с регионального на федеральный уровень. Создана трехзвенная системы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Сегодня в Российской Федерации действуют 87 федеральных учреждений МСЭ, имеющие более 1800 филиалов – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Впервые создано Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

За последние три года заметно улучшилось оснащение многих учреждений медико-социальной экспертизы, в целом ряде из них появилось современное диагностическое оборудование, компьютерная техника, автотранспорт, что позволяет осуществлять выезды специалистов для освидетельствования граждан даже в самые отдаленные районы. Сегодня выездные заседания бюро МСЭ составляют в среднем 28 процентов от общего количества заседаний.

В ходе прямой линии с Президентом Российской Федерации 18 октября 2007 г. поднимался вопрос, необходимо ли инвалидам  ежегодного проходить переосвидетельствование.  Минздравсоцразвития России дано поручение проанализировать ситуацию и принять необходимые меры.  Безусловно, мы  уже  активно работаем в этом направлении.

Необходимость периодического освидетельствования связана с тем, что инвалидность определяется как с учетом динамики заболевания, так и возможными изменениями социального, бытового и профессионального положения инвалида. 

Сроки переосвидетельствования урегулированы Правилами признания лица инвалидом, утвержденными  Правительством Российской Федерации от 20 февраля 2006 г.  № 95 (для инвалидов I группы через 2 года,  а для инвалидов II и III групп  через 1 год, а для инвалидов-чернобыльцев – через пять лет).

Периодичность последующих освидетельствований определяется учреждением медико-социальной экспертизы для каждого инвалида индивидуально, исходя из оценки состояния его организма и потенциальных возможностей для осуществления бытовой, общественной и трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 13 данных Правил, группа инвалидности может быть установлена и бессрочно в любом возрасте и независимо от длительности инвалидности в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Общеустановленных сроков наблюдения за инвалидом, после которых инвалидность может устанавливаться бессрочно в безусловном порядке,  действующее законодательство не содержит.

Таким образом, ни законодательных, ни методических препятствий для установления инвалидности бессрочно при указанных обстоятельствах не существует. В настоящее время примерно в 30 процентах случаев освидетельствования инвалидность устанавливается бессрочно.

Вместе с тем,  принимая во внимание обращение граждан по данному вопросу и поручение Президента Российской Федерации по итогам проведения прямой линии 18 октября 2007 г. возникла необходимость внесения уточнения в порядок установления инвалидности бессрочно, указав в нем возможность установления инвалидности без срока переосвидетельствования  по перечню стойких необратимых морфологических изменений, дефектов и нарушений функций органов и систем организма.

Как показывает анализ, существуют такие патологические состояния человека, при которых очевидна низкая прогностическая вероятность эффективности реабилитации.

В связи с этим разрабатываемым проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается внесение изменения в пункт 13 Правил, согласно которому инвалидность без срока переосвидетельствования может устанавливаться, в том числе в соответствии с перечнем  выраженных необратимых морфологических изменений, дефектов, состояний и условий, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ожидаем предложений от заинтересованных сторон в ответ на направленные нами запросы общественным организациям инвалидов.

В настоящее время 80 процентам граждан, впервые признанных инвалидами или прошедших повторное освидетельствование, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации (ИПР), в то в время, как еще в 2003 году этот показатель составлял в среднем 24 процента. Мероприятия ИПР строго индивидуализированы в зависимости от конкретных особенностей и нужд человека с ограниченными возможностями. Исполнение рекомендованных инвалидам реабилитационных мероприятий является обязательным для лечебно-профилактических, образовательных учреждений, социальных служб,  центров занятости и иных органов и учреждений, участие которых необходимо в реабилитационном процессе.  Однако проблема ответственности за неисполнение ИПР еще далека от совершенства и требует дальнейшей проработки.

4. Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. 

Еще один важный вопрос, на которые обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе прямой линии – создание инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Безусловно, эта социально значимая и, прямо скажем, «больная» тема должна стать одной из приоритетных в государственной политике по решению актуальных проблем инвалидов.

Здесь необходимы серьезные усилия как федеральных, так и  региональных органов власти. И надо отметить, что в последние годы внимание к данной сфере заметно возросло. Разработаны и введены в действие около 40 строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов градостроительных объектов. В Административном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за неисполнение этих норм и  правил.

Так, за счет средств федерального бюджета специальными подъемниками,  лифтами, поручнями и пандусами оснащены Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, все федеральные образовательные учреждения и ряд санаториев для инвалидов.

Благодаря усилиям  органов  государственной власти субъектов Российской Федерации постепенно решаются задачи формирования для инвалидов доступной социальной, производственной, рекреационной и бытовой среды. Растет количество помещений, специально приспособленных для посещения инвалидами.  Так, по данным администрации  Ставропольского края в 2007 году реконструировано с учетом потребностей инвалидов около 800 объектов инфраструктуры, в т.ч. в сельской  местности (аптеки, поликлиники, амбулатории, магазины, торгово-сервисные центры, почтовые отделения, дома культуры, отделения Пенсионного фонда, Сбербанка, администрации муниципальных образований, центры социального обслуживания, мастерские по ремонту бытовой техники, расчетно-кассовые центры, жилые многоэтажные дома и другие).

Большое внимание этой проблеме уделяется во Владимирской области. Здесь в течение  года оборудованы пандусами 23 учреждения социальной защиты и здравоохранения, 9 культурно-спортивных  учреждений, построено 25 съездов с тротуаров на проезжую часть дорог, оборудовано специальными звуковыми сигналами для слепых 6 пешеходных переходов, оборудовано 3 площадки для стоянки спецтранспорта.

В городе Москве в результате реализации комплексной целевой программы  инвалидам обеспечена доступность 95 процентов учреждений социальной защиты, 82 процента учреждений здравоохранения, 28 процентов учреждений культуры, 40 процентов магазинов, предприятий сферы быта и услуг. На 212 городских маршрутах работают низкопольные автобусы и троллейбусы. Для нужд инвалидов обустроены 1700 наземных пешеходных переходов. В 2007 году в домах-новостройках построено 124 специальные квартиры для инвалидов-опорников, приспособлено  еще 600 квартир и более 800 подъездов.

Большое распространение получила практика социальных такси,  предоставляющих инвалидам возможность посещения необходимых им учреждений здравоохранения, культуры, быта.

Приведенные примеры не единичны. Почти в каждом субъекте Российской Федерации сегодня принимаются меры по оборудованию жилых и административных зданий, пешеходных переходов, общественного транспорта, медицинских учреждений, учебных заведений, предприятий торговли, гостиниц, вокзалов, аэропортов, культурных и спортивных сооружений специальными конструкциями и приспособлениями, чтобы обеспечить необходимые условия для пребывания там инвалидов.

Безусловно, принимаемые меры – только небольшая часть общего объема работ, который, без преувеличения, колоссальный. Требуются огромные средства и усилия по  поэтапному созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями, что будет  реально обеспечивается их  право на полноценную жизнь в обществе, на труд, образование, активный досуг.

5. Обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

Важным направлением государственной политики социальной поддержки инвалидов является обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Правительством Российской Федерации в 2004 году впервые утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, полностью обеспеченный финансированием из федерального бюджета.

В 2005  году названный  Федеральный перечень с учетом предложений парламентариев,  общественных организаций инвалидов был значительно расширен. Сегодня он представляет собой набор мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, которые обеспечивают реабилитацию значительно большего числа инвалидов с различными патологиями.

Теперь среди средств реабилитации  – кресла-коляски с электроприводом, специальные устройства для одевания,  раздевания и захвата одежды, устройства для чтения «говорящих книг», телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом, голосообразующие аппараты, что существенно увеличивает возможности социальной адаптации и реабилитации инвалидов.

Количество ТСР, выданных инвалидам в 2007 году, составило почти 45,5 млн. изделий, или на 49 % больше, чем в 2006 году. Федеральным бюджетом на 2007 год выделены финансовые средства на обеспечение инвалидов ТСР в сумме свыше 7,6 млрд. рублей, что на 38 % превышает объем ассигнований прошлого года. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» предусмотрено финансирование данных расходов еще в значительно большем объеме: в 2008 году – 8989,7 млн. рублей, в 2009 году – 9680,1 млн. рублей, в 2010 году – 10387,0 млн. рублей. В связи с этим значительно расширился контингент получателей ТСР и возросла нагрузка на всех участников процесса разработки рекомендаций и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.  Вследствие этого возникает проблема оптимизации организации их работы, в том числе  с учетом   опыта работы по принципу «единого окна».

6. Разработка и реализация федеральных целевых программ социальной поддержки инвалидов.

С 1995 года осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ социальной поддержки инвалидов (ФЦП). За время осуществления этих программ у более чем 780 тыс. граждан, являвшихся инвалидами, восстановлена трудоспособность и устранены  ограничения жизнедеятельности. Значительную конструктивную роль в улучшение условий жизнедеятельности инвалидов призвана сыграть федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», включающая подпрограмму «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы». На ее реализацию выделено свыше 3,8 млрд. рублей.  Для достижения целей программы       осуществляется комплекс мер по следующим взаимосвязанным направлениям:

1) развитие сети и совершенствование деятельности центров реабилитации инвалидов и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

2) развитие реабилитационной индустрии (производство реабилитационных изделий и предоставление соответствующих услуг), обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

3) совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

4) осуществление мероприятий по поддержке предприятий общероссийских общественных организаций инвалидов.

Мероприятиями программы предусмотрен значительный объем строительства. Уже введены  или будут построены в ближайшей перспективе около 20 новых корпусов санаториев, профессиональных учебных заведений, реабилитационных центров. Разработаны и апробированы новые эффективные технологии медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, созданы и запущены в  производство новые виды технических средств реабилитации, отвечающие высоким международным стандартам, сформированы базовые модели реабилитационных учреждений, которые затем должны получить распространение по всей стране. На предприятиях общероссийских общественных организаций инвалидов в течение 2006-2007 годов создано более 600 новых рабочих мест; еще 3,5 тыс. рабочих мест будет оборудовано в период с 2008 по 2010 годы.

Прогнозируется, что выполнение программы создаст условия для реабилитации и возврата к самостоятельной профессиональной, общественной и бытовой деятельности ежегодно до 150-160 тысяч инвалидов, что за пять лет составит около 800 тысяч  инвалидов.

В 2007 году имела место  задержка с  проведением тендерных процедур на реализацию программных мероприятий и заключением соответствующих контрактов. Но предварительные итоги реализации ФЦП показывают, что практически все мероприятия, кроме  начала строительства трех объектов, до конца года будут выполнены в полном объеме.

7. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов.         Государственная политика в отношении инвалидов строится с учетом принципа социального партнерства и социального диалога федеральных и региональных органов власти с  общественными организациями инвалидов с тем, чтобы объединить усилия для реализации установленных инвалидам социальных гарантий, стимулировать социальную активность людей со стойкими нарушениями здоровья.

Действующим законодательством общественным объединениям инвалидов предоставлены определенные преференции, позволяющие им успешно реализовывать уставные цели и осуществлять разнообразную, в том числе коммерческую, деятельность, иметь собственные предприятия, реабилитационные учреждения, организовывать фестивали, конкурсы, праздники, спортивные соревнования.

Отдельными законодательными актами введены налоговые и другие льготы для общественных   объединений    инвалидов. Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации общероссийские общественные организации инвалидов освобождены от налогообложения налогом на имущество, используемое ими для осуществления уставной деятельности, а организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, освобождены от налогообложения на имущество, используемое ими для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг. Данной льготой также пользуются учреждения, собственником которых являются данные общественные организации инвалидов, в отношении имущества, используемого ими для достижения  общеобразовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Федеральным законом, принятым в июне 2005 г., в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов переданы земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, единственными учредителями которых являются эти организации.

Федеральными законами установлены и прямая финансовая поддержка общероссийских общественных организаций инвалидов.

Так, начиная с 2006 года, исполняя  поручение Президента Российской Федерации, федеральный бюджет возмещает ведущим общероссийским общественным организациям инвалидов расходы, которые понесли  учрежденные ими предприятия в виде уплаты налога на прибыль и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На эти цели федеральным бюджетом в 2006 году было выделено 500 млн. рублей,  в  2007 году  уже 800 млн. рублей. Такой же объем средств предусмотрен ежегодно в федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются средства на предоставление субсидий отдельным  общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, в т.ч. объединяющим инвалидов, с целью осуществления ими уставной деятельности по решению социальных проблем.  В 2007 году на  эти цели направлено свыше 340,6 млн. рублей, а на 2008 год планируется уже более 463,2 млн. рублей. Среди получателей субсидий – Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, Центр реабилитации слепых ВОС, Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников и другие организации.

Более 511,1 млн. рублей предусмотрено в рамах ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» на цели укрепления материально-технической  базы, модернизации и техническое перевооружение предприятий, находящихся в ведении общероссийских общественных организаций инвалидов. Безусловно, это серьезная государственная поддержка, которая позволяет им решать свои уставные задачи на пользу инвалидов России.

8. Усилия, предпринимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Значительные усилия по реабилитации инвалидов и улучшению их положения осуществляются на региональном уровне.  В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные программы социальной поддержки населения, в рамках которых предусмотрены меры в отношении инвалидов. В каждом пятом субъекте реализуется целевая программа социальной поддержки и реабилитации инвалидов.      

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации созданы 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. При центрах социального обслуживания и в детских домах-интернатах действуют 296 отделений реабилитации детей-инвалидов, а в структуре центров социального обслуживания создана свыше 700 социально-реабилитационных отделений для инвалидов молодого и пожилого возраста.  Названные социальные службы оказывают широкий спектр социально-педагогических, психологических, социально-правовых, консультационных и иных услуг по реабилитации инвалидов.

Большинство органов государственной власти субъектов Российской Федерации  реализуют предоставленное им право устанавливать для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту по приему на работу инвалидов. В 2007 году  установленная минимальная численность (квота) для трудоустройства инвалидов составила свыше 300 тыс. рабочих места. С помощью центров занятости населения  около 45 % инвалидов, обратившихся по поводу трудоустройства,  нашли работу.

9. Проблемные вопросы и основанные  направления сотрудничества Министерства с общественными организациями по совершенствованию социальной поддержки, реабилитации и интеграции инвалидов.

В сферу трудовой занятости вовлечено не более 15 % инвалидов трудоспособного возраста. Не обеспечена доступность отдельных социальных услуг, в первую очередь для инвалидов, находящихся за чертой бедности. Не все жизненно важные для отдельных групп инвалидов технические средства реабилитации вошли в федеральный перечень, что актуализирует задачу разработки в каждом из субъектов Российской Федерации регионального перечня.  Сеть действующих реабилитационных учреждений не отвечает потребности инвалидов в реабилитационных услугах.  Большинство объектов социальной инфраструктуры не в полном объеме приспособлены для пользования  инвалидами.

Таким образом,  решение проблем  обеспечения достойного уровня  и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции  требует серьезных усилий.  Тем более, что наши цели и  задачи полностью совпадают с базовыми ценностями и требованиями принятой год назад Организацией объединенных наций Конвенции о правах инвалидов, подписание и ратификация которой Российской Федерацией сегодня является актуальной задачей.

В  работе по совершенствованию социальной поддержки, реабилитации и интеграции инвалидов важно обеспечить взаимодействие Министерства с заинтересованными общественными организациями.

Мы видим следующие основные направления сотрудничества:

- участие общественных объединений в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, их обсуждении;

- взаимная информация о принимаемых мерах по решению имеющихся проблем, координация действий;

- обязательное участие представителей общественных объединений в мероприятиях, организуемых Министерством (конференциях, семинарах, выставках и других) и, соответственно,  участие работников Министерства в акциях общественных объединений;

- участие общественных объединений в реализации федеральных целевых программ в соответствии с установленным  порядком;

- размещение необходимой информации о совместной деятельности на Интернет-сайтах Министерства и общественных  объединений;

- регулярные рабочие встречи, дискуссии, круглые столы с представителями общественных объединений в департаментах Министерства, федеральных службах и агентствах, федеральных внебюджетных  фондах для обсуждения проблем, представляющих взаимный интерес и выработки совместных предложений по их решению;

- подготовка публикаций представителей Министерства в средствах массовой информации, издаваемых общественными объединениями, и публикаций  представителей общественных объединений в СМИ, учрежденных Министерством.

Полагаем, что в целях постоянной координации совместных действий в рамках решения проблем в сфере инвалидности, в структуре Общественного совета может быть образована либо Рабочая  группа, в состав которой могут войти не только члены Общественного совета, но и представители других общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, оказывающих реабилитационные услуги, либо иной орган по аналогии с уже действующим Экспертным советом в Фонде социального страхования Российской Федерации.

 Надеемся, что присутствующие здесь руководители общероссийских общественных организаций инвалидов, члены Общественного совета выскажут нам свои предложения и пожелания как по вопросам совершенствования совместной с Министерством деятельности, так и по решению актуальных проблем социальной поддержки, реабилитации и интеграции  инвалидов.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать