Дата: 15.11.2007
Заглянем в завтра, Московский комсомолец, 15 ноября 2007 года
Выступление Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Татьяны Голиковой на общественных слушаниях на тему "Проблемы финансирования здравоохранения
и качества оказания медицинской помощи", организованных комиссией по вопросам
здравоохранения Общественной палаты РФ:
Я не врач, но я менеджер и финансист. Чтобы обосновать необходимость увеличения
финансирования здравоохранения, мы должны в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы
развития национального проекта "Здоровье", разработать и обсудить стратегию развития
здравоохранения России сроком не менее чем на 10 лет.
- Хотелось бы высказаться по тем проектам, которые сегодня реализуются в здравоохранении.
На мой взгляд, в российском здравоохранении еще остаются серьезные проблемы. Среди
них:
* устаревшая материально-техническая база, особенно муниципального звена здравоохранения;
* низкая заработная плата медицинских работников, особенно врачей-специалистов
и медицинских работников, которые трудятся в стационарах;
* структурные диспропорции - неэффективное использование имеющихся ресурсов,
в частности коечного фонда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), при недостаточных
объемах амублаторно-поликлинической помощи;
* отсутствие системы непрерывного медицинского образования, как это имеет место
в развитых странах и т.д.
Для решения этих проблем в российском здравоохранении реализуются важнейшие программы
- с 2005 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и с 2006
г. - приоритетный национальный проект "Здоровье". Эти программы направлены на
наиболее слабые звенья российского здравоохранения и очень важны.
Для того чтобы достичь целей, поставленных президентом В.В. Путиным в "Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.", - к 2016
г. снизить смертность на 30% и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до
70 лет (сегодня она всего около 66 лет), а к 2025 г. снизить смертность на 60%
и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет, необходимы серьезные
программные действия.
Как мы должны решать эти задачи? Конечно, вместе с работниками отрасли, Российской
академией медицинских наук, высшими и средними специальными медицинскими учебными
заведениями, профессиональными медицинскими общественными объединениями и всеми
заинтересованными сторонами.
Я не врач, но я менеджер и финансист. А эффективный менеджмент подразумевает,
что решения, которые будут приниматься в здравоохранении, должны быть основаны
на доказательствах, направленных на решение наиболее приоритетных проблем, и публично
обсуждаться. Чтобы обосновать необходимость увеличения финансирования здравоохранения,
мы должны в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы развития национального проекта
"Здоровье". Разработать и обсудить стратегию развития здравоохранения сроком не
менее чем на 10 лет с конкретными целями, механизмами реализации, предложениями
по изменению нормативно-правовой базы, мероприятиями и индикаторами для контроля.
Для этого мы планируем провести ряд коллегий Минздравсоцразвития РФ, заседаний общественного совета при министерстве.
Особенно хочу подчеркнуть важность не только увеличения расходов на здравоохранение,
но и эффективные управление и контроль за этими расходами на всех уровнях: федеральном,
субъектном, лечебного учреждения и в цепочке "врач - пациент". Для решения этой
задачи подготовка управленческих кадров будет важнейшим разделом стратегии развития
здравоохранения. Для нас также будет очень важно осуществлять контроль качества
медицинской помощи по единой методике и в соответствии с международными стандартами.
Что касается "пилотного проекта": важно увеличить тарифы на медицинскую помощь
и оптимизировать систему финансирования лечебно-профилактических учреждений, но
мы должны публично обсудить и первые результаты проекта.
Приоритетами программы развития здравоохранения должны стать:
Приоритет первый. Мы должны создать условия для повышения мотивации медицинских
работников к качественному труду. Рассмотреть возможность повышения заработной
платы медицинским работникам и внедрить систему оплаты труда в привязке к качеству
и результатам труда. Создать условия для непрерывного повышения квалификации медицинских
работников (возможность посещения лекций и семинаров, оснащение рабочих мест клиническими
руководствами, обеспечить доступ к Интернету и к электронным медицинским библиотекам).
Приоритет второй. Создать систему управления качеством медицинской помощи, соответствующей
международным стандартам. Клиническая медицина сегодня - сложная технология с
множеством специфических процессов, управлять качеством которой необходимо так
же, как управляют качеством в высокотехнологическом производстве (энергетика,
авиастроение, космическая техника и т.д.).
Приоритет третий. Сегодня в России продолжительность жизни больных с хроническими
неинфекционными заболеваниями - 7 лет, в странах ЕС - 18 - 20 лет. Это говорит
о неэффективном управлении хроническими заболеваниями на всех уровнях. Недостаточно
ведутся профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни.
Приоритет четвертый. Безусловно, должна быть продолжена поэтапная модернизация
материально-технической базы лечебных учреждений. При этом я понимаю, что необходимо
будет продумать механизмы эффективного использования этой материально-технической
базы.
Обратная связь для нас - это удовлетворенность пациентов медицинской помощью.
При принятии решений мы будем опираться на лучший международный и отечественный
опыт. Я уверена, что вместе мы решим задачи, поставленные президентом перед здравоохранением
и социальной сферой России.
|