Дата: 14.09.2007
Приручение мигранта, Российская газета, 14 сентября 2007 года
Автор: ТАТЬЯНА СМОЛЬЯКОВА
Глава Роструда Максим Топилин считает, что изменение правил трудоустройства иностранцев
оказалось полезным и для россиян
С начала этого года вступили в силу новые правила внешней трудовой миграции.
Как это повлияло на российский рынок труда? Куда склоняется вектор занятости и
зарплаты?
Эти и другие вопросы мы обсуждали на " деловом завтраке " с руководителем Федеральной
службы по труду и занятости Максимом Топилиным.
Российская газета | Максим Анатольевич, полгода назад, тоже у нас на " деловом
завтраке " , вы сказали почти крамольное: что будете защищать труд иностранных
граждан, поскольку нелегальная и низкооплачиваемая иностранная рабочая сила -
это демпинг на российском рынке труда. Насколько вам это удается?
Максим Топилин | С начала года, такого никогда не было, мы провели порядка 20
тысяч проверок работодателей, которые применяют труд иностранных рабочих. Выявлены
десятки тысяч нарушений! С другой стороны, заключено около трех тысяч трудовых
договоров с иностранными работниками. Это и есть тот вектор, о котором я говорил.
Что касается розничных рынков, то благодаря постановлению правительства и нашим
совместным с ФМС России действиям реально удалось улучшить условия труда и повысить
цену рабочей силы на рынках. Если раньше иностранцу в день платили порядка 300
или 500 рублей, то теперь российским гражданам стали предлагать рабочие места
уже с заработной платой 500 и 800 рублей.
Второе важное изменение, которое касается уже не розничных рынков, а рынка труда
в целом, - за последние полгода на 30 процентов выросло количество вакансий, о
которых работодатели заявляют в органы службы занятости.
РГ | Почему вдруг? С чем вы это связываете?
Топилин | Экономика развивается. У работодателей реально появляется потребность
в рабочих руках. И конечно, думаю, сказалась новая система привлечения для осуществления
трудовой деятельности иностранной рабочей силы. Но это только начало. Мы сейчас
начинаем выстраивать партнерские отношения с работодателями по привлечению иностранных
работников.
РГ | Какие изменения в законодательстве позволяют выстраивать эти новые партнерские
отношения?
Топилин | Как вы помните, на этот год была установлена квота по привлечению иностранных
работников, прибывающих в безвизовом режиме, в 6 миллионов. Фактически эту квоту
нельзя рассматривать как барьер, в том числе как барьер, препятствующий легализации
трудовых отношений иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом режиме.
При этом с 15 января 2007 года вступили в действие поправки в Федеральный закон
" О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации " , которые
существенным образом упростили порядок получения разрешения на работу иностранными
гражданами, прибывающими в Россию в безвизовом порядке. Уже эта новелла, с одной
стороны, упрощает получение разрешения на работу и привлечение для работы иностранцев,
с другой - повышает правовую защищенность иностранных граждан.
Далее, иностранный гражданин, въезжающий в безвизовом порядке, имеет право искать
работу самостоятельно, обращаясь непосредственно к работодателям, либо через государственную
службу занятости, либо через коммерческие агентства по трудоустройству. То есть
этой категории иностранных граждан предоставлены практически те же возможности
по поиску работы, что и российским гражданам. Хочу подчеркнуть, что предоставление
услуг органами государственной службы занятости по подбору работы как российским
гражданам, так и иностранным гражданам, въезжающим в безвизовом порядке, осуществляется
бесплатно.
Таким образом, при обращении работодателей в органы службы занятости населения
с целью подбора работников работодателю будут предложены кандидатуры не только
работников-россиян, но и иностранных граждан, обратившихся в службу занятости.
Это, безусловно, расширяет возможности трудоустройства для иностранных граждан,
с одной стороны, и наиболее полного удовлетворения заявок работодателей о подборе
работников для замещения
вакантных и вновь создаваемых рабочих мест. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что
работа государственной службы занятости построена на основе безусловного соблюдения
приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
В свою очередь работодатель при найме иностранных граждан обязан направить уведомления
о привлечении иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в компетентные
органы государственной власти. Эти уведомления могут быть направлены по почте,
что существенно упрощает задачу для работодателя.
РГ | Какова реакция иностранных граждан и работодателей на столь значительное
упрощение найма?
Топилин | На данный момент, по данным ФМС России, получили разрешения на работу
1 миллион 600 тысяч человек. Мы, конечно, не ставили цель выдать все 6 миллионов
разрешений, и все же число выданных разрешений оказалось значительно меньше ожидаемого.
Кроме того, о трудоустройстве только 30-40 процентов иностранных граждан работодатели
направили уведомление в соответствующие органы государственной власти. Что это
означает? Надо анализировать.
Понятно, что какое-то количество иностранных работников и не собирались легализоваться,
работодатели - легализовать трудовые отношения с иностранцами. То есть можно говорить
о частичной легализации пребывания иностранцев на территории России, но довольно
сложно это оценивать как легализацию трудоустройства и трудовых отношений иностранцев.
Возможно, мы ошиблись с оценкой численности нелегальных трудовых мигрантов, которые
при более мягких условиях трудоустройства были бы легальными.
РГ | Последнее время очень много говорится о том, что регионы должны определить
свою потребность в привлечении иностранных работников. Появился даже новый термин
- " квотная кампания ".
Топилин | Собственно, в этом нет ничего принципиально нового. Регионы и в предшествующие
годы направляли в федеральный центр предложения о потребности в привлечении иностранных
работников, оценивая как потребность в иностранцах из государств с визовым порядком
въезда в Россию, так и безвизовым. Если потребность в первых формировалась регионами
на основе заявок работодателей, то в отношении вторых - это был прогноз региона.
Квота устанавливалась только для иностранцев из стран с визовым порядком въезда
в Россию.
Теперь потребность и в тех, и в других формируется на основе заявок работодателей.
И соответственно, квота будет установлена и
для тех, и для других. Уже можно сказать, что регионы предполагают привлечь в
2008 году около полутора миллионов иностранных граждан. Это, очевидно, мало. Мало
даже по сравнению с тем числом разрешений на работу, которое уже выдано в 2007
году. И тем более мало, если принять во внимание оценки числа нелегальных иностранных
работников.
РГ | Означает ли это, что работодатели просто по каким-то причинам не стали участвовать
в " квотной кампании " ?
Топилин | Да, это так. Почему многие работодатели не участвуют в " квотной кампании
" ? Потому, что у них нет в этом необходимости. Как я уже говорил, иностранец,
получивший разрешение на работу в России, может прийти наниматься к любому работодателю
независимо от того, подавал ли последний заявку на привлечение иностранных работников
или нет. Таков закон.
Но это и очень серьезная проблема. Что мы сейчас предлагаем? Необходимо замкнуть
этот круг, то есть уточнить механизм, при котором иностранцы смогут трудоустраиваться
только к тем работодателям, которые участвовали в " квотной кампании " . Не заявился,
значит, не имеешь права привлекать иностранцев.
РГ | Что это будет? Поправка в закон?
Топилин | Это можно сделать различными средствами. Понимаете, все надо делать
поэтапно. Если хотите, сейчас требуется настройка механизма регулирования, предполагающая
в том числе воспитание и работодателей, и иностранных граждан.
В первую очередь надо дать сигнал бизнесу серьезно планировать и прогнозировать
потребности в трудовых ресурсах, как он делает это, например, с финансами.
РГ | Но могут быть и форсмажорные обстоятельства. Сегодня рабочие руки нужны,
завтра - нет. И наоборот.
Топилин | Эта логика исходит из того, что единственным источником рабочих рук
для российских работодателей является заграница. Но ведь у нас более полутора
миллионов безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы
занятости. Кроме того, следует четко понимать, что когда работодатель заявляет
о необходимости привлечения иностранца, это означает, что он в большинстве случаев
не может найти на российском рынке труда работника за низкую заработную плату.
Низкую, даже если ее сравнивать только с прожиточным уровнем в соответствующем
регионе.
Далее, если работодатель не умеет планировать и ему вдруг понадобились работники,
а россиян, имеющих соответствующую квалификацию, службе занятости подобрать не
удалось, то возможно за рассмотрение такой заявки целесообразно взимать плату,
причем довольно значительную, условно говоря, 100-250 тысяч рублей. Эти деньги
целесообразно направить на обучение и переобучение безработных по востребованным
на рынке труда профессиям, в том числе по тем, по которым работодатели предполагают
привлекать иностранцев.
Возможна обратная ситуация - предприятие год, два подает заявки на иностранцев
в службу занятости и при этом никого не берет, значит, они реально не нужны. И
в следующий раз ему, видимо, стоит отказать.
Смысл, повторяю, в том, чтобы стимулировать работодателей учиться прогнозировать
и легализовать трудовые отношения с работниками.
РГ | Когда эта схема заработает?
Топилин | Работа в этом направлении ведется, и ряд изменений, вероятно, будут
внесены в законодательство до конца этого года. Так, рассматривается предложение
о внесении в разрешение на работу наименования работодателя.
Вместе с тем, для того чтобы несколько смягчить возможные последствия рассматриваемых
изменений, предполагается предусмотреть достаточно серьезный резерв квоты на федеральном
уровне.
РГ | Много вопросов от читателей. Инженер по охране труда Кардашов считает, что
работа по охране труда у нас упущена. За последние пять лет, пишет он, не издано
ни одного нормативного документа. Вы согласны с такой точкой зрения?
Топилин | Почти. Действительно новых нормативных правовых актов мало. Это связано
прежде всего с тем, что вышел Федеральный закон " О техническом регулировании
" . Он поменял всю конструкцию нормативных актов применительно к правилам по охране
труда, к стандартам безопасности труда. Поэтому необходимо пересматривать массу
документов по охране труда. Но внятного подхода к этой теме пока нет, он только
вырабатывается.
И вот сейчас в концепцию демографического развития до 2025 года, которая готовится
по решению правительства, мы смогли включить раздел по охране труда. Потому что
мы считаем: все, что связано с производственным травматизмом, вообще со смертностью
в трудоспособном возрасте, во многом проистекает от условий труда. В то же время
сегодня точных данных о состоянии рабочих мест, об условиях труда нет. Есть отчеты
Росстата с обследуемых предприятий, но это всего 15 процентов предприятий. Это
выборочные обследования, и только на их основе мы можем делать выводы, ухудшаются
или улучшаются условия труда.
РГ | Но есть ведь еще такая статистика, как травматизм, смертность на производстве.
Топилин | Есть. Статистика по смертельным случаям с 1995 года все время снижается.
В 2005 году было 4600 погибших, в 2006-м - 4500. Та же картина по профзаболеваниям.
Но я вас уверяю: в этой статистике не все подсчитано. Когда наши инспекторы начинают
вместе с медицинскими учреждениями перепроверять отчетность предприятий, обязательно
выявляются скрытые несчастные случаи, скрытая профзаболеваемость. Особенно грешит
этим малый бизнес.
Был характерный случай. Ко мне обратилась моя знакомая, когда с ее родственником
произошел такой случай. Потребовалось мое вмешательство, чтобы заставить работодателя
зафиксировать происшедшее как несчастный случай на производстве. И это в Москве,
на достаточно крупном предприятии. А что там в глубинке, можно только догадываться.
РГ | Вашей знакомой повезло. А если у человека нет такого знакомого, как Максим
Топилин? Куда сегодня надо обращаться, если на производстве происходят очевидные
нарушения техники безопасности, если условия труда явно не соответствуют никаким
стандартам?
Топилин | В прокуратуру, в инспекцию труда.
РГ | Инспекция - это реальный орган?
Топилин | Конечно. На 100 процентов. Только в прошлом году инспекциями труда
в субъектах было проведено более 236 тысяч проверок по вопросам соблюдения работодателями
трудового законодательства, из них почти 140 тысяч - по охране труда. В ходе этих
проверок было выявлено и устранено 1,8 миллиона нарушений трудового законодательства.
Инспекторами ведется системная работа по выявлению несчастных случаев на производстве,
скрытых работодателями от расследования и учета, идет постоянный диалог с Фондом
соцстраха по этому поводу. Мы проводим дополнительные исследования, возвращаем
дела, выявляем скрытые несчастные случаи на производстве.
Но согласитесь, ведь очень многое зависит и от самих работников. Пока наши граждане
не будут активно защищать собственные права и будут вместе с работодателями скрывать
факты нарушения трудового законодательства, никакой инспектор им помочь не сможет.
РГ | А преследование работодателей есть?
Топилин | Есть, но штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях,
минимальны. Штраф на физическое лицо - максимум 5 тысяч рублей, на юридическое
- до 50 тысяч рублей. Конечно, размер штрафов надо повышать, а главное - надо
их дифференцировать в зависимости от тяжести нарушения. Сейчас инспектор может
по собственному решению наказать работодателя и минимальным, и максимальным штрафом.
Мы хотим, чтобы избежать коррупционных возможностей, установить за конкретный
вид нарушений конкретную фиксированную ставку в зависимости от тяжести.
РГ | Скажите, сегодня у работодателя, кроме доброй воли и так называемой " социальной
ответственности " , есть экономические стимулы улучшать условия труда?
Топилин | К сожалению, нет. Ни у работодателя, ни у работника. И подтверждение
тому - недавний трагический случай на кемеровской шахте. На мой взгляд, главный
экономический механизм, который здесь требуется, особенно в таких опасных отраслях,
как угольная, - это реальное страхование от несчастных случаев. Сегодня страховой
тариф для организаций данной отрасли одинаков для всех - 8,5 процента от фонда
заработной платы. При этом он не учитывает реальных условий труда, реальных рисков
на каждом конкретном предприятии. А чтобы назвать реальные цифры, первое, что
нужно сделать, - провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Наиболее
эффективно это могут сделать частные страховые компании, которые заинтересованы
в том, чтобы назвать реальную цену страховки. Пока страховой бизнес не пришел
в сферу охраны и безопасности труда - нет соответствующей законодательной базы.
Поэтому решено пока провести эксперимент. По конкурсу будут выбраны оценочные
компании, которые за счет средств Фонда соцстраха проведут аттестацию нескольких
тысяч рабочих мест в различных отраслях. В зависимости от результатов аттестации
будет определяться и страховой тариф. То есть необходимо сейчас выстроить модель
нового страхования, понять, где и как она работает, чтобы потом выбрать направление
движения.
РГ | Помимо охраны труда, какие еще предложения вы вносите в концепцию демографической
политики?
Топилин | Мероприятия по занятости женщин, возвращающихся из отпуска по уходу
за ребенком. Ключевой вопрос повышения рождаемости - жилье. А жилье - это ипотека.
Ипотека - это возможность платить по кредиту. Но понятно, что одному тянуть даже
льготный ипотечный кредит практически невозможно. Значит, надо думать о том, как
женщину трудоустраивать. Ясно, что за 2-3 года, пока она сидит с ребенком, квалификацию
она, конечно, теряет.
Поэтому мы предложили программу переобучения, пока женщина находится в отпуске
по уходу за ребенком. Будем подбирать удобное для нее время и способ обучения.
Я думаю, что работодатель возьмет женщину с большей охотой, если она предъявит
документ о том, что прошла переобучение, повышение квалификации.
Шансов становится больше. И зная, что государство поможет сохранить конкурентоспособность
на рынке труда, женщина со спокойной душой будет уходить в декретный отпуск. Я
очень надеюсь, что в ближайшие годы эта программа заработает. Кстати, ряд регионов
уже со следующего года начинают такой эксперимент для женщин, которые находятся
в отпуске по уходу за ребенком.
РГ | А может быть, для родивших женщин устанавливать на производстве квоты, как
устанавливают некоторые регионы для молодежи, для инвалидов?
Топилин | Нецелесообразно. Что такое квота? Это ограничение. Введите квоту -
и вообще принимать не будут. Или будут принимать на самые низкооплачиваемые места.
Это показывает и опыт квотирования мест для инвалидов. Проблему трудоустройства
этим не решить никогда.
РГ | Ваша точка зрения понятна. Но мы знаем, как во Франции было, когда отменили
норму, гарантирующую работу для выпускников вузов
Топилин | Во Франции темпы роста экономики - 2 процента, а у нас - 8. Они уже
здорово перегрузили своего работодателя различными обязательствами. И сделать
ничего не могут, потому что, если вы предложите отменить что-то или что-то ввести
дополнительно на один процент, вы следующие выборы проиграете. А у нас есть шанс
сделать нормальную гибкую экономику.
РГ | Леонид Марков, юрист из Москвы, возмущен тем, что работодатели отказывают
в приеме на работу, если у человека нет регистрации.
Топилин | У нас в законодательстве есть норма: если вам работодатель отказывает
в работе, вы можете у него затребовать письменное обоснование по этому поводу.
Но по жизни по-другому: потребуете письменного отказа, и вас пошлют далеко. Законодательство
не работает в этом отношении, в том числе в связи с неготовностью отстаивать свои
права Но мы все-таки пытаемся как-то отрегулировать подобные ситуации.
Вот типичный пример. Объявление: требуется мужчина (или женщина) до 40 лет. Вроде
бы нет нарушения законодательства. Потому что нарушением это становится тогда,
когда вам отказали не потому, что у вас низкая квалификация, а потому, что вы
такой, а не сякой. Но никто из работодателей не откажет, не распишется в том,
что отказал вам из-за возраста, пола или по другим дискриминационным причинам.
Но мы исходим из того, что все-таки такими объявлениями создается негативный психологический
фон. Поэтому мы сейчас хотим попытаться совместно c Федеральной антимонопольной
службой в рамках закона о рекламе найти решение этой проблемы.
РГ | Разве объявление о найме на работу является рекламой?
Топилин | Вопрос неоднозначный. Отчасти это можно было бы рассматривать как социальную
рекламу. И объявления, о которых я говорю, признавать недобросовестной рекламой.
Вы рекламируете не соответствующее законодательству требование. Вы вводите людей
в заблуждение. Вы говорите, что приглашаете только до 40 лет, хотя законодательством
запрещено предъявлять требования к возрасту.
РГ | Максим Анатольевич, на вашем попечении сейчас находятся инвалиды Чернобыля.
От них больше всего вопросов. И все сводятся к одному: почему не выплачиваются
деньги по судебным решениям - индексация за причиненный вред здоровью? Когда начнутся
выплаты?
Топилин | Мы провели выверки по судебным решениям на 1 февраля и на 1 августа.
Общий объем задолженности по судебным решениям, по учету, который мы осуществляем,
- 4,2 миллиарда рублей. Эта сумма будет предусмотрена поправкой к бюджету, которую
минфин будет проводить осенью через Госдуму. Полагаю, до конца года долги удастся
погасить.
|