Дата: 25.07.2007
Михаил Зурабов: "Мы строим то, чего в России пока нет", Аргументы и факты, 25
июля 2007 года
Автор: Александр МЕЛЬНИКОВ
Одной из самых противоречивых фигур в нынешнем правительстве является на сегодня
министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил ЗУРАБОВ. Монетизация
льгот, буксующая пенсионная реформа, скандалы вокруг обеспечения льготных категорий
граждан лекарствами... На эти и другие темы, подсказанные нашими читателями, журналисты
"АиФ" побеседовали с министром на встрече в редакции.
Министр врача наказать не может
- Михаил Юрьевич, сейчас все явственнее слышны голоса, требующие вашей отставки.
Потому хотя бы, что вы не врач и, значит, не можете решать проблемы здравоохранения...
- Появление не врача во главе министерства воспринимается населением как некая
аномалия: "Зурабов нас спасти не может, он же не может отличить вену от артерии,
потому нас так лечат". В большинстве стран мира здравоохранением управляют менеджеры.
В нашей стране ответственность за ситуацию в здравоохранении делится между федеральным
центром и регионами как 1 к 10. В министерстве в качестве заместителей работают
бывший министр и два заместителя министра здравоохранения РФ, подведомственные
агентства возглавляют академики РАМН, руководство министерства имеет возможность
получать консультации от любых специалистов, но кто-то должен профессионально
заниматься вопросами экономики и управления.
- То есть в отрасль пришел не врач, а хозяйственник, управленец, бизнесмен. И
с чего он начал? С монетизации льгот?
- Нет! С инвентаризации. Чтобы понять, как и что можно переменить к лучшему.
И первое, что обнаружилось, - это нечеткость, размытость обязательств государства
в отношении предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. В Конституции
РФ прописано: граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных
муниципальных учреждениях здравоохранения. Но какая это помощь, какого объема
и качества, каковы требования к оснащению этих учреждений и квалификации персонала
- все это очень субъективно. Отсюда путаница в вопросе, что платно, а что бесплатно.
Второе. Крайне низкая управляемость здравоохранением. Формально зона ответственности
федерального министерства - это медицинские учреждения, финансируемые из федерального
бюджета. Все! То, что происходит в регионах, с чем приходится иметь дело, реагируя
на жалобы граждан, врачебные ошибки, некачественную медицинскую помощь, имеет
отношение не к федеральному министерству и даже не к органу управления здравоохранением
региона, а к муниципальному уровню. Пример: проверки показали, что по программе
дополнительного лекарственного обеспечения по разным территориям количество выписанных
льготных рецептов с явными нарушениями колеблется от 10 до 30%. Может ли федеральный
министр наказать врача, главного врача, повлиять на назначение или отстранение
от работы регионального министра? Ответ: нет.
У России женское лицо
ПРИ этом медицинская статистика сегодня такова: 2,3 млн. смертей ежегодно. Такой
объем смертности был в начале XX века во всей Российской империи при самой большой
в мире рождаемости - 4,2 млн. человек. В советское время на территории Российской
Федерации умирало примерно 1,5 млн. человек. Начал разбираться: отчего умирают?
Миллион триста тысяч смертей от сердечно-сосудистой патологии. При этом малотравматичных
операций на сосудах у нас в стране делают 17 тысяч в год, а в США - 1 млн. 200
тысяч. У нас онкологические заболевания выявляются на такой фазе, что средняя
продолжительность жизни больного после постановки диагноза в среднем два года.
Хотя, согласно мировым стандартам, минимальный уровень - пять лет. А Европа дотягивает
до 7-10 и даже 15 лет. У нас средняя продолжительность жизни хронического больного
- семь лет. Во всем мире - 20. После этого надо сворачивать дела, вставать и уходить.
Потому что не знаешь, за что хвататься. Когда я рассказываю, что в прошлом году
умерло на 137 тыс. россиян меньше, чем в предыдущий год, что в этом году за 5
месяцев смертность 58 тыс. - уже ниже уровня 2006 года, что младенческая смертность
снижается, меня спрашивают: "Люди-то это ощутили?" А как они это могут ощутить?
Только на собственном опыте. А имеется он далеко не у всех.
- Как же тогда переломить столь непростую ситуацию?
- Та организация помощи, которая существовала в Советском Союзе, с регулярной
диспансеризацией по месту работы или по месту жительства, уже не работает, и поэтому
о состоянии здоровья значительной части населения врачи знают немного. Необходимо
восстанавливать регулярные медосмотры, диспансеризацию. А для этого надо укомплектовать
поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты соответствующими специалистами и диагностическим
оборудованием. Частично это удалось сделать. Только за прошлый год в поликлиники
пришли 3,5 тыс. выпускников медвузов, было поставлено более 25 тыс. единиц оборудования.
- Повлияло ли на повышение рождаемости введение материнского капитала?
- Покровительницей России не случайно является Богоматерь - у нашего государства
во многом женское лицо. Поэтому, когда президент обратился с этой идеей к женщинам,
он не ошибся. Если в среднем в предыдущие годы количество вторых детей, рождающихся
в России, составляло 32%, то сегодня - 39%.
Здравоохранение вынуждено меняться
- О взятках в вашей среде знают многие. В том числе на собственном опыте. Реально
ли сегодня решить проблему неформальных поборов в медицине?
- Модель, по которой сегодня живет здравоохранение, выглядит так: ты (то есть
государство) дай мне деньги на содержание клиники, а все остальное я соберу с
пациентов. Врачи считают, что, раз государство не финансирует здравоохранение,
они вынужденно вступают в денежные отношения с пациентами. По сути, востребованный
врач заходит в здравоохранение как арендатор, продавая свой собственный интеллектуальный
ресурс непосредственно пациенту. Глобальная задача - перейти от содержания медицинских
учреждений к тому, чтобы финансировать оказание самой медицинской помощи, причем
по мировым стандартам и на достойном уровне.
- Звучит красиво. А как это сделать на практике?
- Сегодняшнее здравоохранение тяжело поддается модернизации. Начать нужно с того,
чтобы приблизить медицинскую помощь к населению. И многие трудности уже нынешнего
этапа связаны как раз с этим. Мы создаем центры высоких медицинских технологий,
спроектированные с учетом самых современных международных стандартов, профилированных
по самым массовым заболеваниям - сердечно-сосудистым, ортопедии и травматологии,
нейрохирургии, эндокринологии. В каждом со временем будут делать около 5-6 тыс.
операций в год. Медицинских учреждений такой мощности в России нет, да и в Европе
их немного. А у нас будет 15 центров. И еще 20 перинатальных центров по ведению
женщин во время беременности, родов и после, а также по наблюдению за детьми до
года. В Москве тоже строим один центр - для онкогематологических больных, в первую
очередь - детей. Все остальные - по России. В нынешнем декабре заработают два
кардиохирургических центра в Пензе и Астрахани и два по ортопедии и травматологии
- в Чебоксарах и Краснодаре. А в будущем запустим первый в России перинатальный
центр, в котором будем выполнять операции даже внутриутробно. Средняя зарплата
врачей в этих центрах составит 50 тыс. руб., а ведущие специалисты смогут получать
до 200-220 тыс. За такую зарплату к нам готовы приезжать работать врачи из Европы.
- А это не расколет медицинское сообщество на существующих известных специалистов
и новичков, в том числе варягов?
- Надеюсь, что заставит призадуматься. В регионах, где появятся такие центры,
здравоохранение будет вынуждено меняться. Даже самые сложные предварительные исследования
нужно будет делать в поликлиниках. Центры нацелены лишь на проведение операций.
И в регионах к этому готовы. Ведь центры строятся по предварительной личной договоренности
с каждым губернатором.
|