Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 21.05.2007

Стенограмма "правительственного часа" в рамках пленарного заседания Государственной Думы 16 мая 2007 года

Стенограмма "правительственного часа" на тему «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению уровня занятости населения, обеспечению безопасных условий труда, предупреждению гибели и травматизма на производстве»

 

Зурабов М. Ю., Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты, коллеги!

Темпы экономического роста в последние годы в Российской Федерации оказывают достаточно позитивное влияние на состояние рынка труда. Прежде всего надо отметить, что начиная с 2004 года по 2007 год на восемь миллионов увеличилась численность экономически активного населения, занятого в национальной экономике, - с шестидесяти одного миллиона ста тысяч до шестидесяти девяти миллионов ста тысяч. За этот же период достаточно позитивные тенденции были отмечены в целом в сокращении общей безработицы и регистрируемой безработицы. Увеличивается спрос на рабочую силу в различных отраслях национальной экономики.

Если говорить о безработице, то надо сказать, что в целом показатели, которые характеризуют рынок безработицы в Российской Федерации, являются гораздо более благополучными, нежели те, которые были в 2000-2001 годах. Надо отметить, что за этот период регистрируемая безработица в Российской Федерации снизилась с двух миллионов двухсот тысяч человек до одного  миллиона семисот тысяч человек, причём за последний год это снижение составило более ста тысяч. Это достаточно низкий показатель - один миллион семьсот тысяч зарегистрированных безработных. Что касается общей безработицы, которая регистрируется по методике МОТ, то в этом отношении мы имеем дело также с позитивной динамикой. Только за последний год численность безработных в Российской Федерации, которая рассчитывается по этой специальной методике, снизилась на триста сорок две тысячи и на сегодняшний день составляет пять миллионов триста тысяч человек, что является достаточно неплохим показателем, так как численность безработных составляет 7,2 процента от общей численности экономически активного населения.

Я в качестве позитивной тенденции отметил бы также то, что и за предшествующий период, и на настоящий момент в службе занятости зарегистрировано достаточно большое количество вакансий - практически один миллион вакансий. Необходимо также отметить в качестве благоприятной тенденции и то, что более 70 процентов граждан, которые обращаются в течение года в службу занятости, получают помощь в трудоустройстве, таким образом, у нас в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует такое негативное явление, как застойная безработица.

Необходимо также отметить, что в течение последнего периода достаточно активно росла заработная плата в отраслях национальной экономики, повышался минимальный уровень оплаты труда. Напомню вам, что ещё несколько лет назад он был 600 рублей, с 1 сентября текущего года он будет составлять 2300 рублей. Неплохо росла заработная плата работников бюджетной сферы, за последние три года в реальном выражении она увеличилась в полтора раза, в номинальном выражении - в два раза. Надо также отметить, что в результате реализации приоритетных национальных проектов в здравоохранении, в образовании заработная плата отдельных категорий росла ещё более  значительным темпами: рост составлял 1,7-1,8 раза в течение года.

Я также отметил бы и то, что в течение последнего времени удалось начать реализовывать крупные национальные проекты в отдельных регионах Российской Федерации, которые стали способствовать повышению уровня межрегиональной территориальной миграции. Но вместе с тем необходимо отметить, что в этот период на рынке труда сформировались достаточно серьёзные проблемы. В чём суть этих проблем?

Прежде всего я отметил бы, что сложившаяся за предшествующие годы и существующая в настоящий момент тенденция показывает, что в Российской Федерации в среднесрочной и тем более в долгосрочной перспективе, скорее всего, будет возникать дефицит рабочей силы. Таким образом, проблема возникнет не с трудоустройством граждан, а скорее с тем, чтобы адаптировать рынок труда к тем потребностям, которые в настоящий момент возникают в отраслях национальной экономики, в основном в базовых отраслях, поскольку в большинстве случаев мы констатируем, что низкий уровень подготовки по ряду специальностей и недостаточное количество подготовленных специалистов по профессиям не позволяют полностью, а в некоторых случаях и значительно, закрыть потребность в привлечении кадров для осуществления трудовой деятельности. В ряде отраслей промышленности такой дефицит на сегодняшний день составляет от 30 до 50 процентов. Мы также отмечаем, что в ряде отраслей, и прежде всего в бюджетной сфере, продолжают оставаться низкими уровень оплаты труда и качество рабочих мест. Это приводит к возникновению серьёзного дефицита,   который, к сожалению, иначе как повышением уровня оплаты труда и реструктуризацией этих отраслей восполнить не удастся. Для примера приведу вам хотя бы одну цифру по здравоохранению. Ежегодно выбытие специалистов, которые работают в здравоохранении, по нашим расчётам, должно составлять от двадцати двух до двадцати трёх тысяч - просто в силу достижения этими специалистами пенсионного возраста. Вместе с тем подготавливаемые в высшей школе специалисты достаточно плохо закрепляются в здравоохранении, прежде всего в первичном звене, и возникает серьёзный дефицит трудовых ресурсов.

Также мы имеем дело с рядом негативных тенденций и нерешённых проблем, связанных с ограничением вовлечения в трудовую деятельность таких социально уязвимых групп населения, как молодёжь, инвалиды и женщины, имеющие малолетних детей. В этой связи Правительством Российской Федерации было дано поручение разработать Концепцию действий на рынке труда, которая 16 февраля была доложена на заседании правительства. Рассмотрению правительством Концепции действий на рынке труда предшествовала достаточно активная работа в рамках российской трёхсторонней комиссии с представителями работодателей и профсоюзов. Достаточно активное участие принимали в подготовке этих материалов и представители Государственной Думы. Вопрос рассматривался и с коллегами из профильных комитетов. После доклада этой концепции на заседании правительства было дано время для её доработки. Вместе с тем уже сейчас можно говорить о том, что в этой концепции будут определены в качестве основных следующие направления. Прежде всего это снижение потерь трудовых ресурсов. Говоря о снижении потерь трудовых ресурсов, надо иметь в виду не только комплекс мер, которые должны быть направлены на снижение травматизма и смертности от несчастных случаев на производстве, но и комплекс мер, который вписывается в общую программу улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, прежде всего мер, связанных со снижением сверхсмертности лиц в трудоспособном возрасте.

Следующие направления - повышение профессиональной, квалификационной и территориальной мобильности, защита национального рынка труда и предоставление рабочих мест социально уязвимым группам населения. В рамках решения вот этих основных задач, о которых я сказал, будут достаточно подробно разработаны первоочередные мероприятия, которые будут реализованы в период 2007-2008 годов, сама концепция разрабатывается на 2006-2010 годы.

Что касается первоочередных мероприятий, то эти первоочередные мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач: увеличение минимального уровня оплаты труда, повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере; усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства, в том числе за несоблюдение трудовых норм работников; вопросы, связанные с повышением эффективности функционирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования, и прежде всего восстановление страховых  принципов, на основе которых эти системы должны были существовать в соответствии с ранее принятыми решениями, восстановление, внедрение принципов страхования в отношении случаев безработицы; конечно же, вопросы   регулирования внешней трудовой миграции и внедрения в Российской Федерации  концепции, связанной с селективной трудовой миграцией и реализацией программ трудоустройства молодёжи, женщин, имеющих малолетних детей. Этот комплекс мер, который сейчас разрабатывается правительством, намечено начать реализовываться уже в текущем году. В этой связи я хотел бы сделать акцент на тех результатах, которые уже достигнуты на настоящий момент и которые будут достигнуты в дальнейшем, как мы ожидаем, при реализации этого комплекса мер.

Прежде всего я выделил бы четыре основных направления. Первое направление - это регулируемая трудовая миграция. На сегодняшний день, как большинству из вас известно, в Российской Федерации работают девять-десять миллионов трудовых мигрантов. Это достаточно большая численность, которая, конечно же, деформирует рынок труда, деформирует трудовые отношения, серьёзно влияет на уровень оплаты труда представителей национальных трудовых ресурсов. В этой связи правительством разработан комплекс мер, и сейчас начата их реализация, что позволит перейти к селективной трудовой миграции уже начиная с 2008 года, когда не только будет осуществляться квотирование привлечения трудовых ресурсов из стран, с которыми у Российской Федерации существует визовые отношения, но также более жёстко будут устанавливаться предельные квоты привлечения рабочей силы из тех стран, с которыми у Российской Федерации существуют безвизовые отношения. Эта подготовительная работа проводилась в конце прошлого года, и на сегодняшний день уже установлены предельные квоты привлечения рабочей силы как по визовикам, так и по невизовикам. Эта работа продолжается, с тем чтобы до конца года в разрезе регионов уже по квалификационным группам и по конкретным предприятиям сформировать заявку на объём привлекаемой рабочей силы, которая в свою очередь будет анализироваться с учётом тех объёмов национальных трудовых ресурсов, которые существуют в конкретном регионе. Для этого ведётся работа по формированию национального банка данных граждан, готовых переехать в   другие регионы Российской Федерации с целью занятия трудовой деятельностью. Осуществляется работа по введению запретов на занятие трудовой деятельностью в хозяйствующих субъектах, занимающихся определёнными видами экономической деятельности. В частности, я хочу вам напомнить о тех решениях, которые приняты по ограничению занятия трудовой деятельностью в сфере розничной и рыночной торговли, торговли алкогольной продукцией и фармацевтической продукцией. И с нашей точки зрения, эта работа позволит нам сбалансировать национальный рынок трудовых ресурсов, привлекать трудовых мигрантов из-за рубежа только в тех объёмах, по тем направлениям деятельности и по тем специальностям, по которым это имеет особый смысл.

Следующее направление - это повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Мы считаем это направление крайне важным, приоритетным, потому что исходя из ежегодных показателей роста заработной платы в отраслях народного хозяйства на 22-23 процента, а также учитывая те объёмы средств, которые выделяются на финансирование бюджетных отраслей, можно сказать, что дефицит трудовых ресурсов в этих сферах - это не теория, это скорее практическая проблема.

В ближайшее время необходимо будет в отраслях бюджетной сферы переходить на новые подходы, связанные с формированием источников для финансирования заработной платы. Это прежде всего нормативный метод определения средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы наряду с тем сметным финансированием, которое, как я считаю, должно осуществляться в увеличивающемся объёме в ближайшие годы, и, конечно же, это расширение самостоятельности учреждений бюджетной сферы по определению адекватных систем оплаты труда, и введение рамочных   систем оплаты труда, принципы действия которых будут отличны от существующей жёсткой тарифной системы, которая на сегодняшний день не даёт возможности стимулировать к эффективному труду прежде всего тех работников, которые определяют лицо конкретной бюджетной организации.

Третье направление - это повышение минимального уровня оплаты труда в национальной экономике. Как вы знаете, первый шаг в этом направлении, достаточно активный, будет сделан с 1 сентября текущего года. Сейчас идёт активная дискуссия в рамках трёхсторонней комиссии и с профильным комитетом Государственной Думы в отношении темпов повышения минимальной заработной платы. Министерство считает, что задача повышения минимального уровня оплаты труда до прожиточного минимума - это одна из ключевых, первоочередных задач ближайшего времени. И решение этой задачи должно  сопровождаться комплексом мер, которые могут снизить возможные негативные последствия в связи с тем, что такой минимальный уровень оплаты труда либо в отдельных регионах, либо в отдельных отраслях промышленности, национальной экономики может создать известное напряжение на рынке труда. Но такой комплекс мер, я считаю, может быть разработан, средства на финансирование этих затрат могут быть выделены. И я считаю, повторю ещё раз, что задача эта вполне может быть реализована в течение ближайших нескольких лет.

Я ещё отдельно остановился бы на такой теме, как снижение травматизма. Оценивая ситуацию в сфере производственного травматизма в последние годы, прежде всего надо констатировать факт его значительного снижения по сравнению с уровнем 2001 года. Если в 2001 году в стране в целом было зарегистрировано сто сорок четыре тысячи случаев причинения травм работающим гражданам, то уже в 2006 году количество травм   сократилось практически в два раза - до семидесяти тысяч. И что касается количества травм со смертельным исходом, то число их также сократилось - с четырёх тысяч трёхсот до двух тысяч восьмисот случаев соответственно в 2001-м и в 2006 году. Но тем не менее надо признать, что уровень травматизма в Российской Федерации продолжает оставаться достаточно высоким, он приблизительно в два -два с половиной раза превышает соответствующие показатели в странах Евросоюза, и, конечно же, необходимо осуществлять более активную работу по снижению уровня травматизма. Что делается и что предполагается делать в этом направлении в ближайшие несколько лет? Должен сказать, что снижение уровня травматизма - это комплексная задача, и она реализуется путём укрепления, усиления администрирования, и прежде всего государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Федеральная служба по труду   и занятости ориентирована именно на выполнение этой работы. В основном их   деятельность направлена на проверку состояния дел в сфере охраны труда на конкретных предприятиях, запрет деятельности отдельных структурных подразделений или отдельных производственных участков организаций, а также запрет на эксплуатацию того оборудования, которое, с точки зрения госинспекторов, непригодно для эксплуатации. Это также наложение административного наказания на руководителей, вплоть до их  дисквалификации, это оценка качества индивидуальных средств защиты с точки зрения их соответствия стандартам и ГОСТам и комплекс других мер. Вот эти меры, как нам представляется, в принципе за последние годы показали достаточную эффективность при осуществлении надзорных функций. Я также отметил бы и то, что действующая модель,  стимулирующая работодателей сокращать производственный травматизм, в целом доказала свою эффективность. За последний год более четырнадцати тысяч работодателей направили более 2,8 миллиарда рублей на проведение профилактических мероприятий. Продолжается реализация национальной программы, связанной с обследованием работников, занятых на работах в особо вредных и особых условиях труда. В прошлом году было обследовано один миллион девятьсот тысяч человек, на что было потрачено около 4 миллиардов рублей, и 2,8 миллиарда рублей было направлено на лечение, реабилитацию, санаторно-курортное лечение тех категорий, которые охвачены программой страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Я бы отдельно подчеркнул и ту работу, которую мы проводили совместно с Государственной Думой в течение последнего года, - это разработка программы снижения заболеваемости на рабочих местах, укрепления здоровья трудоспособного населения. Это, как нам видится, абсолютно приоритетная, ключевая задача на ближайшее время, потому что именно сверхсмертность в трудоспособном возрасте является серьёзным ограничением для развития экономики. В бюджете фонда социального страхования на будущий год предусмотрены расходы на реализацию этой программы в объёме 2 миллиардов рублей, она будет предусматривать не только конкретные меры,   связанные со снижением уровня заболеваемости и улучшением качества условий труда на предприятиях, но также довольно большие средства будут направляться на аттестацию рабочих мест. Вопрос аттестации рабочих мест в промышленности с точки зрения их соответствия требованиям и классам рисков - это чрезвычайно важная работа, поскольку проведение этой предварительной аттестации, которая в последние годы в силу разных обстоятельств не проводилась на должном уровне, является серьёзной предпосылкой для   постепенного перехода к реализации программы снижения производственного травматизма на страховых принципах. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Михаил Юрьевич. Присаживайтесь. И ещё одна информация - Максима Анатольевича Топилина, руководителя Федеральной службы по труду и занятости. Пожалуйста, Максим Анатольевич.

Топилин М. А., руководитель Федеральной службы по труду и занятости.

Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты!

Я хотел бы отметить, что реализация задач в сфере оказания услуг по предоставлению гражданам комплекса мер по защите от безработицы в настоящее время проходит на принципиально новой основе. Как вы помните, в конце 2005 года был принят закон, в котором полномочия в сфере содействия занятости населения были переданы субъектам Российской Федерации. И значительное время в прошлом году и начале этого года было посвящено тому, чтобы должным образом   организовать работу по передаче полномочий с федерального уровня на уровень регионов и решить несколько основных задач. Первая задача, которую мы перед собой ставили и которая была успешно, как нам представляется, решена, -это обеспечение непрерывности оказания услуг безработным гражданам и незанятому населению. В этих целях были проведены мероприятия по реорганизации служб занятости, и с 1 января 2007 года службы занятости начали нормальное функционирование в полном режиме уже в рамках органов   исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при этом практически ни на один день не прекращались социальные выплаты безработным, что является также достаточно серьёзным, как нам представляется, результатом.

По вопросам финансового обеспечения мероприятий в сфере содействия занятости нами были разработаны соответствующие методики, и главный результат здесь - равная обеспеченность в регионах услуг по содействию занятости: с 1 января 2007 года все регионы в равной степени обеспечены   финансовыми ресурсами для проведения всех социальных выплат и оплаты различных программ по активному содействию занятости. При этом программы, которые реализовывались на федеральном уровне, сохранились все в полном объёме при передаче полномочий на уровень субъектов Российской Федерации. Сегодня ключевой задачей, которая стоит перед Федеральной службой по труду и занятости, является разработка механизмов стимулирования регионов к улучшению ситуации на рынке труда, к разработке новых программ по улучшению качества предоставляемых услуг. В связи с этим и в соответствии с поручениями правительства, которые были даны месяц назад, сейчас  изучаются вопросы разработки специальных систем стимулирования с привлечением дополнительных ресурсов для регионов и создания специальных резервных фондов на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда, а они, как мы понимаем, могут быть обусловлены различными факторами, в том числе и реструктуризацией производства, которая не была спрогнозирована при формировании субвенций, и переходом на формирование федерального бюджета на трёхлетний период. В проекте трёхлетнего  федерального бюджета запланированы средства на реализацию полномочий в сфере занятости субъектами Российской Федерации в необходимом объеме. Переходя к вопросам организации, вопросам надзора в сфере охраны труда, хотел бы обратить внимание на то, что Федеральной службой по труду и занятости в прошлом году проведено более ста сорока тысяч проверок соблюдения работодателями условий охраны труда и в результате этого   выявлено более миллиона четырёхсот тысяч нарушений, то есть на каждую проверку практически приходится десять нарушений законодательства об охране труда. В этой связи на работодателей были наложены штрафы в размере 122 миллионов рублей.    

При этом мы отмечаем, что ситуация на рабочих местах, связанная с повышенной загазованностью, повышенными шумами, имеет тенденцию к усугублению. В этой связи нами разрабатываются специальные мероприятия, связанные прежде всего с расширением надзорных полномочий в области охраны труда с тем чтобы снизить риски заболеваемости профессиональными заболеваниями и снизить количество смертельных случаев в связи с несчастными случаями на производстве. Эти программы включают в себя прежде всего мероприятия, связанные с аттестацией рабочих мест, с комплексной оценкой ситуации на рабочих местах для того, чтобы обеспечить превентивные меры по защите трудовых прав работников. В связи с   реализацией демографических проектов существенное внимание также будет уделяться охране труда женщин. Если приводить цифры, то мы увидим, что достаточно большое количество нарушений отмечается применительно к условиям труда женщин, в том числе это использование труда женщин на работах, на которых оно в принципе запрещено. Поэтому по этим направлениям сейчас готовится специальная программа в рамках тех мер, которые были изложены министром здравоохранения и социального развития Михаилом   Юрьевичем Зурабовым.

Спасибо.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать