Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 16.05.2007

"Михаил Зурабов: не надо бояться лекарственного дефицита", Вести-24, 16 мая 2007 года

Сегодня депутаты Госдумы слушали доклад министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, выступавшего там в рамках правительственного часа. Министр говорил о компенсации за трудоустройство инвалидов и женщин с детьми, пообещал нормализовать ситуацию с лекарствами в ближайшие полтора месяца и повысить зарплату врачам. О планах министерства на ближайшие несколько лет он рассказал и информационному каналу "Вести".

 
- Здравствуйте, Михаил Юрьевич! Ваше министерство вводит новый принцип контроля над распределением лекарственных препаратов для льготников. Теперь медики, выписывая рецепт, должны знать, какие лекарства есть в наличии в аптеках. В чем смысл этой системы и как это скажется на качестве лечения больных?

- В рамках программы льготного отпуска лекарств для большинства лекарственных препаратов одного международного запатентованного наименования соответствуют от двух до пяти наименований. Данным же приказом предусматривается внесение определенных изменений, дополнительных прав у лечащего врача, когда он может указывать не только международное запатентованное наименование, но и – в тех случаях, когда он посчитает необходимым, – торговое наименование. Это упрощает взаимодействие между аптечным учреждением, пациентом, и конкретным врачом. Например, врач знает о наличии конкретного лекарственного препарата – либо в аптечном киоске лечебного учреждения, в котором конкретно больной получает медицинскую помощь, либо в аптеке, с которой данное лечебное учреждение наладило устойчивые взаимоотношения, и заказ на поставку лекарственных препаратов в это аптечное учреждение формируется в том числе и по заявке данного конкретного лечебного учреждения. Указав конкретное наименование, врач избавляет больного в ряде случаев от необходимости искать конкретные торговые наименования или посещать несколько аптечных учреждений с тем, чтобы фармацевтические работники подобрали ему тот лекарственный препарат, который по их мнению наиболее точно отвечает назначению врача. Но не менее важно то, что срок действия рецепта для льготного лекарственного отпуска, в соответствии с этим приказом, увеличивается с 14 дней до одного месяца.

 
- Как сейчас в целом можно охарактеризовать ситуацию с обеспечением льготников лекарственными препаратами? Стоит ли бояться лекарственного дефицита?

- Нет. Лекарственного дефицита в этом году не будет. Постепенно ситуация с льготным лекарственным отпуском нормализуется. Надо сказать, что определенные сбои в начале года были обусловлены тем, что по целому ряду причин в связи, в том числе, и некоторыми законодательствами, модель взаимодействия Федерального центра с регионами в вопросах дополнительного лекарственного обеспечения была изменена. Дополнительные полномочия получили субъекты Российской Федерации, и некоторые субъекты в полной мере этими дополнительными возможностями воспользовались. Это взаимное обучение новым особенностям реализации программы – она в этом году будет продолжаться – будет уже проходить в более спокойном, нормальном, взвешенном режиме. И в течение этого года в Государственной думе будут отрабатываться предложения по наделению субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в части, касающейся лекарственного обеспечения. А это предполагает в том числе и большую ответственность субъектов в отношении правильного формирования заявки, правильной оценки потребности в лекарственном препарате. Работая с диспансерными группами населения, нужно понимать, что при типичном течении болезни – а я еще раз хочу подчеркнуть, что все те, кто получают лекарства по этой программе, хронические больные – нужно совершенно четко составлять прогноз потребностей в лекарственных препаратах, исходя из курсовой дозы, исходя из потребностей на более продолжительный период. Исходя из так называемой базы лекарственной терапии. Это все то, чему нам приходится на сегодняшний день учиться совместно с регионами.

 
- Государство сейчас пытается расплатиться по долгам перед поставщиками лекарств. На это выделены дополнительные средства из бюджета. А между тем многие эксперты говорят, что причиной тому стали слишком большие торговые наценки. В некоторых регионах они достигали ста процентов. Как же образовались такие торговые наценки? И как правительство намерено бороться с подобной практикой?

- Задолженность, конечно же, не явилась следствием чрезмерных наценок. Что касается торговых наценок на лекарственные препараты, они утверждались в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, которая ответственная за оценку и установление подобного рода наценок. Но тем не менее, в виду того, что система дополнительного лекарственного отпуска работает уже третий год, инфраструктура поставки и отпуска лекарственных препаратов на сегодняшний день является более усовершенствованной, чем она была два-три года назад. Осуществлена компьютеризация аптечных и лечебных учреждений. Серьезно модернизированы складские возможности, как на уровне субъектов, так и на федеральном. Естественно, возникла возможность снижения торговых наценок. И решение уже практически состоялось. Снижение торговых наценок, как мы ожидаем, в ближайшее время произойдет в среднем на 10-15 процентов.

 

- Каким образом регион должен формировать свою заявку на получение средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения, чтобы в конце года у него не возникало долгов перед поставщиками лекарственных препаратов?

- Я неоднократно подчеркивал, что те категории граждан, которые получают так называемое дополнительное лекарственное обеспечение, это люди, которые работникам практического здравоохранения хорошо известны. Это инвалиды, страдающие серьезными хроническими заболеваниями. Все они находятся на диспансерном учете. И нормально функционирующее первичное звено в системе здравоохранения, чего мы в последние годы добиваемся, конечно, лечащий врач, врач-специалист, у которого на диспансерном учете находится такой пациент, он хорошо должен понимать план ведения больного. Он хорошо должен понимать, какие лекарственные препараты он предполагает выписывать ему в течение квартала. Либо в течение года с учетом типичного течения болезни или, в случае возникновения каких-то осложнений, сопутствующих заболеваний. Это, в каком-то случае, культура оказания медицинской помощи. Если на уровне лечебного учреждения вы знаете, что у вас на учете находятся 8 тысяч больных, если вы знаете их диагнозы, если базовую терапию (проще говоря, лекарственные препараты), которые должны выписываться при этой терапии, вы должны так, как в нормальном плановом хозяйстве, составить нормальную заявку на те препараты, которые будут выписываться в течение года больным, нуждающимся в дополнительном лекарственном обеспечении.

 

- В новый трехлетний бюджет такие объемы финансирования заложены? Учитываются ли нынешние проблемы с нехваткой лекарственных препаратов?

- Я еще раз хочу подчеркнуть, что в прошлом году не было никаких недостатков в лекарственных препаратах, в позапрошлом году эта система показала свою действенность. Мы понимаем, что модель на сегодняшний день реализуется с учетом того, что приблизительно 50 процентов граждан отказалась от так называемого социального пакета, и в связи с этим в программе остались граждане, прежде всего, много и часто болеющие. Но если заглянуть в некое гипотетическое будущее, если в программе останется, например, два миллиона человек, стоимость лечения каждого из которых будет составлять в расчете 30 или 40 тысяч рублей, становится понятно, что стоимость этой программы, рассчитанной на одного, будет существенно выше, чем стоимость программы, которая была два-три года назад. То есть все те, кто при монетизации смог довольствоваться денежной суммой, приобретают лекарственные препараты на эту сумму, из программы вышли. Остались те, кто стоит дорого и много. Мы предполагаем в отдельную программу выделить тех, кто нуждается в особенно дорогостоящих лекарственных препаратах. Это, прежде всего, лица, страдающие тяжелыми заболеваниями крови, рассеянным склерозом, онкогинекологическими заболеваниями, некоторыми виды сахарного диабета и рядом других. Обеспечивать эту категорию граждан мы предполагаем и в рамках специальных моделей закупки и поставки лекарственных препаратов. Что же касается остальных категорий, расходы на лечение которых по сравнению с этими затратами будут существенно ниже, мы рассчитываем на то, что удастся реанимировать, восстановим тот принцип, по которому программа действовала в 2005-ом и в 2006-ом году. То есть, восстановить в большей степени страховой смысл функционирования. Это и компоненты Государственной программы "Государственные гарантии и бесплатная медицинская помощь". И для этих категорий в бюджете предусматривается достаточное количество средств.

 


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать