Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 24.04.2007

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабов принял участие в программе "Национальный интерес" на телеканале "Россия" (эфир 21.04.2007г.)

Тема программы: «Справедливость в России»

Ведущий ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ: Здравствуйте. Вы смотрите программу "Национальный интерес", которая, как обычно, в это время выходит на канале "Россия" в прямом эфире. Сегодня мы говорим о цене человеческой жизни в нашей стране. Кто на практике эту цену назначает, и что из всего этого следует? С ценой жизни прямо связано и понятие справедливости. На какую справедливость мы рассчитываем. Можно ли говорить о качестве справедливости и какой материальный уровень справедливости мы можем себе позволить. Еще о справедливости, как это и не странно может звучать, и есть технология. Ее разрабатывает у нас Министерство здравоохранения и социального развития. Так что, в каком-то смысле, это и министерство справедливости. Впрочем, кто-то может пошутить, заявив, что министерство Михаил Зурабова - это министерство несправедливости. Попытаемся понять реальность и сделаем это в прямом эфире без каких-либо утаек.

В: У нас в студии - министр здравоохранения и социального развития России Михаил Юрьевич Зурабов; фактически главный врач России, руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, академик Юрий Никитич Беленков; главный клинический фармаколог Росздравнадзора, академик Юрий Борисович Белоусов; депутат Госдумы от "Единой России", действительный член Российской академии медицинских наук Сергей Иванович Колесников. Мы ожидаем также, что через телемост к участию в нашем разговоре подключится министр здравоохранения Республики Коми Михаил Альбертович Мурашко.

В: И вот по составу гостей, наверное, вы уже догадались, что мы будем говорить о справедливости на примере здравоохранения. Конечно, можно было бы говорить о справедливости на примере нашего бездорожья, либо того, что происходит в средних школах, либо, скажем, на примере пенсий. Но сегодня мы будем говорить о здравоохранении. И, в общем, первый вопрос к вам, Михаил Юрьевич, так чем вы всё-таки измеряете цену человеческой жизни и что в этом свете для вас справедливость?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Ну, такая постановка вопроса, конечно, для меня отчасти неожиданна, потому что полагал бы более правильно рассматривать такой вопрос в передаче на канале "Культура". Но нельзя сказать, что я над этим не размышлял, определенные соображения по этому поводу у меня есть, и начать ответ хочу с того, что сказать, что действия любого человека, организации - справедливы или несправедливы - они, как правило, оцениваются с трех позиций: законности, по правде или по совести.

Ну, что касается законности, то, наверное толкование справедливости под этим углом зрения абсолютно понятно. По правде, с моей точки зрения оценка справедливости - это такой вариант оценки той или иной ситуации, когда большинство населения высказываются однозначно по этому поводу. Это мнение большинства. Я полагаю, что правда, это мнение большинства. По совести, ну, это уже личная оценка человека, когда он остается один на один. Если говорить о здравоохранении, то в здравоохранении настоящий врач всегда поступает по совести. Потому что он лечит человека, он борется за его жизнь, борется за его жизнь до конца, не взирая на то с какими это материальными, или иными расходами связано. Что касается мнения большинства, то здесь есть варианты. Почему варианты? Потому что в последнее время мы видим целый ряд серьезных дискуссий по особым аспектам деятельности здравоохранения, такими как эвтаназия, такими как трансплантация, когда решается вопрос о том, когда нужно остановить реанимационные процедуры, когда нужно перестать бороться за жизнь человека для того, чтобы спасти жизнь другого человека. Потому что может быть произведен забор органа и этот орган спасет жизнь другому человеку. И вы знаете, что здесь очень непростые дискуссии, столкновение точек зрения.

Это я вам рассказываю для того, чтобы было понимание, что в отношении любой ситуации в здравоохранении, существуют, как минимум, три различных точки зрения, три различных позиции. Если вы задаете мне этот вопрос, для того чтобы я попытался экономически оценить, сколько стоит здоровье в России и какая справедливость в этой связи в отношении человеческой жизни действует у нас, то я должен признаться, что, хотя в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, объемы финансирования в здравоохранение существенно выросли, то еще несколько лет назад можно было бы сформулировать ответ на вопрос следующим образом: столько, сколько мы платим за здравоохранение, это было 2,8 процента валового внутреннего продукта, это и есть продолжительность жизни мужчины 59 лет. Вот это и было наше понимание справедливости, потому что справедливость - это всегда соотнесение общегосударственных, личных целей и возможностей с тем, что вы можете поставить в качестве приоритета, что вы можете строить первым: либо дороги, либо больницы, либо вы будете заботиться о развитии инфраструктуры, либо думать о здоровье подрастающего поколения. Это всегда выбор.

Этот выбор, как я уже пытаюсь вам об этом сказать в ходе своего ответа, это выбор во многом и нравственный. Поэтому всегда ответ на этот вопрос абсолютно конкретен, но справедливость с нашей точки зрения - это, прежде всего, верховенство здоровья человека.

В: Вот вы депутат Государственной думы от партии "Единая Россия". Партия "Единая Россия", образно говоря, начертала на своем знамени три базовых ценности - первое - это материальный достаток, свобода и справедливость. И вот с этой точки зрения, как вы считаете, стала ли наша система здравоохранения в последние годы более справедливой? Вы представляете, ну, народ - это представительный орган.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Хороший очень вопрос, потому что если мы говорим о динамике, начиная с 99-го года, когда пришел сначала премьер, а потом президент Путин, динамика очевидна. До этого система, находясь в очень жестком, нестабильном состоянии, с очень жестким недофинансированием с 99-го года началась, по крайней мере, стабилизация, затем введены были несколько программ, которые, кстати, "Единая Россия" продвигала с помощью исполнительной власти. Это система, которая привела к появлению дополнительного лекарственного обеспечения. Это, согласитесь, система, которая постановила частично справедливость по отношению к тяжелым больным. И затем началась система вторая - национальные проекты. Это утверждается и Думой, и финансируется Думой. Но мы считаем, что делается недостаточно.

В.: Система стала более справедливой, но недостаточной.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Недостаточной. Я объясню почему. Первое, если.

В.: Кратко, нам нужно на рекламу прерваться.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Две позиции, о которых Михаил Юрьевич частично сказал. Первое - это с точки зрения лично человека, пациента и второе с точки зрения государства. Пациент сегодня недостаточно справедливо его обеспечивают медицинскими услугами. Это очевидно, это показывают опросы социологические. Это связано с тем, что государство не хочет признать, что медицина - это дорогая отрасль. Не хочет признать! Ну, так...

В: В том числе и парламент, который формирует бюджет.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): В том числе и парламент, и парламент в этом ответственен, и надо добиваться большего, конечно, в парламенте. Но мы не хотим этого признать, так... вот это самое основное. Если мы хотим восстановить справедливость, давайте будем не только с точки зрения государства - что вот нам вот такое количество расходов туда-сюда, на каждую полочку разложить, но и какой это будет эффект для человека, лично для населения.

В: Спасибо большое, Сергей Иванович! Итак, мы говорим о справедливости на примере здравоохранения и вернемся в эту студию прямого эфира сразу после короткой паузы.

В.: Вопросы из студии, пожалуйста.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Михаил Альбертович, вот с тем кризисом лекарственного обеспечения, который возник из-за невыплат поставщикам, у вас как обстоит дело?

В: Это дополнительное лекарственное обеспечение.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Да, дополнительное лекарственное обеспечение.

МИХАИЛ МУРАШКО (министр здравоохранения республики Коми): Ну ситуация фактически аналогична всей России. Здесь Республика Коми не является чем-то особенным. Но то, что на сегодняшний день, в том числе, и местный бюджет задействован в том, чтобы дополнительно приобретать медикаменты - да, это уже на сегодняшний день происходит. Говорить о том, что определенные категории населения, те, которые раньше не имели доступа к дорогостоящим препаратам, сегодня его получили, да. Особенно это онкологические пациенты. Это больные с гематологическими заболеваниями. Это объективно.

В.: Спасибо большое Михаил Альбертович, напомню, что в нашей программе принимал участие министр здравоохранения Республики Коми. И все же, знаете, оставленных любовников идеализируют - таков закон. И уходящий в историю Советский Союз тоже в какой-то степени идеализируется и его система здравоохранения. Наша система здравоохранения, которая сейчас работает и развивается, она более справедлива, чем та, что была, или нет? Потому что понятие справедливости относительное. Можно себя сравнивать со Швейцарией или с Норвегией, а можно себя сравнивать с Советским Союзом, а можно еще с кем-то. Что у нас сейчас по сравнению с Советским Союзом? В чем мы лучше, в чем мы еще не превзошли? Какие-то краткие оценки, может быть, образы от каждого из вас. Пожалуйста, Михаил Юрьевич.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Ну, вы знаете, если оценивать качество здравоохранения либо справедливость по тем показателям, которые только что коллеги приводили, средняя продолжительность, в частности, уровень смертности, уровень детской смертности, то по одним показателям Российская Федерация выглядит попредпочтительнее, по другим показателям мы пока еще не вышли на уровень Советского Союза, это, к сожалению, факт, по инфекционным заболеваниям мы имеем весьма, я бы сказал так, неубедительные показатели, но вместе с тем я бы указал и на то, что в Российской Федерации сейчас начинает восстанавливаться тот позитивный опыт, который, я полагаю, в ближайшее время даст нам возможность достичь не худших результатов. Прежде всего, это, так называемая, профилактическая составляющая работы здравоохранения. В прошлом году мы провели диспансеризацию 8-ми миллионов человек. Мы не просто восстановили, такого никогда в предшествующие годы не было, реализации национального календаря прививок и вакцинации от серьезных инфекционных заболеваний, таких как гепатиты, таких как краснуха, грипп и все это в конечном итоге сказывается, конечно, и на продолжительности жизни. Но если ваш подтекст или подтекст вашего вопроса состоит в том, что в Советском Союзе, все-таки, можно было предположить существовало здравоохранение, ориентированное на массового потребителя, на массового пациента, то должен признаться, по моим ощущениям, всё-таки сейчас как раз мы и делаем ставку на то, чтобы здравоохранение сделать качественным для массового гражданина, для населения в целом вне зависимости от того места, где он проживает. Вот одна из бед здравоохранения последних десяти лет заключалась в том, что, когда мы создали вот то, о чем вы говорили, трехуровневую систему здравоохранения, когда ответственность за оказание медицинской помощи была спущена на уровень муниципалитетов и субъектов Российской Федерации, на 80-85% общего объема оказания медицинской помощи, а уровни экономического развития и бюджетная обеспеченность очень различные, то, понимаете, что медицинская помощь в Ханты-Мансийске или в Тюмени отличается от медицинской помощи в Костроме или в Кургане. И вот сейчас первые шаги как раз по восстановлению справедливости - то, о чем говорил Юрий Никитич, это выравнивание условий оказания медицинской помощи во всех регионах.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: И создание единого стандарта.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): И создание единого стандарта! Вот это именно и самая главная задача.

В: Продвинулись в создании единого стандарта?

ЮРИЙ БЕЛЕНКОВ (руководитель федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ): Я могу продолжить то, что говорил Михаил Юрьевич, и сказать, что конечно, в советском здравоохранении (а я родом оттуда, так же, как многие из нас) были и вещи, которые нужно восстанавливать сейчас. И кстати, недавно президент об этом говорил, о том, что надо восстанавливать функции головных учреждений, надо восстанавливать службы - кардиологическую, онкологическую и другие. Это то, что было наработано нами в течение этих лет. С другой стороны, давайте так, я недавно был в Орле и выступал перед врачами, там было достаточно серьезное совещание. И примерно такой вопрос мне был задан. Я ответил: скажите, коллеги, когда в Советском Союзе миллиард долларов тратился на оснащение поликлиник? Да никогда. И то, о чем сейчас говорил Михаил Юрьевич, это восстановление справедливости. Это государство отдает долги здравоохранению.

В.: Ну, а все-таки вот эта проблема ДЛО, дополнительного лекарственного обеспечения, она когда будет исчерпана и может быть она исчерпана вообще, вот после всех этих дискуссий в Госдуме, после всех этих объяснений, указаний, открытий, напряженной работы - когда это все будет сделано?

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Ну, наверное, скорее всего это вопрос к Михаилу Юрьевичу. Но.

В.: Но вы как главный фармаколог, наверное, тоже следите за. Главный клинический фармаколог, пожалуйста.

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Клинический фармаколог, депутат Госдумы. Но у меня есть ощущение, что эта проблема в ближайшее время будет решена. И как с точки зрения финансов, так с точки зрения организационно-нормативной. Ведь получилась одна ситуация, что когда система дополнительного лекарственного обеспечения восприняли как систему тотального бесплатного обеспечения лекарствами. А такое, как вы знаете, существует только в нескольких странах. Это Объединенные Арабские Эмираты, Куба. Это наша бывшая республика Туркмения. Сейчас у них это все останется, такая система. А это система дополнительного лекарственного обеспечения. И вот эти понятия позиции были каким-то образом запутаны, смещены.

В: А что значит - было воспринято как-то... тотально? Люди брали себе впрок, либо врачи выписывали по десять тысяч рецептов в год? Или как это всё?..

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Нет, потому что вдруг все остальные системы лекарственного замещения, которые в государстве существовали и существуют - никто их не отменял, они каким-то образом отошли в другую сторону. И у врачей, в первую очередь, и у населения, во вторую очередь, появилось такое ощущение, что вот в эту систему дополнительного лекарственного обеспечения можно внести заявку на все необходимые нужды. А сама по себе система была рассчитана на лечение большинства больных наиболее оправданными, наиболее доказанными, наиболее эффективными лекарственными средствами и лекарственными технологиями, а не средствами для лечения похмелья...

В: Да, да.

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Или, там, для синдрома, то есть, половой слабости, и так далее.

В: Ну, совсем кратко, нашли общий, как бы...

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зам. председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, академик, профессор): Дело в том, что система ДЛО, это добрый джин, который был выпущен из бутылки, другое дело, как он по правилам начал играть или не по правилам. И первый год вроде бы все было нормально, пока не было выхода из так называемого обязательного, солидарной ответственности, затем в следующий год разнесло систему по одной простой причине, стали выписывать качественные лекарства, стали лечить больных, и я лично считаю, что 68 или там 70 миллиардов рублей потраченных в прошлом году, это есть реальная потребность нашего населения в лекарствах и только это надо признать. Но в бюджете вновь наше правительство предлагает в этом году 35 миллиардов, в следующем году ну 40, не погашая долгов.

В: Закладывая проблему.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зам. председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, академик, профессор): Да, не погашая долгов, наши попытки, мы сделали комиссию в Думе, которая очень тщательно с участием Минздрава разбирала эти вопросы, но мы не встречаем понимания правительства в том, что долги должны быть погашены, и вторая проблема, в чем можно упрекнуть, мы внесли, Грызлов вот хотел с Михаилом Юрьевичем и с Кудриным встретиться отдельно, чтобы обсудить эти вопросы, это наша инициатива была.

Потому что вторая проблема - это то, что мы до сих пор не сделали стандарта лечения. То есть фактически должен быть регламент лечения по каждой болезни. Тогда можно легко просчитать, что нужно для льготника. Нам говорят, вот вы, ученые яйцеголовые, придумываете и самое дорогое лекарство будете выписывать. Нет, есть принципы обеспечения лекарствами и долечивание больного, которые можно согласовать между учеными, и все будет нормально. Но давайте признаем, что это потом. Давайте ответственных, "Убить Билла-2" - сериал открывать в следующем сезоне. Давайте мы вот сейчас признаем, что нужно выплатить долги и организовать нормальную систему лекарственного обеспечения.

В: Краткий ответ. Вы не признаете, что нужно погашать долги.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зам. председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, академик, профессор): Юрий Михайлович не может этого сказать, потому что он - представитель исполнительной власти.

В: Но он министр. И что должен быть стандарт лечения.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Безусловно, все это так. И долги будут урегулированы, и соответствующие объемы финансирования этой программы на текущий год и на будущий год будут определены. Соответствующие поручения Президент Российской Федерации правительству сформулировал. И мы их исполняем. Я Сергея Ивановича в чем бы поддержал. Вы знаете, вот этот вот шаг, дополнительное лекарственное обеспечение, ну, если хотите - это во многом шаг коренной модернизации здравоохранения. Ведь она на сегодняшний день устроена так, мы об этом обычно открыто не говорим, что государство не финансирует медицинскую помощь, государство финансирует сеть медицинских учреждений, оплачивает их содержание. И мы впервые сформулировали то, что профессионалы называют публичными обязательствами по отношению к гражданам. Т.е. мы сказали - вы имеете право на это. И выяснилось, также как если бы мы аналогичное заявление сделали в отношении медицинской помощи, что у нас была катастрофическая недооценка потребности. Даже сегодня, когда мы оцениваем сколько мы тратим в расчете на одного человека лекарств в стране при амбулаторном лечении - это приблизительно 40 евро, в то время, как Прибалтика тратит более 100 евро, а Европа более 300 евро. И все-таки я понимаю, что вы хотите меня прервать, одно замечание. Без эффективных лекарств при амбулаторном лечении у нас постоянно будет диктат лечебной койки. Потому что мы не можем человека вылечить тогда, когда это необходимо. Не можем ему предоставить эффективный препарат. Мы дожидаемся момента, когда он уже приобретает клинические проявления заболевания, тогда его направляют на стационарное лечение, и больше 5-6-7 лет мы ему после этого гарантировать не можем. Весь мир живет совершенно по-другому. Это для нас фундаментальный, краеугольный...

В: Итак, мы продолжаем прямой эфир программы "Национальный интерес", где мы говорим о справедливости на примере здравоохранения. Настало время и для вопросов зрителей в студии. Пожалуйста, если у кого-то есть.

А. ДРЯКИН: Добрый день уважаемая аудитория, Дрякин Андрей первокурсник МГИМО. Я хотел бы задать вопрос Михаил Юрьевичу следующего характера. Увеличились ли в текущем году объемы финансирования медицинского обслуживания в регионах и на сколько это имеет положительную динамику сейчас?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Да, вы знаете, за последние годы эта динамика и сейчас сохраняется. За последний год финансирование существенно увеличилось, с 2004 года более чем в два раза. В этом году мы рассчитываем, мы достигнем практически астрономической цифры, это 1 триллион рублей общие расходы на здравоохранение. Средства, абсолютно сопоставимые с бюджетом министерства Обороны, и мы считаем, что это очень большой прогресс. Но сейчас нам уже от увеличения объемов финансирования нужно переходить к повышению эффективности использования этих средств, повышению качества здравоохранения. Мы повышаем заработную плату, мы внедряем новые технологии. Теперь задача - качественные параметры. Вот некоторые признаки таких качественных изменений мы сейчас имеем. Например, смертность младенческая сократилась на 17 процентов в целом по Российской Федерации за год. Это очень большой показатель. Думаю, что эти тенденции сохранятся.

В: Пожалуйста.

ЖЕНЩИНА: Глубокоуважаемый Михаил Юрьевич, я - ректор Московского института медико-социальной реабилитологии. Мы готовим уникальных специалистов. Я бы хотела, чтобы вы ответили с точки зрения, что министерство, которое вы возглавляете, это министерство охраны здоровья, а не министерство болезней. Вопрос. Как наши специалисты будут использованы? Рассматриваете ли вы их как специалистов новой формации - медико-социальной реабилитологии, синтезная специальность, не восстановительное лечение.

В: Может быть, это ко всем вопрос.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Я готов начать ответ, если коллеги захотят меня дополнить, то я был бы им признателен за это. Знаете, если бы меня спросили - в чем, ну, основной приоритет или основное достоинство национального проекта в сфере здравоохранения в первичном звене, то я бы сказал, что впервые поставлена задача перед участковым врачом - не лечить больных, а осуществлять мониторинг за состоянием здоровья прикрепленного контингента, в первую очередь, мониторинг здорового населения и, в первую очередь, трудоспособного населения. Это одна из ключевых задач, правда, мы первые шаги делаем в этом направлении, но уже, слава Богу, что делаем, потому что впервые установлены первые и вторые группы здоровья, начата работа с ними. И это, я считаю, уже позитивный эффект. И второй аспект - то, что мы переходим уже с этого года к существенному увеличению объемов высокотехнологичной медицинской помощи, понимаете, заставит нас реформировать как предгоспитальный этап, так и всю систему реабилитации после лечения, потому что лечение в этих клиниках - это очень дорогое лечение и оно, конечно, будет проходить в течение короткого промежутка времени - это 5-6 дней, после чего должна быть построена эффективная система долечивания и медико-социальной реабилитации. Поэтому уверен, что ваши специалисты будут востребованы.

ЮРИЙ БЕЛЕНКОВ (руководитель федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ): Ну, я вам могу еще продолжить, что сейчас формируется еще один компонент, где могут быть использованы ваши ученики. Это школы. Школы для больных, для больных артериальной гипертонией, сердечной недостаточностью. Только что в Орле я видел школу молодой семьи. Там они готовят и папу, и маму к тому, что появится ребенок. Т.е. аспектов применения очень много. Хотя, должен вам сказать, что некоторые современные технологии сделаны так, что они уже не требуют реабилитации. Допустим, ангеопластика стентирования. Она не требует реабилитации. Но тем не менее общее количество операций на сердце конечно будет утраиваться. Так что потребление ваших специалистов будет обязательно.

В.: Спасибо.

А. МИРКИНА: Миркина Антонина, Институт медико-социальной реабилитологии, 5-й курс. У меня будет такой вопрос к Михаилу Юрьевичу. Я хотела бы узнать, считаете ли вы справедливым, что в структуре здравоохранения, психиатрия финансируется по остаточному принципу?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Я не согласился бы с вашими оценками ситуации. Напротив, мне представляется, что внимание к работе этой службы в последние годы стало существенно больше. Должен вам сказать, что цифры удручающие. У нас в Российской Федерации количество граждан, страдающих расстройствами поведения, другими психическими расстройствами достигает 3 миллионов человек. И конечно, это гигантская нагрузка на всю систему. Я сейчас подробности не буду вам сообщать. Но скажу, что даже в двух федеральных целевых программах у нас есть специальные подразделы, подпрограммы, которые ориентированы на психическое здоровье человека. И второй аспект. Мы с вами понимаем, что наркомания и целый ряд других заболеваний являются пограничными по отношению к той теме, которую мы сейчас с вами обсуждаем. Поэтому внимание к этой проблематике в ближайшие годы будет самое пристальное.

РАСФЕРМЕНА ЮЛЯ (студентка 4-го курса МПГУ): Михаил Юрьевич, можно к вам вопрос? Вы сказали, что хотите уравнять права медицинского обслуживания на всех трех уровнях. Скажите, пожалуйста, какие конкретно меры вы хотите принять и не будут ли эти меры такими же провальными, как и ваше дополнительное лекарственное обеспечение?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Вы знаете, когда мне задают вопрос. На сколько я сознаю свою персональную ответственность за те сбои, которые в частности возникли в системе дополнительного лекарственного обеспечения, то я самому себе отвечаю на этот вопрос таким образом. Да, действительно, я свою персональную ответственность ощущаю. Она в частности заключается и в том, что мы в каком-то смысле переоценили способность системы здравоохранения быстро, вместе с населением отреагировать на новые изменения. Вы знаете, это изменение на столько носит кардинально драматический характер в последние годы, мы просто может быть на бытовом уровне не всегда их замечаем, что для того, чтобы система к этому подготовилась и смогла бы в полной мере реализовать потенциал новых решений, требуется время. 2005-й год эта система работала без сбоев, в 2006-м году сбоев в ней тоже не было. Проблемы возникли тогда, когда у нас существенно увеличились потребности в финансовых средствах. Я еще раз повторю, что проблема в основном носит финансовый характер. Когда же я говорю об уравнивании, доступности медицинской помощи, то я имею в виду достаточно простую вещь - это просто означает, что человек, который проживает в городе, ну, предположим, Твери или в населенном пункте, там, скажем... Кировской области должны, в принципе, иметь доступ к диагностическим процедурам, к лечебным процедурам, должны иметь дело с врачом, должны иметь дело к доступным лекарственным препаратам одинакового качества. И вот это как раз и есть минимальные социальные стандарты, которые на всей территории Российской Федерации должны действовать беспрекословно - это первое.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Но правительство не хочет их принимать...

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): И второе... и второе, на что также нужно обратить внимание - это, конечно, доступность медицинской помощи вне зависимости от уровня доходов. Потому что уровень платности в здравоохранении тоже очень сильно отличается и согласитесь, что если мы двинемся этим путем, то у нас из возможности получить качественную медицинскую помощь будет выпадать категории с очень низкими доходами. Должен вам сказать, что как ни странно, это прежде всего, семьи имеющие более 2-х детей, это прежде всего, молодые люди, у которых перед собой есть определенные перспективы в жизни и они не могут получить качественной медицинской помощи либо из-за отсутствия работы, либо из-за низкого уровня доходов, это в принципе более широкая категория работающих граждан и поэтому вот в этом мы и понимаем справедливость.

В: Да, пожалуйста.

ВЯЧЕСЛАВ ВЕРХОВЦЕВ ( студент третьего курса экономики и предпринимательства института): Я хотел задать вопрос Михаилу Юрьевичу. Вот на сегодняшний день существует много препаратов, который продлевают и улучшают жизнь человека, вот, но они мало распространены в России, то есть, если вы спрашиваете в аптеке их наличие, то их там нет, в частности, препарат мелатонин, вот можно как-то министерству здравоохранения как-то поддержать вот эту отрасль.

В: Это наверное, главный клинический фармаколог.

ЮРИЙ БЕЛЕНКОВ (руководитель федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ): Мелатонин не относится к препаратам, которые продлевают жизнь. Абсолютно нет. Тут ситуация другая. Я немного продолжу ту тему, которую сейчас затронул Михаил Юрьевич, отвечая на ваш вопрос. Ведь до ДЛО мы жили по принципу: нет человека - нет проблемы. Ведь дети, больные гемофилией, в таком количестве никогда не получали современную терапии. Дети, больные муковисцидзом, никогда не получали такой терапии. То есть раньше, несколько десятков лет назад, они просто умирали. Их просто не было, и не было проблемы. Сейчас впервые эти дети получают современную терапию, и они могут жить столько, сколько живет обычный человек.

В: Спасибо. Буквально последний вопрос, совсем кратко.

ВОПРОС: Мы говорим о справедливости. Есть ли справедливость в том, что больных ВИЧ-инфекцией финансирует лечение государство наше. А больные гепатитом С не финансируются, хотя из в два-три раза больше.

В: Это так?

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Это не совсем так, поскольку и больные с ВИЧ-инфекцией, и больные с гепатитами... гепатитом С и другими гепатитами входят в систему дополнительного лекарственного обеспечения. Так что это не совсем, так сказать, правильный ваш вопрос. А второй вопрос другой, что больных ВИЧ-инфекцией в стране очень много. И всеми оригинальными, супер, так сказать, дорогими лекарственными средствами лечить или предупреждать распространение болезни невозможно. Поэтому используется и воспроизведенные, в том числе, и отечественными фармацевтическими компаниями лекарственные средства, которые по эффективности не уступают зарубежным аналогам.

В: Мы заканчиваем наш разговор о справедливости на примере системы здравоохранения в современной России. У меня один вопрос на всех, для того чтобы подвести итог этому разговору: что вы считаете высшим достижением в движении к справедливости в зоне ответственности каждого из вас. Пожалуйста.

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (зампред комитета ГД РФ по образованию и науке, фракция "ЕР", академик РАМН, профессор): Я человек скромный. Я не считаю, что это мое личное достижение. Это достижение в целом законодательного органа. Давайте оставим в покое партии, потому что тут слово справедливость постоянно употребляете, оно немножко другой сейчас смысл имеет. Первое и самое основное, что мы на приоритеты в законодательном смысле и в смысле бюджетного обеспечения вывели все-таки здравоохранение. О нем начали говорить. Второе - запустили ряд проектов в законодательном смысле - это и федеральные, и целевые программы, и национальные проекты подпитали больше, чем предлагало, между прочим, правительство, так же, как систему дополнительного лекарственного обеспечения, мы увеличили ассигнования в пять раз. То есть мы запустили процесс в законодательном смысле. Если говорить о сбое последнего времени, мы пытаемся сделать все, чтобы население не пострадало. Пока не получается. Нет понимания пока исполнительной власти. Вот это я могу вам сказать точно.

В: Пожалуйста, Юрий Борисович!

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Справедливость - это тогда, когда современный больной российский получает современное квалифицированное лечение, согласно клиническим рекомендациям, стандартам лечения в полном объеме.

В: А достижения есть в этой сфере?

ЮРИЙ БЕЛОУСОВ (зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор): Достижения, естественно, есть, это судя по тому, что продолжительность жизни неуклонно всё-таки в нашей стране медленно-медленно возвращается и увеличивается. Уменьшается показатель в лучшую сторону, улучшается показатель заболеваемости и смертности, хотя это очень тяжелые такие процессы, но, тем не менее, они есть. И это всё-таки те усилия огромные, которые предпринимаются в последние буквально несколько лет.

В: Юрий Никитич, пожалуйста!

ЮРИЙ БЕЛЕНКОВ (руководитель федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ): Ну, я тоже, как и академик Колесников скажу, что достижения есть, но они не лично мои. Это работа огромного коллектива. Вы знаете, я видел лица врачей в поликлиниках, которые имеют хорошую зарплату и хорошее оборудование. Это совершенно другие люди. Вот это самое главное достижение, это позитивный ответ врачей на то, что делается. И это очень приятно. Вторая, думаю, вещь, которая нам очень важна и очень нужна, это решение, которое были приняты на правительстве совсем недавно - о развертывания сети эндовоскулярных центров лечения, то есть внутрисосудистых операций при остром инфаркте, инсульте, и это наше будущее.

В: Михаил Юрьевич достижения в справедливости в зоне вашей ответственности?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Вы знаете, формула справедливости в здравоохранении, мне кажется, очень проста, это доступная медицинская помощь вне зависимости от места проживания и уровня достатка семьи или конкретного человека.

В: Ну это пожелание.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Это идеальная конструкция, конечно же, но кое-что удалось сделать в последние годы в этом направлении. Если говорить о таких интегральных показателях, в это сложно наверное поверить, но в течение первых двух месяцев мы постоянно сравниваем динамику показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, у нас естественно убыль населения в Российской Федерации за счет роста рождаемости снижение смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 33 процента, 33 процента.

В: Это что за год?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Это за год, это за год, это рост рождаемости и снижение смертности, это годовые показатели. И также хочу заметить, что даже по каким-то отдельным направлениям, вот таким как, например, улучшение качество и доступности медицинской помощи женщине в период беременности и родов, это специальная программа, мы практически полностью избавились от платных родов в России.

В.: Наверное, еще что-то у вас есть в рукаве, вы так сделали такие многозначительные паузы, это же не все?

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Нет, вы знаете, что, я не предполагал, что ответ на этот вопрос будет заключаться в том, что я подробно будут рассказывать о всей работе, которая была проделана правительством, Министерством, коллегами в регионах в этом направлении. В целом еще раз повторю, что не смотря на то, что средства, которые мы сконцентрировали на этом направлении к общим расходам здравоохранения составляют 5-10%, все-таки за последний год, я уверен, что у нас появились позитивные тенденции, появились. И вот наличие этих позитивных тенденций и есть в моем понимании справедливость.

В.: Спасибо большое, Михаил Юрьевич, спасибо большое всем. Итак, мы говорили о цене человеческой жизни. И в этой связи о справедливости. В Божественном смысле жизнь бесценна. На грешной земле жизнь действительно имеет лишь ту ценность, которой мы сами готовы ее наделить. Мы - это медики, милиционеры, учителя, журналисты, водители, пешеходы, губернаторы, депутаты, физики и спортсмены - общество. Справедливость - это то, к чему мы в принципе стремимся. Но у справедливости есть определенный в нашем развитии материальный уровень, который мы, как страна, можем себе позволить. В национальных интересах России развиваться быстрее, чтобы и позволить себе больше. Кажется, сегодня с этим никто не спорил. На этом я благодарю всех участников сегодняшней программы. А это - Михаил Зурабов, Юрий Беленков, Юрий Белоусов, Сергей Колесников, из Коми к нам подключался Михаил Мурашко - министр здравоохранения Республики Коми. Спасибо и нашим активным зрителям в студии. С вами был Дмитрий Киселев. И в этой студии увидимся через две недели.

 


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать