Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 15.03.2007

"Ольга Шарапова: "Мы делаем ставку на поддержку семей с детьми", Медицинский вестник, 7 марта 2007 года

Нужна ли программа "Дети России", когда действуют приоритетные национальные проекты "Здоровье" и "Образование"? Директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России Ольга Викторовна ШАРАПОВА убеждена, что такая программа необходима, поскольку адресно направлена на 7,5 млн больных и находящихся в социально опасном положении детей. Об этом, а также о новых направлениях работы министерства в области решения демографической проблемы она рассказала на совещании главных врачей-педиатров субъектов РФ.

Одним из основных вопросов в настоящее время, естественно, является демографический. Начиная с 1993 г. в России регистрируется неуклонное сокращение численности населения. Учитывая эту неблагоприятную ситуацию, президент России В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ поставил задачу увеличения рождаемости и поддержки семей с детьми.

В апреле будет принят указ президента о концепции демографического развития, над которым сейчас работает несколько министерств. Активное участие в ее разработке принимают специалисты всех департаментов Минздравсоцразвития России, включая наш. Мы готовим документы не только для демографов и политиков, но и для работников всей социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты), а также правоохранительных структур. В отличие от предыдущей демографической концепции, где упор делался на прирост населения за счет мигрантов, нынешняя акцентирует внимание на увеличении рождаемости. И красной нитью через нее проходит вопрос о повышении качества оказания медицинской помощи, снижении младенческой и материнской смертности.

2005 г. стал кризисным для страны — произошло резкое снижение числа родившихся детей. Но в 2006 г. в России наметился поворот к лучшему: родился 1 466 221 ребенок, что на 18 тыс. больше, чем в предыдущем году. Прежде всего это связано с благоприятным изменением в структуре населения — увеличилось число женщин репродуктивного возраста. Кроме того, изменяются установки населения в этой области и появляются возможности для их более полной реализации. Самое важное — резко возросло число заключенных браков. По нашим математическим прогнозам  в 2007 г. ожидается увеличение количества родов примерно на 100 тысяч. В 2006 г. несколько снизилась по сравнению с 2005 г. младенческая смертность. Несомненно, это результат более качественного оказания медицинской помощи на местах. Однако, рассматривая данные о ней за 2006 г. по федеральным округам, можно с сожалением отметить, что наряду с Дальневосточным федеральным округом "лидирующее" положение по этому показателю занял Южный, чего раньше не наблюдалось. Министерство будет тщательно рассматривать каждый случай младенческой смертности, проводить выездные совещания.

Обратимся к статистике. Число умерших вне стационара детей до 1 года за последние 5 лет увеличилось на 19%. Это говорит об ослаблении работы амбулаторно-поликлинического звена, на что необходимо обратить самое пристальное внимание.

Говоря о младенческой смертности, нельзя не сказать о смертности детей в возрасте до 5 лет. Эта цифра с каждым годом снижается, тем не менее она в 2,5 раза выше, чем в странах Евросоюза. Для того чтобы к России относились как к полноценному члену мирового сообщества, необходима большая работа по снижению младенческой и детской смертности. Именно на уменьшение этих показателей и работает среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитанная на период 2007—2015 гг.

Сейчас самое пристальное внимание обращено на работу врачей акушеров-гинекологов, педиатров.

Но кроме улучшения качества медицинской помощи, для повышения рождаемости необходимо принять еще ряд мер: прежде всего, усилить материальную поддержку женщины во время отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, обеспечить детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, предоставить женщинам, родившим второго ребенка, первичный базовый материнский капитал, увеличить стоимость родового сертификата и поддерживать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Хочу обратить внимание на то, что национальный проект "Здоровье" влился в национальный проект "Демография" как в финансово более емкий.

Сейчас некоторые уважаемые академики говорят, что никакого квотирования высокотехнологичной медицинской помощи детям не нужно. Не хочу спорить, но знаю: если не будет этих квот, тяжелобольные дети из регионов не смогут получить помощь в федеральных клиниках. Поэтому мы от квот уходить не будем.

На федеральном уровне в настоящее время решается вопрос об оказании высокотехнологичной помощи с учетом того, что она должна быть приближена к субъектам. Прежде всего это строительство высокотехнологичных медицинских центров, тиражирование высоких технологий в субъект Российской Федерации, когда туда выезжают ученые, высококвалифицированные специалисты. Также принимаются во внимание возможности регионов в этом направлении. Например, детей из Хабаровского края, нуждающихся в высокотехнологичной помощи по травматологии и сердечно-сосудистой хирургии, будут оперировать в Хабаровске. Во Владивостоке могут делать операции по травматологии, ортопедии. Центры получат квоты на этот вид деятельности, и детям с Дальнего Востока не придется ехать, к примеру, в центральные регионы.

Что касается недостаточности выделенных квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям и подросткам, есть поручение первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, предусматривающее, существенное увеличение асигнований на этот вид помощи детям и подросткам до 18 лет.

Отдельно надо сказать о принятой с большим трудом в феврале этого года программе "Дети России" на 2007—2010 гг. Высказывалось мнение, что реализация национальных приоритетных проектов в области здравоохранения и образования, в рамках которых выделяются солидные средства в субъекты Российской Федерации, исключает необходимость принятия и финансирования федеральных программ.  Но нам удалось убедить правительство в необходимости этой программы. Ее цель — создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Наш департамент проводит мониторинг, отслеживающий  число детей в семьях, детей в трудных жизненных ситуациях, беспризорных и безнадзорных детей. К большому сожалению, не может не вызывать беспокойства то что, детей, проживающих в неблагополучных семьях, становится больше. По данным за 2006 г., оно достигло 542 тысяч.

Остановлюсь на основных направлениях программы "Дети России" на 2007 — 2010 гг. Прежде всего это обеспечение безопасного материнства и рождение здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного. Кстати, одним из приоритетов, заявленных Генеральным директором ВОЗ Маргарет Чен, является репродуктивное и женское здоровье. Поэтому мы также выделили репродуктивное здоровье детей и подростков в отдельное направление. Особое внимание будет уделено снижению и профилактике детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности, а также оказанию специализированной медицинской помощи детям, прежде всего проживающим в условиях Крайнего Севера.

Еще одно направление программы — профилактика социального неблагополучия семей с детьми, усиление ответственности родителей за воспитание детей, совершенствование системы профилактики безнадзорности, проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства. Планируется постепенный переход от содержания детей-сирот в учреждениях интернатного типа к семейным формам их устройства, а также развитие системы социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это комплекс задач, которые решает федеральная целевая программа "Дети России" на 2007—2010 гг. На этот раз мы пошли по пути точечного воздействия и направления финансовых ресурсов из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации на улучшение ситуации по конкретным проблемным вопросам. В этом отличие данной программы от национального проекта "Здоровье", который распространяется на всех.

Программа "Дети России" затрагивает интересы 7,5 млн детей. В основном это следующие группы: новорожденные, нуждающиеся в реанимации и интенсивной терапии, дети III группы здоровья; дети без попечения родителей, проживающие в государственных учреждениях (их сейчас 218 тыс.) ; дети, проживающие в семьях и находящиеся в социально опасном положении (762 тыс.) ; дети-инвалиды, проживающие в семьях и стационарных учреждениях (587 тыс.).

Программа "Дети России" 2003—2006 гг. состояла из 5 подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений". Программа на 2007—2010 гг. имеет несколько иной вектор и другую структуру. Она состоит из 3 подпрограмм: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" — здесь ребенок рассматривается не сам по себе, а в социуме, вместе с семьей. При финансировании этой программы на каждый рубль из федерального бюджета идет 4 рубля из бюджетов субъектов РФ. Цель основных мероприятий программы — здоровье, интеллект ребенка и окружающая его социальная среда.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать