Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 08.11.2006

Выступление М.Ю. Зурабова на Всероссийской конференции "Пути решения проблемы сиротства в России"(8 ноября 2006г.).

 

Сегодня мы собрались, чтобы вместе – представители системы социальной защиты и образования, общественных организаций, научных, образовательных учреждений выработать общие подходы по решению проблемы детского сиротства.

По данным Росстата в 2005 году в стране насчитывалось более 730 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из них находились на воспитании в семьях – почти 550 тыс. детей. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, составила около 200 тыс. человек.

В 2005 году выявлено более 133 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Из них, под опеку (попечительство) и на усыновление устроены 78,2 тыс. детей. Остальные дети устроены в государственные детские образовательные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т.п.).

Число ежегодно выявляемых детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, увеличилось по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза (в 1991 году выявлено 59,2 тыс. детей). Число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выросло за этот период в 1,8 раза (1991г. – 102 тыс. детей).

На фоне стабильного сокращения рождаемости, ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей. В этой связи возникает много вопросов к органам опеки и попечительства, органам социальной защиты населения. Почему в стране столь велики показатели лишения родительских прав? Что делается для профилактики на ранней стадии семейного неблагополучия и  сохранения ребенка в семье? Каким образом улучшить межведомственное взаимодействие служб, осуществляющих выявление, социальный патронаж, медицинскую и социальную реабилитацию семей, находящихся в социально опасном положении?

Объемы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточны. Нам надо ставить задачу коренного перелома сложившейся ситуации, существенного улучшения профилактической работы, создания дополнительных стимулов для передачи детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, на воспитание в семьи, организации комплексной системы мониторинга и контроля за пребыванием детей в приемных семьях.

Задачи по существенному сокращению числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, стимулированию семейного устройства детей-сирот возведены сегодня в ранг самых высоких политических целей.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поставлена задача стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Направления действий по улучшению демографической ситуации, включающих семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, одобрены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике 4 августа 2006 года.

В качестве первоочередных мер по государственной поддержке устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены:

Во-первых, установление с 1 января 2007 года единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета.

Установление данного вида пособия предусмотрено проектом федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», внесенным Правительством Российской Федерации 6 июля 2006 года в Государственную Думу и рассмотренном во втором чтении 20 октября 2006 года.

Законом предусмотрена передача Российской Федерацией полномочий по назначению и выплате указанного пособия органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в сумме 0,677 млрд. рублей.

 Порядок назначения и выплаты государственного пособия будет определен Правительством Российской Федерации до конца 2006 года (соответствующий проект постановления будет внесен Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в ноябре т.г.).

Во-вторых, повышение уровня материальной обеспеченности семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным бюджетом на 2007 год на обеспечение этой задачи предусмотрено выделить из Федерального фонда софинансирования социальных расходов 6,2 млрд. рублей в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на выплату заработной платы приемному родителю.

Правительством Российской Федерации до конца текущего года будет определен порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (соответствующий проект постановления будет внесен Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в ноябре т.г.).

В-третьих, проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах и др.).

В ходе диспансеризации будет проведено обследование детей-сирот, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Нуждающимся детям будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь.

Предполагается ежегодно проводить диспансеризацию 200 тыс. детей-сирот. На эти цели в 2007 году предусматривается выделить из федерального бюджета 0,291 млрд. рублей.

Учитывая то, что в настоящее время решение вопросов социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, мероприятия по устройству на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые на федеральном уровне, должны быть дополнены мерами, принимаемыми в субъектах Российской Федерации.

Сегодня ряд субъектов Российской Федерации уже накопили собственный опыт решения проблем сиротства.

Всей стране известны модели и технологии работы, реализуемые в Самарской и Калужской областях. В этих регионах на протяжении ряда лет увеличивается число приемных семей, активно развиваются другие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Работу по профилактике сиротства и устройству детей-сирот организуют специализированные органы исполнительной власти: в Самаре – Министерство по вопросам семьи и демографического развития, в Калуге – Комитет по приемной семье и охране прав детства в составе Министерства образования Калужской области.

Новые модели работы недавно созданы в Пермском крае и Томской области. Особенность «Пермской модели» - организация работы по проектному принципу. В области реализуется ряд социальных проектов, направленных на профилактику и выявление семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие ювенальных технологий.

Это позволило уже достичь определенных результатов.

В 2005 году в Томской области начата экспериментальная работа по созданию системы профилактики социального сиротства, профессионального сопровождения (патронажа) всех типов замещающих семей. Полагаю, что ход и результаты этой деятельности, которую осуществляют органы власти Томской области при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (NB – организатор конференции), будут сегодня обсуждаться на  конференции.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации начато планирование и осуществление дополнительных мер по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимаются меры по укреплению межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения и других.

Утверждены Планы мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию предусматривающие, в том числе меры по материальному стимулированию приемных родителей, опекунов, увеличению размера пособий на детей, воспитывающихся в приемных семьях, семьях опекунов.

В ряде территорий приняты новые организационно-управленческие решения:

- созданы или планируется создание структурных подразделений по вопросам семьи в органах исполнительной власти (Брянская область, Белгородская область, Кемеровская область, Алтайский край и др.);

- созданы Советы (комиссии) по вопросам демографической и семейной политики при руководителях органов исполнительной власти регионов (Республика Дагестан, Ивановская, Калужская, Калининградская области и другие);

- в Приморье приступила к работе краевая межведомственная комиссия, которая будет заниматься вопросами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- при Главе Республики Калмыкия создан Координационный совет по вопросам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Постановлением губернатора Орловской области создана комиссия по регулированию вопросов развития семейных форм устройства детей-сирот.

Вместе с тем, анализ информации, представленной субъектами Российской Федерации, показывает, что в большинстве регионов в настоящее время размер выплат на содержание ребенка, переданного под опеку или в приемную семью, и оплаты труда приемного родителя остаются ниже уровня, рекомендуемого Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года (на содержание ребенка – не менее 4 000 рублей, оплата труда приемного родителя – не менее 2500 рублей). Наблюдается также значительная региональная дифференциация в размере денежных средств, выплачиваемых на содержание  детей-сирот в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях.

Обращает на себя внимание, что в ряде регионов в 2007г. не планируется увеличение размера выплат приемным родителям до минимального уровня, определенного в Послании Президента Российской Федерации: Смоленская область (2414 руб.), Мурманская область (2200 руб.), Коми-Пермяцкий АО (2155 руб.), а также размера выплат на подопечных детей, детей в приемных семьях.

В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует уделить особое внимание следующим вопросам:

пересмотреть существующие региональные программы по улучшению положения детей и поддержке семьи, включив в них специальные меры содействия устройству на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с конкретными показателями ожидаемых результатов. В программах должны быть предусмотрены:

- мероприятия по профилактике социального сиротства,

- мероприятия по развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей  по сокращению численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях,

- мероприятия по созданию и развитию служб сопровождения семей усыновителей, опекунов, приемных семей,

- механизмы мониторинга и контроля за пребыванием детей в замещающих семьях, включая межведомственную систему сбора информации о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении, о детях, оставшихся без попечения родителей,

- мероприятия по значительному улучшению условий проживания, воспитания  развития детей, находящихся в интернатных учреждениях.

определить орган на уровне субъекта Российской Федерации, ответственный за координацию работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними, организацию семейного устройства детей-сирот, подготовку семей для принятия на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, их профессиональное сопровождение;

до 1 января 2007 года принять законы о размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье, о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье, с учетом требований федеральных нормативных правовых актов.

Субъекты Российской Федерации, исходя из возможностей своих бюджетов, вправе:

принимать нормативные правовые акты, устанавливающие повышенный размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка, а также большой размер оплаты труда приемных родителей. При этом регионы, в которых размер подобных выплат уже установлен выше уровня установленных на федеральном уровне минимальных нормативов, не должны принимать нормативные правовые акты, направленные на отмену ранее принятых решений.

В соответствии с п. 5 Протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект программы содействия устройству на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающей профилактику социального сиротства и развитие различных форм семейного устройства, развитие служб по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих семей.

В целях оказания методической помощи Минздравсоцразвития России совместно с Минобрнауки России подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам демографического развития, в т. ч. и по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и типовой перечень соответствующих нормативных правовых актов.

В целях координации действий федерального и регионального уровней власти Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России до конца текущего года планируют провести ряд организационных мероприятий с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Всероссийское совещание в Самаре по вопросу «Об опыте работы и задачах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», селекторное совещание, совещание в Пермском крае).

Сегодняшнюю конференцию мы рассматриваем также как одно из мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

Надеемся, что конструктивное обсуждение моделей и практик, уже эффективно реализуемых в регионах, послужит возможно широкому их внедрению, а значит и решению проблемы детского сиротства в России.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать