Дата: 24.10.2006
Доклад Министра М.Ю.Зурабова о стуации на рынке фармацевтических препаратов в
России на встрече Президента РФ В.В.Путина с членами Правительства РФ (23 октября
2006г.)
М.ЗУРАБОВ: В последние два года достаточно активно развивается рынок фармацевтической
продукции в Российской Федерации. Надо сказать, что за последний год, если брать
абсолютные цифры, то рост потребления лекарственных препаратов в Российской Федерации
был самым большим в мире – 38 процентов. Следующая по списку – Бразилия, и это
тоже является признаком того, что страны, которые начали в последние годы активно
заниматься улучшением объема и качества медицинской помощи, очень большое внимание
уделяют развитию рынка в производстве и потреблении лекарственных препаратов.
Надо при этом заметить, что происходят довольно серьезные структурные подвижки
на рынке, увеличивается количество дорогостоящих и более эффективных лекарственных
препаратов. При этом если оценивать цены на лекарственные препараты, то за последний
год они выросли всего лишь на 4,6 процента по отношению к предыдущему году, то
есть это ниже, чем инфляция, и это означает, что меры, которые принимались в течение
последнего года, все-таки начинают давать свой эффект.
Я также обратил бы внимание на то, что в общем объеме товарооборота количество
тех лекарственных препаратов, которые приобретаются гражданами вне рамок государственной
программы, снизилось с 68 процентов приблизительно до 46 процентов, и остальное
(лекарственные препараты) – это увеличение объема, это государственные программы,
которые обеспечивают бесплатную медицинскую помощь гражданам. Это и больничное
потребление, и другие программы в рамках мер государственной поддержки. Естественно,
что такой активный рост рынка фармацевтической продукции ставит перед нами задачу
и создания более эффективных систем контроля за оборотом лекарственных препаратов,
в том числе недопущения теневого производства лекарственных препаратов и оборота
фальсифицированных лекарственных препаратов. Вы давали поручение более полутора
лет назад. В рамках этого мы провели анализ тех факторов, которые влияют на теневое
производство и на оборот фальсифицированных лекарственных препаратов. Мы выявили
три основных фактора, это очевидные вещи: это несовершенство законодательства,
которое, конечно, имело место; это недостатки во взаимодействии различных органов
государственной власти и недостаточно развитая система контроля за происходящими
на рынке лекарственных препаратов процессами.
И что удалось сделать? Прежде всего, определенные позитивные подвижки произошли
в законодательстве. Во-первых, чего раньше не было, введено понятие, что такое
фальсифицированный лекарственный препарат. Появился законодательный запрет на
реализацию фальсифицированных лекарственных препаратов, что, конечно, сейчас уже
создает нормальную юридическую базу для того, чтобы усилить систему контроля,
в том числе вводить меру административной ответственности.
Внесены необходимые изменения в постановления Правительства, в частности в постановление,
которое утверждает порядок лицензирования фармацевтической деятельности. В нем
данный факт, я имею в виду реализацию фальсифицированных лекарственных препаратов,
определен как существенное нарушение лицензионных требований – это основание для
отзыва лицензии. И сейчас уже такие факты у нас существуют. Изданы постановления
Правительства, которые регулируют ввоз и вывоз лекарственных препаратов в Российскую
Федерацию для медицинских целей, и это позволило сейчас создать более эффективную
систему контроля по качеству, эффективности и безопасности лекарственных препаратов.
В эту работу активно включилась в том числе и Федеральная таможенная служба. Создана
информационная система, которая сейчас позволяет регистрировать все лекарственные
препараты, которые ввозятся и вывозятся из Российской Федерации, в том числе и
маркировка этих препаратов, для того, чтобы добиться необходимого контроля за
качеством.
И несколько слов о международном сотрудничестве. В 2006 году – Владимир Владимирович,
Вам этот вопрос докладывался, – Российская Федерация выступила инициатором подписания
соглашения в рамках СНГ, которое определило меры по борьбе с оборотом фальсифицированных
лекарственных препаратов. Там две основные группы вопросов. Первая – это унификация
и приведение к международным стандартам нормативно-правовых актов, и вторая –
это создание системы информирования о фактах выявления фальсифицированных лекарственных
препаратов или лекарственных препаратов незаконных серий, что дает нам возможность
сейчас уже более четко взаимодействовать.
И еще один очень важный момент. Россия в рамках председательства в Совете Европы
инициировала проведение международной конференции, она сейчас заканчивается: это
международная конференция «Европа против фальшивых лекарств». Это довольно важный
момент, на него все обращают сейчас внимание, и в контексте той работы, которую
сейчас Российская Федерация проводит по защите интеллектуальной собственности,
в том числе и для того, чтобы создать более эффективные системы контроля за ввозом
в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, которые либо являются фальсифицированными,
либо не имеют соответствующих разрешений в производство. И в целом, по нашим оценкам,
это сейчас дает определенные результаты. Во-первых, в рамках государственных программ,
по которым реализуются меры государственной поддержки определенных категорий граждан,
у нас факты оборота фальсифицированных лекарственных препаратов не зарегистрированы,
хотя идет тотальный контроль, и количество тех фальсифицированных партий, которые
сейчас выявляются, снизилось у нас довольно заметно: по нашим оценкам, сейчас
в общем объеме это 3–4 процента.
|