Дата: 10.07.2006
Выступление заместителя Министра иностранных дел России, представителя Председателя
Комитета министров Совета Европы А.В.Яковенко на 6-й Европейской конференции министров
по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, Стокгольм, 8-9 июня 2006 года
Для меня высокая честь выступить сегодня перед вами, избранным кругом политических
и общественных деятелей, приверженных делу достижения равенства между женщинами
и мужчинами. Значение этой возможности обратиться к вам от имени Комитета министров
Совета Европы повышается еще и потому, что место Председателя в этой Организации
19 мая заняла Российская Федерация.
В предстоящий важнейший шестимесячный период моя страна призвана внести решительный
вклад в достижение уставных целей Совета Европы и реализацию общеевропейской стратегии,
которая нашла свое отражение в девизе, избранном Российской Федерацией для ее
срока полномочий: «К единой Европе без разделительных линий».
Дамы и господа,
Равенство между женщинами и мужчинами уже давно является важнейшим предметом
озабоченности Совета Европы и считается Комитетом министров приоритетной задачей.
Хотел бы подчеркнуть инициативную роль, которую играет Совет Европы в этой области
на международном уровне. Практически необходимо обратиться к 1988 году, когда
Комитет министров, в свете первого межправительственного мероприятия в этой сфере,
принял Декларацию о равноправии женщин и мужчин. В этой Декларации признается,
что равноправие является составной частью прав человека и что дискриминация по
признаку пола представляет собой препятствие для признания и осуществления прав
человека и основных свобод. Таким образом, она определила концепцию, принятую
Организацией Объединенных Наций на ее Конференции по правам человека, состоявшейся
в Вене в 1993 году.
Обязательство, взятое в этой связи Комитетом министров, было вновь подтверждено
и закреплено в декларациях и планах действий, принятых главами государств и правительств
государств-членов Совета Европы сначала на Страсбургском саммите в октябре 1997
года, а затем и на Варшавском саммите в мае 2005 года.
В этом контексте мне хотелось бы остановиться на четырех наиболее заметных направлениях
деятельности.
Комитет министров придает большое значение усилению введения перспективы равенства
между мужчинами и женщинами во все виды национальной политики на всех уровнях
и на любых этапах, а также поощрению равного участия женщин и мужчин в процессе
принятия решений. Еще в Декларации, принятой на 4-й Европейской конференции министров
по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, состоявшейся в Стамбуле в 1997
году, подчеркивалось, что равенство между мужчинами и женщинами рассматривается
как основной критерий демократии. Комитет министров предпримет также все усилия
для того, чтобы побудить государства-члены к проявлению активности в борьбе с
насилием в отношении женщин, включая бытовое насилие, и торговлей людьми.
Во-первых, сразу после Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по
положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, комплексный подход к равенству
между мужчинами и женщинами, или "учет гендерной проблематики", был возведен Советом
Европы в ранг концепции, а Комитет министров закрепил это официально, приняв в
1998 году Рекомендацию об учете гендерной проблематики.
Комитет министров убежден в том, что учет гендерной проблематики – это важная
стратегия, и не только потому, что она содействует равенству и акцентирует аспект
"гендерного равенства" в каждом виде политики и деятельности, но и, таким образом,
что она в полной мере использует все людские ресурсы и, таким образом, должна
вести к разработке более предусмотрительной и более целенаправленной политики.
На деле это требует учета потребностей, интересов, наклонностей и способностей
женщин и мужчин.
Для того чтобы обеспечить надлежащее применение такого же подхода к межправительственной
деятельности Организации, Комитет министров направил послание в руководящие комитеты
Совета Европы с рекомендацией использовать эту стратегию в своих программах деятельности.
Я рад отметить, что в настоящее время ряд инициатив успешно осуществляется в соответствии
с этой стратегией, в частности в области образования, здравоохранения и укрепления
социальной сплоченности.
Текущая работа касается подготовки руководящих принципов поощрения учета гендерной
проблематики в сфере образования, устранения гендерных различий в политике в области
здравоохранения и участия пользователей в социальном обслуживании и предоставлении
всего комплекса социальных услуг.
Позитивные результаты этого первоначального опыта подтвердили целесообразность
более широкого применения этого подхода. Поэтому от имени Комитета министров я
хотел бы вновь призвать руководящие комитеты опираться на эту стратегию и применять
ее в своей работе.
Дамы и господа,
Думаю, вы согласитесь со мной, что разработки политики и принятия новых стратегий
недостаточно. Их необходимо осуществлять, при этом следует позаботиться об их
надлежащем применении. Поэтому Комитет министров решил провести тематический мониторинг
выполнения своих обязательств государствами-членами, сконцентрировав внимание
на теме равенства женщин и мужчин.
Результаты мониторинга, проведенного в 2003 году, подтвердили мнение Комитета
министров о том, что государствам-членам необходимо создавать или укреплять национальные
механизмы обеспечения равенства. Эти механизмы, в частности, должны быть ориентированы
на такие области, как занятость и сбалансированное участие женщин и мужчин в принятии
решений, имеющих политическое и общественное значение.
Хотя женщины составляют более половины населения государств – членов Совета Европы,
они недопредставлены на руководящих постах во многих государствах-членах. Аналогичным
образом, несмотря на законодательно закрепленное равенство, распределение полномочий
и ответственности между женщинами и мужчинами, в особенности доступ к экономическим
ресурсам, остаются весьма несбалансированными. Вот почему в 2003 году мы вновь
направили государствам-членам рекомендацию по этому вопросу. Мы призвали их, среди
прочего, принять обязательства по поощрению сбалансированного участия женщин и
мужчин в принятии решений, имеющих политическое и общественное значение. Кроме
того, мы предложили им способствовать развитию равных гражданских и политических
прав женщин и мужчин и их реализации.
Очевидно, что директивным структурам Совета Европы придется приложить дополнительные
усилия для выполнения собственных рекомендаций Организации. Я хотел бы, тем не
менее, еще раз повторить призыв Комитета министров ко всем представленным здесь
государствам-членам Совета Европы и прошу передать его вашим национальным властям,
с тем чтобы они решительно действовали в данном направлении. Тем самым вы будете
одновременно способствовать и осуществлению Плана действий, принятого на третьем
саммите Совета Европы.
Действительно, основное внимание в рамках данной Конференции будет уделено тому
факту, что в демократическом обществе равенство между мужчинами и женщинами является
неотъемлемой частью прав человека и непременным условием экономического роста.
Считаю, что последние две из обозначенных Комитетом министров приоритетных задач,
на которых я остановлюсь подробнее, полностью соответствуют теме сегодняшней дискуссии.
Это, как я уже говорил ранее, борьба с насилием в отношении женщин и борьба с
торговлей людьми.
Комитет министров крайне обеспокоен масштабами проблемы, связанной с насилием
в отношении женщин, прежде всего насилием в семье, а также ростом и распространением
торговли женщинами и сексуальной эксплуатации. Эти проблемы связаны с посягательством
на основные права и свободы, а также на физико-эмоциональную и сексуальную неприкосновенность
потерпевших.
Кроме того, необходимо рассмотреть не только социальные аспекты, не говоря уже
о гуманитарных, но и определенные сложные экономические вопросы. Иными словами,
насилие дорого обходится государству и обществу.
В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть важность Рекомендации о защите женщин
от насилия, которую в 2002 году государствам-членам направил Комитет министров.
Этому предшествовал целый ряд исследований и дискуссий на межправительственном
уровне, и данная Рекомендация является первым международным документом, в котором
предлагается глобальная стратегия защиты женщин от насилия. В ней предлагается
комплекс практических и правовых мер, направленных на укрепление профилактики,
помощь жертвам, обеспечение законности и повышение осведомленности населения,
применение которых должно помочь повернуть вспять существующую тенденцию.
Все эти аспекты были учтены на Варшавском саммите, в ходе которого главы государств
и правительств приняли решение создать целевую группу и развернуть общеевропейскую
кампанию по борьбе с насилием в отношении женщин.
В настоящее время первый этап уже завершен, и я рад сообщить, что целевая группа
подготовила весьма конструктивную и крайне подробную схему кампании Совета Европы
по борьбе с насилием в отношении женщин, в том числе и бытовым насилием. В ближайшее
время Комитет министров тщательно рассмотрит предложения целевой группы, и я хотел
бы воспользоваться этой возможностью, чтобы приветствовать межведомственный аспект
данной кампании, в который внесут свой вклад Парламентская Ассамблея, Конгресс
местных и региональных властей и НПО.
Одним из ключевых принципов, лежащих в основе кампании, является то, что хотя
у каждого правительства есть свой особый подход к проблеме борьбы с насилием в
отношении женщин, обусловленный специфическими обстоятельствами каждой страны,
все эти подходы должны включать ряд аспектов. Во-первых, мы должны устранить коренные
причины насилия и его последствий. Мы также должны изменить отношение и поведение
людей и принять правовые, политические и практические меры. Следовательно, основные
цели кампании должны быть сосредоточены на повышении осведомленности населения
и выработке эффективных мер по предотвращению и борьбе с насилием в соответствии
с только что упомянутой мной Рекомендацией Комитета министров.
Остается только добавить, что кампанию планируется начать в Страсбурге в ноябре
этого года и что ко всем государствам-членам Совета Европы обращается настоятельная
просьба уделять первоочередное внимание предотвращению насилия в отношении женщин
и борьбе с ним. Я призываю вас, когда придет время, всесторонне поддержать эту
кампанию Совета Европы, которая требует твердой приверженности на национальном
уровне.
Дамы и господа,
Последнее, на чем я хотел бы остановиться, – это работа Совета Европы по борьбе
с торговлей людьми.
Торговля людьми является не только одним из грубейших нарушений прав человека,
но также одним из самых прибыльных видов организованной преступной деятельности.
Ее распространению способствует благосостояние стран назначения, с одной стороны,
и тяжелое экономическое положение стран происхождения, с другой, причем в последних
благодатную почву для торговли людьми создают нищета и недостаток информации о
реалиях и рисках, связанных с ней.
Все мы знаем, что торговля людьми стала для Европы серьезной проблемой. И обеспокоенность
Совета Европы тем более высока, что, будучи общеевропейской организацией, Совет
включает сорок шесть государств-членов, среди которых имеются страны происхождения,
транзита и назначения жертв торговли людьми.
Именно поэтому принятие Комитетом министров Совета Европы Конвенции о противодействии
торговле людьми и ее открытие для подписания на Варшавском саммите немногим более
года назад стало важным этапом кампании по борьбе с торговлей людьми. Впервые
мы имеем на общеевропейском уровне правовой документ, предназначенный специально
для защиты жертв торговли людьми и охраны их прав. Конвенция повысит эффективность
мер по пресечению торговли людьми и преследованию виновных в этой преступной деятельности.
Она также обеспечит реальное выполнение положений Конвенции договаривающимися
сторонами благодаря внедрению независимых контрольных механизмов.
В настоящее время основной целью всех заинтересованных сторон должно стать содействие
подписанию и ратификации Конвенции, что позволит ей вступить в силу как можно
раньше. Эту цель преследует и кампания, развернутая Советом Европы в начале года,
на которую я хотел бы обратить ваше внимание. Как и кампания против насилия, о
которой я говорил ранее, кампания по борьбе с торговлей людьми стала результатом
совместной работы всех органов Совета Европы.
От лица Комитета министров приветствую ценный вклад, внесенный Ассамблеей, Конгрессом
и другими партнерами, принимающими участие в данной инициативе. Все мы: правительства,
парламенты, местные и региональные власти и НПО – должны помнить о проблеме торговли
людьми и заниматься поиском решений в этой области.
Господин Председатель,
Дамы и господа,
Прежде чем завершить свое выступление, я хотел бы отметить высокое качество работы,
проделанной Руководящим комитетом по вопросам равенства между женщинами и мужчинами
и его секретариатом не только при подготовке основной конференции, но и при постоянном
выполнении задач, которые ставит перед ними Комитет министров.
В настоящее время ведется работа по многим направлениям, завершения которой с
интересом ожидает Комитет министров. Особо отмечу работу над стандартами и механизмами
гендерного равенства, а также деятельность, касающуюся учета гендерных вопросов
в образовании, которое играет значительную роль в формировании и передаче ценностей.
Мое внимание также привлек доклад о включении гендерной перспективы в бюджетный
процесс ("составление бюджета с учетом гендерной проблематики"), опубликованный
Руководящим комитетом в начале года. При составлении бюджета с учетом гендерной
проблематики принимаются во внимание особые потребности женщин и мужчин, что позволяет
более эффективно использовать государственные средства и, тем самым, проводить
более действенную политику. Методология, предлагаемая государствам-членам для
разработки бюджетов с гендерной перспективой, может быть эффективно применена
к бюджету самого Совета Европы тем же образом, как учет гендерных вопросов был
использован в программах работы Организации.
Господин Председатель,
На этом я хотел бы завершить свое выступление и пожелать Вам успехов в проведении
конференции, результативных обменов мнениями и плодотворной работы.
Благодарю за внимание.
8 июня 2006 года
|