Дата: 10.07.2006
Выступление статс-секретаря, заместителя Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации Глебовой Л.Н. на Шестой Европейской конференции
министров по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, Стокгольм, 8-9 июня
2006 г.
Тема дискуссии: Гендерный анализ и гендерный бюджет: инструменты для экономического
развития
В Российской Федерации обращение к тематике гендерных бюджетов инициировано женскими
организациями еще в 2002-2003 годах. Изучался зарубежный опыт, определялись подходы
к формированию методики, определялось содержание понятия «гендерный бюджет».
Опыт дал хорошие результаты, и в течение 2004-2006 годов при поддержке ЮНИФЕМ
шла реализация проекта «Гендерные бюджеты в России». Цель проекта – повышение
участия женщин в процессах принятия государственных решений по распределению бюджетных
средств на национальном (Российская Федерация) и региональном уровне (пилотный
регион - Республика Коми).
Особенность проекта в том, что он осуществлялся в период полномасштабных реформ в Российской Федерации, связанных
с кардинальным изменением бюджетно-налоговых отношений, которые, в частности,
призваны оформить, в том числе финансово, новое разграничение полномочий по уровням
власти, включая передачу обязательств в социальной сфере на региональный уровень.
С точки зрения методологии, выработанной российскими специалистами, «гендерный
бюджет» - это, с одной стороны, система выделения в государственном бюджете ее
социальной составляющей, ресурсов на политику равных прав и равных возможностей
мужчин и женщин. С другой стороны, «гендерный бюджет» представляет собой совокупность
различных инструментов, механизмов и институтов, объединенных общей целью - сделать
гендерный подход к управлению обязательным в национальной политике.
В основе «гендерного бюджета» - гендерная экспертиза законодательства, в том
числе бюджетного, предполагающая анализ вопросов, требующих специальных знаний
в области финансов, экономики и социальной политики для оценки последствий принимаемых
решений и определения оптимальных вариантов решений. Поскольку технология и «гендерного
бюджета» является экспертизой, требует высокой квалификации, к реализации проекта
были привлечены эксперты высокого уровня, из числа специалистов, непосредственно
работающих над формированием бюджетов и фондов социального страхования. Удалось
наладить конструктивное взаимодействие социальных партнеров: органов законодательной
и исполнительной власти, гражданского общества, экспертов и представителей средств
массовой информации.
Полем практического внедрения данной управленческой технологии являются государственные
прогнозы, программы и планы, бюджет и фонды государственного социального страхования.
В ходе реализации проекта решались следующие задачи:
- преодоление существующей в настоящее время социополовой невосприимчивости
государственных финансов и усиление гендерной чувствительности государственного
управления.
- повышение роли женщин в процессе принятия государственных решений в России
в качестве участников бюджетного процесса.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие значимые результаты:
- Разработана методология гендерного бюджетирования на федеральном и региональном уровне с учетом новых
положений Бюджетного кодекса Российском Федерации, методика гендерного мониторинга бюджетной политики и система показателей гендерного анализа бюджета.
- Проведен анализ проектов федерального и регионального (Республики Коми) бюджетов
2005 года с гендерной точки зрения.
- Получены результаты анализа (аудита) гендерно чувствительных расходов в ходе
исполнения федерального бюджета 2005 года.
- Проведена социальная (гендерная) экспертиза проекта федерального бюджета
2006 года (включая страховые фонды) и параметров "Прогноза социально-экономического
развития России на 2006 и на период до 2008 г.", а также сделана оценка влияние
Национальных проектов на решение социальных и гендерных проблем в России.
- Проведена экспертиза тех социальных законов, которые повлияли на составление
бюджета 2005 г., основным из которых был закон о разграничении полномочий (№122-ФЗ),
а также законы "О минимальном размере оплаты труда", "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей", "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2005 год", часть вторая Налогового кодекса и др.
Многие предложения и выводы экспертов были учтены при доработке принятого законодательства.
В частности, на федеральном уровне в принятых законах учтены следующие предложения:
- о повышении минимальной заработной платы в целях улучшения положения работающих
женщин;
- об увеличении суммы налогового вычета на детей; о повышении государственных
пособий на детей;
- об исключении женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по
уходу за больным ребенком, из числа работников, которым снижаются выплаты по временной
нетрудоспособности;
- об увеличении расходов на обслуживание детей.
В Республике Коми (пилотном регионе) проведена общественная экспертиза проектов
законов "О социальной поддержке населения в Республике Коми", "Об оказании и государственной
социальной помощи в Республике Коми", "О государственных гарантиях в Республике
Коми семьям, имеющим детей". Подготовлен проект Закона "Об общественном участии
граждан в решении социально-экономических проблем в Республике Коми". Разработаны
и обсуждены концептуальные основы проектов законов "О социальной экспертизе",
"О минимальных социально-финансовых стандартах в Республике Коми", которые в настоящее
время находятся в стадии доработки.
Принцип гендерного бюджетирования (т.е. необходимость гендерной составляющей
бюджетной классификации) включен в проект Гендерной стратегии России. Этот документ
содержит общий план действий для достижения гендерного равенства, который должен
стать частью национального механизма по улучшению положения женщин и гендерному
равенству.
В направлениях деятельности восстановленных структур национального механизма
по гендерному равенству - Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения равенства
мужчин и женщин в Российской Федерации, Координационном Совете по гендерным проблемам
при Минздравсоцразвития России также учтены вопросы гендерного бюджетирования.
Поскольку технология гендерного бюджета имеет важное значение для принятия решений
в системе управления, в ходе проекта было уделено внимание подготовке учебных
курсов и программ для обучения государственных служащих.
Программа "Гендерные бюджеты в России" прошла апробацию в Российской Академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации. Готовятся к изданию
учебно-методические материалы, которые будут использованы в учебном процессе,
как в самой Академии, так и ее региональных филиалах, компоненты по гендерному
бюджетированию включены в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих.
В целях повышения информированности граждан в бюджетных вопросах, выявления
общественных интересов в вопросах гендерного равенства организованы общественные
слушания материалов проекта в дистанционном режиме на интернет портале «Женщина
и общество» (http://www.owl.ru). На этом портале размещены все материалы проекта «Гендерные бюджеты в России».
Объем материалов превышает 2.2 Мб., с июля 2004 года по май 2006 года зарегистрировано
более 33 тысяч обращений, ежемесячно фиксируется в среднем около тысячи посетителей,
география которых охватывает большую часть регионов России и практически весь
мир.
Наработанный опыт показал, что постоянный анализ и мониторинг за бюджетными потоками
по группам населения по технологии гендерного бюджета являются одним из наиболее
значимых механизмов контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении
женщин, по всей территории России.
|