Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Выступления, публикации

Дата: 06.10.2005

Выступление Главы делегации РФ директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России О.В.ШАРАПОВОЙ при представлении третьего периодического доклада РФ на 40 сессии Комитета по правам ребенка

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые члены Комитета!

Дамы и господа!

Положения Конвенции о правах ребенка, прежде всего принципы наилучшего обеспечения интересов ребенка, недискриминации, права ребенка на жизнь и полное и гармоничное развитие личности являются основным руководством к действию в интересах детей. Российская Федерация стремится к тому, чтобы в нашем обществе господствовали соответствующие философия и правовая практика.

При подготовке третьего периодического доклада о выполнении в России Конвенции мы постарались максимально полно отразить проделанную в этом направлении работу и достигнутые результаты, в том числе с учетом Заключительных замечаний Комитета к предыдущему докладу. Хочу подчеркнуть, что работа по более полному выполнению Заключительных замечаний не прекращена после представления третьего периодического доклада, она и сейчас продолжается.

Вместе с тем, в такой стране как Россия, с ее ускоренной динамикой социально-экономических преобразований, за период, прошедший с представления третьего периодического доклада о выполнении Конвенции, произошли существенные изменения. Наиболее важными событиями, обусловливающими изменение механизмов и форм проведения политики по защите прав детей явилось проведение федеративной и административной реформ.

Прежде всего, это дальнейшее развитие федерализма, подкрепление этого конституционного принципа  реальным разделением полномочий уровней управления – федерального, регионального и муниципального, законодательное закрепление компетенции этих трех уровней власти и финансовое обеспечение выполнения указанных полномочий.

Такой подход должен способствовать более широкому развитию демократии и местного самоуправления, более полному учету в проводимой социальной политике национально-культурных традиций, что чрезвычайно важно в нашей многонациональной стране, увеличению возможностей региональных и муниципальных органов в сфере проведения политики по обеспечению прав детей, оперативному реагированию власти на потребности населения, в том числе детей, повышению ответственности органов власти всех уровней за условия жизни граждан.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления, осуществлявшихся в период 2003-2004 годов, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, социальной поддержки  детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). Предоставление общедоступного дошкольного образования отнесено к полномочиям органов власти на местах.

Для финансового обеспечения реформы в августе 2004 г. приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, направленные на формирование новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей финансовую самостоятельность и ответственность органов власти всех уровней за результаты своей политики на основе четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников федерального, региональных и местных бюджетов.

Таким образом, осуществлено системное разграничение полномочий между уровнями власти, обеспеченных финансовыми ресурсами. При этом принципиально важно, что законодательно закреплена обязанность регионов не снижать размер социальных пособий и не ухудшать условия их предоставления по сравнению с дореформенным уровнем.

Практически в полном объеме положения реформы реализуются с 2005 года. При этом данные ежемесячного мониторинга реформы, проводимого в том числе и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, свидетельствуют, что за прошедший небольшой период времени  не только не произошло ухудшения положения детей, но по ряду позиций наблюдается существенный прогресс. Так, четкое разделение полномочий  при предоставлении материальной поддержки семьям с детьми обусловило эффективное наращивание средств на эти цели из двух источников – федерального и региональных бюджетов. На федеральном уровне с 1 января 2004 г. вдвое повышен размер налоговых вычетов для семей с детьми, а также размер единовременного пособия при рождении ребенка, в настоящее время принято решение о дальнейшем повышении размеров единовременного пособия и пособия на период  отпуска по уходу за  ребенком до 1,5 лет с 1 января 2006 года. Одновременно субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий повышают размер ежемесячного пособия на ребенка – на сегодня размеры пособия повышены в 30 регионах из 89, с 1 января 2006 г. повышение размеров пособий планируется еще во многих субъектах Российской Федерации.  

В результате последовательной политики, направленной на повышение благосостояния населения, в том числе и семей с детьми, удельный вес детей, проживающих в бедных семьях с доходами ниже регионального прожиточного минимума, сократился с 55% на конец 2002 года до 40% на конец 2004 года. Практически полностью погашена задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка, при увеличении размеров пособий они выплачиваются своевременно.  Далее будут приведены и другие примеры положительного влияния проведенной реформы на жизнь детей, в том числе из социально уязвимых групп.

Вместе с тем мы не исключаем, что в ходе проведения такой масштабной реформы могут выявиться ряд недочетов или пробелов, которые потенциально могут негативно повлиять на положение детей. Для своевременного реагирования и исправления ситуации в случае необходимости по поручению Правительства федеральными министерствами ведется  постоянный мониторинг изменений по подведомственным сферам ответственности. Так, на основе анализа ситуации, неоднократно расширялся перечень необходимых лекарственных средств, предоставляющихся детям-инвалидам бесплатно в рамках набора социальных услуг, 2 августа 2005 г. было принято специальное постановление Правительства Российской Федерации N 477 о механизме обеспечения бесплатного проезда на лечение детей-инвалидов. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

Теперь позвольте коротко остановиться на основных направлениях обеспечения прав детей в Российской Федерации.

Законодательная база по обеспечению прав детей в Российской Федерации в новых условиях была в основном сформирована в период 1993-1999 годов. В целом за отчетный период и за время после предоставления Комитету третьего доклада о выполнении Конвенции основные усилия были направлены на практическую деятельность по более полному обеспечению фундаментальных прав ребенка на жизнь и развитие, образование, охрану здоровья, на воспитание в семье, поддержку в трудной жизненной ситуации. При этом были сохранены ранее  выработанные эффективные механизмы решения наиболее острых проблем детства, включая программно-целевой подход, участие страховых фондов и федерального бюджета в финансировании проводимых мер и пр. Продолжается реализация Федеральной целевой программы «Дети России» на период до 2006 года, в которой реализуются подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети сироты», «Дети-ивалиды», других федеральных целевых программ, затрагивающих интересы детей в области охраны здоровья и образования, аналогичных программ субъектов Российской Федерации,  организации и  финансирования оздоровления детей, в том числе в период каникул. При этом экономический рост позволил увеличить объем финансовых ресурсов на эти цели, в отличие от 90-х годов финансирование всех принятых программ осуществляется в полном объеме.

В результате в России последовательно снижается младенческая смертность, смертность детей в возрасте до 5 лет, за период  2002-2004 годов материнская смертность сократилась в два раза (в полтора раза?). Благодаря высокому уровню вакцинации детей в рамках Национального календаря прививок практически единичными стали заболевания корью, удалось добиться снижения заболеваемости детей туберкулезом. Снижается заболеваемость детей и подростков болезнями, передающимися половым путем. Вместе с тем состояние здоровья детей нас не удовлетворяет. Об этом свидетельствуют и данные всероссийской диспансеризации детей, впервые проведенной в 2002 году. Улучшение здоровья детей и молодежи является одной из основных стратегических задач развития страны. Президентом Путиным 5 сентября провозглашена реализация крупнейшего национального проекта на ближайшие два года по улучшению здоровья населения, где значительная часть мер адресована детям. Так , будет открыто 6 крупнейших медицинских центров, где детям будет оказываться кардиохирургическая и эндопротезная помощь, что обеспечит более высокую доступность сложнейших операций детям независимо от их места жительства, в том числе и проживающим в отдаленных районах; расширен скрининг наследственных заболеваний, увеличены закупки вакцин для более полного обеспечения  вакцинации детей, в том числе и от гепатита В; обеспечено полное укомплектование педиатрами лечебно-профилактических учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, в том числе и за счет повышения в несколько раз зарплаты участковых педиатров, а также их обязательную переподготовку. Все эти меры должны обеспечить эффективную профилактику заболеваемости, снижение детской инвалидности, повышение качества жизни больных детей. Важно, что уже сегодня средства на эти цели в полном объеме предусмотрены в федеральном бюджете на 2006 год. 29 сентября Правительством Российской Федерации будет рассмотрена Концепция охраны здоровья детей до 2010 года и План действий по ее реализации, что создает основу для дальнейшего последовательного укрепления здоровья детей.

Пока осторожно, но мы говорим, что в результате принимаемых мер, в том числе и просветительско-пропагандистского характера, нам удалось переломить тенденцию потребления наркотиков детьми и подростками. Вместе с тем сложной проблемой является алкоголизм молодежи, в том числе пивной. В связи с этим 7 марта 2005 г.  принят федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» о запрете продажи пива несовершеннолетним и запрещении потребления ими пива в любых общественных местах.

Сложнейшей проблемой является распространение в России ВИЧ-инфекции. Число детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, увеличилось с 668 человек в 2002 году до 6365  в 2004 году, в целом сегодня  в России проживает около 12 тысяч таких детей. В этой связи важнейшей задачей становится предотвращение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Наряду с другими мерами, направленными на противостояние эпидемии ВИЧ-СПИДА и защиту детей от инфицирования, ведется диспансерное наблюдение и лечение беременных ВИЧ-инфицированных женщин, разработаны и повсеместно внедрены стандарты оказания медицинской помощи в период беременности, в родах и в послеродовой период. Поскольку эта проблема для России относительно новая, мы тесно сотрудничаем в этой области с международными организациями, меры по профилактике ВИЧ-СПИДА включены в виде подпрограммы в федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» до 2006 года. 17 сентября вопрос о мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в России рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. В результате приняты решения об увеличении финансирования подпрограммы «Анти ВИЧ/СПИД» и продление ее на период 2007-2011 годов; пересмотре аналогичных региональных программ; внедрению системы мониторинга за эффективностью проводимых мероприятий; увеличении средств на обеспечение лекарствами инфицированных ВИЧ и больных СПИДОМ, внедрении новых методик лечения; разворачиванию агрессивной кампании по информированию населения о СПИДе  в средствах массовой информации.

Важнейшим направлением деятельности является обеспечение права детей на образование. В России идет реформа школьного образования. В ходе модернизации образования совершенствуются структура и содержание образования детей в рамках школьной программы, вводится ранняя профессионализация путем профильного обучения в старших классах с учетом индивидуальных потребностей и способностей ребенка. Россия входит равноправным партнером в мировое сообщество, в этой связи возрастают и требования к образованию детей. Поэтому одним из основных направлений обеспечения образовательных потребностей детей является масштабная компьютеризация школы, прежде всего сельской, развитие инновационных технологий и программ образования. Такие подходы должны обеспечить равенство в доступе к образованию всех детей независимо от их места жительства, социального положения и других обстоятельств, обеспечить полную реализацию возможностей ребенка. Наряду с этим принято решение о первоочередной поддержке школьных учителей, включая повышение их заработной платы в несколько раз с 2006 года. Образование детей, как и охрана их здоровья включены в перечень важнейших национальных проектов России.  

Принятые меры, в том числе законодательные, позволили значительно сократить число детей, не обучающихся в школе. Законом установлена ответственность субъектов Российской Федерации за учет детей, подлежащих обучению, введена специальная форма статистической отчетности, ежегодно проводится такой учет, детям из малообеспеченных семей оказывается социальная помощь для приобретения школьной формы, одежды и обуви, учебников и других школьных принадлежностей. В результате за период с 1999 года на две трети сократилась численность не получающих образование детей в нарушение закона. Если в 1999 г. было выявлено 40,7 тыс. таких детей, то к концу 2004 их число составило 12,7 тыс. человек, или 0,08% от общей численности несовершеннолетних в возрасте обязательного обучения (от 7 до 15 лет).

Особое внимание в отчетный период было уделено социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, противостоянию беспризорности детей, работе с семьями группы риска, ведущими нередко асоциальный образ жизни, защите детей от насилия и жестокого обращения, сексуальной эксплуатации, вовлечения в наихудшие формы детского труда.

К числу наиболее социально уязвимых детей относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды. В продолжение ранее проводимой политики в России сделан следующий важный шаг по улучшению их положения. В ходе реформы системы льгот, так называемой монетизации льгот, социальная поддержка детей-инвалидов была отнесена к компетенции Российской Федерации, для них введен  гарантированный набор социальных услуг, включающий бесплатное предоставление лекарств, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, в том числе с сопровождающим лицом. Кроме этого детям-инвалидам введена ежемесячная социальная выплата  в размере 550 руб., первая индексция которой уже проведена в августе текущего года.  Все указанные меры поддержки предоставляются ребенку-инвалиду независимо от уровня доходов и места жительства и финансируются из федерального бюджета (ранее меры социальной поддержки детей-инвалидов в основном финансировались из региональных и местных бюджетов). Ребенку-инвалиду гарантировано также бесплатное протезирование  за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Уже первый год реализации указанных мер  позволил существенно улучшить условия жизни и воспитания детей-инвалидов.

Приказом Минздравсоцразвития России в августе 2005 г.  утверждены новые рекомендуемые штатные нормативы персонала стационарных учреждений социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и «Детский дом – интернат для детей с физическими недостатками», в них введены дополнительные должности специалистов медицинского и педагогического профиля, которые смогут оказать ребенку-инвалиду необходимую помощь в решении вопроса его жизнедеятельности, проведении мероприятий медицинского, педагогического и социального характера.

Вместе с тем положение детей-инвалидов в интернатных учреждениях нуждается в дальнейшем улучшении, требуются дополнительное законодательное урегулирование вопросов организации учебного процесса в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, улучшение условий их содержания, лечения и реабилитации.

Уважаемый господин Председатель, уважаемые члены Комитета!

Позвольте теперь остановиться на самых болезненных вопросах положения детей в Российской Федерации и принимаемых государством и обществом мерах по решению этих проблем.

Конвенция о правах ребенка устанавливает, что для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении.  Вместе с тем  на 1 января 2005 года в России учтено 722,3 тыс. детей сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Ежегодно выявляется около 130 тыс. детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Подавляющее большинство их – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. 535 тыс. детей-сирот или три четверти усыновлены или находятся под опекой, около 60% выявленных детей-сирот ежегодно устраиваются на воспитание  в семейной среде, остальные – воспитываются в различного рода интернатных учреждениях.

Мы откровенно признаем, что динамика этих процессов пока неблагоприятна. К сожалению, принятые ранее меры не смогли остановить нарастание социального сиротства, а также существенно изменить пропорцию семейного и интернатного воспитания детей-сирот. В связи с этим идет активный поиск путей решения этой важнейшей социальной проблемы. В декабре 2004 г. внесены поправки в Семейный кодекс Российской Федерации, облегчившие процедуру усыновления ребенка, при этом из обязательных требований к усыновителю исключены требования к материальному положению и жилищной обеспеченности. Учитывая, что ключевая роль в семейном устройстве ребенка принадлежит органам опеки и попечительства, было проведено тщательное изучение деятельности этого института, на основе чего подготовлен проект федерального закона, при принятии которого должна быть обеспечена  более эффективная работа органов опеки и попечительства по семейному устройству детей. По прошествии времени с момента введения в законодательство и практику такой формы семейного воспитания сирот как приемная семья, все явственнее проявляются ее преимущества по сравнению с воспитанием детей в интернатах: если в 2000 г. в приемных семьях воспитывалось 4,4 тыс. детей-сирот, то в 2004 г. их число составило уже 11,1 тыс. человек. Развиваются и другие формы семейного воспитания детей-сирот – патронатное воспитание, семейные воспитательные группы при учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Однако наряду с развитием форм и методов устройства детей-сирот на воспитание в семье необходимо в первоочередном порядке решать вопросы укрепления семьи, ее поддержки при воспитании детей, раннего вмешательства в случаях семейного неблагополучия. Развивающаяся сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, число учреждений в которой превысило на настоящий момент 3,3 тыс., оказывает различные услуги семьям с детьми, в том числе в трудных жизненных ситуациях. В 2004 г. помощь в них получили свыше 10 млн. человек, в том числе 3,3 млн. семей. Однако необходимы как новые эффективные методики работы с семьей, увеличение числа соответствующим образом профессионально подготовленных специалистов, так и системные экономические и социальные меры  поддержки семьи, а также, не в последнюю очередь, развитие общественной инициативы и помощи семьям. На сегодня стало очевидным, что ослабление внимания к организации жизнедеятельности семьи со стороны общества и государства ведет к тяжелым долговременным последствиям. В этой связи Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 г. выдвинута задача по разработке комплекса мер, благоприятствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, снижению масштабов алкоголизма в стране. 15 сентября 2005 г. указанный вопрос рассматривался на заседании Правительства Российской Федерации. В числе первоочередных мер по решению указанной задачи обсуждаются различные формы повышения государственной поддержки семьи при рождении и воспитании ребенка, обеспечение занятости женщин, имеющих детей, в целом занятости молодежи,  развитие дошкольного воспитания и присмотра за детьми, содействие семьям в приобретении жилья, а также пакет информационно просветительских мер и консультационной помощи. Одновременно для обеспечения координации работы в масштабах России  принято решение о создании к 1 ноября сего года Межведомственной комиссии по вопросам семьи и детей.

С проблемой социального сиротства тесно смыкается проблема безнадзорности детей, которая нередко  является предшествующей фазой лишения родителей родительских прав. Отсутствие родительской заботы разрушительно действует на формирование личности и здоровье ребенка, создает основу для его экономической и сексуальной эксплуатации, эти дети в большей степени подвержены насилию и вовлечению в противоправную деятельность. Несколько лет назад проблема безнадзорности детей была признана в России нетерпимой. На необходимость ее решения обратил внимание Правительства Президент Российской Федерации. Хочу сказать, что за последние годы сделано очень много для преодоления этого социального зла как на законодательном уровне, так и непосредственно в практической деятельности, непосредственной работе с детьми и их семьями.

Налажено межведомственное взаимодействие органов и учреждений социальной защиты, милиции, здравоохранения и образования по выявлению и работе с беспризорными детьми и их семьями, на федеральном уровне работал Межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Был реализован комплекс мероприятий по противодействию безнадзорности детей, который наряду с мерами по выявлению и социальной реабилитации беспризорных детей предусматривал обширную программу профилактических действий, включая расширение доступа детей к культурной и образовательной деятельности, содержательному досугу.

Активизировалась деятельность милиции по пресечению вовлечения детей в попрошайничество и бродяжничество, решен вопрос с перевозкой беспризорных детей к месту их постоянного жительства, а также, учитывая что в числе беспризорных детей было много детей из республик бывшего Советского Союза, подписано межгосударственное соглашение государств СНГ о перевозке таких детей в их родную стану. Интенсивно развивалась сеть учреждений социального обслуживания, предназначенных для социальной реабилитации безнадзорных детей, их число на конец 2004 года достигло 1350 учреждений, включая социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры и  пр. На сегодня такие центры работают практически во всех субъектах Российской Федерации, они оказывают как экстренную, так и долговременную помощь беспризорным детям, включая обеспечение права детей на образование и медицинскую помощь во время пребывания в учреждениях. В 2004 г. такая помощь была оказана 144 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведется поддержка деятельности учреждений, разработка новых методик и реализация пилотных проектов по их внедрению. С 2002 г. формируется электронная информационная база данных о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, что создает основу для постоянной и адресной работы с ними по месту жительства.

В результате нам удалось убрать детей с улицы,  несколько ослабить остроту проблемы, в чем может убедиться любой незаинтересованный свидетель. Об этом же свидетельствуют и статистические данные, в соответствии с которыми численность детей и семей в социально опасном положении сокращается. Задача состоит в том, чтобы  не успокаиваться на достигнутом, наращивать усилия по профилактике беспризорности детей, не допустить новой волны беспризорности.

С проблемой беспризорности, семейного неблагополучия тесно смыкается  задача защиты детей от вовлечения в наихудшие формы  труда, торговли детьми, сексуальной эксплуатации. Россия традиционно проводит политику защиты несовершеннолетних в трудовых отношениях, что нашло свое отражение в принятом новом Трудовом кодексе. Разделяя озабоченность мирового сообщества фактами эксплуатации детей, в феврале 2003 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда,  в апреле 2004 года - Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной  организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

В России целенаправленно проводится  политика по искоренению фактов занятости детей наихудшими формами труда. Учитывая, что таким трудом чаще всего заняты беспризорные дети и дети из неблагополучных семей, основная работа по ликвидации занятости детей наихудшими формами труда проводится в рамках программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Значительно возросла защита детей от сексуального насилия. В декабре 2003 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесен большой пакет поправок, в результате чего ужесточены сроки наказания за организацию занятия проституцией, содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений в целях занятия проституцией, за привлечение к занятиям проституцией лиц, заведомо не достигших 14-летнего возраста, повышен так называемый возраст «согласия на добровольное половое сношение и иные действия сексуального характера» с 14 до 16 лет.

Впервые в российское законодательство введена уголовная ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних, а равно привлечение заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказываются лишением свободы на срок до 6 лет.

Те же деяния, совершенные родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор над несовершеннолетним наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Ужесточение уголовной ответственности за сексуальную эксплуатацию и сексуальное насилие над несовершеннолетними обусловило повышение выявляемости таких преступлений.

В целом  проблема насилия в отношении женщин, детей и подростков находится в поле постоянного внимания органов государственной власти. В 1998 – 2004 гг. приняты меры по всестороннему изучению данной проблемы, совершенствованию законодательства в этой сфере, разработке соответствующих политики и программ, проведению информационных и просветительских кампаний.

Наши собственные усилия по противостоянию сексуальной эксплуатации подкрепляются международным сотрудничеством.

Господин Председатель!

В Заключительных замечаниях на предыдущий доклад особое внимание уделялось проблемам ювенальной юстиции. Сегодня мы можем сообщить, что Российская Федерация последовательно проводит политику, направленную на максимально полный учет международных требований в этой сфере. В дополнение к ранее представленным материалам, за прошедший с момента представления доклада период  в значительной мере усовершенствованы  все компоненты правовой системы, связанные с несовершеннолетними преступниками.  Внесены изменения в уголовное законодательство  с целью дальнейшей либерализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Приоритетным в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, признается применение так называемого «альтернативного наказания» - принудительных мер воспитательного характера (предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних).

Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой  или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей особенной части уголовного кодекса российской Федерации сокращается наполовину.

Определен правовой статус помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – установлено, что данная мера применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Уточнены категории несовершеннолетних, к которым может применяться подобная мера, – только осужденные к лишению свободы за совершение преступления. В  декабре  2003 г. Президентом Российской Федерации подписаны и вступили в силу федеральные законы о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, в соответствии с которыми в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа могут быть направлены не только несовершеннолетние, совершившие преступления средней тяжести, но и несовершеннолетние, совершившие тяжкие преступления (за исключением ряда особо тяжких преступлений).

В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации проводится обобщение судебной практики по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних для подготовки постановления Пленума Верховного Суда РФ в целях формирования единообразной судебной практики рассмотрения дел указанной категории.

Ведется активный общественный диалог по введению в судебную систему ювенальных судов, улучшились условия содержания несовершеннолетних преступников в воспитательных колониях.

Уважаемый господин Председатель, уважаемые члены Комитета!

Принципиальным элементом соблюдения прав детей является эффективный контроль за деятельностью учреждений и должностных лиц в этой сфере, персонала учреждений, работающих с детьми. Важным аспектом соблюдения прав детей является усилившееся внимание к этим вопросам органов прокуратуры, регулярно проводящих проверки соблюдения законодательства в интересах детей, что дополняет ведомственный контроль и позволяет принимать меры по устранению нарушений прав ребенка. Все большее место контроль за соблюдением прав детей занимает в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Новым и все более значимым элементом в обеспечении прав ребенка стала деятельность региональных уполномоченных по правам детей. На сегодня мы может отметить, что этот новый для России институт завоевывает все большее влияние, в том числе при формировании политики в интересах детей, в защите прав конкретного ребенка. По состоянию на июнь 2005 года работают 18 уполномоченных по правам ребенка, в том числе 15 на уровне субъектов Российской Федерации. Деятельность Уполномоченных дополняет существующие формы и средства защиты прав и законных интересов детей, не подменяя   традиционно обеспечивающих те или иные аспекты защиты прав детей  структур (органов образования, здравоохранения, социальной защиты, прокуратуры и пр.). Для координации деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка в 2005 г. создан Координационный совет уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации.

Мы понимаем, что для успешного обеспечения прав и интересов детей в соответствии с положениями Конвенции необходимо объединение усилий всех институтов гражданского общества. В этой связи российское государство становится все более открытым к сотрудничеству со всеми общественными организациями и структурами, привлекая их к решению проблем детства. Практикой стало их участие в процессе выработки политики в отношении детей, обсуждении стратегических документов, реализации программ.  В настоящее время создается Общественная палата из представителей общественных организаций и мы рассчитываем, что вопросы прав детей займут в ее деятельности достойное место.

Также с удовлтворением отмечаем, что продолжает развиваться плодотворное сотрудничество Российской Федерации с рядом международных организаций по решению острых проблем положения детей и надеемся на его продолжение и развитие в интересах российских детей и в дальнейшем.

Уважаемый господин Председатель! Уважаемые члены Комитета!

В коротком докладе нельзя было охватить все аспекты выполнения в России такого всеобъемлющего документа как Конвенция о правах ребенка. Делегация заявляет: мы ясно видим и нерешенные проблемы и глубину и сложность стоящих задач. Уверены, что решаться они будут постоянно и последовательно в целях наилучшего обеспечения интересов детей России.

Мы надеемся, что диалог между государственной делегацией и уважаемыми членами Комитета будет открытым, взаимополезным и конструктивным, уверены, что он поможет дальнейшему продвижению России по пути реализации высоких  стандартов, закрепленных в Конвенции. Члены нашей делегации будут готовы подробно и полно ответить на ваши вопросы.

Благодарю Вас.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать