Дата: 22.03.2006
Информационная справка о «Группе восьми»
1. История «Группы восьми»
"Группа восьми" неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран,
участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия,
Канада, Италия, а также ЕС, обладающий ограниченным статусом. На долю стран-участниц
«восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства,
49% активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным
международным проблемам.
История "восьмерки" (ранее "семерки") восходит к ноябрю 1975 г., когда по инициативе
президента Франции В.Жискар д?Эстена в Рамбуйе состоялась первая встреча руководителей
шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 г. во встречах
участвуют представители руководства ЕС. Россия была принята в «восьмерку» на саммите
в Денвере в 1997 г.
"Группа восьми" не является международной организацией. Она не основана на международном
договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного
секретариата. Решения "восьмерки" носят характер политических обязательств государств-участников.
Вместе с тем, в "восьмерке" сложился устойчивый порядок работы. Саммиты проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу
на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя
"Группы восьми". Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и
рабочих встреч, вырабатывает график и обеспечивает координацию всей текущей работы
"восьмерки".
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь
шерпы личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип
консенсуса.
Ежегодный рабочий цикл "восьмерки" сориентирован, прежде всего, на подготовку
и проведение саммитов главного мероприятия "клуба". Всю подготовительную работу
возглавляют и координируют шерпы, которые встречаются обычно четыре раза в год.
Шерпы возглавляют "национальные команды" в составе политических директоров, внешнеполитических
и финансовых су-шерпов, других национальных экспертов. Российский шерпа в «восьмерке»
Помощник Президента Российской Федерации И.И.Шувалов.
Важную роль в процессе подготовки саммитов играют регулярные встречи министров
иностранных дел и финансов. Также проводятся встречи министров окружающей среды,
энергетики, труда и социального развития, здравоохранения, науки и образования,
внутренних дел и юстиции (участвуют генеральные прокуроры).
В рамках "Группы восьми" организуются также рабочие, экспертные и целевые группы
по определенным направлениям. В настоящее время в "восьмерке" действуют Группа
высокого уровня по вопросам нераспространения ОМУ, Римская/Лионская группа (борьба
с терроризмом и оргпреступностью), Группа контртеррористических действий, Группа
личных представителей лидеров "восьмерки" по связям с руководителями африканских
стран, Группа экспертов по вопросам Глобального партнерства, Группа экспертов
по нераспространению (с подгруппой по утилизации плутония), Рабочая группа по
ядерной и физической безопасности и др. В среднем по линии "восьмерки" за год
проходит от 60 до 80 мероприятий.
В соответствии с решением саммита «восьмерки» в Кананаскисе (2002 г.) Россия
приступит к выполнению функций председателя «Группы восьми» с 1 января 2006 г.
2. Россия в «Группе восьми»
Первые контакты с «Группой семи» состоялись еще во времена СССР. Так, 17 июля
1991 г. в Лондоне «на полях» саммита состоялась рабочая встреча президента СССР
М.С.Горбачева с лидерами «семерки».
В дальнейшем лидеры стран «Группы семи» придерживались подобного формата проведения
встреч уже с российским президентом (Мюнхен 1992 г. и Токио 1993 г.). Их главный
итог установление прямого взаимодействия между Россией и «семеркой» по ряду
международно-политических и экономических вопросов.
Начало оформлению «восьмерки» было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе. Его первая часть прошла в «семерочном» формате, а вторая в формате
«восьмерки» с участием российского Президента в качестве равноправного партнера.
Важным этапом дальнейшей институционaлизации «восьмерки» стал саммит 1995 г.
в Галифаксе. Он дал импульс налаживанию практического взаимодействия по ряду глобальных
проблем, созданию рабочих механизмов «восьмерки» с российским участием.
Принципиальное значение для вхождения России в клуб имела реализация принятого
в Галифаксе предложение России о проведении 19-20 апреля 1996 г. в Москве саммита
«восьмерки» по ядерной безопасности под сопредседательством Президентов России
и Франции.
Сотрудничество России с партнерами поднялось на качественно новую ступень на
саммите в Лионе в июне 1996 г. По предложению российского руководства встреча прошла в
три этапа: первый (в формате «семерки») был посвящен рассмотрению ряда международных
экономических вопросов, второй и третий обсуждению с участием России всего комплекса
глобальных и внешнеполитических проблем.
Саммит в Денвере в июне 1997 г. от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми».
В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию
в демократическое государство с рыночной экономикой».
По предложению российской стороны было принято решение о развитии сотрудничества
«восьмерки» в сфере топливно-энергетической безопасности и о проведении в Москве
министерской встречи по проблемам мировой энергетики, которая состоялась 31 марта
1 апреля 1998 г.
Саммит в Бирмингеме в мае 1998 г. был посвящен трем основным темам: занятость, борьба с международной оргпреступностью,
глобальные экономические вопросы, включая кризис в Юго-Восточной Азии. По предложению
России была обсуждена проблематика мировой энергетики. Принято решение о проведении
в Москве министерской конференции по борьбе с организованной преступностью, которая
состоялась 19-20 октября 1999 г.
Саммит «Группы восьми» в июне 1999 г. в Кельне был сфокусирован на вопросах глобального экономического развития.
Россия выдвинула на саммите крупномасштабные инициативы о разработке к саммиту
2000 г. «Концепции мира в XXI веке», о выступлении «восьмерки» с идеей обсуждения
на Саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 г. вопроса о правовых аспектах применения
силы в международных отношениях в условиях глобализации, а также о создании глобальной
системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
В ходе встречи лидеров «Группы восьми» в июле 2000 г. на Окинаве российская сторона активно продвигала тезис о социально ответственной глобализации,
уделяла особое внимание темам стратегической стабильности, борьбы с международным
терроризмом (с акцентом на террористической угрозе, исходившей из талибского Афганистана),
информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику, урегулирования
на Корейском полуострове.
На саммите «Группы восьми» в Генуе (20‑22 июля 2001 г.) основная дискуссия развернулась вокруг проблем обеспечения устойчивого развития
человечества в условиях глобализации, включая аспекты борьбы с бедностью и преодоления
разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере
здравоохранения, образования, новейших технологий. При активном участии России
саммит предпринял ряд практических шагов, нацеленных на решение этих задач.
В Генуе принято также решение о дополнительных мерах по открытию национальных
рынков государств «восьмерки» для товаров из развивающихся стран. Россия в этой
связи заявила о присоединении к инициативе ЕС «Все, кроме оружия».
После Генуи «восьмерке» во многом пришлось переориентироваться на задачи антитеррористической
борьбы. В связи с терактами 11 сентября 2001 г. в США 19 сентября по инициативе
российской стороны принято Совместное заявление лидеров «восьмерки», закрепляющее
антитеррористическую деятельность в качестве одного из центральных направлений
деятельности «Группы восьми». В соответствии с ним «восьмерка» развернула интенсивную
работу по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
под эгидой ООН. При решающем вкладе «Группы восьми» сформирована и действует международная
антитеррористическая коалиция, успешно функционирует Контртеррористический комитет
(КТК) СБ ООН, развивается антитеррористическое взаимодействие по другим направлениям.
Весомым подтверждением укрепления позиций России в «восьмерке», перевода ее отношений
с партнерами на качественно новый уровень стало историческое решение саммита в Кананаскисе (Канада, июнь 2002 г.) о передаче нашей стране в 2006 г. функций председателя «восьмерки». Этот шаг
явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире.
При активном участии российской стороны в Кананаскисе был обсужден широкий комплекс
взаимосвязанных проблем упрочения международной безопасности и стратегической
стабильности, включая укрепление режимов нераспространения, контроля над вооружениями
и разоружения.
Этапным событием явилось одобрение масштабной программы Глобального партнерства «восьмерки» (ГП) против нераспространения оружия
и материалов массового уничтожения, носящей не только разоруженческий характер, но и направленной на предотвращение
доступа к ним террористов.
При деятельном участии России в Кананаскисе был рассмотрен и широкий комплекс
других актуальных вопросов - глобальная борьба с бедностью и обеспечение устойчивого
развития, состояние мировой экономики, африканские проблемы.
Роль России как авторитетного и влиятельного участника «Группы восьми» была вновь
продемонстрирована в ходе саммита «восьмерки» в Эвиане (Франция, июнь 2003 г.), который проходил в непростой международной обстановке, осложненной последствиями
иракской войны. Президент Российской Федерации В.В.Путин внес существенный вклад
в восстановление взаимного доверия и партнерских отношений между лидерами стран
«восьмерки» как на самом саммите, так и еще до его начала, организовав встречу
руководителей ведущих государств мира на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.
При активном участии российской стороны в Эвиане были приняты новые практически
важные решения в сфере борьбы с терроризмом: в частности, создана Группа контртеррористических
действий (ГКД), нацеленная на оказание конкретной помощи третьим странам в борьбе
с террором.
Россия в Эвиане впервые приняла непосредственное участие в подготовке всего пакета
документов саммита по финансово-экономической проблематике, что явилось важным
шагом на пути к ее окончательной интеграции в финансово-экономические структуры
«Группы восьми». В развитие этих положительных тенденций, а также в целях общего
содействия стабилизации мировой экономики Россия уже после Эвиана выдвинула предложение
о досрочной выплате части своей задолженности Парижскому клубу. На саммите также
получила поддержку российская инициатива об использовании для целей развития «третьего
мира» концепции обмена долгов развивающихся стран на инвестиции в их экономику.
При активном участии России на Эвианском саммите было принято новаторское для «восьмерки» решение о развертывании сотрудничества на наиболее
перспективных направлениях научно-технического прогресса - в водородной энергетике, био- и агротехнологии, глобальном мониторинге изменения
климата, которое объективно расширяет возможности научно-технического взаимодействия
России со странами «восьмерки».
В ходе работы саммита на Си-Айленде (США, 8-10 июня 2004 г.) Россия продолжала линию на укрепление роли «Группы восьми» в выработке коллективных
решений по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. При ее активном участии
была разработана и принята Инициатива по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (САФТИ), которая предусматривает 28 конкретных направлений сотрудничества.
Среди общих достижений «восьмерки» на контртеррористическом направлении эффективная,
скоординированная работа всех членов «Клуба», позволившая принять в 2005 г. консенсусную
Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную
Россией. Эта конвенция создает предпосылки для завершения работы в ООН над проектом
Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.
В ходе британского председательства в 2005 г. приоритетное внимание «восьмерки»
уделялось выработке общих подходов «Группы восьми» к проблематике развития Африки
и преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений, также
развитию экологически чистой энергетики.
Принятый в Глениглсе документ по Африке предусматривает комплекс мер по наращиванию содействия континенту, в т.ч. в
таких областях, как обеспечение экономического роста, финансирование развития,
улучшение системы образования и здравоохранения, укрепление миротворческого потенциала.
План действий по климату определяет практические шаги по таким приоритетным направлениям,
как внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности
энергопотребления, в т.ч. в промышленности, на транспорте и в бытовой сфере, развитие
необходимой научно-технической базы.
Укреплению позиций России как равноправного участника «восьмерки» в финансово-экономической
сфере способствовали динамичное экономическое развитие страны в последние четыре
года, ответственная политика на мировых энергетических рынках, четкая выплата
внешних долгов, весомое участие в сокращении задолженности беднейших стран мира.
Возрос и российский вклад в борьбу с голодом и опасными болезнями в странах Африки
и Азии.
К настоящему времени наша страна списала или приняла на себя обязательство списать
задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. США, включая более 2
млрд. долл. США в рамках Инициативы HIPC. Российская Федерация участвует в финансировании
Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, малярией и туберкулезом. Российский взнос
составляет 20 млн. долл. США в течение 2002-2006 гг. (к настоящему времени выплачено
12,5 млн. долл. США). Россия приняла участие в финансировании Глобальной инициативы
по ликвидации полиомиелита путем внесения в 20032005 гг. взноса в размере 8 млн.
долл. США.
Успешное обеспечение первого российского председательства в «Группе восьми» -
один из приоритетов российской внешней политики. Завершается проработка его содержательного
наполнения и организационного обеспечения. Приоритетные направления работы в рамках
нашего председательства международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.
Вместе с тем в Санкт-Петербурге будут фигурировать такие уже ставшие традиционными
для «восьмерки» темы, как антитеррор, нераспространение ОМУ, борьба с оргпреступностью
и наркоугрозой, решение природоохранных и иных глобальных проблем, актуальные
вопросы мировой экономики, финансов и торговли, острые региональные конфликты.
3. Суть проблемы инфекционных болезней
Инфекционные болезни, в том числе вновь возникающие, представляют угрозу развитию
человечества, являясь причиной трети общего ежегодного количества смертей в мире.
Распространяясь с различной интенсивностью в разных регионах мира, инфекционные
болезни, как индикатор, высвечивают ряд социальных и экономических проблем многих
стран, усиливают социальное неравенство, способствуют распространению стигмы и
дискриминации, усиливают напряженность взаимоотношений между развитыми и развивающимися
государствами.
Заболевания подобные ВИЧ/СПИД, туберкулезу и малярии, а также вновь возникающие
инфекции, такие как птичий грипп, оказывают серьезное экономическое и социальное
воздействие на страны, сдерживая их планомерное развитие.
Разница между странами в развитии систем здравоохранения, систем контроля за
инфекционными болезнями, а также в наличии финансовых возможностей, научных и
человеческих ресурсов для борьбы с эпидемиями, зачастую лежит в основе неравномерного
распределения глобальных ресурсов, направляемых на противодействие инфекциям.
В качестве примера: лишь 10% всех затрат в области разработки и производства
лекарственных препаратов и вакцин идут на обеспечение нужд 90% населения Земли,
преимущественно проживающего в бедных и развивающихся странах. Соответственно,
90% усилий в данной области фармацевтических компаний и мирового научного сообщества
рассчитаны на только на 10% населения планеты.
4. Мероприятия государств «Группы восьми», направленные на борьбу с инфекционными
заболеваниями
Проблема распространения инфекционных болезней, как и другие социальные вопросы,
нашли свое место в повестке «Группы восьми» не сразу, а лишь с приходом понимания
того, что глобальная экономическая безопасность и экономическая безопасность самих
членов «клуба» напрямую зависят от хода развития других стран, и что содействие
этому развитию и помощь в решении острых проблем, связанных со здравоохранением,
в международном масштабе являются неотъемлемой составляющей устойчивого прогресса.
Впервые тема борьбы с инфекционными заболеваниями, а точнее проблема ВИЧ/СПИД,
была освещена в итоговом документе Саммита «Группы семи» в 1987 г. в Венеции.
Затем вновь тема борьбы со СПИДом обсуждалась в 1989 г. в Париже, где была достигнута
договоренность о необходимости международного сотрудничества в данной области.
В 90-е годы тема здравоохранения в повестке дня «восьмерки» получила дальнейшее
развитие. Особое внимание инфекционным болезням было уделено на Саммитах в Леоне
в 1996 г. и Денвере в 1997 г., где в итоговых документах говорилось об угрозе
для всего человечества, которую представляют такие болезни, как ВИЧ/СПИД, туберкулез,
малярия. Кроме того, в ходе этих саммитов лидеры обсуждали механизмы повышения
эффективности мер по борьбе с инфекционными болезнями, включая совершенствование
эпидемиологического надзора, профилактических мероприятий, развитие исследований
в области разработки и производства новых лекарств и вакцин.
К 2000 г. борьба с инфекционными болезнями прочно обосновалась в повестке дня
«Группы восьми». На Саммите в Окинаве лидеры акцентировали внимание на необходимости
объединения усилий в данной сфере. В итоговом коммюнике встречи говорилось: «Здравоохранение - ключ к процветанию?
?Инфекционные и паразитарные болезни, главным образом ВИЧ/СПИД, туберкулез (ТБ)
и малярия, а также детские болезни и обычные инфекции, угрожают повернуть вспять
прогресс, достигнутый за десятилетия развития, и лишить целое поколение надежды
на лучшее будущее...».
С тех пор ни одна встреча лидеров «восьмерки» не обходится без обсуждения данной
проблематики. Результатом данных дискуссий стали несколько крупных инициатив «Группы
восьми», направленных на совершенствование глобальных усилий по борьбе с инфекциями:
2001 г. Генуя по инициативе «Группы восьми» создан Глобальный фонд по борьбе
со СПИДом, туберкулезом и малярией (бюджет более 6,5 млрд долларов США);
2002 г. Кананаскис заявление о поддержке программы искоренения полиомиелита
(общий взнос стран «восьмерки» более 160 млн долларов США);
2003 г. Эвиан заявление «Группы восьми» о необходимости содействия в обеспечении доступа
бедных и развивающихся стран к качественным и недорогим средствам лечения и необходимости
укрепления систем здравоохранения;
2004 г. Си-Айленд План действий по созданию Глобального координационного центра по разработке
вакцины против СПИДа;
2005 г. Глениглз План действий по Африке, включающий поддержку усилий по борьбе с ВИЧ/СПИД,
туберкулезом и малярией.
В ходе встреч лидеров уделяется внимание поддержке действий ведущих международных
организаций, работающих в области борьбы с инфекционными болезнями, таких как
ВОЗ и ЮНЭЙДС, а также поиску новых механизмов координации усилий мирового сообщества
по борьбе с инфекционными болезнями и содействию эффективному оказанию помощи
в данной области развивающимся странам.
Таким образом, в ходе эволюции позиций «Группы восьми» по вопросам борьбы с инфекционными
болезнями определились следующие приоритеты действий стран членов клуба:
- содействие развитию систем здравоохранения;
- содействие разработке и производству лекарств и вакцин;
- содействие обеспечению равного доступа к средствам диагностики, профилактики
и лечения;
- поддержка глобальных программ по борьбе с инфекционными болезнями;
- содействие развитию сотрудничества между различными секторами общества, включая
государственный, коммерческий сектора и представителей гражданского общества.
Тем не менее, несмотря на все усилия, международное сообщество еще не может с
уверенностью заявить о том, что инфекционные болезни не остановят прогресс человечества,
так как находятся под контролем, и любая страна может обеспечить равный доступ
своих граждан к необходимым средствам профилактики диагностики и лечения.
5. Позиция и роль России в решении проблем, связанных с инфекционными заболеваниями
Российская Федерация в ходе своего председательства в «Группе восьми», ориентируясь
на существующую ситуацию с распространением ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии,
нарастающую угрозу птичьего гриппа и возможного возникновения новых инфекций,
намеревается предложить осуществление мер глобального характера, направленных
на укрепление системы противодействия инфекционным болезням, которая позволит
осуществлять эффективные меры защиты, основанные на достоверной эпидемиологической
информации, партнерстве всех секторов общества и стремлении обеспечить необходимыми
средствами профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней всех нуждающихся.
По мнению российских экспертов, важным компонентом глобальных действий должно
стать намерение перейти от подходов, ориентированных на конкретное заболевание,
к созданию условий, позволяющих эффективно противостоять инфекционным болезням
в широком понимании на внутригосударственном, региональном и глобальном уровнях.
Другими словами, мировое сообщество должно обладать инструментами, которые позволят
одинаково действенно бороться как с известными инфекциями, так и с вновь возникающими.
Особое внимание планируется уделить укреплению глобальной системы мониторинга
за инфекционными болезнями, борьбе с птичьим гриппом и предупреждению возможной
пандемии гриппа.
Кроме того, предложено обсудить с партнерами по «восьмерке» ряд мер, направленных
на более тесную координацию действий при реализации противоэпидемических мер в
районах, пострадавших от стихийных бедствий, а также развитию научного обмена
в области изучения возбудителей инфекционных болезней. Будут рассмотрены и обязательства,
ранее принятые «Группой восьми», такие как содействие ликвидации полиомиелита,
борьба с ВИЧ/СПИД, противодействие туберкулезу.
Все эти темы будут рассматриваться в контексте развития и содействия наращиванию
потенциала развивающихся стран в области противодействия инфекционным болезням.
Учитывая многолетний успешный опыт Российской Федерации по противодействию инфекционным
болезням, обсуждение этой темы в ходе предстоящего Саммита в г. Санкт-Петербурге
может привести к принятию ряда важных решений, которые будут способствовать существенному
прогрессу человечества в деле борьбы с инфекциями.
|