Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Совет Европы

Дата: 31.05.2005

Сравнительный анализ соответствия национального законодательства положениям Европейской Социальной Хартии (пересмотренной от 3 мая 1996 г.) 14 статья

СТАТЬЯ 14.

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ УСЛУГ СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

         В целях обеспечения эффективного существования права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций, в создании и деятельности таких служб.

 

В Российской Федерации осуществление права на социальное обслуживание и получение услуг со стороны социальных служб регулируется федеральными законами:

Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ ?О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов? (далее – Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ);

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ ?Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации? (далее – Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ).

         В целях реализации положений этих законов приняты постановления Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение условий реализации установленных гарантий в области социального обслуживания, поддержку развития социальных служб, а также ряд нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих гарантии социального обслуживания.

В субъектах Российской Федерации приняты региональные правовые акты, конкретизирующие положения федерального законодательства с учетом местных условий. В интересах развития деятельности социальных служб вне зависимости от места нахождения, ведомственной принадлежности и других условий сформирована соответствующая нормативная база.

Социальное обслуживание является предметом совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 2004 г. на основании п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ ?Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации? социальное обслуживание отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно.

Вследствие этого существенные изменения внесены в федеральные законы от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ.

Данные изменения (закреплены в ст.ст. 56 и 65 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ?О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов ?О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон ?Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации? и ?Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации?) касаются разграничения полномочий и организации деятельности в области социального обслуживания.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в названной области отнесено:

утверждение перечня гарантированных государством социальных услуг, государственных стандартов социального обслуживания (ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ);

установление порядка координации деятельности социальных служб, создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ);

разработка порядка выбора гражданами пожилого возраста и инвалидами учреждения и формы социального обслуживания (ст. 7 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ);

установление порядка предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг (ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ, ст. 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ);

определение порядка и условий социального обслуживания различных видов, а также приема на стационарное социальное обслуживание в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания (ст.ст. 17, 18, 19, 20 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Полномочия федеральных органов государственной власти не распространяются на вопросы организации социального обслуживания. На основании ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ предусматривается установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; принятие федеральных законов и контроль за их исполнением; установление методического обеспечения социальных служб и единой федеральной системы статистического учета и отчетности; организацию и координацию научных исследований; развитие международного сотрудничества.

         Соответственно субъекты Российской Федерации должны внести дополнения и изменения в собственные законодательные акты, регулирующие вопросы социального обслуживания, отнесенные к их полномочиям, разработать перечень гарантированных государством социальных услуг и государственные стандарты социального обслуживания.

         В Республике Коми, Краснодарском крае, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Самарской, Кировской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской областях и других регионах уже многое сделано для обновления нормативной и методической базы деятельности социальных служб.

В целом развитие социального обслуживания населения осуществляется на стабильной законодательной базе и основывается на общепринятых ценностях в данной области.

 

Государство гарантирует нуждающимся лицам из числа граждан Российской Федерации право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам (ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ), возможность получения социальных услуг вне зависимости от пола, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств (ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Аналогичные права имеют иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Федеральные законы выделяют в качестве принципов социального обслуживания доступность (ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ), право на выбор учреждения и формы социального обслуживания (ст. Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ), подробно регламентируют право на получение социальных услуг в различных типах учреждений социального обслуживания.

В законодательстве указано, что действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд, что распространяется также на решения об отказе предоставить социальные услуги (ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ).

Установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 38 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

         Законодательство особо выделяет право граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентацию социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Указанным гражданам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, включаемых в территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта Российской Федерации? (ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

         Гражданам пожилого возраста и инвалидам, постоянно проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, установлены дополнительные гарантии поддержки и уважения неприкосновенности частной жизни.

Переселение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарное (полустационарное) учреждение социального обслуживание обусловлено предварительным ознакомлением гражданина или его законного представителя с условиями проживания в указанных учреждениях и видами предоставляемых услуг (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Они имеют широкий перечень прав, обусловленных пребыванием в стационарных учреждениях социального обслуживания. Это право на обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную, а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь; социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию; медико-социальную экспертизу, проводимую для установления или изменения группы инвалидности; свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителем, родственниками и другими лицами; бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, с учетом интересов верующих различных конфессий; участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. При этом им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней. Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов к лечебно-трудовой деятельности не допускается (ст. 13 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана по отношению к проживающим соблюдать права человека и гражданина, обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность, информировать о правах, при необходимости исполнять функции опекунов и попечителей, выделять супружеским парам изолированное жилое помещение. Обязанности администрации включают организацию отдыха и культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление им возможности пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату. Предусматривается обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей в выходные и праздничные дни, в рабочие дни в дневное и вечернее время (ст. 21 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Сведения личного характера, ставшие известными работникам социальных служб при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Виновные в разглашении профессиональной тайны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

На законодательном уровне созданы правовые условия для защиты прав граждан при предоставлении социальных услуг и возможности для урегулирования спорных вопросов на различных стадиях рассмотрения, наряду с правовыми основаниями для обеспечения общественного участия в защите их прав и законных интересов.

 

Ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ определяет системы социальных служб в Российской Федерации.

Государственная система социальных служб – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

 

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации создана новая социальная инфраструктура – разветвленная система учреждений социального обслуживания населения, охватывающая все субъекты Российской Федерации и являющаяся одним из ведущих звеньев социальной сферы.

Действует разветвленная личностно-ориентированная система учреждений социального обслуживания семьи и детей. Основная задача – профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь семье и детям в трудных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям с ограниченными возможностями, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в общество и семью.

Численность учреждений социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения достигает 3319 учреждений различных типов: социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми центров социального обслуживания населения, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. (На начало 2004 г. действовало 3229 учреждений социального обслуживания семьи и детей, соответственно прирост в течение года составил 2,7 процента). Открыто 155 стационарных учреждений для детей-инвалидов.

Отмечается стабильный рост численности граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня и увеличение объема предоставляемых услуг.

В 2004 г. численность названных граждан, составила 9,9 млн. человек (в 2003 г. – 9,4 млн. человек), в том числе более 4,3 млн. несовершеннолетних детей и подростков (в 2003 г. – 4 млн. несовершеннолетних). В течение 2004 г. помощь получили 3,2 млн. семей (в 2003 г. – 3 млн. семей).

Количество услуг, оказанных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, возросло на 10,5 процента (с 84 млн. до 93,9 млн. услуг).

Государственная система социального обслуживания граждан пожилого возраста и взрослых инвалидов (лиц, достигших 18 лет) состоит из учреждений социального обслуживания различных типов и подразделений (без оформления юридического лица) в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанными социальными службами осуществляется предоставление социальных услуг во всех установленных законодательством формах (нестационарная, полустационарная, стационарная и срочная социальная).

Предоставление социально-бытовых услуг на дому является приоритетной формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в нестационарных условиях. Действует 12400 отделений социального обслуживания на дому, надомные социально-бытовые услуги получили более 1,15 млн. человек.

С 1987 г. открыто 2050 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Почти половина действующих центров являются комплексными, предоставляя разнообразную помощь всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Центры предоставляют комплекс услуг, включая медицинские, коммунальные, торговые и другие. Оборудованы кабинеты психологической разгрузки, работают телефоны доверия, пункты проката, мастерские по пошиву и ремонту обуви и одежды, социальные парикмахерские, столовые.

         В структуре центров социального обслуживания населения открыто 1200 отделений дневного пребывания, 700 отделений временного (в течение 2-3 месяцев) проживания, что позволяет пожилым людям отсрочить переход на постоянное проживание в дом-интернат, сохранить годами сложившиеся родственные и социальные связи. В отделениях временного проживания развернуто 15,2 тыс. койко-мест. В названных отделениях обслужено более 860 тыс. человек.

         Повысилось внимание к организации социального обслуживания пожилых людей в условиях сельской местности. Внедряется участковый метод, когда в поле зрения социальных служб постоянно находится все пожилое население района (микрорайона, села), бригадная форма обслуживания на дому, мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в труднодоступных сельских районах. Традиционная форма социального обслуживания – содействие в ремонте жилья, заготовке топлива, обработке приусадебных участков (Республика Коми, Волгоградская, Калининградская, Кировская, Курганская, Омская, Оренбургская, Нижегородская, Челябинская области и другие регионы).

         Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому создаются в Краснодарском крае, Саратовской области, Красноярском крае, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Пермской областях, Москве. Всего функционирует 1700 таких отделений, в штате которых состоит 8,5 тыс. медицинских сестер. В течение года отделениями обслужено 128,8 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов.

Специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставляются услуги по уходу за тяжелобольными (хоспис на дому). Основной задачей является облегчение страданий умирающего, оказание ему и его семье возможной поддержки, помощи и утешения. В бригаде хосписа на дому работают социальные работники, медицинские сестры, младшие медицинские сестры, священнослужители и психологи.

В целом из каждых 10000 пенсионеров различные услуги на дому получают около 330 человек.

Благодаря 2100 отделениям (службам) срочного социального обслуживания разовые социальные услуги в трудных жизненных ситуациях в течение года получают более 11 млн. человек.

 

Гражданам пожилого возраста и инвалидам с выраженной социальной недостаточностью, ограниченной способностью к самообслуживанию и/или передвижению предоставляются места в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.

Сеть стационарного социального обслуживания включает дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста, дома милосердия и геронтологические центры.

Действует 1248 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (старше 18 лет) на 238,4 тыс. мест, где проживает 223,7 тыс. человек. Значительная часть проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (34,6 процента) находятся на постоянном постельном режиме.

В 2002-2004 гг. сеть стационаров расширилась на 189 учреждений (с 1159 до 1248, прирост более 13 процентов к числу учреждений в 2001 г.). Введено в действие 6 тыс. новых мест, стационарным обслуживанием дополнительно охвачено 8,4 тыс. человек. Это позволило приблизиться к решению одной из острых проблем пожилого населения – удовлетворение потребности в постоянном постороннем уходе.

Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. Завершена работа по переходу на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

Основными тенденциями развития стационарных учреждений социального обслуживания являются разукрупнение многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий организации жизненного пространства пожилых людей и инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации работают над решением задачи укрепления существующих и создания стационарных учреждений новых типов (дома-интернаты (отделения) милосердия, дома-интернаты малой вместимости, геронтологические, геронтопсихиатрические и реабилитационные центры).

Тенденция роста численности граждан преклонного возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском и социальном уходе, вызвала появление геронтологических центров. Средний возраст проживающих в них не менее 82-85 лет. Пока открыто 19 учреждений (республики Марий Эл и Татарстан, Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Новосибирская, Орловская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва).

Сформирована сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости (на 10-20 мест), которые по большей части открываются в сельской местности, что позволяет приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки.

Потребность в стационарном социальном обслуживании остается высокой, действующие учреждения нуждаются в реконструкции, улучшении инфраструктуры, оснащении современными техническими средствами реабилитации и ухода. Несмотря на сложности финансирования нового строительства, в субъектах Российской Федерации ежегодно вводится около 2 тыс. новых мест для размещения пожилых граждан и инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.

         Реальная медико-демографическая и социально-экономическая ситуация не позволяет устранить одновременно все препятствия доступа к социальным услугам. В силу сложностей экономического характера на практике имеются проблемы, связанные с реализацией права граждан пожилого возраста на социальное обслуживание.

Основная проблема – отставание темпов прироста предоставляемых мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания от роста очередности на получение мест в домах-интернатах. Очередность во все типы стационарных учреждений составляет около 19 тыс. человек, что обусловлено значительной численностью пожилых людей с неудовлетворительным состоянием здоровья, выраженной социальной недостаточностью. Делается все возможное для того, чтобы минимизировать очередность, в том числе путем открытия учреждений социального обслуживания малой вместимости, учреждений социального обслуживания временного проживания.

         Наличие очередности не вступает в непреодолимое противоречие с содержанием статьи 14 Европейской социальной хартии. В период ожидания места в стационарном учреждении граждане получают на дому комплекс социально-бытовых, социально-медицинских и других услуг по жизнеобеспечению (физически уход, поддержание нормальных условий в жилище, приготовление (доставка) горячей пищи, ведение текущих дел (оплата счетов, отправка корреспонденции) и другое).

 

В установленных законодательством пределах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют оказание социальной помощи и проведение социально-реабилитационных мероприятий в отношении лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Неотложная помощь разового характера лицам этих категорий предоставляется отделениями срочного социального обслуживания, действующими во всех субъектах Российской Федерации. В целях предоставления временного приюта, оказания материальной помощи, содействия в восстановлении документов, трудоустройстве или определении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов созданы специализированные учреждения и отделения социальной помощи.

Действует 40 специальных домов-интернатов на 5,8 тыс. мест для граждан пожилого возраста и инвалидов без определенного места жительства, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и добровольно согласившихся проживать в доме-интернате. Дезадаптированность этих лиц, неумение или нежелание интегрироваться в новую среду, воспринять правила проживания в доме-интернате составляет определенную проблему.

         Имеется 117 других учреждений по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства, а также освободившимся из мест лишения свободы, в том числе 43 дома ночного пребывания, 10 социальных приютов, 21 социальная гостиница, 29 центров социальной адаптации. В них фактически развернуто 6,5 тыс. мест.

         Ежегодно учреждениями социальной помощи обслуживается более 91,5 тыс. человек, из них лица, освободившиеся из мест лишения свободы, составляют около одной четверти.

         Число дней пребывания обслуженных лиц в учреждениях социальной помощи составляет около 1,4 млн., трудоустраивается ежегодно более 11 тыс. человек, направляется в стационарные учреждения социального обслуживания около одной тыс. человек.

Постоянное внимание организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства уделяется в Москве, Краснодарском крае, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Новосибирской областях и других регионах страны.

В ближайший период, с учетом социально-демографических факторов, показателей заболеваемости и смертности, нуждаемость в социальных услугах будет возрастать, поэтому основные усилия направляются на развитие сети доступных населению специализированных социальных служб, в деятельности которых преобладают адресность и профилактическая направленность социальных услуг.

Конечная цель развития системы социальных служб – оказание достаточных по объему, качественных и ориентированных на индивидуальную нуждаемость социальных услуг, предоставление которых способствует адаптации к новым социально-экономическим условиям и повышению качества жизни населения, преодолению трудных жизненных ситуаций, созданию методами социальной работы действенного механизма защиты прав зависимых членов общества.

Социальные службы, территориально приближенные к получателям социальных услуг, реально способствуют созданию условий для жизнедеятельности семьи и отдельных граждан, развитию человеческих ресурсов, направляемых на повышение благосостояния общества и отдельных граждан.

Численность работников учреждений социального обслуживания (для взрослых) по Российской Федерации превысила 150 тыс. штатных единиц, фактически укомплектовано 90 процентов штатных единиц. При этом укомплектованность врачебных должностей составляет 81 процент, средним медицинским персоналом – 87 процентов, младшим медицинским персоналом – 86 процентов.

Необходимость обеспечить учреждения социального обслуживания кадрами побуждает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совершенствовать работу по повышению профессиональной подготовки работников социальных служб, использовать метод подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет целевого направления в учебные заведения высшего и среднего звена (по очной и заочной формам обучения).

 

С целью расширения потенциальных возможностей действующих учреждений социального обслуживания и создания дополнительных условий для доступности, повышения качества социальных услуг при последовательном учете индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах сформирована нормативная база деятельности указанных учреждений.

Разработаны примерные положения для различных учреждений и рекомендации по организации их деятельности, формы примерных договоров, заключаемых между государственными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями.

         Необходимо выделить примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (утверждено постановлением Минтруда России от 8 июля 1997 г. N 36), а также методические рекомендации по организации деятельности комплексного центра социального обслуживания населения (утверждены постановлением Минтруда России от 27 июля 1999 г. N 32).

Для нормальной работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определяющее значение имеют рекомендации по подготовке уставов учреждений социального обслуживания (утверждены постановлением Минтруда России от 28 декабря 2000 г. N 93), которыми устанавливаются содержательные моменты уставного регулирования деятельности названных учреждений.

         Устав учреждения содержит обязательные разделы о правовом статусе учреждения, предмете, целях и направлениях деятельности, имуществе и финансах, финансово-хозяйственной деятельности, структурных подразделениях, управлении учреждением, работе с персоналом, порядке ликвидации и реорганизации учреждения.

         Обязательно оговаривается создание попечительского (общественного) совета для оказания помощи администрации и защиты прав граждан, пользующихся услугами учреждения.

         Учитывая, что предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание граждан, должны быть указаны направления социального обслуживания, по которым им предоставляются услуги, с учетом целей создания учреждения, категорий граждан, видов услуг. Осуществление видов деятельности, отвечающих уставным целям учреждения, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.

Имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Оговорены источники формирования имущества и финансовых средств учреждения (бюджет субъекта Российской Федерации, доходы, полученные от предоставления гражданам на условиях частичной или полной оплаты социальных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, добровольные имущественные взносы и пожертвования третьих лиц, а также средства из других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации).

         Для обеспечения надлежащего качества социальных услуг значение имеют рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием (утверждены постановлением Минтруда России от 12 февраля 2001 г. N 18), по обеспечению мягким инвентарем (утверждены постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 29) и по организации питания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (утверждены постановлением Минтруда России от 15 февраля 2002 г. N 12).

        

Постоянное внимание уделяется практическому содействию развитию социальных служб в субъектах Российской Федерации

Организационно учреждения социального обслуживания находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно основным источником финансирования государственного сектора социального обслуживания являются бюджеты субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на оплату питания, лекарственных средств и заработной платы персонала относятся к числу защищенных статей бюджета.

Законодательством предусмотрен широкий перечень дополнительных внебюджетных источников финансирования мер по социальному обслуживанию (ст. 31 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ). В частности, на указанные цели могут направляться средства, поступающие из целевых социальных фондов, а также благотворительные взносы и пожертвования.

Источником дополнительных средств финансирования стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются доходы от деятельности лечебно-производственных (трудовых) мастерских, в которых организовано более 8 тыс. рабочих мест, подсобных сельских хозяйств, где трудились свыше 10 тыс. человек.

Реализация мер по обеспечению социального обслуживания населения требует соответствующего ресурсного обеспечения. Нехватка или отсутствие достаточных финансовых средств сдерживают оптимизацию сети учреждений, пока не позволяют обеспечить в некоторых из них необходимый объем и надлежащее качество услуг.

В связи с этим субъектам Российской Федерации регулярно предоставляется финансовая помощь из средств федерального бюджета, дополнительных доходов федерального бюджета, а также за счет федеральных целевых программ, других определенных на федеральном уровне источников.

В 1997-2004 гг. позитивным фактором в развитии учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов послужила федеральная целевая программа ?Старшее поколение?, которая утверждалась постановлениями Правительства Российской Федерации на определенные периоды.

         Программ включала целевые мероприятия по поставке учреждениям социального обслуживания: технических средств, облегчающих уход; медицинской техники и изделий медицинского назначения; технологического оборудования; оборудования для отделений трудотерапии и трудовых мастерских; технологического оборудования для нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание социально-бытовых услуг (парикмахерские услуги, услуги по пошиву и ремонту одежды и обуви, ремонту бытовой техники, стирке белья).

За счет программы обновлен парк автотранспортных средств социальных служб (санитарный автотранспорт; автобусы и микроавтобусы; специальный автотранспорт, в том числе автотранспортные средства для службы социального такси, мобильных социальных служб в сельской местности, доставки питьевой воды и продуктов питания, вакуумные машины).

         В рамках программы ?Старшее поколение? решалась актуальная задача содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строительстве и реконструкции стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (вновь создаваемых учреждений социального обслуживания; геронтологических центров; домов-интернатов общего типа, подлежащих перепрофилированию в геронтологические центры; геронтопсихиатрических центров).

В ежегодно утверждаемую одновременно с федеральным бюджетом федеральную адресную инвестиционную программу включается строительство объектов социальной сферы, в том числе учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

В 2001 г. субъектам Российской Федерации распределено 500 млн. рублей, поступивших из дополнительных доходов федерального бюджета и направленных на местах на проведение капитальных ремонтов и реконструкцию стационарных учреждений социального обслуживания. За счет программы в 2002-2004 гг. строились и реконструировались 59 учреждений в 49 субъектах Российской Федерации.

В целях методического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания выполнялись научно-исследовательские работы, проводились мероприятия по распространению инновационных технологий социального обслуживания, которые имеют значение для повышения качества социального обслуживания, роста квалификации специалистов, работающих в данных учреждениях.

Федеральная целевая программа ?Старшее поколение? устойчиво финансировалась из средств федерального бюджета и дополнительных доходов федерального бюджета. В 1999-2001 гг. на ее реализацию направлено 1583,372 млн. рублей. В 2002-2004 гг. из федерального бюджета на выполнение программных мероприятий выделено 938,97 млн. рублей, из них на улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания и проведение различных мероприятий – 580,47 млн. рублей, на проведение научных исследований – 11,5 млн. рублей, на строительство и реконструкцию – 347 млн. рублей.

На реализацию целей программы из бюджетов субъектов Российской Федерации в 2002-2004 гг. привлечены средства в общей сумме 46,31 млн. рублей (сверх средств на текущее финансирование), из внебюджетных источников – 2521,96 млн. рублей.

В частности, из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на завершение работ по укреплению материально-технической базы государственных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания было выделено около 806 млн. рублей.

На улучшение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания выделяются средства из резервного фонда Президента Российской Федерации: в 2003 г. было выделено 148,597 млн. рублей, в том числе 82,22 млн. рублей на капитальный ремонт и 66,377 млн. рублей на приобретение оборудования.

В 2000-2001 гг. на финансирование расходов государственных учреждений социального обслуживания направлены средства в размере 6 млрд. рублей, полученные в результате реструктуризации задолженности Пенсионному фонду Российской Федерации.

Правовым основанием для этого стали указы Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 115 ?О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения?, от 25 декабря 2000 г. N 2063 ?О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения?

Указанные средства использовались на улучшение условий проживания и питания, приобретение мягкого инвентаря, одежды, технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, медикаментов, мебели, проведение текущего и капитального ремонта. В учреждениях социального обслуживания выполнен большой объем ремонтно-строительных работ (ремонт котельных, кровли жилых корпусов, пищеблоков, коммуникаций). Значительно улучшилась обеспеченность одеждой, обувью, постельными принадлежностями.

Комплексно рассматриваются вопросы укрепления материально-технической базы учреждений, находящихся в отдалении от крупных населенных пунктов и вынужденных самостоятельно решать задачи пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации экстремальных ситуаций, принимать меры по выполнению требований к экологической ситуации в районах расположения домов-интернатов, предупреждать возможные аварийные ситуации. Для таких учреждений приобретались пожарные автомобили и соответствующее оборудование, специальные автомобили для поддержания необходимого санитарного состояния, автономные дизельные электростанции, оборудование для водоснабжения из собственных скважин, горячего водоснабжения.

Аналогичный механизм применяется в целях обеспечения социальных служб, удовлетворяющих потребности семьи и детей в социальных услугах.

Целевая помощь субъектам Российской Федерации в оснащении учреждений социального обслуживания семьи и детей оказывается в рамках подпрограмм ?Дети-инвалиды?, ?Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних? федеральной целевой программы ?Дети России?.

По подпрограмме ?Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних? в 2004 г. оборудование и автотранспорт получили 400 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 165 центров социальной помощи семье и детям, 2 кризисных центра для женщин, 96 образовательных учреждений, 100 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, 31 воспитательная колония уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В рамках подпрограммы ?Дети-инвалиды? за счет средств федерального бюджета осуществлялось оснащение 275 специализированных учреждений для детей-инвалидов (поставка современного реабилитационного оборудования, автотранспорта).

Помощь в укреплении материально-технической базы учреждений социального обслуживания оказывалась за счет целевого направления в эти учреждения гуманитарной помощи, в том числе в рамках использования средств, полученных от реализации продовольствия, поставляемого Европейским Союзом в Российскую Федерацию. Стационарным учреждениям социального обслуживания, расположенным в различных регионах, было поставлено оборудование для прачечных на сумму 167,15 млн. рублей и предметы первой необходимости (одежда и обувь) на 182 млн. рублей.

В субъектах Российской Федерации также реализуются программы содействия развитию социальных служб.

Администрация ряда территорий (Ставропольский край, Архангельская, Белгородская, Кировская, Костромская, Тамбовская, Тверская, Ульяновская области и другие регионы) приняли решение о частичном освобождении стационарных учреждений социального обслуживания от уплаты налогов в местные бюджеты.

Полностью освобождены от уплаты налогов учреждения республик Адыгея и Карелия, Иркутской, Калининградской,  Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Самарской, Сахалинской областей. Соответствующие решения оформлены в установленном порядке.

 

В области социального обслуживания населения усиливается роль негосударственного сектора, поддерживаемого федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как правовыми, так и организационно-финансовыми методами.

В ст. 33 ?Негосударственный сектор социального обслуживания? Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ даны основные правовые нормы, создающие базис для развития негосударственных социальных служб.

         Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания законодательством отнесены общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность субъектов негосударственного сектора осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

В жизнеобеспечении учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов активное участие принимают фонды милосердия, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения, территориальные отделения Российского Красного Креста, общества инвалидов, творческие союзы, Русская православная церковь, религиозные мусульманские организации, частные лица.

Постепенно формируется сеть ведомственных, частных, благотворительных, церковных домов-интернатов, принадлежащих ведомствам, общественным объединениям и финансируемых из их собственных средств. Названные учреждения при необходимости получают методическую, консультативную, финансовую, техническую и иную помощь органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Ставропольском крае действуют 33 ведомственных дома-интерната для престарелых на 537 мест. В республиках Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Белгородской области успешно работают дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые содержатся за счет средств акционерных обществ и других негосударственных организаций. В Санкт-Петербурге действуют дома ветеранов архитекторов, ветеранов науки и ветеранов сцены. В Республике Татарстан открыты дома милосердия Татарского республиканского комитета Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Согласно части первой ст. 35 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания.

Деятельность в социальной сфере негосударственных структур, участвующих в социальном обслуживании, базируется на положениях других федеральных законов:

от 19 мая 1995 г. N 83-ФЗ ?Об общественных объединениях?;

от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ ?О благотворительной деятельности и благотворительных организациях?;

от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ ?О некоммерческих организациях?;

от 25 сентября 1997 г. N 125-ФЗ ?О свободе совести и религиозных организациях?.

Федеральные законы ?Об общественных объединениях? и ?О благотворительной деятельности и благотворительных организациях? содержат нормативные положения, поощряющие гуманную деятельность отдельных лиц, объединений и организаций, способствующие активизации их вклада в развитие сети учреждений социального обслуживания населения всеми путями и средствами, не запрещенными законодательством.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 83-ФЗ среди организационно-правовых форм общественных объединений выделены общественные фонды (ст. 7), цель которых состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10). На практике деятельность общественных фондов может способствовать развитию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддержку их деятельности в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и услуг, социального заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 83-ФЗ).

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 83-ФЗ).

Положения законодательства от общественных объединениях открывают перспективы сотрудничества между государством и общественными объединениями, в том числе Российским Красным Крестом. Деятельность этого старейшего общественного объединения России осуществляется путем защиты прав и законных интересов граждан, а также оказания содействия органам государственной власти, местного самоуправления и населению на программно-целевой основе.

         Результатом многолетнего взаимодействия между структурами Российского Красного Креста и органами социальной защиты населения явилось заключение 30 сентября 1998 г. Соглашения о сотрудничестве между федеральным органом исполнительной власти (Министерством труда и социального развития Российской Федерации) и Российским Красным Крестом в области социальной защиты населения.

         Стороны договорились о сотрудничестве по основным направлениям: подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства; разработка и реализация совместных программ социальной и медико-социальной помощи наименее защищенным гражданам; проведение совместных акций гуманитарной помощи; оказание адресной материальной помощи и экстренной социальной помощи в чрезвычайных социальных ситуациях; использование Службы милосердия Российского Красного Креста для оказания медико-социальной помощи пожилым людям и инвалидам; распространение современных технологий обучения социальных работников и населения приемам ухода за больными на дому в учебно-методических центрах Российского Красного Креста.

Заключение соглашения с федеральным органом исполнительной власти позволяет, в частности, развивать деятельность Службы милосердия Российского Красного Креста, услугами которой ежегодно охвачено свыше 200 тыс. граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ежедневно медицинскую помощь, уход и социальные услуги на дому получает около 40 тыс. одиноких пожилых людей и инвалидов. Профессиональное медицинское обслуживание в палатах сестринского ухода и на дому получают около 5 тыс. человек. По программе основ ухода в домашних условиях ежегодно обучается более 6 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. социальных работников.

         В рамках федеральной целевой программы ?Старшее поколение? на 2002-2004 годы Российскому Красному Кресту было выделено из средств федерального бюджета 500 тыс. рублей на закупку оборудования для домов сестринского ухода при отделениях Российского Красного Креста Белгородской, Тульской и Калужской областей и 2 автомобилей для отделений в Ульяновской и Тамбовской областях. Администрацией Белгородской, Ульяновской и Тамбовской областей выделены 2,23 млн. рублей для организации мониторинга деятельности по медико-социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, проводимой Службой милосердия Российского Красного Креста.

В целом социально ориентированные программы Российского Красного Креста, других общественных объединений находят поддержку на уровне субъектов Российской Федерации, заинтересованных в расширении круга субъектов, действующих в области социального обслуживания населения.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ относит к благотворительной деятельность, направленную на поддержку и защиту граждан, включая социальную реабилитацию лиц, которые по своим физическим или интеллектуальным особенностям и иным обстоятельствам не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы (ст. 2).

Одновременно устанавливаются государственные гарантии благотворительной деятельности (части первая и вторая ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ). Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов участников благотворительной деятельности: должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на благотворительную деятельность несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах (часть третья ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ):

предоставление в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот;

предоставление налоговых и иных льгот в пределах их компетенции;

материально техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций;

финансирование на конкурсной основе благотворительных программ;

размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

         В России, где исторически сосуществуют многие религиозные конфессии, вопрос о взаимоотношениях органов власти с религиозными объединениями был и остается принципиальным. В новой реальности формируется современная церковная политика: происходит последовательная демократизация религиозной сферы общества, сняты необоснованные запреты и ограничения на деятельность религиозных организаций. На общую атмосферу межрелигиозных отношений влияние оказывает политика государства в социально-религиозных вопросах.

         Активизация религиозно-церковной жизни в России характеризуется разнообразием методов и форм деятельности религиозных объединений, ростом их влияния в духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества и в благотворительности.

         Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в соответствии с Федеральным законом ?О свободе совести и о религиозных объединениях?. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в учреждениях социального обслуживания, свободное посещение их священнослужителями, предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий. Учитываются интересы верующих различных конфессий, но отправление религиозных обрядов не должно противоречить правилам внутреннего распорядка учреждений.

         Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрация учреждений социального обслуживания, руководствуясь нормами права и проявляя добрую волю, поддерживают условия для осуществления религиозными объединениями деятельности по духовной реабилитации пожилых людей и инвалидов с учетом их личных пожеланий.

         В большинстве учреждений социального обслуживания открыты культовые помещения для отправления религиозных обрядов, функционируют домашние церкви (Ставропольский край, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Курская, Орловская, Самарская, Тамбовская, Ульяновская области и другие регионы).

Священнослужители традиционных для России религиозных конфессий имеют возможность посещать пожилых людей на дому и в больничных учреждениях.

         Одной из первоочередных задач становится содействие религиозным объединениям в осуществлении мероприятий по удовлетворению потребности пожилых людей и инвалидов в социально-медицинских и бытовых услугах и материальной помощи в трудных жизненных ситуациях. Исследования показывают позитивное отношение представителей всех религиозно-конфессиональных групп (72-96 процентов опрошенных) к возможности сотрудничества с государственными органами и учреждениями социального обслуживания во внерелигиозной сфере милосердия и благотворительности.

         В ряде регионов реализуются программы сотрудничества между органами социальной защиты населения и епархиальными управлениями Русской Православной Церкви (республики Бурятия и Мордовия, Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Орловская области). Приоритетными направлениями избрано развитие социально-медицинской, социально-бытовой, материальной помощи и духовно-нравственной поддержки.

Примером может служить соглашение между Управлением социальной защиты населения администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархией о сотрудничестве по разработке и реализации совместных проектов создания учреждений социального обслуживания населения (центры социальной помощи, приюты для стариков, детей, благотворительные пункты питания, выдачи одежды, обуви) и закрепления приходов за каждым учреждением.

Формы взаимодействия и координации деятельности государства и религиозных объединений по социальным вопросам совершенствуются. Этому способствует проведение в жизнь основополагающих принципов светского государства, отделения религиозных объединений от государства, отказа от статуса государственной церкви и равенства в правах всех религиозных организаций, невмешательства государства в дело вероисповеданий, недопущения религиозных организаций к исполнению несвойственных им государственных функций, равенства прав верующих и неверующих.

Можно сделать следующие выводы.

В Российской Федерации право на социальное обслуживание установлено законодательно.

Социальные службы, образуя разветвленную сеть, развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов.

Финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, в том числе путем реализации федеральных и региональных целевых программ.

         При определении объемов финансирования учреждений социального обслуживания за счет бюджетов субъектов Российской Федерации учитывается, что потребность в социальных услугах со стороны граждан пожилого возраста и инвалидов будет возрастать, являясь одним из закономерных макроэкономических последствий старения населения как объективного социально-демографического процесса.

Совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются платные социальные услуги и методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах.

Постепенно развивается негосударственный сектор социальных услуг.

Негосударственные организации, коммерческие структуры и сами граждане шире привлекаются в качестве партнеров государственных социальных служб, чему способствует проведение конкурсов социальных проектов, заключение органами социальной защиты населения соглашений о сотрудничестве с Русской Православной Церковью, Российским Красным Крестом, объединениями ветеранов и пожилых людей.

Совершенствование правового регулирования социального обслуживания населения Российской Федерации предусматривает подготовку законопроектов по внесению отдельных изменений и дополнений в федеральные законы ?Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации?, ?О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов?.

         Процесс совершенствования организации социального обслуживания населения будет продолжаться вследствие востребованности социальных услуг населением.

С учетом действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики статья 14 Европейской социальной хартии (пересмотренной) ?Право на получение услуг со стороны социальных служб? подлежит ратификации.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать