Дата: 31.05.2005
Сравнительный анализ соответствия национального законодательства положениям Европейской Социальной Хартии (пересмотренной от 3 мая 1996 г.) 11 статья
СТАТЬЯ 11. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
«В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Стороны
обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или
частными организациями соответствующие меры, направленные, в частности, на:
п.1. устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1
(ред. 02.12.2000 г.) «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан» определяют проблемы здоровья населения как общегосударственные и охватывают
широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. Гарантии
бесплатной медицинской помощи установлены в Конституции Российской Федерации.
Конкретизация государственных гарантий медицинской помощи осуществляется по видам,
объемам, порядку и условиям ее оказания.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, гарантирующие охрану здоровья:
1) Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 г.), принятая
всенародным голосованием 12.12.1993 г., содержащая статьи: 7, 41, 42, 58, 72.
2) Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1 (ред. 02.12.2000 г.) «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан»:
Раздел I, статьи: 1, 2, 3, 4.
Раздел II, статьи: 5, 6, 8, 11.
Раздел IV, статьи: 17, 18, 19, 20, 21.
Раздел VIII, статьи: 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
3) Федеральный закон от 28.07.1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации».
4) Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ (в ред. от 05.03.2004 г. «Об основах
обязательного медицинского страхования».
5) Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
6) Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.) «Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней».
7) Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных
веществах».
8) Федеральный закон от 02.07.1992 г. N 3185-1 (в ред. от 22.08.2004 г.) «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
9) Федеральный закон от 22.0.1998 г. N 86-Ф (в ред. от 29.12.2004 г.) «О лекарственных
средствах».
Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «О лекарственных средствах».
10) Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов».
11) Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации».
12) Федеральный закон от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)».
13) Федеральный закон от 10.07.2001 г. N 87-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г.) «Об
ограничении курения табака»
14) Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2004 г. N 690 «О
Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год».
15) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р
«Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года».
Для безопасности жизнедеятельности и сохранения окружающей среды в Российской Федерации приняты:
1) Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
2) Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.) «Об
экологической экспертизе».
3) Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «Об охране
атмосферного воздуха».
4) Федеральный закон от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «Об
охране озера Байкал»
5) Федеральный закон от 04.11.1994 г. N 34-ФЗ «О ратификации рамочной конвенции
ООН об изменении климата».
Также приняты и реализуются Президентская программа «Уничтожение запасов химического
оружия в Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.07.2001 г. N 510, и ряд федеральных целевых программ:
1) утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001
г. N 790 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002-2006 годы)».
2) утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1997
г. N 1387 «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации».
3) утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.1999
г. N 737 «О федеральной целевой программе «Создание методов и средств защиты населения
и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера в 1999-2005 годах».
4) утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.1998
г. N 1260 «О федеральной целевой программе «Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы
и на период до 2005 года».
5) утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2002
г. N 44 (в ред. от 17.11.2004 г.) «О федеральной целевой программе «Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2002-2004
годы».
6) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001
г. N 242-р «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)».
7) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.02.2001
г. N 223-р «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы».
8) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2001
г. N 122-р «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».
9) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2001
г. N 424-р «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы).
10) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.1997
г. N 242-р «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года».
11) одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2001
г. N 283-р «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010
годы)».
12) по поручению Правительства Российской Федерации от 11.12.1996 г. N Пр-2214
«Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы.
Федеральный закон от? N? «О ратификации Киотского протокола в Рамочной конвенции
Организации Объединенных Наций об изменении климата».
Для формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия,
создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 03.10.2002 г. N 732 федеральная целевая программа «Дети России» на
2003-2006 годы (далее Программа). Целью Программы является улучшение здоровья
детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение
развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки
и развития одаренных детей. Программа имеет подпрограммы: «Здоровый ребенок»,
«Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
«Дети-сироты», «Дети-инвалиды».
Меры, принимаемые в Российской Федерации по охране репродуктивного здоровья:
1) Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 г.), принятая
всенародным голосованием 12.12.1993 г
2) Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1 (ред. 02.12.2000 г.) «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан»:
3) Гражданский кодекс Российской Федерации от 31.11.1994 г. N 51-ФЗ
4) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ
5) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ
6) Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей»
Существенное значение для охраны репродуктивного здоровья, особенно несовершеннолетних
(подростков и молодежи), имеет законодательное определение возраста вступления
в брак, а также законодательная регламентация порядка медицинского обследования
лиц, вступающих в брак, в том числе и консультирование по вопросам планирования
семьи.
В соответствие со статьей 13 Семейного кодекса брачный возраст устанавливается
в18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту
государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить
в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с
учетом особых обстоятельств, может быть разрешено до достижения возраста 16 лет,
могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Семейного кодекса медицинское обследование лиц,
вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и
вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной
систем здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц,
вступающих а брак. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют
медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить
брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической
болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании
брака недействительным (статьи 27-30 Семейного кодекса).
Непосредственное отношение к проблемам планирования семьи и охране репродуктивных
прав и здоровья имеет ряд статей «Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан» (далее Основы).
Согласно ч. 1-3 ст. 17 Основ все граждане обладают неотъемлимым правом на охрану
здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения
и других обстоятельств.
В соответствии со ст. 22 Основ государство берет на себя заботу об охране здоровья
членов семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные
консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний
и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим
аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации
и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения
с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Реализация права на планирование семьи возможна лишь при условии обеспечения
права на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и
других прав, которые имеет пациент независимо от возраста при обращении за медицинской
помощью и ее получении. Гарантия этих прав регламентирована статьями Основ 30
(Права пациента), 31 (Право граждан на информацию о состоянии здоровья), 32 (Согласие
на медицинское вмешательство), 33 (Отказ от согласия граждан), 61 (Врачебная тайна).
При реализации права каждого человека на получение медицинской помощи (прав пациента),
в том числе по вопросам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья,
закон устанавливает специфику осуществления этого права для несовершеннолетних.
Эту специфику необходимо знать и учитывать при оказании и получении услуг по планированию
семьи подросткам. Несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 лет, в соответствии
со статьями 31, 33, 34, 61 Основ реализуют предоставленные законом пациенту права
через своих представителей (родителей, опекунов).
Право на использование контрацепции или производство аборта у несовершеннолетних
закреплено статьей 24 Основ, в соответствии с которой, согласие на медицинское
вмешательство у лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их законные представители
(родители или лица, их заменяющие).
Раздел 7 Основ определяет медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию
репродуктивной функции человека: статья 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация
эмбриона», статья 36 «Искусственное прерывание беременности», статья 37 «Медицинская
стерилизация», в развитие которых изданы соответствующие нормативные акты Минздравсоцразвития
России.
Для оказания санитарно-эпидемиологической помощи в России на территории субъектов Российской Федерации расположены 2133 санитарно-профилактических
учреждения, в которых работают 26,1 тыс. врачей санитарно-эпидемиологической группы,
что составляет 1,8 на 10000 человек населения. Из общего числа врачей санитарно-эпидемиологической
группы - 4,6 тыс. федерального подчинения.
Санитарно-гигиеническая деятельность регламентирована:
1) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 г.
N 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по
профилактике заболеваний в Российской Федерации»
2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.06.2001 г.
N 269 «О введении в действие Отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские
услуги. Состав»
3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.1997 г.
N 344 «О создании Координационного центра Минздрава России по преодолению курения»
4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.1997 г.
N 232 «О создании Центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди
детей и подростков»
п.2. предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных
на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;
1) Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 г.), принятая
всенародным голосованием 12.12.1993 г., содержит статью 41 (п. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления
здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию).
2) Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1 (ред. 02.12.2000 г.) «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан».
3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.06.2003 г.
N 229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»,
в п.п.1.5., 2.1. которого указаны учреждения, предоставляющие услуги, в том
числе и консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление
здоровья.
4) Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 г.
N 736-р «Программа (основные направления) проведения в российском обществе пропаганды
здорового образа жизни на 2002-2008 годы»
5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 17.01.2005 г. N 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики
(семейного врача)»
Услуги, оказываемые беременным женщинам (консультативные и просветительские в
области охраны здоровья):
1) Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 г.), принятая
всенародным голосованием 12.12.1993 г., (извлечение):
Статья 37, часть 3
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы.
Статья 38, часть 1
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2) Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение):
Статья 22
Работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников
в порядке, установленном федеральным законом
Статья 93
Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую
неделю по просьбе беременной женщины?.
Статья 254
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению
снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на
другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов,
с сохранением среднего заработка по прежней работе?..
Статья 255
Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются
отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности
84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86, при рождении
двух и более детей 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному
социальному страхованию в установленном законом размере?..
3) Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1 (ред. 02.12.2000 г.) «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан»:
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих
их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной
медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения
в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время
ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия
и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам
определяется законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей,
а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания
и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской
Федерации.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
п.3. предотвращение, насколько это возможно эпидемических, эндемических и других
заболеваний, а также несчастных случаев.
Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 г.), принятая всенародным
голосованием 12.12.1993 г., содержит статью 72 (В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:?
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями,
ликвидация их последствий)
- Вакцинация (обязательность, бесплатность, программы вакцинации, процент вакцинированных).
1) Федеральный Закон N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней" предусматривает проведение профилактических прививок против туберкулеза,
полиомиелита, кори, эпидемического паротита, вирусного гепатита В, краснухи, дифтерии,
коклюша, столбняка, включенных в национальный календарь профилактических прививок,
и профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Национальный календарь строится с учетом социально-экономической значимости инфекций,
управляемых средствами вакцинопрофилактики, отечественного и международного опыта
профилактики инфекционных болезней, а также наличия в стране эффективных, безопасных,
экономически доступных вакцин.
Профилактические прививки гражданам проводят в организациях здравоохранения,
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также лицами,
занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензии на данный вид
деятельности в области иммунопрофилактики.
Работа по проведению профилактических прививок финансируется за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, фондов обязательного
медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование поставок медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) для
проведения профилактических прививок в рамках национального календаря осуществляется
за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О поставках
продукции для федеральных государственных нужд" и законодательством Российской
Федерации, а поставок МИБП для проведения профилактических прививок по эпидемическим
показаниям - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных
источников финансирования в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд" и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Профилактические прививки проводят гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний,
с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних
и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Профилактические прививки проводят в строгом соответствии
с инструкциями по применению препаратов.
Национальный календарь профилактических прививок
Возраст |
Наименование прививки |
Новорожденные (в первые
12 ч. жизни) |
Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
Новорожденные (3-7 дней) |
Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
3 месяца |
Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
4,5 месяца |
Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
6 месяцев |
Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита.
Третья вакцинация против вирусного гепатита В |
12 месяцев |
Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
18 месяцев |
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20 месяцев |
Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
7 лет |
Ревакцинация против туберкулеза.
Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
13 лет |
Вакцинация против краснухи (девочки).
Вакцинация против вирусного гепатита В (ранее непривитые)
|
14 лет |
Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка.
Ревакцинация против туберкулеза.
Третья ревакцинация против полиомиелита |
Взрослые |
Ревакцинация против дифтерии,
столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
При нарушениях сроков начала прививок последние проводят по схемам, предусмотренным
настоящим календарем и инструкциями по применению препаратов.
Порядок проведения профилактических прививок
по эпидемическим показаниям
При угрозе возникновения инфекционных заболеваний профилактические прививки по
эпидемическим показаниям проводят всему населению или отдельным профессиональным
группам, контингентам, проживающим или приезжающим на территории, эндемичные или
энзоотичные по чуме, бруцеллезу, туляремии, сибирской язве, лептоспирозу, клещевому
весенне-летнему энцефалиту. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким
риском заражения инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических
прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.99
N 825.
Иммунизацию по эпидемическим показаниям осуществляют по решению центров госсанэпиднадзора
в субъектах Российской Федерации и согласованию с органами управления здравоохранением.
Эндемичной территорией (относительно болезней человека) и энзоотичной (относительно
болезней, общих для человека и животных) считают территорию или группу территорий
с постоянной приуроченностью инфекционной болезни, обусловленной специфическими,
локальными, природно-географическими условиями, необходимыми для постоянной циркуляции
возбудителя.
Перечень энзоотичных территорий утверждает Минздрав России по представлению центров
госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации.
Экстренную иммунопрофилактику проводят по решению органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы и местных органов управления здравоохранением
в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации вакцинировано 97 % детей.
- Меры, связанные с инфекционными заболеваниями (условия оповещения о заболеваниях, изолирование лиц, особое лечение в случае
СПИДа и т.д., профилактика внутрибольничного инфицирования) регламентированы:
1) Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2) Федеральным законом от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.) «Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней».
3) Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов».
4) Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О
предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
5) Федеральным законом от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) «О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)».
Нормативная правовая база по предупреждению и борьбе с ВИЧ/СПИДом в части профилактики
передачи от матери ребенку, обеспечения медицинской помощью ВИЧ-инфицированных
беременных женщин, матерей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей (извлечение):
1) Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" от 30
марта 1995N 38-ФЗ (с изменениями 18.07.96 N 112-ФЗ, 07.01.97 N 8-ФЗ) (извлечения):
Статья 4. Гарантии государства (извлечение)
1. Государством гарантируются: (извлечение)
- доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее
медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным
и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского
освидетельствования, как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего
освидетельствование;
- бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной
медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, бесплатное
получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных и стационарных условиях,
а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации.
2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 7. Медицинское освидетельствование (извлечение)
3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование
является обязательным.
5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и
лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, может проводиться по
просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать
при проведении медицинского освидетельствования.
6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим
консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
7. В учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинское
освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.
Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование (извлечение)
1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических
жидкостей, органов и тканей.
Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского
освидетельствования.
1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения,
проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования
и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения
ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также
об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение
другого лица.
2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет,
а также у лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, работники учреждений,
указанных в пункте 1 настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных
представителей указанных лиц.
3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи,
о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральным органом
исполнительной власти.
Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи
по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных
Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме
в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также
ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия
у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов
членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным
законом.
Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также
иных законных представителей ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних
1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные
представители ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних имеют право на:
- совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения,
оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному
социальному страхованию;
- бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного
- несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения
и обратно;
- (в настоящее время данные льготы распространяются на родителей до достижения
детьми-инвалидами и инвалидами с детства возраста 18 лет);
- сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным
представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет
в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения
несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним
включается в общий трудовой стаж;
- внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального
или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных
условий и если ВИЧ-инфицированный - несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает
вместе с ними.
2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
могут устанавливаться и другие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов
их семей.
Статья 19. Социальная защита ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних
ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная
пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством
Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними,
выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Льготы в области труда
Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной
систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных,
а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита
человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный
рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда.
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской
Федерации.
Комментарии.
Указанный закон устанавливает:
- гарантии государства: доступность медицинского освидетельствования для выявления
ВИЧ-инфекции, бесплатное предоставление ВИЧ-инфицированным всех видов медицинской
помощи и бесплатное обеспечение их лекарственными средствами, бесплатный проезд
к месту лечения и обратно и т.д. (ст. 4);
- порядок медицинского освидетельствования несовершеннолетних (ст. 7 и порядок
уведомления родителей или законных представителей ребенка на получение информации
в случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет (ст.
13);
- социальную защиту ВИЧ-инфицированных, в т.ч. несовершеннолетних, и членов их
семей:
1. представление ВИЧ-инфицированному несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет
социальной пенсии, пособия и льгот, установленных для детей-инвалидов (ст. 19);
2. запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных в приеме в образовательные учреждения
и учреждения, оказывающие медицинскую помощь (ст. 17);
3. права родителей или иных законных представителей ВИЧ-инфицированных детей
- сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей в случае ухода
за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, бесплатный проезд
одного из родителей при сопровождении ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до
16 лет на лечение (в настоящее время - до 18 лет), совместное пребывание с детьми
в возрасте до 15 лет в стационаре, внеочередное получение жилых помещений при
проживании в семье ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет (ст. 18),
обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ беременных как потенциальных
доноров крови и биологических тканей (плацента) (ст. 9.1).
2) Постановлениями Правительства Российской Федерации были приняты и выполнялись
федеральные целевые программы, направленные на предупреждение распространения
ВИЧ в стране:
- Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения
заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД)
В плане реализации этой программы на базе Республиканской клинической инфекционной
больницы Минздрава России (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора) организован ежегодный
оздоровительный лагерь для ВИЧ-инфицированных детей; предусмотрено и осуществлялось
ежеквартальное оказание социальной и финансовой поддержки семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных
детей.
- Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД", утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540, продлена на 2001 год.
Является логическим продолжением предыдущей программы.
- В настоящее время выполняется Федеральная целевая программа "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", одним из подразделов
которой является подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения
в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
("Анти-ВИЧ/СПИД"),
ФЦП утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001
г. N 790.
69 территорий России поддержали целесообразность федеральной целевой программы
и заявили о наличии в регионах программ по профилактике ВИЧ-инфекции (по состоянию
на начало 2003 г.).
3) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от
22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2.03.98., 20.12.99., 2.12.2000., 10.01.2003.,
27.02.2003., 30.06.2003.).(извлечения)
Статья 27. Права инвалидов
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации см. Федеральный закон от
24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную
помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку.
Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь
в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход
на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности
- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них
определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской
Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции
могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста
18 лет одному из работающих родителей или лиц, их замещающих, предоставляется
четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы
одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.
Комментарии:
Учитывая, что ВИЧ-инфицированные дети признаются инвалидами с детства, работающим
родителям для ухода за ними до 18 лет предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых
выходных дня в месяц.
4) Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за
детьми-инвалидами утвержден совместным постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации
от 4 апреля 2000 г. N 26/34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления
и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну,
попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", зарегистрировано в Минюсте России
29 мая 2000 г. N 2238
Статья 36. Искусственное прерывание беременности (извлечение)
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.
Комментарии:
При наступлении беременности у ВИЧ-инфицированной женщины только беременная (после
проведения послетестового консультирования) решает вопрос о дальнейшем пролонгировании
беременности или ее прерывании.
Статья 61. Врачебная тайна.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина,
диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении,
составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности
передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым
они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных
обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей
статьи.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений,
составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам,
в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований,
публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе
и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина
или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния
выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и
поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением
расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования
его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина
причинен в результате противоправных действий.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие
врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом
причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную,
административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.
Комментарии:
Согласно постановлению Фонда социального согласования РФ от 17 мая 1995 года
N 25 при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан,
и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации
используются без указания его профиля.
5) Обеспечение питанием детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, осуществляется
на общих основаниях обеспечения питанием детей в возрасте до двух лет жизни в
соответствии с:
- приказом Минздрава России от 25.09.92. N 256 "О неотложных мерах по улучшению
положения детей в Российской Федерации" (извлечение):
- приложением "Перечень продуктов и расчет ориентировочной потребности в них
детей 1 и 2-го года жизни" к указанному приказу определен перечень продуктов питания
(адаптированные сухие молочные смеси - только детям первого года жизни; сухие
каши, молоко, кефир, творог - детям первого и второго года жизни) и потребность
в них на одного ребенка первого и второго года жизни в год (кг, л);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1005 "Об
упорядочении бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными
молочными продуктами детского питания".
"В целях усиления адресности социальной поддержки семей, имеющих детей первого
- второго года жизни, и упорядочения бесплатного обеспечения детей первого - второго
года жизни специальными молочными продуктами детского питания Правительство Российской
Федерации постановляет:
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос
об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого - второго
года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого
дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному
на территории субъекта Российской Федерации".
Безопасность жилья регламентирована:
1) Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (в ред.от 22.08.2004 г.) «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
2) Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 г. N 1348 «О создании и порядке
ведения регистра жилых домов, строящихся на территории субъектов Российской Федерации»
3) СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям
и помещениям»
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные документы,
ратифицированные Российской Федерацией, являются частью правовой системы государства.
Обеспечение их выполнения в нашей стране в соответствии с международными стандартами
в области прав человека должно осуществляться государственными органами и должностными
лицами.
|