Дата: 06.06.2006
Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией
труда на 2006-2009 гг.
Преамбула
Программа социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу определяет основные направления деятельности Правительства
Российской Федерации на 2006-2008 годы, ориентированные на создание более благоприятных
условий для достижения стратегических целей развития страны: устойчивое повышение
благосостояния населения и сокращение масштабов бедности на основе динамичного
и устойчивого экономического роста. Ключевым условием достижения стратегических
целей, усиления экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение
неуклонного роста конкурентоспособности страны. В современном мире, который быстро
и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной
конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития.
Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни
граждан России – это необходимое и логичное продолжение курса на устойчивое социально-экономическое
развитие страны. С 2006 г. впервые в России начнут реализовываться общенациональные
приоритетные проекты в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения
жильем и развития агропромышленного комплекса. Именно эти сферы в значительной
степени определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном
счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в
стране и создает необходимые стартовые условия для приумножения человеческого
капитала.
Российская Федерация полностью поддерживает основные программные положения и
практические подходы Международной организации труда в сфере повышения качества
жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном
уровне, охватывающую понятия полной занятости, социальной защиты, основополагающих
прав в сфере труда и социального диалога.
Единое понимание всеми партнерами идеологии достойного труда необходимо для достижения
таких целей, как социальная интеграция, повышение уровня жизни и ликвидация бедности.
Различные аспекты достойного труда взаимодополняют друг друга. Право на свободу
объединения дает возможность людям сформулировать свои интересы и коллективно
претворять их в жизнь. Социальный диалог расширяет возможности более эффективного
решения проблем, связанных с трудовыми отношениями, в интересах человека, экономики,
государства, а также облегчает реализацию других прав.
Настоящая Программа исходит, с одной стороны, из приоритетов и программы социально-экономического
развития Российской Федерации, в реализации которых равным образом заинтересованы Правительство Российской Федерации и российские организации работодателей
и трудящихся, и, с другой стороны, из стратегической концепции достойного труда
Международной организации труда (МОТ). Программа сотрудничества базируется на
членстве Российской Федерации в МОТ и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации
труда в Москве, подписанном 5 сентября 1997 г., и определяет главные направления
совместной деятельности, проводимой МОТ и ее трехсторонними партнерами в Российской
Федерации в 2006-2009 гг.
Основной целью Программы является содействие дальнейшему развитию социально-трудовой
сферы в Российской Федерации в направлении достижения достойного труда, при этом
акцент будет сделан на региональных программах достойного труда. Программа является
органическим продолжением предшествующих программ сотрудничества между Российской
Федерацией и Международной организацией труда.
I. Современное состояние социально-трудовой сферы
в Российской Федерации
Социально-экономическое развитие России в 2005 году характеризовалось положительной
динамикой по ряду показателей.
Рост валового внутреннего продукта и производства во многих отраслях экономики
оказали положительное воздействие на увеличение реальных денежных доходов населения,
снижение уровня безработицы. Это способствовало расширению спроса на товары и
услуги со стороны домашних хозяйств.
Произошли позитивные изменения в сферах труда, занятости и социальной защиты
населения.
Вместе с тем, существует ряд социальных проблем, решение которых требует активных
действий.
Продолжается сокращение численности населения. Уровень бедности в России, несмотря
на существенное его снижение в последние годы, по-прежнему вызывает озабоченность.
Население не в полной мере удовлетворено доступностью и качеством медицинской
и социальной помощи.
В 2005 году главной целью социальной политики Российской Федерации было определено
последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей
доступности основных услуг социальной сферы, прежде всего качественной медицинской
помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля
2005 года и от 10 мая 2006 года данные национальные цели признаны приоритетными
и определены в качестве основных для реализации всеми уровнями государственной
власти и муниципального управления.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006
года поставлена задача о развертывании масштабной программы демографического развития
страны.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации,
абсолютными приоритетами определены реформы секторов, связанных с развитием человеческого
капитала, прежде всего образования и здравоохранения. Поставлена задача повысить
эффективность программ в области социальной политики, усовершенствовать существующие
механизмы предоставления социальной помощи.
Основополагающие принципы и права в сфере труда. Важным элементом социальной политики остается реализация основополагающих принципов
и прав в сфере труда, закрепленных в национальном законодательстве и международных
документах. Необходимо продолжить формирование и совершенствование нормативной
правовой базы в социально-трудовой области. В частности, с связи с практическим
применением в 2002-2005 гг. нового Трудового кодекса Российской Федерации, а также
принятием ряда важных решений в сфере государственного устройства и нового распределения
полномочий между федеральным центром и регионами, назрела потребность внесения
в Кодекс и социально-трудовое законодательство дополнений, отражающих сегодняшние
социально-экономические реальности, когда одной из важнейшей функций на федеральном
уровне становится принятие минимальных общероссийских стандартов в социально-экономической сфере и контроль за их применением.
Главная задача - обеспечить поддержку достойному труду.
Особого внимания в реализации основополагающих принципов и прав в сфере детского
труда требуют профилактика семейного неблагополучия, развития государственной
поддержки различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского
попечения, мониторинга решения проблем детской беспризорности и безнадзорности
детей на уровне учреждений и регионов.
Занятость. Актуальным в сфере занятости является более эффективное использование людских
ресурсов с точки зрения удовлетворения экономических и социальных интересов каждого
индивидуума, а также экономики и общества в целом.
Сложившаяся ситуация в сфере занятости требует продолжить усилия по повышению
качества программ активной политики на рынке труда, расширению доступа к этим
программам безработных граждан на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности
и совершенствования системы профессиональной подготовки или переподготовки. Важными
направлениями являются: создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и
производствах в рамках частно-государственного партнерства развитие сектора малых
и средних предприятий путем расширения доступа к финансовым рынкам; повышение
привлекательности общественных работ; развитие самозанятости и других приносящих доход видов деятельности населения. Необходимо достижение баланса
между гибкой политикой занятости и социальными гарантиями в этой области.
В современных условиях высока значимость трудовой миграции как в формировании
динамичного и эффективного рынка труда, так в экономическом и социальном развитии
страны в целом. Применительно к внутренней миграции стоит задача повышения мобильности
рабочей силы. В области внешней трудовой миграции необходимо продолжить совершенствование
национальной правовой и нормативной базы, а также международных и двусторонних
механизмов, нацеленных на большую упорядоченность миграционных потоков и недопущение
злоупотреблений в этой сфере.
Социальная защита. Важнейшей задачей остается формирование и совершенствование эффективной, надежной,
устойчивой и доступной системы страхования и социальной защиты, базирующейся на системе государственных стандартов и гарантий.
Более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов должно обеспечиваться
эффективным сочетанием возможностей государственной социальной поддержки и рынка
социальных услуг.
Задачами реформирования системы социального страхования должно стать: создание
условий для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального
страхования на основе сбалансированности уровня обязательств и объема финансовых
ресурсов; построение системы на основе развития страховых принципов и совершенствования
тарифной политики данного вида страхования; создание современной инфраструктуры
назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным, с использованием имеющихся
информационных технологий и ресурсов государственных внебюджетных фондов; оптимизация
расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию за счет привлечения
работодателей к оплате части периода временной нетрудоспособности и повышение
ответственности за состояние здоровья работников, совершенствование механизмов
профилактики заболеваний.
Перед системой пенсионного обеспечения в ее дальнейшей реформе ставится задача
обеспечения среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы
в части, не относящейся к формированию накопительной части трудовой пенсии, а
также увеличения финансовой базы пенсионного страхования, без использования механизмов
увеличения бремени уплаты обязательных платежей. Предусматривается, что со стороны
государства будет стимулироваться участие работников в накопительном финансировании
пенсий, а в 2008 - 2009 годах среднегодовой размер социальной пенсии возрастет
до уровня прожиточного минимума пенсионера.
В области обязательных профессиональных пенсионных систем предстоит доработать
проекты законов, закладывающих основы функционирования таких систем в новых условиях
и определяющих страховые выплаты и охват ими работников.
Будут предприняты меры по обеспечению гарантий прав участников негосударственных
пенсионных фондов при их поглощении, слиянии и ликвидации в части сохранения объема обязательств перед ними либо очередности
и объемов удовлетворения требований, что с учетом поэтапного усиления требований
к НПФ в ожидаемым их укрупнением существенно поднимет значимость негосударственного
пенсионного обеспечения.
В области социального обслуживания граждан, уязвимых в социальном отношении семей,
отдельных групп населения (граждан пожилого возраста с ограниченными возможностями,
инвалидов, детей-инвалидов) необходимо повысить качество и доступность социальных
услуг путем развития страховых механизмов, формирования рынка социальных услуг
с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные
социальные службы.
Борьба с бедностью трудоспособного населения. Важнейшей задачей является снижение бедности среди работающих граждан. Высокий
уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего
недостаточным уровнем оплаты труда. Существенную долю бедных составляют семьи,
где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. В территориальном
отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.
Недостаточно развита практика участия органов власти, бизнеса и некоммерческих
организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня
бедности.
В связи с этим целью политики в области доходов населения является существенное
снижение уровня бедности на основе высоких темпов экономического роста, роста
числа рабочих мест с достойной заработной платой, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов
социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность
реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов
социальной защиты населения, для которых основной целевой группой станут именно
бедные слои населения. При этом планируется повысить координацию деятельности
органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов,
осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи,
в том числе на основе использования единых информационных баз данных о бедных
домохозяйствах.
В области охраны труда следует усилить контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда,
шире использовать рыночные методы решения проблем улучшения условий и обеспечения безопасности труда, в первую
очередь - в отраслях экономики с высоким уровнем профессионального риска – угольной
и горнорудной промышленности, строительстве и агропромышленном комплексе.
Необходимо предпринять дополнительные меры по улучшению и повышению эффективности
подготовки работников в области охраны труда, включая модульную систему обучения,
организацию охраны труда на малых предприятиях.
Особого внимания требует гармонизация российских стандартов и требований по безопасности
и гигиене труда с международными и, прежде всего, европейскими стандартами в этой
области.
Социальный диалог. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных
переговоров, подготовки и заключения коллективных договоров, соглашений, а также
для организации контроля за их выполнением, в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации на всех уровнях социального партнерства образованы соответствующие
двух- и трехсторонние комиссии с необходимыми полномочиями представителей сторон.
Эти комиссии действуют на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом
и корпоративном (в организациях) уровне и позволяют решать самые актуальные вопросы
социально-трудовых и непосредственно связанных с ними экономических отношений,
однако остается необходимость повышения эффективности их деятельности.
Создание в России эффективной системы социально-трудовых отношений, обеспечивающей
стабильный баланс интересов работников, работодателей и государства, требует дальнейшего
укрепления двустороннего и трехстороннего сотрудничества, развития социального
диалога, получения нового качества социального партнерства.
II. Основные направления сотрудничества
Сотрудничество Российской Федерации и Международной организации труда в 2006-2009
годах будет направлено на развитие социального диалога с целью консолидации усилий
в области совершенствования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними
экономических отношений.
Основополагающие принципы и права в сфере труда, закрепленные в документах МОТ
и нашедшие свое отражение в национальном законодательстве, в том числе в Трудовом
кодексе Российской Федерации, получат дальнейшее развитие в контексте новых социально-экономических
преобразований.
Будут предприняты совместные усилия по совершенствованию политики в области детского
труда; занятости, включая миграцию; социальной защиты с особым акцентом на вопросах
оплаты и охраны труда; социального партнерства.
Особое место в сотрудничестве будет отведено межсекторальным проблемам, в частности,
социальным последствиям вступления России в ВТО, борьбе с бедностью на федеральном
и региональном уровнях, стратегии профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД на рабочем
месте.
При реализации всех программ и направлений деятельности на стадиях их планирования,
разработки, реализации будет обеспечиваться гендерный подход с целью достижения
гендерного равенства в социально-трудовой сфере.
Основополагающие принципы и права в сфере труда
Национальные приоритеты:
- дальнейшее развитие трудового законодательства, законодательства в
сфере трудовой миграции, социального страхования и системы охраны труда с должным
учетом тенденций глобализации мировой экономики и необходимости гармонизации национальных
стандартов в области охраны труда с международными нормами, а также необходимости
повышения эффективности соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых
норм;
- совершенствование нормативной правой базы пенсионной системы Российской
Федерации включает реформирование системы льготных пенсий и создание профессиональных
пенсионных систем, а также разработку мер по развитию механизмов обязательного
пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного
пенсионного страхования (в т.ч. повышение привлекательности негосударственных
пенсионных фондов в сфере обязательного пенсионного страхования, повышение эффективности
инвестирования средств пенсионных накоплений и др.);
- распространение позитивного опыта, полученного в ряде проектов МОТ
в сфере детского труда а Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на другие регионы
России;
- рассмотрение возможности ратификации списка конвенций Международной
организации труда, содержащихся в Приложении № 3 к Генеральному соглашению между
общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей
и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы
Занятость
Совершенствование политики занятости должно основываться на изменениях в подходах
к социальной политике, а именно, - ставке на эффективную с точки зрения экономики
и человека занятость как на цель, а не на следствие экономической политики; повышении
внимания к социальной политике как к инвестиционной сфере, ее «производственной»
роли.
Национальные приоритеты:
· ориентироваться при формировании рынка труда на обеспечение баланса
спроса и предложения, оперативность переподготовки кадров, повышение их мобильности
посредством;
· совершенствование законодательства о занятости;
· повышение межтерриториальной и отраслевой мобильности рабочей силы в
целях повышения уровня занятости;
· совершенствование законодательного регулирования занятости молодежи,
женщин, инвалидов;
· завершение работы по законодательному регулированию внешней трудовой миграции с учетом опыта интеграции
иммигрантов в социальную структуру общества.
Социальная защита
Национальные приоритеты:
- формирование системы государственных социальных стандартов в условиях
развивающейся рыночной экономики, обеспечивающей преодоление бедности населения,
повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и государственных
пенсий; разработка нормативной базы, связанной с введением механизма накопительного
финансирования пенсий, а также развитием дополнительного обеспечения отдельных
категорий работников; упорядочение действующих льгот и компенсаций; повышение
их адресности.
- разработка и осуществление мер по снижению дифференциации уровней
доходов и сокращению бедности населения, включающих совершенствование системы
минимальных социальных стандартов и норм; определение путей их повышения до достойного
уровня, в т.ч. подготовку рекомендаций, направленных на снижение бедности, модельного пакета мер по поддержанию доходов уязвимых категорий населения; разработка
механизмов выявления нуждаемости, мониторинг эффективности социальной помощи малоимущим
домохозяйствам и эффективного администрирования социальных трансфертов, выработка
рекомендаций по налаживанию персонифицированного учета получателей социальной
помощи, разработка механизмов информационного взаимодействия федерального центра
и регионов России при реализации политики доходов в отношении малоимущего населения;
- определение и разработка новых способов финансирования пенсий, механизмов
накопительного финансирования пенсий и путей обеспечения их функционирования;
формирование и определение в рамках накопительной системы порядка и сроков оценки
стоимости инвестиционного портфеля, порядка размещения резервов обязательного
накопительного страхования, методик расчета инвестиционных индексов, порядка учета
инвестиционных доходов на индивидуальных лицевых счетах; совершенствование системы
административного и финансового управления пенсионными программами и, в этой связи,
периодическое проведение актуарных исследований.
Совершенствование систем оплаты труда
Национальные приоритеты:
- совершенствование законодательства по оплате труда в бюджетной сфере, определение
принципов и параметров отраслевых систем оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений;
- мониторинг региональных и муниципальных систем оплаты труда организаций бюджетной
сферы в связи с разграничением полномочий между федеральным уровнем, субъектами
Российской Федерации и муниципальными образованиями
- установление минимального гарантированного уровня оплаты труда, а также обеспечение
своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы в организациях всех форм
собственности, в том числе при банкротстве предприятий.
Совершенствование политики в области охраны и безопасности труда
Национальные приоритеты:
· совершенствование законодательства в сфере охраны труда и гармонизации
национальных норм с международными стандартами безопасности труда;
· внедрение системы управления профессиональными рисками и совершенствования
тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
· модернизация системы статистического учета производственного травматизма,
профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие утраты трудоспособности
с учетом стандартов и рекомендаций МОТ.
Социальный диалог
Для консолидации интересов государства, наемных работников и работодателей необходимо
укрепление роли социального диалога, дальнейшее развитие коллективно-договорного
регулирования трудовых отношений с использованием механизмов и институтов социального
партнерства.
Национальные приоритеты:
· совершенствование законодательства в области социального партнерства
в соответствии с основополагающими конвенциями МОТ;
· повышение роли трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений;
· повышение эффективности деятельности сторон при проведении коллективных
переговоров и реализации коллективных договоров и соглашений на всех уровнях системы
социального партнерства;
· повышение качества и результативности соглашений и коллективных договоров;
· укрепление института представителей работодателей на федеральном, отраслевом
и региональном уровнях;
· развитие системы досудебного урегулирования трудовых споров;
· содействие развитию демократических форм и принципов социального диалога
власти, бизнеса и трудящихся, включая развитие социального диалога на региональном уровне.
III. Условия выполнения Программы и другие вопросы
МОТ и социальные партнеры в Российской Федерации определили и одобрили
ряд оперативных направлений совместной деятельности и практические меры, относящие
к ним, а также целевые проекты. При необходимости, в зависимости от изменений
потребностей в технических услугах, они могут быть пересмотрены и адаптированы
сторонами к текущим условиям. Стороны будут работать в тесном контакте для информирования
друг друга о дополнительных формах сотрудничества, которые могут быть взаимно
полезны в достижении общих целей.
Программа сотрудничества предусматривает реализацию программ «достойного труда»
в ряде пилотных территорий (федеральных округах и регионах).
Программа сотрудничества может быть эффективно реализована только
при условии наилучшего использования ресурсов и технической экспертизы МОТ, а
также избежания дублирования мероприятий.
Участники Программы будут регулярно отслеживать прогресс в реализации
отдельных проектов и Программы в целом и в тесном сотрудничестве оценивать достигнутые
результаты, а также, по мере необходимости, вносить требуемые изменения в двухлетние
Рабочие планы реализации Программы.
Стороны исходят из того, что техническое содействие МОТ будет осуществляться
при активной поддержке российских правительственных учреждений, организаций работодателей
и трудящихся, а также других заинтересованных организаций, включая научные учреждения
и отдельных специалистов.
Российские социальные партнеры подтверждают высокую значимость деятельности Субрегионального
бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии в реализации данной Программы
сотрудничества.
Стороны согласились, что доступность служб документации и распространения информации
является важным фактором, содействующим успешности перехода России к рыночной
экономике. В этой связи МОТ будет способствовать упрощению доступа социальных
партнеров в России к публикациям и другим информационным ресурсам МОТ и будет
развивать свою деятельность в этой сфере.
Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии будет
продолжать подготавливать и публиковать относящиеся к ее деятельности оригинальные
материалы, насколько это будет возможным, на русском и английском языках. При
этом оно будет поддерживать связи с Субрегиональным бюро МОТ для стран Центральной
и Восточной Европы в Будапеште и Международным учебным центром МОТ в Турине.
Рабочие планы мероприятий по реализации настоящей Программы сотрудничества будут
согласованы российскими социальными партнерами с Субрегиональным бюро МОТ для
стран Восточной Европы и Центральной Азии после подписания Программы.
Настоящая Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международным
бюро труда на 2006-2009 годы будет опубликована на русском и английском языках
на WEB-страницах Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной
Азии, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Федерации независимых профсоюзов России и Координационного совета объединений
работодателей России.
Заместитель Министра здравоохранения и социального развития,
Представитель Правительства Российской
Федерации в Административном совете МОТ
А.Ю. Левицкая |
Генеральный директор Международного бюро труда
Х. Сомавия |
Координатор стороны профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений,
Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)
М.В. Шмаков |
Координатор стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений,
Председатель Координационного совета
объединений работодателей России (КСОРР)
О.В. Еремеев |
|
|
|
Подписано в Женеве, Швейцария 6 июня 2006 г.
|