Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Сотрудничество с Международной организацией труда

Дата: 06.06.2006

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006-2009 гг.

Преамбула

            Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы, ориентированные на создание более благоприятных условий для достижения стратегических целей развития страны: устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение масштабов бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности страны. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития.

Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное продолжение курса на устойчивое социально-экономическое развитие страны. С 2006 г. впервые в России начнут реализовываться общенациональные приоритетные проекты в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения жильем и развития агропромышленного комплекса. Именно эти сферы в значительной степени определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для приумножения человеческого капитала.

Российская Федерация полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы Международной организации труда в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне, охватывающую понятия полной занятости, социальной защиты, основополагающих прав в сфере труда и социального диалога. 

Единое понимание всеми партнерами идеологии достойного труда необходимо для достижения таких целей, как социальная интеграция, повышение уровня жизни и ликвидация бедности. Различные аспекты достойного труда взаимодополняют друг друга. Право на свободу объединения дает возможность людям сформулировать свои интересы и коллективно претворять их в жизнь. Социальный диалог расширяет возможности более эффективного решения проблем, связанных с трудовыми отношениями, в интересах человека, экономики, государства, а также облегчает реализацию других прав.

Настоящая Программа исходит, с одной стороны, из приоритетов и программы социально-экономического развития Российской Федерации, в реализации которых равным образом заинтересованы Правительство Российской Федерации и российские организации работодателей и трудящихся, и, с другой стороны, из стратегической концепции достойного труда Международной организации труда (МОТ).  Программа сотрудничества базируется на членстве Российской Федерации в МОТ и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда  в Москве, подписанном 5 сентября 1997 г., и определяет главные направления совместной деятельности, проводимой МОТ и ее трехсторонними партнерами в Российской Федерации в 2006-2009 гг.

Основной целью Программы является содействие дальнейшему развитию социально-трудовой сферы в Российской Федерации в направлении достижения достойного труда, при этом акцент будет сделан на региональных программах достойного труда. Программа является органическим продолжением предшествующих программ сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда.


I. Современное состояние социально-трудовой сферы
в Российской Федерации

Социально-экономическое развитие России в 2005 году характеризовалось положительной динамикой по ряду показателей.

Рост валового внутреннего продукта и производства во многих отраслях экономики оказали положительное воздействие на увеличение реальных денежных доходов населения, снижение уровня безработицы. Это способствовало расширению спроса на товары и услуги со стороны домашних хозяйств.

Произошли позитивные изменения в сферах труда, занятости и социальной защиты населения.

Вместе с тем, существует ряд социальных проблем, решение которых требует активных действий.

Продолжается сокращение численности населения. Уровень бедности в России, несмотря на существенное его снижение в последние годы, по-прежнему вызывает озабоченность. Население не в полной мере удовлетворено доступностью и качеством медицинской и социальной помощи.

В 2005 году главной целью социальной политики Российской Федерации было определено последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных услуг социальной сферы, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года и от 10 мая 2006 года данные национальные цели признаны приоритетными и определены в качестве основных для реализации всеми уровнями государственной власти и муниципального управления.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года поставлена задача о развертывании масштабной программы демографического развития страны.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации, абсолютными приоритетами определены реформы секторов, связанных с развитием человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения. Поставлена задача повысить эффективность программ в области социальной политики, усовершенствовать существующие механизмы предоставления социальной помощи.

Основополагающие принципы и права в сфере труда. Важным элементом социальной политики остается реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах. Необходимо продолжить формирование и совершенствование нормативной правовой базы в социально-трудовой области. В частности, с связи с практическим применением в 2002-2005 гг. нового Трудового кодекса Российской Федерации, а также принятием ряда важных решений в сфере государственного устройства и нового распределения полномочий между федеральным центром и регионами, назрела потребность внесения в Кодекс и социально-трудовое законодательство дополнений, отражающих сегодняшние социально-экономические реальности, когда одной из важнейшей функций на федеральном уровне становится принятие минимальных общероссийских стандартов в социально-экономической сфере и контроль за их применением. Главная задача - обеспечить поддержку достойному труду.

Особого внимания в реализации основополагающих принципов и прав в сфере детского труда требуют профилактика семейного неблагополучия, развития государственной поддержки различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения, мониторинга решения проблем детской беспризорности и безнадзорности детей на уровне учреждений и регионов.

            Занятость. Актуальным в сфере занятости является более эффективное использование людских ресурсов с точки зрения удовлетворения экономических и социальных интересов каждого индивидуума, а также экономики и общества в целом.

Сложившаяся ситуация в сфере занятости требует продолжить усилия по повышению качества программ активной политики на рынке труда, расширению доступа к этим программам безработных граждан на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности и совершенствования системы профессиональной подготовки или переподготовки. Важными направлениями являются: создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах в рамках частно-государственного партнерства развитие сектора малых и средних предприятий путем расширения доступа к финансовым рынкам; повышение привлекательности общественных работ; развитие самозанятости и других приносящих доход видов деятельности населения. Необходимо достижение баланса между гибкой политикой занятости и социальными гарантиями в этой области.

В современных условиях высока значимость трудовой миграции как в формировании динамичного и эффективного рынка труда, так в экономическом и социальном развитии страны в целом. Применительно к внутренней миграции стоит задача повышения мобильности рабочей силы. В области внешней трудовой миграции необходимо продолжить совершенствование национальной правовой и нормативной базы, а также международных и двусторонних механизмов, нацеленных на большую упорядоченность миграционных потоков и недопущение злоупотреблений в этой сфере.

Социальная защита. Важнейшей задачей остается формирование и совершенствование эффективной, надежной, устойчивой и доступной системы страхования и социальной защиты, базирующейся на системе государственных стандартов и гарантий. Более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов должно обеспечиваться эффективным сочетанием возможностей государственной социальной поддержки и рынка социальных услуг.

Задачами реформирования системы социального страхования должно стать: создание условий для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на основе сбалансированности уровня обязательств и объема финансовых ресурсов; построение системы на основе развития страховых принципов и совершенствования тарифной политики данного вида страхования; создание современной инфраструктуры назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным, с использованием имеющихся информационных технологий и ресурсов государственных внебюджетных фондов; оптимизация расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию за счет привлечения работодателей к оплате части периода временной нетрудоспособности и повышение ответственности за состояние здоровья работников, совершенствование механизмов профилактики заболеваний.

Перед системой пенсионного обеспечения в ее дальнейшей реформе ставится задача обеспечения среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы в части, не относящейся к формированию накопительной части трудовой пенсии, а также увеличения финансовой базы пенсионного страхования, без использования механизмов увеличения бремени уплаты обязательных платежей. Предусматривается, что со стороны государства будет стимулироваться участие работников в накопительном финансировании пенсий, а в 2008 - 2009 годах среднегодовой размер социальной пенсии возрастет до уровня прожиточного минимума пенсионера.

В области обязательных профессиональных пенсионных систем предстоит доработать проекты законов, закладывающих основы функционирования таких систем в новых условиях и определяющих страховые выплаты и охват ими работников.

Будут предприняты меры по обеспечению гарантий прав участников негосударственных пенсионных фондов при их поглощении, слиянии и ликвидации в части сохранения объема обязательств перед ними либо очередности и объемов удовлетворения требований, что с учетом поэтапного усиления требований к НПФ в ожидаемым их укрупнением существенно поднимет значимость негосударственного пенсионного обеспечения.

В области социального обслуживания граждан, уязвимых в социальном отношении семей, отдельных групп населения (граждан пожилого возраста с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-инвалидов) необходимо повысить качество и доступность социальных услуг путем развития страховых механизмов, формирования рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы.

Борьба с бедностью трудоспособного населения. Важнейшей задачей является снижение бедности среди работающих граждан. Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего недостаточным уровнем оплаты труда. Существенную долю бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Недостаточно развита практика участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности.

В связи с этим целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе высоких темпов экономического роста, роста числа рабочих мест с достойной заработной платой, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства.

Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения, для которых основной целевой группой станут именно бедные слои населения. При этом планируется повысить координацию деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, в том числе на основе использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах.

В области охраны труда следует усилить контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, шире использовать рыночные методы решения проблем улучшения условий и обеспечения безопасности труда, в первую очередь - в отраслях экономики с высоким уровнем профессионального риска – угольной и горнорудной промышленности, строительстве и агропромышленном комплексе.

Необходимо предпринять дополнительные меры по улучшению и повышению эффективности подготовки работников в области охраны труда, включая модульную систему обучения, организацию охраны труда на малых предприятиях.

Особого внимания требует гармонизация российских стандартов и требований по безопасности и гигиене труда с международными и, прежде всего, европейскими стандартами в этой области.

Социальный диалог. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на всех уровнях социального партнерства образованы соответствующие двух- и трехсторонние комиссии с необходимыми полномочиями представителей сторон. Эти комиссии действуют на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и корпоративном (в организациях) уровне и позволяют решать самые актуальные вопросы социально-трудовых и непосредственно связанных с ними экономических отношений, однако остается необходимость повышения эффективности их деятельности.

Создание в России эффективной системы социально-трудовых отношений, обеспечивающей стабильный баланс интересов работников, работодателей и государства, требует дальнейшего укрепления двустороннего и трехстороннего сотрудничества, развития социального диалога, получения нового качества социального партнерства.

 


II.      Основные направления сотрудничества

Сотрудничество Российской Федерации и Международной организации труда в 2006-2009 годах будет направлено на развитие социального диалога с целью консолидации усилий в области совершенствования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними экономических отношений.

Основополагающие принципы и права в сфере труда, закрепленные в документах МОТ и нашедшие свое отражение в национальном законодательстве, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации, получат дальнейшее развитие в контексте новых социально-экономических преобразований.

Будут предприняты совместные усилия по совершенствованию политики в области детского труда; занятости, включая миграцию; социальной защиты с особым акцентом на вопросах оплаты и охраны труда; социального партнерства.

Особое место в сотрудничестве будет отведено межсекторальным проблемам, в частности, социальным последствиям вступления России в ВТО, борьбе с бедностью на федеральном и региональном уровнях, стратегии профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД на рабочем месте.

При реализации всех программ и направлений деятельности на стадиях их планирования, разработки, реализации будет обеспечиваться гендерный подход с целью достижения гендерного равенства в социально-трудовой сфере.

 

Основополагающие принципы и права в сфере труда

 

Национальные приоритеты:

-          дальнейшее развитие трудового законодательства, законодательства в сфере трудовой миграции, социального страхования и системы охраны труда с должным учетом тенденций глобализации мировой экономики и необходимости гармонизации национальных стандартов в области охраны труда с международными нормами, а также необходимости повышения эффективности соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм;

-          совершенствование нормативной правой базы пенсионной системы Российской Федерации включает реформирование системы льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем, а также разработку мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования (в т.ч. повышение привлекательности негосударственных пенсионных фондов в сфере обязательного пенсионного страхования, повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и др.);

-          распространение позитивного опыта, полученного в ряде проектов МОТ в сфере детского труда а Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на другие регионы России;

-          рассмотрение возможности ратификации списка конвенций Международной организации труда, содержащихся в Приложении № 3 к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы

 

 

Занятость

Совершенствование политики занятости должно основываться на изменениях в подходах к социальной политике, а именно, - ставке на эффективную с точки зрения экономики и человека занятость как на цель, а не на следствие экономической политики; повышении внимания к социальной политике как к инвестиционной сфере, ее «производственной» роли. 

Национальные приоритеты:

·        ориентироваться при формировании рынка труда на обеспечение баланса спроса и предложения, оперативность переподготовки кадров, повышение их мобильности посредством;

·        совершенствование законодательства о занятости;

·        повышение межтерриториальной и отраслевой мобильности рабочей силы в целях повышения уровня занятости;  

·        совершенствование законодательного регулирования занятости молодежи, женщин, инвалидов; 

·        завершение работы по законодательному регулированию внешней трудовой миграции с учетом опыта интеграции иммигрантов в социальную структуру общества.

 

Социальная защита

Национальные приоритеты:

-          формирование системы государственных социальных стандартов в условиях развивающейся рыночной экономики, обеспечивающей преодоление бедности населения, повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и государственных пенсий; разработка нормативной базы, связанной с введением механизма накопительного финансирования пенсий, а также развитием дополнительного обеспечения отдельных категорий работников; упорядочение действующих льгот и компенсаций; повышение их адресности. 

-          разработка и осуществление мер по снижению дифференциации уровней доходов и сокращению бедности населения, включающих совершенствование системы минимальных социальных стандартов и норм; определение путей их повышения до достойного уровня, в т.ч. подготовку рекомендаций, направленных на снижение бедности, модельного пакета мер по поддержанию доходов уязвимых категорий населения; разработка механизмов выявления нуждаемости, мониторинг эффективности социальной помощи малоимущим домохозяйствам и эффективного администрирования социальных трансфертов, выработка рекомендаций по налаживанию персонифицированного учета получателей социальной помощи, разработка механизмов информационного взаимодействия федерального центра и регионов России при реализации политики доходов в отношении малоимущего населения;

-          определение и разработка новых способов финансирования пенсий, механизмов накопительного финансирования пенсий и путей обеспечения их функционирования; формирование и определение в рамках накопительной системы порядка и сроков оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядка размещения резервов обязательного накопительного страхования, методик расчета инвестиционных индексов, порядка учета инвестиционных доходов на индивидуальных лицевых счетах; совершенствование системы административного и финансового управления пенсионными программами и, в этой связи, периодическое проведение актуарных исследований.

 

Совершенствование систем оплаты труда

Национальные приоритеты:

- совершенствование законодательства по оплате труда в бюджетной сфере, определение принципов и параметров отраслевых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- мониторинг региональных и муниципальных систем оплаты труда организаций бюджетной сферы в связи с разграничением полномочий между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями

- установление минимального гарантированного уровня оплаты труда, а также обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности, в том числе при банкротстве предприятий.

 

Совершенствование политики в области охраны и безопасности труда

Национальные приоритеты:

·        совершенствование законодательства в сфере охраны труда и гармонизации национальных норм с международными стандартами безопасности труда;

·        внедрение системы управления профессиональными рисками и совершенствования тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

·        модернизация системы статистического учета производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие утраты трудоспособности с учетом стандартов и рекомендаций МОТ.

 

Социальный диалог

Для консолидации интересов государства, наемных работников и работодателей необходимо укрепление роли социального диалога, дальнейшее развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений с использованием механизмов и институтов социального партнерства.

Национальные приоритеты:

·        совершенствование законодательства в области социального партнерства в соответствии с основополагающими конвенциями МОТ;

·        повышение роли трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

·        повышение эффективности деятельности сторон при проведении коллективных переговоров и реализации коллективных договоров и соглашений на всех уровнях системы социального партнерства;

·        повышение качества и результативности соглашений и коллективных договоров;

·        укрепление института представителей работодателей на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

·        развитие системы досудебного урегулирования трудовых споров;

·        содействие развитию демократических форм и принципов социального диалога власти, бизнеса и трудящихся, включая развитие социального диалога на региональном уровне. 

 

 

III. Условия выполнения Программы и другие вопросы

            МОТ и социальные партнеры в Российской Федерации определили и одобрили ряд оперативных направлений совместной деятельности и практические меры, относящие к ним, а также целевые проекты. При необходимости, в зависимости от изменений потребностей в технических услугах, они могут быть пересмотрены и адаптированы сторонами к текущим условиям. Стороны будут работать в тесном контакте для информирования друг друга о дополнительных формах сотрудничества, которые могут быть взаимно полезны в достижении общих целей.

Программа сотрудничества предусматривает реализацию программ «достойного труда» в ряде пилотных территорий (федеральных округах и регионах).

            Программа сотрудничества может быть эффективно реализована только при условии наилучшего использования ресурсов и технической экспертизы МОТ, а также избежания дублирования мероприятий.

            Участники Программы будут регулярно отслеживать прогресс в реализации отдельных проектов и Программы в целом  и в тесном сотрудничестве оценивать достигнутые результаты, а также, по мере необходимости, вносить требуемые изменения в двухлетние Рабочие планы реализации Программы.

Стороны исходят из того, что техническое содействие МОТ будет осуществляться при активной поддержке российских правительственных учреждений, организаций работодателей и трудящихся, а также других заинтересованных организаций, включая научные учреждения и отдельных специалистов. 

Российские социальные партнеры подтверждают высокую значимость деятельности Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии в реализации данной Программы сотрудничества.

Стороны согласились, что доступность служб документации и распространения информации является важным фактором, содействующим успешности перехода России к рыночной экономике. В этой связи МОТ будет способствовать упрощению доступа социальных партнеров в России к публикациям и другим информационным ресурсам МОТ и будет развивать свою деятельность в этой сфере.

Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии будет продолжать подготавливать и публиковать относящиеся к ее деятельности оригинальные материалы, насколько это будет возможным, на русском и английском языках. При этом оно будет поддерживать связи с Субрегиональным бюро МОТ для стран Центральной и Восточной Европы в Будапеште и Международным учебным центром МОТ в Турине.

Рабочие планы мероприятий по реализации настоящей Программы сотрудничества будут согласованы российскими социальными партнерами с Субрегиональным бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии после подписания Программы.

Настоящая Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международным бюро труда на 2006-2009 годы будет опубликована на русском и английском языках на WEB-страницах Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерации независимых профсоюзов России и Координационного совета объединений работодателей России.

 

Заместитель Министра здравоохранения и социального развития,
Представитель Правительства Российской
Федерации в Административном совете МОТ

А.Ю. Левицкая

     Генеральный директор      Международного бюро труда

 
 
 

Х. Сомавия

Координатор стороны профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)
 
 

М.В. Шмаков

Координатор стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
Председатель Координационного совета

объединений работодателей России (КСОРР)

О.В. Еремеев

     

 

Подписано в Женеве, Швейцария  6 июня 2006 г.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать