Дата: 31.05.2005
Протокол о взаимопонимании между Российской Федерацией и Международной организацией труда в рамках реализации Программы взаимного сотрудничества на 2004-2005 годы
Российская Федерация и Международная организация труда (МОТ) подтверждают свою приверженность целям и задачам, изложенным в Программе сотрудничества
между Россией и МОТ на 2002-2003 годы, и полагают, что действие данной Программы
может быть продлено на 2004-2005 годы.
Сотрудничество между Россией и МОТ в 2004-2005 гг. будет базироваться, с одной
стороны, на приоритетах стратегии и программы социально-экономического развития
Российской Федерации, в реализации которых заинтересовано Правительство Российской
Федерации и российские организации работодателей и трудящихся, и, с другой стороны,
на стратегической концепции и политике активного партнерства с Международной организацией
труда.
Основными направлениями этого сотрудничества будут:
Дальнейшее претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда, выработанных и закрепленных в документах МОТ и нашедших свое отражение в национальном
законодательстве России, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Это направление остается важным элементом трудовой и социальной политики и оказывает возрастающее влияние на изменяющийся характер трудовых и связанных с ними других
отношений в России на современном этапе. Дальнейший рост влияния основополагающих
принципов и прав в сфере труда связан непосредственно с повышением уровня информированности
и пониманием роли и содержания международных трудовых норм всеми заинтересованными
сторонами социально-трудовых отношений в России.
Требуются дальнейшие усилия по совершенствованию Трудового кодекса Российской
Федерации, разработке в развитие пенсионной реформы новых законодательных актов,
определению правовой базы социального и медицинского страхования, совершенствованию
законодательства по укреплению деятельности российских организаций работодателей
и трудящихся. Этот процесс предполагает дальнейшую гармонизацию национальных норм
с международными стандартами в социально-трудовой сфере.
Совершенствование политики занятости потребует более эффективного использования людских ресурсов с точки зрения удовлетворения
экономических и социальных интересов каждого индивидуума, а также экономики и
общества в целом; формирования более гибкого рынка труда, повышения качества программ
активной политики на рынке труда, создания новых рабочих мест в перспективных
отраслях и производствах, развития сектора малых и средних предприятий путем расширения
доступа к финансовым рынкам, расширения сферы приложения общественных работ, развитием
самозанятости и прибыльных видов деятельности населения.
Повышение гарантий социальной защиты населения. Неотложной остается задача повышения эффективности, надежности, устойчивости
и доступности системы социальной защиты, базирующейся на системе государственных
стандартов и социальных гарантий; совершенствования страховых принципов при осуществлении
социальных программ, совершенствование политики доходов и повышения уровня жизни
населения; сокращение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности
социальной поддержки уязвимых групп населения.
Внедрение экономических методов стимулирования работодателей в улучшении условий
и обеспечения безопасности труда должно сочетаться с дополнительными мерами по
охране труда на малых предприятиях, созданием системы контроля за обеспечением
безопасных условий труда для трудящихся-мигрантов.
Особого внимания заслуживает гармонизация российских стандартов в области безопасности
и гигиены труда с международными и, прежде всего, европейскими стандартами в этой
области, а также развитие информационных систем.
Совершенствование институтов социального партнерства. Для достижения сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей
важным остается дальнейшее развитие коллективно-договорного регулирования с использованием
механизмов и институтов социального партнерства, разработка и совершенствование
нормативных актов в сфере социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных
трудовых споров.
Дальнейшее развитие механизмов социального партнерства необходимо сфокусировать
на совершенствовании института представителей работодателей на федеральном, отраслевом
и региональном уровнях; укреплении влияния профсоюзов в трудовых коллективах и,
особенно, в частном секторе экономики, на малых и средних предприятиях, а также
на создании действенной системы досудебного рассмотрения трудовых споров.
Требуется также обеспечение гендерного подхода при реализации всех программ и направлений деятельности на стадиях их планирования,
разработки, реализации, мониторинга и оценки с целью достижения гендерного равенства
в социально-трудовой сфере.
Особое место в сотрудничестве будет отведено межсекторальным проблемам, в частности, социальным последствиям глобализации, социальным последствиям
вступления России в ВТО, борьбе с бедностью на федеральном и региональном уровнях,
стратегии профилактике и борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочем месте.
Составной частью данного Протокола является Рабочий план сотрудничества
Российской Федерации с Международной организацией труда в социально-трудовой сфере
на 2004-2005 гг.
Первый заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З. Люблин
|
Директор Регионального бюро МОТ
для стран Европы и Средней Азии
Ф. Бутлер
|
От организаций трудящихся
Секретарь Федерации
независимых профсоюзов России (ФНПР)
Е.А. Сидоров |
От организаций работодателей
Генеральный директор
Координационного совета
объединений работодателей России (КСОРР)
О.В. Еремеев |
|