Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Развитие первичной медицинской помощи

Дата: 07.03.2006

О программе диспансеризации работающего населения (граждан) Российской Федерации и проведении дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Одним из важных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях (далее – диспансеризация работающих граждан) и дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в угольной промышленности, машиностроении и металлообработке, металлургии, транспорте и связи (далее – дополнительные периодические медицинские осмотры).

Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы и дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами направлены на раннее выявление и эффективное лечение социально-значимых заболеваний, в том числе: сахарный диабет, туберкулез,  онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, являющихся основной причиной смертности и инвалидности  трудоспособного населения Российской Федерации.

В 2006 году дополнительная диспансеризация будет проведена  4,0 млн. работающим гражданам за счет средств, предусмотренных Федеральными законами от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и от 22.12.2005 г. N 171-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» в размере 2,0 млрд.руб.

Дополнительные медицинские осмотры будут проведены 3,568 млн. человек за счет средств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 22.12.2005 г N173-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» в размере 1,9 млрд. руб.

Всего дополнительной диспансеризацией в 2006 году будет охвачено  7,568 млн. работающих граждан. 

В целях реализации указанных федеральных законов Правительством Российской Федерации утверждены постановления:

- от 31.12.2005г. N 868 «О порядке предоставления в 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы  образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях»;

- от 31.12.2005 г.  N 869 «О финансировании в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) подготовлены проекты приказов «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» и «Об утверждении правил финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или)  опасными производственными факторами», устанавливающие:

- норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2006 году в размере 500 рублей;

- норматив затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника в размере 535 рублей;

- порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

-  рекомендации по определению групп состояния здоровья граждан;

-  порядок мониторинга диспансеризации;

- перечень видов деятельности с высоким уровнем профессиональной заболеваемости;

- правила финансирования дополнительных медицинских осмотров;

-форма типового договора о финансировании расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров;

-порядок и объем проведения дополнительных медицинских осмотров.

Объем диспансеризации работающих граждан и дополнительных периодических медицинских осмотров, включает перечень врачей-специалистов: эндокринолог, офтальмолог, невролог, хирург, уролог (для мужского населения), акушер-гинеколог (для женского населения), а также  лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови,  исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40-55 лет – 1 раз в 2 года), УЗИ по показаниям при дополнительных периодических  медицинских осмотрах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Правилами предоставления в 2006 году субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 31.12.2005г. N 868, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования направляет субсидии, размер которых  исчисляется исходя из численности работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации, и перечисляется из территориального фонда обязательного медицинского страхования в амбулаторно-поликлинические учреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию работающих граждан, в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

Для проведения дополнительных периодических медицинских осмотров работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами Фондом социального страхования Российской Федерации перечисляются средства в  региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (88 отделений) и направляются в медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ по оказанию услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. N 868 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежит принять меры по уточнению численности работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году.

Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации должны сформировать перечень учреждений здравоохранения,  осуществляющих дополнительную диспансеризацию работающих граждан.

В целях организации дополнительных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации:

- определяет список страхователей, работники которых будут проходить периодические медицинские осмотры в 2006 году;

- запрашивает у страхователей сведения о медицинских организациях, с которыми заключены договоры на проведение периодических медицинских осмотров в 2006 году;

- определяет объем финансирования и количество работников, подлежащих дополнительным медицинским осмотрам;

- формирует реестр прошедших дополнительные медицинские осмотры.

Сводная информация о гражданах, прошедших дополнительные медицинские осмотры поступает в Фонд социального страхования Российской Федерации.

По итогам дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров формируются группы здоровья:

- I группа – здоровые лица;

- II группа – здоровые лица, но имеющие факторы риска;

-III группа – пациенты, нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и при показаниях лечении;

- IV группа – пациенты, направляемые на стационарное дообследование и лечение;

- V группа -  пациенты, нуждающаяся в дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи.

На каждого гражданина, прошедшего дополнительную диспансеризацию или дополнительный периодический медицинский осмотр, заполняется «Карта учета дополнительной диспансеризации (дополнительного медицинского осмотра)», которая по завершению диспансеризации направляется по месту жительства гражданина врачу-терапевту участковому или врачу общей практики (семейной медицины), который осуществляет динамическое медицинское наблюдение.

В дальнейшем пациентам I и II групп здоровья проводятся профилактические мероприятия; пациенты III - V групп здоровья направляются в специализированные учреждения здравоохранения и после обследования подлежат диспансерному наблюдению по программе больных с хроническим заболеванием, включающей индивидуальную программу реабилитации.

При наличии медицинских показаний пациенты III - IV групп здоровья включаются в «Лист ожидания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи», после получения которой, им также назначается индивидуальная программа реабилитации.

Все вышеуказанные мероприятия способствуют возвращению к активной трудовой деятельности работающих граждан III – V групп здоровья.

Вопросы дополнительной диспансеризации работающего населения регулируются также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г.  N 876  «О порядке финансового обеспечения в 2006 году расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации».

Амбулаторно-поликлиническое учреждение, осуществившее дополнительную диспансеризацию или дополнительный периодический медицинский осмотр, составляет реестр граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию или дополнительный периодический медицинский осмотр, и представляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования или региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, которые перечисляют средства на отдельный лицевой счет амбулаторно-поликлинического учреждения. Указанные средства направляются ими на оплату труда медицинских работников, в том числе врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации или дополнительного периодического медицинского осмотра (за исключением  врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейной медицины), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей общей практики (семейной медицины)), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации или дополнительного периодического медицинского осмотра.  

С целью повышения эффективности диспансеризации работающих граждан в течение 2006 года амбулаторно-поликлинические учреждения муниципальных образований для организации первичной медико-санитарной помощи будут оснащены диагностическим оборудованием в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 867 «Об обеспечении в 2006 году диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинические учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи», котором утвержден перечень диагностического оборудования, включающий:

1. Аппарат стационарный для ультразвукового исследования с 3 датчиками: конвексным, линейным и кардиологическим (в том числе для допплеровского исследования)

2. Аппарат переносной для ультразвукового исследования с 3 датчиками: конвексным, линейным и кардиологическим

3. Аппарат ЭКГ 3-6 канальный

4. Комплект лабораторного оборудования (гематологический анализатор, гемоглобинометр, анализатор мочи, биохимический анализатор, анализатор глюкозы, экспресс-анализатор глюкозы, иммуноферментный анализатор)

5. Рентгенографический аппарат на 2 рабочих места

6. Флюорографический аппарат стационарный

7. Флюорографический аппарат передвижной (для противотуберкулезных диспансеров)

8. Маммограф

9. Эзофагогастродуоденоскоп

10. Кольпоскоп

11. Колоноскоп

12. Гистероскоп

Минздравсоцразвития России будет организован мониторинг диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на каждого работающего гражданина будет сформирован «Паспорт здоровья»,    составлен регистр и осуществлен мониторинг здоровья работающего населения.

Результатами проведения дополнительной диспансеризации граждан должны быть:

- снижение прямых экономических затрат на лечение и реабилитацию больных;

- уменьшение непрямых расходов, связанных с длительной нетрудоспособностью и социальной помощью.

Кроме этого, диспансеризация работающих граждан направлена на повышение мотивации у населения к здоровому образу жизни.

Таким образом, проведение дополнительной диспансеризации граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях и дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами сделают возможным:

- предупреждение и раннее выявление заболеваний различного характера, в первую очередь, сердечно-сосудистых заболеваний;

- планирование и проведение комплексных профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания;

- снижение уровня смертности лиц трудоспособного возраста;

- увеличение периода активной трудовой деятельности;

- внедрение в практическое здравоохранение новых профилактических технологий;

- практическую реализацию создания единого федерального регистра работающего населения;

- формирование условий для реализации федеральных целевых программ по предупреждению заболеваний социального характера, развитию системы мер по снижению рисков для здоровья населения.
 
 

© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать