Дата: 06.07.2007
О программе мероприятий, направленных на снижение материнской и младенческой
смертности, включая итоги реализации программы «Родовый сертификат», осуществление
лекарственного обеспечения беременных женщин, оснащение диагностическим оборудованием
женских консультаций, поставку в государственные и муниципальные учреждения и
подразделения, оказывающие скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную)
скорую медицинскую помощь реанимобилей с кювезами
5 июля в Минздравсоцразвития России прошло заседание Межведомственной рабочей
группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье» и демографической политике.
Открывая заседание, Министр М.Ю.Зурабов сообщил, что в субъекты Российской Федерации
начата поставка ренгенологического оборудования, а также автомобилей скорой медицинской
помощи повышенной проходимости ульяновского и горьковского автозаводов. В середине
августа в г.Пенза прибудет комплект модулей центра высоких медицинских технологий.
Уже в 2007 году начнется развитие системы региональных центров сосудистой хирургии:
в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
будет поставлено, смонтировано и запущено в эксплуатацию современное оборудование.
Первые операции по данному профилю заболеваний в данных центрах предполагается
провести в декабре 2007 года.
С докладом «О программе мероприятий, направленных на снижение материнской и
младенческой смертности, включая итоги реализации программы «Родовый сертификат»,
осуществление лекарственного обеспечения беременных женщин, оснащение диагностическим
оборудованием женских консультаций, поставку в государственные и муниципальные
учреждения и подразделения, оказывающие скорую медицинскую помощь и специализированную
(санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь реанимобилей с кювезами» на
заседании выступила Директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства
и детства Минздравсоцразвития России О.В.Шарапова.
Она отметила, что материнская и младенческая смертность является одним из критериев
качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, важнейшим показателем состояния
системы здравоохранения и службы охраны материнства и детства в стране. Снижение
материнской и младенческой смертности в Российской Федерации - важнейшее направление
деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
По данным Минздравсоцразвития России, показатель материнской смертности за последние
5 лет уменьшился на 30,9% (с 37,9 на 100 000 родившихся живыми в 2002 г. до 26,2
в 2006 г.), а абсолютное число случаев материнской смерти сократилось с 529 в
2002 г. до 387 в 2006 г. (на 26,8%).. Минимальный показатель материнской смертности
в 2006 году зарегистрирован в Пензенской области - 8,3, максимальный – в Чукотском
автономном округе - 139,7
Наибольшее снижение показателя материнской смертности отмечено в Сибирском (на
26,0% к уровню 2005 года) и Северо-Западном (на 12,7%) федеральных округах.
За истекшие 5 лет в Российской Федерации сохраняется устойчивая положительная
динамика показателей младенческой смертности. Показатель младенческой смертности
за этот период снизился на 23,3% (с 13.3 в 2002 году до 10.2 на 1000 родившихся
живыми в 2006 году.)
Одной из мер финансовой поддержки деятельности по сохранению здоровья матерей
и детей, повышению качества услуг, предоставляемых им государственными и муниципальными
учреждениям здравоохранения, и роста заработной платы медицинского персонала является
реализация мероприятий направления «Родовые сертификаты» приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения.
Фондом социального страхования Российской Федерации с 2006 года осуществляется
оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской
помощи, оказанной женщинам и детям, на основании родового сертификата:
- 2000 рублей - при оказании женской консультацией медицинской помощи женщине
в период беременности;
-5000 рублей при оказании родильным домом медицинской помощи в период родов.
Всего в 2006 году по данным Фонда социального страхования в Российской Федерации родилось
1 296 152 ребенка, в том числе 8392 двойни, 106 троен и два случая рождения четырёх
детей (г. Ростов на Дону и г. Москва).
В результате введения родовых сертификатов отмечается ряд положительных тенденций
в показателях службы родовспоможения и качестве оказания медицинский помощи женщинам
во время беременности и родов.
По данным Росстата в 2006 году зарегистрировано 1 476 221 родившихся, что составляет
101,3% к числу зарегистрированных родившихся в 2005 году. Показатель младенческой
смертности в Российской Федерации снизился на 7,3% (с 11,0 на 1000 родившихся
в 2005 г. до 10,2 – в 2006 г.).
По предварительным данным, показатель ранней неонатальной смертности уменьшился
на 5% (c 4,49 в 2005 г. до 4,27 на 1000 родившихся живыми в 2006 г.), перинатальной
смертности - на 5% (с 10,17 в 2005 г. до 9,66 на 1000 родившихся живыми и мертвыми
в 2006 г.).
Одним из результатов внедрения программы родовых сертификатов является значительный
рост заработной платы медицинского персонала государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, оказывающих помощь во время беременности и родов.
По оперативным данным субъектов Российской Федерации:
· количество посещений беременными женских консультаций увеличилось
в среднем с 10 до 12 посещений за период наблюдения;
· охват беременных женщин пренатальным скринингом (ультразвуковым
и биохимическим) увеличился в среднем на 7% (с 81,5 до 87%);
· доля женщин, вставших на учет по беременности в ранние сроки,
возросла в среднем на 9% (с 74 до 79%);
· объемы оказания стационарозамещающей помощи на амбулаторно-поликлиническом
этапе увеличились на 5-10% (с 14 до 16%).
Увеличилось финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах. Появилась
возможность приобретения дорогостоящих жизненно важных препаратов для реанимации
новорожденных и борьбы с акушерскими кровотечениями. В большинстве субъектов Российской
Федерации за счет средств родового сертификата приобретаются дорогостоящие лекарственные
препараты для выхаживания недоношенных новорожденных.
Таким образом, введение в 2006 году родового сертификата способствовало повышению
качества и доступности медицинской помощи женщинам, увеличению уровня оплаты труда
медицинских работников, укреплению материально-технической базы учреждений родовспоможения,
расширению профилактических мероприятий, созданию конкурентной среды и экономических
стимулов для повышения качества услуг, предоставляемых женщинам в период беременности
и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
В 2007 году стоимость родового сертификата увеличена с 7000 рублей до 10000 рублей:
3000 рублей – на оплату услуг, оказываемых женщине в женской консультации, 6000
рублей – на оплату услуг в родильном доме и 1000 рублей – на оплату услуг в детской
поликлинике за услуги по диспансеризации ребенка в течение первых шести месяцев
жизни.
Целью включения в программу «Родовый сертификат» в 2007 году детских поликлиник
является усиление взаимодействия и преемственности в работе акушерско-гинекологической
и педиатрической службы и как результат данного взаимодействия - снижение младенческой
смертности, общей заболеваемости и инвалидизации детей раннего возраста, в том
числе за счет введения нового стандарта диспансерного наблюдения ребенка первого
года жизни, который позволит на более ранних этапах выявлять функциональные и
органические поражения нервной системы, врожденные заболевания, патологию костно-мышечной
системы, органов зрения и слуха.
Всего, на 25.06.2007 года, по данным Фонда социального страхования в Российской
Федерации родилось 552 857 детей, из них: двойни -2329, тройни – 32.
Общий объем средств, предусмотренный в соответствии со статьей 19 Федерального
закона от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2007 год» на оплату услуг по медицинской помощи женщинам
в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, а также по диспансерному
наблюдению ребенка в течение первого года жизни, составляет 14 500,0 млн. рублей.
Впервые предусматривается расходование средств учреждениями здравоохранения,
в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности,
на обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33 процентов
средств, перечисленных учреждению на основании родовых сертификатов. Средства
расходуются на обеспечение беременных поливитаминами, мультиминералами, препаратами
железа, фолиевой кислотой и др. в соответствии со стандартом медицинской помощи
женщинам с нормальным течением беременности.
Впервые в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется
в 1315 учреждений здравоохранения, в состав которых входит женская консультация
поставить 2580 единиц диагностического оборудования, в т.ч. лабораторного -156
ед., рентгенологического - 190 ед., ультразвуковые аппараты – 392 ед., электрокардиографы
- 540 ед., фетальные мониторы – 1008 ед. на общую сумму – 1 296 350, 425 тысяч
рублей.
Одним из путей снижения младенческой смертности является увеличение объемов высокотехнологичной
медицинской помощи.
Высокотехнологичная медицинская помощь детям оказывается в 46 федеральных специализированных
медицинских учреждениях по 20 направлениям и более 250 видам, (сердечно-сосудистая
хирургия, онкологическая, нейрохирургическая, офтальмологическая, педиатрическая
и др. виды помощи).
В 2006 году высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных специализированных
медицинских учреждениях Росздрава была оказана 17 378 ребенку, удельный
вес детей, от числа всех пролеченных больных составил 19,3% (2004 – 17,9 %).
В федеральных специализированных медицинских учреждениях РАМН в 2006 году из
41 825 больных, дети составили 8 049, или 19%.
В 2006 году число детей, получивших высокотехнологичную медицинская помощь,
увеличилось на 1 107 больных.
В 2007 году на 2-4 кварталы предполагается увеличение объемов высокотехнологичной
медицинской помощи детям до 28 634 (во 2-4 кварталах 2006 года
получили высокотехнологичную медицинскую помощь 14 026 детей) и соответственно
на увеличение финансирования на высокотехнологичные виды медицинской помощи детям
в 2 раза.
Одним из основных направлений в решении проблемы предупреждения и снижения материнской
и младенческой смертности является улучшения качества диагностики и лечения в
перинатальных центрах. Для этого необходимо дополнительно 78 перинатальных центров
мощностью 130-180 коек (с учетом 29 работающих). Требуется дооснащение и модернизация
до уровня перинатального центра 58 существующих родильных домов и строительство
20 перинатальных центров. Такой подход позволит концентрировать в одном учреждении
значительное число беременных и новорожденных с наиболее тяжелой патологией, что
повышает эффективность использования ресурсов, как в конкретном перинатальном
центре, административной территории, так и на уровне системы родовспоможения в
целом.
Строительство перинатальных центров предполагает финансирование из средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
|