Дата: 15.08.2006
Информация по питанию школьников.
Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения
их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов,
способности к обучению во все возрастные периоды.
Важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание
в школе. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе
является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
Правильное школьное питание приобрело особое значение в последние годы, т.к.
дети проводят значительное время в школе, процесс обучения носит весьма интенсивный
характер, низкий социально-экономический уровень многих семей, неспособных обеспечить
детей адекватным питанием дома.
Вместе с тем, при организации питания детей в школьных учреждениях допускаются
отдельные нарушения. Не соблюдаются принципы составления меню, режима питания,
недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средних и старших классов,
недостаточное число посадочных мест в школьных столовых и др.
В школах обязательное горячее питание получают только школьники младших классов,
а учащиеся старших классов получают только экспресс-завтраки. Происходит замена
горячего питания буфетной продукцией и остается неудовлетворительным ассортимент
школьных буфетов, которыми, как правило, пользуется большинство старшеклассников.
Число учащихся старших классов, получающих горячее питание в школах (как льготное,
так и по себестоимости) во многих регионах не превышает 10-20%.
Имеются нарушения и в структуре рационов питания школьников, т.е. в фактическом
потреблении отдельных продуктов и нутриентов.
Невыполнение норм питания по мясу, рыбе, молочнокислым продуктам, свежим овощам
и фруктам, сливочному и растительному маслу приводит к тому, что в большинстве
учреждений обеспеченность детей в калориях и пищевых ингредиентах составляет лишь
1/3 от физиологической потребности. Степень дефицита витаминов часто достигает
80% от возрастных норм. В меню преобладают крупяные и макаронные блюда, при этом
частота болезней эндокринной системы и расстройств питания, обмена веществ у детей
до 14 лет, увеличилась более чем на 8%, в т.ч. ожирение - на 9,7%.
Вопросы питания школьников являются межведомственной проблемой, решение которых
может быть обеспечено с участием органов федеральной и региональной исполнительной
власти.
Минздравсоцразвития России уделяет внимание профилактике нарушений в организации
питания школьников и проводит систематическую работу по ее рационализации.
Проведен анализ состояния организации питания школьников в субъектах Российской
Федерации.
Утверждена «Классификация основных групп пищевых продуктов, используемых в школьном
питании, по их пищевой ценности», регламентация гигиенических требований к продуктам
школьного питания. Разработан и утвержден «Ассортимент основных продуктов питания,
рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных
коллективах».
Подготовлены и направлены в регионы информационные письма «Обеспечение общеобразовательных
учреждений иодированной солью и пищевых продуктов, обогащенных микронутриентов»,
«Внедрение в рацион детей и подростков пищевых продуктов с повышенной пищевой
ценностью»
Большое внимание уделяется повышению квалификации врачей-педиатров по вопросам
организации школьного питания, разработке нормативных, методических и информационных
материалов по данному вопросу.
В настоящее время требуется помощь региональных органов исполнительной власти
для решения целого ряда вопросов по оздоровлению детей: финансирования капитальных
ремонтов образовательных учреждений и пищеблоков, качественного улучшения материально-технической
базы, оснащение современным оборудованием образовательного процесса, медицинским
оборудованием кабинетов, организации горячего питания, внедрение здоровьесберегающих
технологий и современных форм оздоровления детей с учетом климатических условий
регионов, социально-экономических условий жизни семей.
Основными направлениями улучшения существующей ситуации с организацией питания
школьников является более полное обеспечение соответствующими продуктами детского
и диетического питания, всемерная государственная поддержка отечественных производителей
этой продукции, совершенствование санитарно-эпидемиологического контроля за качеством
и безопасностью пищевых продуктов, осуществление контроля за соблюдением утвержденных
наборов продуктов и меню для школ и других типов образовательных учреждений.
Для совершенствования организации питания школьников необходимо научное обеспечение
и разработка методических материалов по оптимизации режима питания, по критериям
и методам оценки пищевого статуса, с их включением в стандарты медицинского обслуживания
школьников, а также издание информационных материалов по основам правильного питания
для широкой аудитории специалистов и населения, а также программ обучения населения.
|