Об утверждении Положения о Департаменте развития медицинской помощи и курортного
дела Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
В целях реализации пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, № 28, ст. 2898), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте развития медицинской помощи и
курортного дела Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Министр М.Зурабов
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 26 мая 2006 г. № 387
Положение
о Департаменте развития медицинской помощи и курортного дела
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
I. Общие положения
1. Департамент развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации (далее – Департамент) является структурным
подразделением Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (далее – Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам,
относящимся к его ведению.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства,
а также настоящим Положением.
3. К ведению Департамента относятся следующие вопросы:
- развитие медицинской помощи (первичной медико-санитарной, скорой и
специализированной; при авариях, стихийных бедствиях, террористических актах);
- медико-санитарное обеспечение государственных гражданских служащих
и работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
- формирование дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской
помощи;
- медицинская профилактика неинфекционных заболеваний;
- восстановительная медицина и реабилитация больных;
- курортное дело;
- медицинское страхование в части, касающейся отношений между субъектами
медицинского страхования, а также статуса и полномочий фондов обязательного медицинского
страхования совместно с Департаментом развития социального страхования и государственного
обеспечения;
- организация и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, экспертизы
связи заболевания с профессией, судебно-медицинской, судебно-психиатрической и
других видов экспертиз, за исключением медико-социальной экспертизы;
- медицинские аспекты безопасности дорожного движения;
- медико-биологическая оценка воздействия на организм человека особо
опасных факторов физической и химической природы;
- информационно-аналитическое и организационно-методическое сопровождение
осуществления медицинской деятельности;
- координация деятельности медицинских организаций в сфере медицинской
статистики.
4. Департамент осуществляет в установленном порядке свою деятельность во взаимодействии
с иными структурными подразделениями Министерства, федеральными службами, федеральными
агентствами, подведомственными Министерству (далее – службы, агентства), Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования
Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, (далее – государственные
внебюджетные фонды), Федеральной службой государственной статистики, федеральными
органами исполнительной власти и другими организациями.
II. Задачи Департамента
5. Основными задачами Департамента являются:
5.1 обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений
государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности
Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.2. обеспечение реализации функций Министерства по самостоятельному осуществлению
правового регулирования в сфере здравоохранения и социального развития по вопросам,
отнесенным к компетенции Департамента;
5.3. обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности
служб и агентств и координации деятельности государственных внебюджетных фондов
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
5.4. информационно-аналитическое, статистическое и организационное обеспечение
деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
III. Функции Департамента
6. Департамент в пределах вопросов, отнесенных к его компетенции, осуществляет
следующие функции:
6.1. вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере
здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики неинфекционных
заболеваний, медицинской помощи (первичной медико-санитарной, скорой и специализированной,
а также при авариях, стихийных бедствиях, террористических актах), восстановительной
медицины и реабилитации больных, курортного дела, медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической
оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической
природы;
6.2. обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения
и социального развития Российской Федерации (далее – Министр) и его заместителей;
6.3. участвует в подготовке или готовит проекты программных документов Правительства
Российской Федерации;
6.4. готовит предложения по федеральным целевым и ведомственным программам по
вопросам, определенным в пункте 3 настоящего Положения;
6.5. готовит предложения к проекту плана заседаний Правительства Российской Федерации
и плану законопроектных работ Правительства Российской Федерации;
6.6. разрабатывает и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации
совместно с заинтересованными департаментами Министерства проекты нормативных
правовых актов и иные документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения, а также разрабатывает
нормативные правовые акты Министерства, государственные доклады о состоянии здоровья
населения Российской Федерации, сборники статистических материалов о состоянии
здравоохранения и заболеваемости населения Российской Федерации;
6.7. разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим
вопросам организации деятельности Министерства;
6.8. готовит или участвует в подготовке совместно с Правовым департаментом заключений,
отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также заключений на иные проекты
нормативных правовых акты, поступающие на рассмотрение в Министерство, в пределах
своей компетенции и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения;
6.9. обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации
государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.10. готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия
в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского
общества;
6.11. обеспечивает и координирует работу Межведомственного экспертного совета
при Министерстве по вопросам признания территорий лечебно-оздоровительными местностями
и курортами федерального значения;
6.11. организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным
к компетенции Департамента;
6.12. готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе
комиссий, совещаний, семинаров и иных мероприятиях;
6.13. привлекает с согласия руководителей департаментов Министерства работников
этих департаментов для подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых
Департаментом в соответствии с возложенными на него функциями;
6.14. осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации,
комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций
в установленный срок по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.15. дает от своего имени структурным подразделениям Министерства разъяснения
по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также запрашивает у них
необходимую информацию и документы;
6.16. готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие
предложения в целях реализации функций Министерства, как главного распорядителя
и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и
реализацию возложенных на него функций;
6.17. готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие
предложения по формированию федерального бюджета на очередной финансовый год в
части расходов Министерства как субъекта бюджетного планирования, включая федеральные
целевые и ведомственные программы;
6.18. разрабатывает и представляет в Департамент анализа и прогноза развития
здравоохранения и социально-трудовой сферы предложения к проектам планов работы
Министерства по реализации утвержденных основных направлений и приоритетов государственной
политики, программ социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную
перспективы и других программных документов Правительства Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.19. готовит план работы Департамента на год, отчет об исполнении этого плана;
6.20. готовит и представляет в Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения
и социально-трудовой сферы предложения к плану работы Министерства для рассмотрения
руководством Министерства и последующего направления в Правительство Российской
Федерации;
6.21. по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, готовит проекты поручений
службам, агентствам и государственным внебюджетным фондам и контролирует их исполнение;
6.22. осуществляет совместно с заинтересованными департаментами Министерства
предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности
служб и агентств, вносит предложения по формированию указанных документов, а также
отчетов об их исполнении в части вопросов отнесенных к компетенции Департамента,
для представления и последующего их утверждения Министром;
6.23. запрашивает информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения
своих функций, у служб и агентств, государственных внебюджетных фондов, а также
у подведомственным им органов и организаций в порядке, установленном Типовым регламентом
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30, Типовым регламентом внутренней
организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452;
6.24. анализирует приказы, издаваемые службами и агентствами по вопросам, отнесенным
к компетенции Департамента, и при необходимости представляет Министру предложения
по отмене приказов, противоречащих федеральному законодательству;
6.25. совместно с другими заинтересованными департаментами подготавливает и представляет
Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации федеральных
государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении служб и агентств;
6.26. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
6.27. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу
по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся
в процессе деятельности Департамента;
6.28. участвует в подготовке проведения конкурсов и в организации заключения
государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских
работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
6.29. направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной
государственной службы в Министерстве;
6.30. готовит предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания
Министерства, сметы расходов на его содержание;
6.31. готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного,
должностного регламентов;
6.32. принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;
6.33. разрабатывает направленные на реализацию государственной политики в сфере
здравоохранения и курортного дела проекты нормативных правовых актов:
6.33.1. регулирующих порядок организации медицинской помощи населению Российской
Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам;
6.33.2. регулирующих курортное дело в Российской Федерации;
6.33.2. регулирующих правоотношения, связанные с формированием и реализацией
государственных гарантий оказания медицинской помощи, предоставляемой гражданам
Российской Федерации, в соответствии с программами государственных гарантий, а
также определяющих задачи фондов обязательного медицинского страхования как участников
этих отношений;
6.33.3. определяющих порядок оказания скорой медицинской помощи (в том числе
санитарно-авиационной), виды, объемы, порядок организации и стандарты оказания:
первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной
медицинской помощи;
6.33.4. утверждающих виды, объемы и стандарты специализированной медицинской
помощи;
6.33.5. утверждающих виды, объемы и стандарты санаторно-курортной помощи;
6.33.5. утверждающих перечень видов медицинской помощи предоставляемой за счет
средств федерального бюджета и за счет средств субъектов Российской Федерации;
6.33.6. утверждающих виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих;
6.33.7. определяющих порядок деятельности врача общей практики (семейного врача);
6.33.8. определяющих порядок осуществления санаторно-курортной помощи, в том
числе в санаторно-курортных учреждениях, подведомственных службам и агентствам;
6.33.8. определяющих порядок применения новых методов диагностики и лечения;
6.33.9. утверждающих совместно с заинтересованными ведомствами порядок организации
медицинской помощи лицам задержанным органами правопорядка, заключенным под стражу,
отбывающим наказание в местах лишения свободы либо подвергнутым административному
аресту;
6.33.10. устанавливающих порядок осуществления судебно-медицинских, судебно-психиатрических
экспертиз, экспертизы связи заболевания с профессией, а также правила судебно-медицинского
определения степени тяжести телесных повреждений;
6.33.11. устанавливающих порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность,
связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных
производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;
6.33.12. определяющих порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении
которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится
в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или
психотропное вещество без назначения врача;
6.33.13. утверждающих порядок выдачи разрешений для применения средств и методов
диагностики наркомании и лечения больных наркоманией;
6.33.14. устанавливающих порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;
6.33.15. определяющих порядок проведения медицинскими организациями экспертизы
временной нетрудоспособности, порядок деятельности врачебных комиссий медицинских
организаций, порядок осуществления контроля над проведением экспертизы временной
нетрудоспособности и формы документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
граждан, порядок их учета, хранения и выдачи, а также осуществления контроля над
соблюдением правил их выдачи в медицинских организациях;
6.33.16. определяющих порядок проведения диспансеризации населения, диспансерного
наблюдения за больными, страдающими хроническими заболеваниями, в том числе социально
значимыми, а также восстановительной медицины и реабилитации больных, в том числе
долечивания больных в специализированных санаториях после стационарного лечения;
6.33.17. устанавливающих единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;
6.33.18. утверждающих перечень федеральных специализированных учреждений здравоохранения;
6.33.19. утверждающих перечень медицинских организаций, оказывающих специализированную
(дорогостоящую) медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета;
6.33.20. определяющих порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных
медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций;
6.33.21. устанавливающих перечень медицинских противопоказаний для осуществления
отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками
повышенной опасности;
6.33.22. устанавливающих перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными
средствами;
6.33.23. регламентирующих деятельность, связанную с трансплантацией органов и/или
тканей;
6.33.24. устанавливающих критерии и порядок определения момента смерти человека,
процедуру констатации смерти мозга, прекращения реанимационных мероприятий, а
также порядок проведения патологоанатомических вскрытий;
6.33.25. в области донорства крови и ее компонентов;
6.33.26. утверждающих программу государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи;
6.33.27. устанавливающих порядок организации диетического (лечебного и профилактического)
питания;
6.33.28. организующих медицинское обеспечение коренных малочисленных народов
Севера;
6.33.29. определяющих порядок оказания медицинской помощи участникам ВОВ и ветеранам
боевых действий;
6.33.30. определяющих порядок оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся
воздействию радиации;
6.33.29. утверждающих порядок организации деятельности учреждений, оказывающих
дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи;
6.33.30. утверждающих порядок управления листом ожидания на оказание дорогостоящих
(высокотехнологичных) видов медицинской помощи;
6.33.31. утверждающих порядок формирования государственного заказа на оказание
дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи;
6.33.32. утверждающих порядок медико-санитарного обеспечения работников отдельных
отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
6.33.33. определяющих поражающие факторы гражданского и служебного оружия;
6.33.33. устанавливающих порядок направления граждан Российской Федерации на
лечение за границу за счет средств федерального бюджета;
6.33.34. утверждающих порядок осуществления контроля в сфере здравоохранения
по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.34. подготавливает предложения по организации проверок деятельности государственных
внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом;
6.35. совместно с Департаментом по управлению делами принимает участие в подготовке
схем размещения территориальных органов служб и агентств;
6.36. совместно с Департаментом развития социального страхования и государственного
обеспечения принимает участие в рассмотрении, в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.07.2005 № 516, вопросов о тождестве профессий,
должностей и организаций (структурных подразделений) учреждений здравоохранения
на основании материалов, поступающих от этих учреждений;
6.37. совместно с Департаментом развития социального страхования и государственного
обеспечения в части, касающейся вопросов экспертизы временной нетрудоспособности,
санаторно-курортного лечения граждан за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации, медицинской реабилитации пострадавших от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляет:
- подготовку соответствующих предложений по параметрам формирования и
структуре бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального
фонда обязательного медицинского страхования;
- обеспечение, по представлению государственных внебюджетных фондов,
подготовки прогнозов бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, проектов федеральных
законов о бюджетах указанных фондов и об их использовании;
- участие в переговорах и подготовку к заключению международных договоров
по вопросам социального и медицинского страхования;
- разработку проектов нормативных правовых актов по реализации международных
договоров по вопросам социального и медицинского страхования;
- разработку, по представлению государственных внебюджетных фондов, проектов
нормативных правовых актов по сферам деятельности государственных внебюджетных
фондов в части, касающейся обязательного социального и обязательного медицинского
страхования;
- разработку проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность
Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования;
- подготовку проектов разъяснений о порядке применения законодательства
по вопросам по вопросам социального и медицинского страхования;
- подготовку по представлению Федерального фонда обязательного медицинского
страхования предложений Министру по формированию органов управления этого фонда;
- подготовку предложений об отмене противоречащих федеральному законодательству
решений государственных внебюджетных фондов в части, касающейся социального и
обязательного медицинского страхования, если иной порядок отмены решений не установлен
федеральным законом;
- согласование проектов административных регламентов исполнения государственных
функций и предоставления государственных услуг Федерального фонда обязательного
медицинского страхования;
- подготовку соответствующих предложений по совершенствованию системы
медицинского страхования;
6.38. осуществляет организацию телемедицинской помощи населению;
6.39. осуществляет организацию деятельности главных внештатных специалистов-экспертов
Министерства;
6.40. принимает участие в осуществляемой Министерством международной деятельности;
6.41. участвует совместно с Правовым департаментом в судебных заседаниях в случае
обжалования нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.42. в соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;
6.43. осуществляет государственную политику в области статистического наблюдения
в установленной сфере деятельности, включающую:
- - формирование порядка организации системы учета и отчетности медицинских
организаций с целью обеспечения информационных ресурсов здравоохранения;
- - разработку проектов медицинской учетной и отчетной документации,
а также инструкций по ее ведению и заполнению;
- - введение форм федерального государственного статистического наблюдения,
утвержденной Федеральной службой государственной статистики;
- - установление порядка и сроков предоставления лечебно-профилактическими
учреждениями статистических сведений;
- - предоставление сводных годовых статистических отчетов о деятельности
учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации в Федеральную службу
государственной статистики, согласно плана федеральных статистических работ;
6.44. осуществляет иные функции в соответствии с поручениями Министра и его заместителей.
IV. Руководство Департамента
7. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности
Министром. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Министром.
8. Директор Департамента:
8.1. осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской
дисциплины;
8.2. представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся
к ведению Департамента;
8.3. представляет для утверждения Министру положение о Департаменте;
8.4. вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности
работников Департамента, служебном распорядке, административном и должностном
регламентах;
8.5. участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам,
относящимся к ведению Департамента;
8.6. участвует в работе коллегии Министерства;
8.7. по поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных
органов, в составе которых присутствует Министерство;
8.8. направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента
для участия в работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и
иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.9. рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных
нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует
указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них;
8.10. визирует и подписывает проекты служебных документов;
8.11. распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;
8.12. утверждает положения об отделах Департамента;
8.13. представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении
от должности, об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников, об
установлении надбавок и размеров должностных окладов отдельным категориям работников
Департамента и наложении на них взысканий;
8.14. представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих
должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов
в случае проведения аттестации;
8.15. требует от гражданского служащего объяснения в письменной форме при применении
дисциплинарного взыскания;
8.16. участвует в работе по профессиональной подготовке работников Департамента,
их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
8.17. дает поручения работникам Департамента;
8.18. представляет Министерство в законодательных, исполнительных, судебных и
иных органах (организациях);
8.19. готовит предложения руководству Министерства о командировании работников
Департамента;
8.20. осуществляет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.21. принимает решения о формировании рабочих групп, иных совещательных органов
по выработке решений по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, с участием
представителей государственных внебюджетных фондов (за исключением рабочих групп
и совещательных органов, решения о формировании которых принимаются Министром
и его заместителями).
9. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению
функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением
обязанностей между ним и его заместителями.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей
исполняет его обязанности по решению Министра.
10. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке,
административном и должностном регламентах, служебном контракте.
|