25.04.2008
Состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
25 апреля состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации, в котором приняли участие представители
Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Правительства Российской
Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители
Счетной палаты Российской Федерации, объединений профсоюзов и объединений работодателей,
Общественной палаты Российской Федерации, общероссийских организаций ветеранов
и инвалидов, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству,
Российской академии медицинских наук, представители федеральных министерств, активно
работающих с Минздравсоцразвития России, руководители органов исполнительной власти
субъектов российской Федерации, руководители региональных органов управления здравоохранением,
органов социальной защиты населения, труда и занятости – всего более 850 человек.
С основным докладом об итогах работы Министерства в 2007 году и задачах на 2008
год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.
Уважаемые участники заседания коллегии!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить планы наших действий по
продвижению новой социальной политики, политики направленной на улучшение социального
самочувствия граждан нашей страны.
Каждый из присутствующих в зале руководителей и специалистов органов
государственной власти вносит значительный вклад в решение этой задачи. Особую
роль играют здесь представители субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, то есть территорий где рождаются, воспитываются, живут и работают
граждане России. Поэтому обсуждаемые сегодня задачи будут адресованы, в первую
очередь, к вам.
За последние два года государственная социальная политика претерпела
серьезные изменения. Она стала концентрироваться на наиболее острых социальных
проблемах и ориентироваться на приоритетные программы.
Дополнительные государственные вложения в здравоохранение, образование, социальную
защиту и жилищное строительство, сделанные в последнее время, позволили сдвинуть
с мертвой точки вопросы, не решавшиеся в течение многих лет.
Наши действия стали более прогнозируемыми и системными, чему безусловно
способствовало введение трехлетного планирования показателей развития страны и
регионов и соответствующего трехлетнего финансового обеспечения намеченных мероприятий.
Ярким примером усиления внимания к развитию человеческого потенциала
стало принятие и реализация крупных социальных проектов, прежде всего, приоритетного
национального проекта «Здоровье» и долгосрочной программы улучшения демографической
ситуации.
Центральным системообразующим звеном для всех направлений деятельности
как министерства, так и социальных служб субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований является Концепция демографической политики на период до 2025 года,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации в октябре прошлого года.
В Концепции соединены в одно целое политика денежных доходов, семейная
политика, программы действий на рынке труда, политика охраны здоровья и охраны
труда.
Именно этот документ определил направления и программу наших совместных
действий на длительную перспективу. В плане мероприятий по ее реализации на 2008-2010
годы определены задачи для каждого из присутствующих в зале – для специалистов
в сфере здравоохранения и социальной защиты, для работников служб труда и занятости.
Сегодня это понимают все. Подавляющее большинство субъектов Российской
Федерации приняли региональные демографические программы, в которых определили
конкретные планы действий по увеличению рождаемости, снижению смертности, регулированию
миграционных процессов.
Напомню, что за период с 1 января 2007 года по 1 апреля 2008 года
в России родились более 2 млн. детей. Это настоящий демографический взрыв, который
не демонстрирует ни одна из развитых стран.
Мы гордимся тем, что граждане России ответственно подошли к будущему
страны, правильно отреагировали на принятые меры по стимулированию рождаемости.
Задача сегодняшнего дня – обеспечить родившимся детям достойное
развитие, сохранение и укрепление здоровья, благоприятную среду семейного воспитания.
Особая ответственность за это лежит на органах здравоохранения и
социального обслуживания населения. К сожалению, здесь еще не все обстоит благополучно.
В ряде субъектов Российской Федерации учреждения здравоохранения оказались не
готовы к такому росту рождаемости. В текущем году (данные за два месяца) в 48
субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост смертности детей в возрасте
до 1 года. Самая неблагоприятная динамика этого показателя в Новгородской, Иркутской,
Владимирской, Брянской, Омской, Московской, Курской областях, республиках Карелия
и Алтай. Чрезвычайно высоким остается уровень младенческой смертности в Ненецком
и Ямало-Ненецком автономных округах, Амурской области, Приморском крае, Республике
Дагестан.
Мириться с этим больше нельзя. Прошу руководителей органов здравоохранения
субъектов Российской Федерации совместно с учреждениями родовспоможения и детскими
поликлиниками разобраться в сложившейся ситуации и принять экстренные меры по
недопущению подобных случаев. Эта работа должна быть поставлена на особый контроль.
Со своей стороны федеральные органы будут продолжать проводить мероприятия
по стимулированию рождаемости и улучшению медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовой период. С этого года введена индексация государственных
пособий гражданам, имеющим детей с учетом роста потребительских цен. Будет завершена
подготовка нормативных правовых актов, обеспечивающих предоставление с 2010 года
материнского капитала. Федеральный бюджет выделил средства на медикаментозное
обеспечение женщин в период беременности, на профилактическое наблюдение ребенка,
поставленного на диспансерный учет.
Все беременные женщины получат родовые сертификаты. Будет организовано
обследование 1,6 млн. детей на наследственные заболевания.
Важным мероприятием является организация работы по проектированию,
строительству и оснащению современным медицинским оборудованием федеральных и
региональных перинатальных центров. В 2008 году будут оснащены оборудованием и
сданы в эксплуатацию областной перинатальный центр в г. Иркутске и региональный
перинатальный центр в г. Калининграде. Также будет начато строительства 3 федеральных
и 16 региональных перинатальных центров. В результате на 20% больше беременных
женщин группы высокого риска смогут получать специализированную медицинскую помощь.
В соответствии с подпрограммой «Здоровое поколение» федеральной целевой
программы «Дети России на 2007-2010 годы» в 2008 году будет организовано оснащение
реабилитационным оборудованием 15-ти реабилитационных центров и отделений восстановительного
лечения детей, дооснащение современным оборудованием не менее 75-ти лечебно-профилактических
учреждений родовспоможения и детства.
Мы ожидаем, что мероприятия по стимулированию рождаемости и развитию
службы родовспоможения позволят добиться увеличения коэффициента рождаемости с
11,3 на 1000 населения в 2007 году до 11,8-12 в 2008 году, а также снижение коэффициента
младенческой смертности с 9,4 на 1000 родившихся в 2007 году до 9,0 в 2008 году.
Рост рождаемости ставит новые задачи и перед органами социальной защиты
населения. Высказываемые опасения, что рост числа рождений может привести к увеличению
«отказников» от детей, оправдаться ни в коем случае не должны. Все неблагополучные
семьи должны быть охвачены вниманием социальных служб. Надо сделать максимально
возможное для оказания помощи матерям, воспитывающим маленьких детей в сложных
материальных или социальных условиях.
2008 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи. Намеченные мероприятия
должны быть, безусловно, выполнены. Вместе с тем, Год семьи должен положить начало
новой семейной политике, во главе которой будет приоритет семейных ценностей.
Задача региональных органов государственной власти обеспечить выполнение обязательств
государства, данных при введении материнского (семейного) капитала. Необходимо
уже сейчас принять программы обеспечения дополнительным жильем женщин, которые
захотят в 2010 году использовать соответствующие средства на приобретение жилья.
Требуется принять специальные программы строительства дошкольных образовательных
учреждений и развития дополнительных образовательных программ, которые могли бы
финансироваться из средств материнского (семейного) капитала.
В 2008 году особое внимание должно быть обращено на состояние здоровья и социальное
положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Надо очень организованно провести диспансеризацию этих детей. Результаты
диспансеризации должны быть в максимальной степени использованы для определения
программ организации их лечения и лекарственного обеспечения. Надо сделать все
возможное для того, чтобы эти дети вели здоровый образ жизни, занимались физической
культурой и спортом. Чтобы оградить детей от алкоголя, наркотиков и других нездоровых
факторов.
Недавно Президент Российской Федерации подписал Указ о создании
Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства фонда,
поступающие из федерального бюджета (в федеральном бюджете 2008 года предусмотрено
5,2 млрд. рублей) и внебюджетных источников, будут направляться на региональные,
муниципальные и некоммерческие программы по профилактике семейного неблагополучия
и социального сиротства. Фонд также будет реализовывать собственные проекты по
развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
по социальной интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ждем
от вас интересных предложений по определению приоритетных направлений работы и
возможных проектов, которые могли бы получить поддержку фонда.
Важнейшей задачей 2008 года является продолжение работы по повышению
качества и доступности медицинской помощи, прежде всего, в рамках приоритетного
национального проекта «Здоровье».
Двухлетний период реализации приоритетного национального проекта сформировал,
прежде всего, для субъектов Российской Федерации, условия для повышения эффективности
деятельности первичного звена здравоохранения, а также для оптимального использования
этого потенциала в целях повышения доступности и качества медицинской помощи.
Вместе с тем, результаты реализации приоритетного национального проекта
в сфере здравоохранения показали, что существует блок задач, которые необходимо
последовательно решать для того, чтобы вывести отрасль на современный уровень
развития, подчеркну еще раз, эффективное использование имеющихся ресурсов, оптимизация
взаимодействия между различными уровнями власти по совершенствованию организации
медицинской помощи населению.
Доклад о результатах реализации национального проекта за предыдущие два года
мы неоднократно обсуждали на различных встречах и форумах. Повторяться, по-видимому,
нет смысла. Остановлюсь на развитии национального проекта, точнее на задачах,
которые предстоит решить в текущем году.
Главная задача 2008 года создать задел для решения в ближайшие
два-три года проблемы высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и
от дорожно-транспортных происшествий причин – главных виновников преждевременного
ухода из жизни трудоспособных людей.
Хотя динамика показателей смертности в 2007 году по сравнению с 2006 годом улучшилась,
положение дел в этом направлении остается неудовлетворительным. Именно этот показатель
создает демографический кризис. Именно он вносит решающий «вклад» в низкую, неприемлемую
для развитых стран, ожидаемую продолжительность жизни в России.
Мы должны качественно преобразовать систему оказания экстренной медицинской
помощи больным с инфарктами и инсультами, одновременно внедрив модель ранней реабилитации
больных мультидисциплинарными бригадами.
Из 1 млн. больных, которых мы теряем ежегодно от сердечно-сосудистых
заболеваний, мы должны сохранить уже в первый год 150 тысяч.
Задача нелегкая, но решаемая.
На создание 12 региональных и 36 первичных сосудистых отделений в этом году будут
направлены субсидии бюджетам 12 субъектов Российской Федерации на сумму 3,6 млрд.
рублей. На эти же цели в 2009 и 2010 гг. предусмотрено еще 4,6 млрд. рублей.
Вторая задача - это снижение смертности при дорожно-транспортных происшествиях.
Мы не должны допускать, чтобы ежегодно по этой причине уходило из жизни более
30 тысяч граждан, в большинстве своем молодых, здоровых и трудоспособных, а около
300 тысяч становилось инвалидами. Все, что зависит от эффективного и своевременного
оказания медицинской помощи должно быть нами решено. Предстоит оснастить реанимобилями
и медицинским оборудованием 76 медицинских учреждений, расположенных вдоль федеральных
автомобильных дорог, в 11 субъектах Российской Федерации. На эти цели предусмотрено
в 2008 -2010 годах 7,5 млрд. рублей.
Необходимые для этого средства выделены как в рамках расходов на расширение
приоритетного национального проекта «Здоровье», так и в рамках федеральных целевых
программ «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011
годы)» (подпрограмма «Артериальная гипертония») и «Повышение безопасности дорожного
движения в 2006-2012 годах». Однако эффективность их реализации будет во многом
зависеть от софинансирования со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.
В этом вопросе мы ждем от вас добросовестного партнерства по взятым на себя обязательствам.
Результатом проводимых мероприятий должно стать снижение смертности
от болезней кровообращения в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 5-6%, от транспортных
травм – на 10-13%. Число малоинвазивных внутрисосудистых вмешательств для лечения
и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предусматривается увеличить на
18 тысяч.
Мероприятия, которые будут проводиться в рамках принятых планов, должны обеспечить
уменьшение общего коэффициента смертности - с 14,7 на 1000 населения в 2007 году
до 14,0 в 2008 году.
В 2008 году Министерство приступило к системным действиям по повышению
безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь
препаратов крови и ее компонентов. Предусматривается сформировать единую информационную
базу, обеспечивающую сопровождение технологических процессов заготовки, переработки
и хранения крови и ее препаратов. Будет проведена модернизация материально-технической
базы учреждений службы крови. Соответствующие службы уже приступили к проведению
кампании по развитию массового донорства крови.
В 2008 году уже 6 федеральных учреждений службы крови и 15 учреждений
службы крови, подведомственных субъектам Российской Федерации, в том числе расположенных
в непосредственной близости от новых федеральных центров высоких медицинских технологий,
будут оснащены специализированным медицинским оборудованием.
Несколько слов о еще одной острой проблеме – о развитии высокотехнологичной
медицинской помощи, потребность в которой удовлетворена в 2007 году только на
треть. Ради справедливости следует отметить, что в 2004-2005 годах она составляла
только 10%.
Задача поставлена амбициозная – повысить этот показатель к 2010 году до 80%. Мы
будем действовать по двум направлениям.
Первое – построим и введем в действие 15 новых федеральных центров
высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию,
сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии.
Второе - оснастим высокотехнологичным медицинским оборудованием
44 действующих федеральных медицинских учреждения.
В систему оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет
средств федерального бюджета включаются медицинские учреждения, находящиеся в
ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Расширение объемов высокотехнологичной медицинской помощи требует
создания единой системы восстановительного лечения и реабилитации больных, получивших
эту помощь. Субъектам Российской Федерации уже сегодня надо подумать об организации
центров или отделений восстановительного лечения и реабилитации, увязки их деятельности
с работой существующей сети санаторно-курортных учреждений.
Мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье», проведенные
в 2006-2007 годах, несмотря на точечное воздействие на самые болевые точки, имели
большой социальный эффект. Сейчас важно не снизить его. Нельзя допускать «эффекта
привыкания». Надо требовать от первичного звена повышения результативности работы,
улучшения качества и уровня обслуживания пациентов, сокращения очередей на прием
к врачу, максимально возможного использования диагностического оборудования. Диспансеризация
населения не должна носить формальный характер. Ее результаты должны быть положены
в основу паспорта здоровья, быть основой для разработки программы улучшения здоровья
и формирования здорового образа жизни у каждого гражданина.
При всей своей большой значимости точечные действия в сфере здравоохранения
все же не могут решить системных проблем отрасли, накопившихся за многие годы.
Поэтому важнейшей задачей 2008 года является разработка и принятие
Концепции развития здравоохранения на период до 2020 года, над которой сейчас
работают ведущие специалисты страны. Прорабатываются вопросы развития программы
государственных гарантий медицинской помощи, системы управления как отраслью в
целом, так и отдельными типами лечебно-профилактических учреждений, инновационного,
информационного и кадрового обеспечения здравоохранения. Особое место отводится
выработке решений по изменению системы обязательного медицинского страхования.
Это сложная тема, требующая взвешенного подхода. Решения по ней будут приниматься
на основе опыта пилотных регионов и с учетом долгосрочной перспективы.
Важнейшим элементом политики улучшения социального самочувствия граждан
является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения,
которая пока еще далека от совершенства. Новые демографические тенденции, прежде
всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут росту потребности в
качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов.
Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек.
Это самый высокий показатель за последние 10 лет.
Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующих
учреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания,
расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.
Но этого недостаточно. К сожалению, увеличение объема оказанных социальных
услуг не всегда сопровождается улучшением качества. В последнее время возросло
число жалоб на неудовлетворительные условия проживания и неуважительное отношение
со стороны работников стационаров, на установление платных социальных услуг. Спектр
предоставляемых надомных услуг очень ограниченный. Состояние пожарной безопасности
многих стационаров с круглосуточным пребыванием людей угрожающее.
Настало время уходить от государственной монополии на социальные
услуги. Развитие социальной защиты должно идти по пути выравнивания предоставления
социальных услуг, включая внедрение элементов стандартизации социального обслуживания,
устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку
и условиям их оказания.
Задача регионов – создать для пожилых людей и людей с ограниченными
возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат.
Хочу подчеркнуть, что эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей,
которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми
родственниками.
Особого, лишенного любых проявлений бюрократизма, требуют действия
в отношении инвалидов. Первым шагом в этом направлении стало принятие решения
о введении новых правил признания инвалидом, которые упростили процедуру установления
инвалидности и исключили необходимость повторного обращения граждан для оформления
инвалидности при отдельных видах заболеваний. Утвержден новый порядок обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации. Теперь инвалиды будут обеспечиваться
ими в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой медицинскими
организациями, оказывающими им лечебно-профилактическую помощь. И уже не надо
будет обращаться в учреждения медико-социальной экспертизы для дополнительного
освидетельствования.
На очереди совершенствование законодательства об обеспечении инвалидов
специальным автотранспортом и об обеспечении жильем граждан, вставших на учет
до 1 января 2005 года.
Серьезные задачи стоят перед региональными органами по труду и занятости
населения.
Несмотря на благополучные показатели занятости населения, ситуация
на рынке труда тревожная. Прежде всего, это относится к качеству рабочей силы,
которая зачастую не соответствует требованиям структурной перестройки экономики
и переходу к инновационным технологиям. Рост численности экономического населения
скоро прекратится. Мы будем испытывать дефицит трудовых ресурсов. К этому надо
готовиться уже сейчас.
В рамках Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы, которая
должна быть принята в ближайшее время, мы должны принять совместные меры по усилению
взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, по внедрению профессиональных
стандартов, повышению трудовой мобильности, интеграции в рынок труда безработных
граждан.
В рамках демографической программы мы будем разрабатывать и реализовывать
специальные программы, способствующие интеграции в рынок труда женщин, имеющих
малолетних детей.
Демографическая программа дала новый вектор системе действий в области
охраны труда. Мы должны создать все условия для защиты здоровья работников в процессе
трудовой деятельности. Прежде всего, создать систему управления профессиональными
рисками, а также инфраструктуру для проведения сплошной аттестации рабочих мест
по условиям труда. Усовершенствовать государственную экспертизу условий труда,
повысить эффективность системы обучения по охране труда. Целевая задача – сократить
число рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, снизить уровень производственного
травматизма.
Подробное обсуждение этой проблематики состоялось на Всероссийском
съезде специалистов по охране труда, прошедшем три дня назад (22 апреля) в рамках
Всемирного дня охраны труда.
Несколько слов о вопросах уровня жизни населения, денежных доходов,
заработной платы и пенсионного обеспечения.
В 2007 году в этой сфере достигнуты неплохие результаты. Удельный
вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил по предварительной
оценке 13,7% от всего населения, вместо планировавшихся 14,4%. Соотношение между
заработной платой работников бюджетной сферы и прожиточным минимумом трудоспособного
населения в 2007 году составило 232% против 207% по факту 2006 года.
Однако отдельные показатели денежных доходов населения остаются
неблагополучными. В частности, не удается преодолеть высокую дифференциацию доходов
между наиболее бедными и наиболее обеспеченными группами населения. В 2007 году
она составила 16,8 раз, что является самым высоким показателем за все время его
регистрации. Дифференциация в заработной плате еще больше. Она составила 22 раза.
Фактически у 10% наиболее обеспеченного населения среднедушевой
доход составил около 39 тысяч рублей в месяц, а у 10% наиболее бедного – 2400
рублей, то есть 60% прожиточного минимума. Средний доход у обеспеченных групп
населения, как видите, не столь велик, чтобы сдерживать его рост. Главные усилия
надо направить на повышение доходов беднейших групп населения, больше половины
из которых составляют семьи с высокой иждивенческой нагрузкой и низкооплачиваемые
работники.
Здесь нужны активные действия не только со стороны всех уровней
государственной власти, но и со стороны работодателей и профсоюзов. Полагаю, что
в региональных и отраслевых тарифных соглашениях должно быть обращено особое внимание
на уровень оплаты труда работников низших квалификационных групп. Система материальной
поддержки семей с детьми, принятая в субъектах Российской Федерации, должна быть
более существенной и адресной.
Для сокращения дифференциации в доходах на федеральном уровне будут
подготовлены решения о поэтапном приближении минимального размера оплаты труда
к прожиточному минимуму трудоспособного населения, а социальной пенсии – к прожиточному
минимуму пенсионера.
В ходе консультаций с объединениями профессиональных союзов и объединениями работодателей
мы должны определиться с параметрами повышения минимального размера оплаты труда
до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который по нашей
оценке составит в конце этого года примерно 5000 рублей. Вывод о возможности принятия
в конце текущего года такого минимального размера оплаты труда можно будет сделать
после завершения анализа возможностей бюджетов различных уровней. Очевидно, что
дотационным регионам справиться с таким повышением будет сложно.
В 2008 году должны быть введены новые системы оплаты труда для работников
федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605.
В ближайшее время будет завершено утверждение профессиональных квалификационных
групп и по решению Правительства Российской Федерации установлены базовые оклады
(базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным
квалификационным группам.
В сфере пенсионного обеспечения задачей ближайшей перспективы является
обеспечение реального увеличения трудовых пенсий в 2008 году не менее чем на 8,5-9%
сверх роста цен. Поскольку инфляция опережает плановые показатели с 1 августа
должен быть проведен очередной этап увеличения пенсий с учетом роста цен в I полугодии
этого года.
Министерство подготовит правовую базу, необходимую для реализации
предоставленной всем гражданам возможности добровольного формирования пенсионных
накоплений при софинансировании со стороны государства. В частности, будут разработаны
нормативные документы для того, чтобы граждане с 1 октября могли заявить о своем
решении и с 1 января 2009 года перечислять добровольные платежи в Пенсионный фонд.
В текущем году нам предстоит подготовить решения по дальнейшему
развитию пенсионной системы. Главные задачи - в среднесрочной перспективе существенно
повысить пенсии старшему поколению в зависимости от продолжительности «советского»
стажа, а также ликвидировать бедность среди пенсионеров. В долгосрочной перспективе
– обеспечить сбалансированность Пенсионного фонда и достойные трудовые пенсии
гражданам, работающим сегодня.
Уважаемые участники заседания коллегии!
Программа действий, которую мы определили на 2008 год, очень масштабная.
Наша задача обеспечить их полное и качественное исполнение.
В 2008 году мы должны заложить основу для системных действий по развитию
здравоохранения и социально-трудовой сферы на длительную перспективу. Цель этих
действий – новая социальная политика, прямо нацеленная на повышение качества жизни
каждого гражданина нашей страны.
Спасибо за внимание.
На заседании коллегии с докладами также выступили заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Надежда Герасимова, Председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, Председатель Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова, заместитель Председателя Правительства Саратовской области Наталия Старшова, Министр здравоохранения Московской области Владимир Семенов, Председатель комиссии Общественной палаты российской Федерации Леонид Рошаль, заместитель Председателя Правительства Оренбургской области Нина Пивоварова, вице-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Западнова.
|