Татьяна Голикова посетила Новосибирск в составе делегации Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева
14 февраля Министр Татьяна Голикова в составе делегации Первого вице-премьера
Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с рабочим визитом посетила
Новосибирск.
В ходе визита Министр побывала в Новосибирском городском перинатальном центре, приняла
участие в работе II Форума матерей Сибири и выступила с докладом «О демографической
ситуации и задачах по ее улучшению» на совещании по вопросам демографической политики.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
За последние два года нашей совместной деятельности политика государства зримо
продемонстрировала переход к новым стратегическим приоритетам. Государственная
политика стала всё больше концентрироваться на человеке (благополучии его жизни,
благополучии жизни его семьи, его здоровье, возможностях труда и образования).
Человеческий капитал стал главным капиталом страны. Инвестиции в развитие человека
- необходимым условием прогресса современного общества, нашим собственным долгосрочным
приоритетом, и об этом говорил президент.
Важным первым шагом вложения в человеческий капитал стало утверждение «Концепции
демографической политики до 2025 года».
2. ИТОГИ НАЦПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В предыдущие два года мы начали реализовывать крупные национальные проекты, направленные
на развитие человека. С одной стороны, эти проекты являются очень масштабными
в финансовом, организационном и территориальном планах. Но, в то же время, они
представляют собой точечные действия, которые в тот момент были направлены на
самые болевые и кризисные точки.
Но эти проекты были подготовкой к системным действиям в демографической политике
и социальном развитии.
За последние месяцы мы неоднократно обсуждали результаты реализации национального
проекта «Здоровье». Даже при том, что проект действовал локально, его эффективность
оказалась высокой, оказав значительное влияние на демографические показатели.
Я не буду озвучивать все меры и цифры, остановлюсь только на родовых сертификатах.
В ходе реализации программы родового сертификата создан механизм, позволяющий
повысить качество наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорожденных
детей. Мы ввели массовые обследования новорожденных и диспансерное наблюдение
за ребенком первого года жизни. Увеличились масштабы раннего выявления больных
детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями. Это позволило своевременно
приступать к их лечению.
Уже первые результаты, которых мы достигли в 2006 году, позволили в 2007 году
стартовать долгосрочной государственной демографической программе. Основной акцент
был сделан на введение комплекса мер, направленных на стимулирование рождаемости,
обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием
детей.
Напомню, что с 1 января 2007 года повышены пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет работающим женщинам. Впервые назначены пособия для неработающих
женщин. Расходы на выплаты ежемесячного пособия на ребенка в 2007 году возросли
по сравнению с 2006-м в 6,4 раза. Более 2,7 млн. семей с детьми получают пособие.
Введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детских
садах.
Как уже отмечал на Форуме Д.А.Медведев, важнейшим мероприятием является предоставление
женщинам, родившим вторых и последующих детей, материнского капитала. Первые обладатели
государственного сертификата на его получение смогут распорядиться средствами
уже в 2010 году. В 2007 году сертификаты получили почти 314 тыс. женщин.
С 1 января 2008 года все пособия (законопроект сейчас находится в Государственной
Думе), выплачиваемые семьям с детьми, будут проиндексированы с учетом инфляции.
Безусловно, на демографическую ситуацию значительное влияние оказывают жилищные
условия. Особенно для молодых семей, которые часто откладывают рождение детей
именно из-за отсутствия собственного жилья.
Вы знаете, что в национальном проекте «Доступное жилье» реализуется специальная
подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Её цель - повысить доступность
ипотечных кредитов для молодых семей с детьми. С ноября 2007 года возраст участников
подпрограммы увеличен с 30 до 35 лет.
За время реализации государственной демографической программы (она молодая, ей
один год) и национального проекта «Здоровье» удалось преодолеть тенденции роста
смертности, снижения рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в стране.
В 2007 году родилось на 145 тысяч детей, или на 10% больше, чем в 2005 году.
Доля вторых и третьих рождений увеличилась почти на треть. В прошлом году, как
вы знаете, была отмечена рекордная за последние 25 лет динамика прироста рождаемости.
Такого количества детей, как в прошлом году, в стране не рождалось последние 15
лет.
За этот же период сохранена жизнь почти 224 тысячам россиян. Естественная убыль
населения снизилась вдвое.
3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СИБИРСКОМ ОКРУГЕ
Такие позитивные результаты достигнуты во многом благодаря активной деятельности
органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Сибирского
федерального округа.
В 2007 году в Сибирском округе наметились существенные демографические сдвиги.
В 90-е годы в регионах Сибири население сокращалось быстрее, чем в среднем по
стране.
Для Сибири, имеющей благоприятную возрастную структуру населения, эта ситуация
не очень логична. Средний возраст жителей округа - 37 лет. Экономический потенциал
региона – очень высокий. Объективные условия жизни в большинстве территорий лучше,
чем в некоторых других районах страны.
Но, тем не менее, молодое население округа «откликнулось» на меры, направленные
на улучшение демографической ситуации. Показатели рождаемости в Сибири в 2007
году превысили среднероссийские значения. По темпам роста числа рождений округ
занял второе место после Южного.
Сибирский округ добился одного из самых высоких темпов снижения естественной
убыли населения. По сравнению с 2005 годом она снизилась в 3 раза.
Среди 14 регионов Сибири в семи зарегистрирован естественный прирост населения.
Во всех регионах округа на сегодняшний день разработаны региональные программы
демографического развития. В отдельных субъектах они утверждены. В других они
готовы к утверждению.
В программах определены целевые показатели демографического развития и объемы
бюджетных расходов с учетом возможностей региональных и муниципальных бюджетов.
Есть интересные инициативы. Например, в Иркутской области предусмотрены разработка
и реализация мер, направленных на строительство «социального жилья», в том числе
для молодых семей в случае рождения ребенка.
В ряде регионов используется дифференцированный подход к формированию региональной
политики поддержки семей в зависимости от числа детей.
По нашим оценкам, если программы будут реализовываться успешно, регионы Сибири
уже в ближайшие 2 года смогут остановить естественную убыль населения. А при проведении
последовательной политики по повышению уровня и качества жизни, можно добиться
и прекращения миграционного оттока из региона.
Чтобы решить эту задачу надо сконцентрироваться на наиболее приоритетных областях.
Для Сибири – это высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте от самоубийств
и отравлений алкоголем. Поэтому основные усилия следует направить на устранение
именно этих причин.
Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать
своё здоровье за счёт профилактики заболеваний, занятий физической культурой и
спортом.
Вторая проблема, которая характерна для Сибирского округа, высокая младенческая
смертность. К сожалению, более половины умерших в округе новорожденных детей умерли
в возрасте до 27 дней. То есть в тот период, когда жизнь ребенка полностью зависит
от качества и эффективности работы учреждений родовспоможения. В этой связи руководителям
регионов следует обратить особое внимание на эту ситуацию.
Но при этом, я хочу отметить, что в округе хороший кадровый и организационный
потенциал здравоохранения. Имеются большие возможности не только для своевременного
выявления заболеваний, но и для качественного лечения. Однако здравоохранение
округа, как и в большинстве субъектов РФ, нуждается в модернизации. Требуется
более активно укреплять амбулаторно-поликлиническое звено, шире внедрять в деятельность
стационарозамещающие технологии.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Конечно, социальные и демографические инициативы рассчитаны на долгосрочную перспективу
десяти-двадцати лет. Значительные позитивные результаты реализации национальных
проектов предыдущих двух лет связаны во многом с тем, что эти проекты держались
на энергии их организаторов и участников. С развитием и продолжением реализации
демографической политики и политики социального развития круг участников этих
программ должен расшириться. На наступающем этапе системной реализации представляется
очень важным, чтобы все участники сохранили мотивацию и силу воли к разрешению
имеющихся проблем, к достижению поставленных целей.
В ближайшей перспективе мы должны перейти, во-первых, к системному развитию социальной
сферы (и здесь я надеюсь на наше тесное сотрудничество с научно-исследовательскими
институтами, экспертным и гражданским сообществами). А, во-вторых, перейти к полной
и последовательной реализации программ демографического развития в регионах. Это
важно. Только так мы сможем увидеть наиболее проблемные области демографического
развития, характерные для конкретных субъектов, и принять наиболее эффективные
решения по выправлению ситуации.
Мы должны добиться сокращения смертности в России не менее чем в 1,5 раза.
Принятые и уже дающие положительные результаты меры по созданию условий, которые
способствуют принятию семьями решения о рождении желанных детей, должны получить
развитие.
Дальнейшие действия мы планируем совместно с вами направлять на решение вопросов
занятости женщин, имеющих малолетних детей, на улучшение системы дошкольного воспитания
и образования.
Пора признать, что нет неразрешимых противоречий между работой, рождением и воспитанием
детей. Путь здесь хорошо известен – качественные детские сады, их доступность
в широком смысле слова (в необходимое время, территориально и по стоимости услуг).
И, конечно, уважение работодателем семейного статуса и семейных обязанностей работника.
Мы не должны забывать и о необходимости оказания поддержки всем категориям населения
– семьям в кризисной ситуации, пожилым людям, инвалидам. Социальные услуги должны
быть адресными, качественными и доступными для всех граждан, независимо от места
проживания.
Старение населения, увеличение числа пожилых одиноких людей потребует от нас
развития специализированной социальной и психологической помощи. Основная задача
— обеспечить людям условия для активной, долгой, счастливой и, по возможности,
самостоятельной старости.
Мы будем продолжать системные изменения в организации медицинской помощи.
В области здравоохранения, как важнейшего элемента социальной политики, на ближайшие
годы (в дополнение к уже имеющимся направлениям работы), в качестве приоритетов
приняты:
· снижение смертности от управляемых причин, в первую очередь, от сердечно-сосудистых
заболеваний и травм в дорожно-транспортных происшествиях;
· мы будем осуществлять и расширять диспансерное медицинское наблюдение за детьми;
· кроме того, это поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
и такие меры уже существуют;
· новые меры - развитие служб крови и донорства.
По всем этим направлениям нам с вами будет важно объединить усилия федерального
центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии
с их полномочиями.
И должна сказать в заключение - все намеченные стратегические решения по демографическому
развитию должны приниматься в рамках главного ориентира - социального развития
и благополучия человека.