Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Новости

Показать новости за дату:
 

14.02.2008

Татьяна Голикова посетила Новосибирск в составе делегации Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева

14 февраля Министр Татьяна Голикова в составе делегации Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с рабочим визитом посетила Новосибирск.
 
В ходе визита Министр побывала в Новосибирском городском перинатальном центре, приняла участие в работе II Форума матерей Сибири и выступила с докладом «О демографической ситуации и задачах по ее улучшению» на совещании по вопросам демографической политики.
 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

За последние два года нашей совместной деятельности политика государства зримо продемонстрировала переход к новым стратегическим приоритетам. Государственная политика стала всё больше концентрироваться на человеке (благополучии его жизни, благополучии жизни его семьи, его здоровье, возможностях труда и образования). Человеческий капитал стал главным капиталом страны. Инвестиции в развитие человека - необходимым условием прогресса современного общества, нашим собственным долгосрочным приоритетом, и об этом говорил президент.

Важным  первым шагом вложения в человеческий капитал стало утверждение «Концепции демографической политики до 2025 года».

2. ИТОГИ НАЦПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В предыдущие два года мы начали реализовывать крупные национальные проекты, направленные на развитие человека. С одной стороны, эти проекты являются очень масштабными в финансовом, организационном и территориальном планах. Но, в то же время, они представляют собой точечные действия, которые в тот момент были направлены на самые болевые и кризисные точки.

Но эти проекты были подготовкой к системным действиям в демографической политике и социальном развитии.

За последние месяцы мы неоднократно обсуждали результаты реализации национального проекта «Здоровье». Даже при том, что проект действовал локально, его эффективность оказалась высокой, оказав значительное влияние на демографические показатели.  Я не буду озвучивать все меры и цифры, остановлюсь только на родовых сертификатах.

В ходе реализации программы родового сертификата создан механизм, позволяющий повысить качество наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорожденных детей. Мы ввели массовые обследования новорожденных и диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни. Увеличились масштабы раннего выявления больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями. Это позволило своевременно приступать к их лечению.

Уже первые результаты, которых мы достигли в 2006 году, позволили в 2007 году стартовать долгосрочной государственной демографической программе. Основной акцент был сделан на введение комплекса мер, направленных на стимулирование рождаемости, обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Напомню, что с 1 января 2007 года повышены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим женщинам. Впервые назначены пособия для неработающих женщин. Расходы на выплаты ежемесячного пособия на ребенка в 2007 году возросли по сравнению с 2006-м  в 6,4 раза. Более 2,7 млн. семей с детьми получают пособие.

Введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детских садах.

Как уже отмечал на Форуме Д.А.Медведев, важнейшим мероприятием является предоставление женщинам, родившим вторых и последующих детей, материнского капитала. Первые обладатели государственного сертификата на его получение смогут распорядиться средствами уже в 2010 году. В 2007 году сертификаты получили почти 314 тыс. женщин.

С 1 января 2008 года все пособия (законопроект сейчас находится в Государственной Думе), выплачиваемые семьям с детьми, будут проиндексированы с учетом инфляции.

Безусловно, на демографическую ситуацию значительное влияние оказывают жилищные условия. Особенно для молодых семей, которые часто откладывают рождение детей именно из-за отсутствия собственного жилья.

Вы знаете, что в национальном проекте «Доступное жилье» реализуется специальная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Её цель - повысить доступность ипотечных кредитов для молодых семей с детьми. С ноября 2007 года возраст участников подпрограммы увеличен с 30 до 35 лет.

За время реализации государственной демографической программы (она молодая, ей один год) и  национального проекта «Здоровье» удалось преодолеть тенденции роста смертности,  снижения рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в стране.

В 2007 году родилось на 145 тысяч детей, или на 10% больше, чем в 2005 году. Доля вторых и третьих рождений увеличилась почти на треть. В прошлом году, как вы знаете, была отмечена рекордная за последние 25 лет динамика прироста рождаемости. Такого количества детей, как в прошлом году, в стране не рождалось последние 15 лет.

За этот же период сохранена жизнь почти 224 тысячам россиян. Естественная убыль населения снизилась вдвое.

3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СИБИРСКОМ ОКРУГЕ

Такие позитивные результаты достигнуты во многом благодаря активной деятельности органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Сибирского федерального округа.

В 2007 году в Сибирском округе наметились существенные демографические сдвиги.

В 90-е годы в регионах Сибири население сокращалось быстрее, чем в среднем по стране.

Для Сибири, имеющей благоприятную возрастную структуру населения, эта ситуация не очень логична. Средний возраст жителей округа - 37 лет. Экономический потенциал региона – очень высокий. Объективные условия жизни в большинстве территорий лучше, чем в некоторых других районах страны.

Но, тем не менее, молодое население округа «откликнулось» на меры, направленные на улучшение демографической ситуации. Показатели рождаемости в Сибири в 2007 году превысили среднероссийские значения. По темпам роста числа рождений округ занял второе место после Южного.

Сибирский округ добился одного из самых высоких темпов снижения естественной убыли населения. По сравнению с 2005 годом она снизилась в 3 раза.

Среди 14 регионов Сибири в семи зарегистрирован естественный прирост населения.

Во всех регионах округа на сегодняшний день разработаны региональные программы демографического развития. В отдельных субъектах они утверждены. В других они готовы к  утверждению.

В программах определены целевые показатели демографического развития и объемы бюджетных расходов с учетом возможностей региональных и муниципальных бюджетов.

Есть интересные инициативы. Например, в Иркутской области предусмотрены разработка и реализация мер, направленных на строительство «социального жилья», в том числе для молодых семей в случае рождения ребенка.

В ряде регионов используется дифференцированный подход к формированию региональной политики поддержки семей в зависимости от числа детей.

По нашим оценкам, если программы будут реализовываться успешно, регионы Сибири уже в ближайшие 2 года смогут остановить естественную убыль населения. А при проведении последовательной политики по повышению уровня и качества жизни, можно добиться и прекращения миграционного оттока из региона.

Чтобы решить эту задачу надо сконцентрироваться на наиболее приоритетных областях.

Для Сибири – это высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте от самоубийств и отравлений алкоголем. Поэтому основные усилия следует направить на устранение именно этих причин.

Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать своё здоровье за счёт профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом.

Вторая  проблема, которая характерна для Сибирского округа,  высокая младенческая смертность. К сожалению, более половины умерших в округе новорожденных детей умерли в возрасте до 27 дней. То есть в тот период, когда жизнь ребенка полностью зависит от качества и эффективности работы учреждений родовспоможения. В этой связи руководителям регионов следует обратить особое внимание на эту ситуацию.

Но при этом, я хочу отметить, что в округе хороший кадровый и организационный потенциал здравоохранения. Имеются большие возможности не только для своевременного выявления заболеваний, но и для качественного лечения. Однако здравоохранение округа, как и в большинстве субъектов РФ, нуждается в модернизации. Требуется более активно укреплять амбулаторно-поликлиническое звено, шире внедрять в деятельность стационарозамещающие технологии.  

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Конечно, социальные и демографические инициативы рассчитаны на долгосрочную перспективу десяти-двадцати лет. Значительные позитивные результаты реализации национальных проектов предыдущих двух лет связаны во многом с тем, что эти проекты держались на энергии их организаторов и участников. С развитием и продолжением реализации демографической политики и политики социального развития круг участников этих программ должен  расшириться. На наступающем этапе системной реализации представляется очень важным, чтобы все участники сохранили мотивацию и силу воли к разрешению имеющихся проблем, к достижению поставленных целей.

В ближайшей перспективе мы должны перейти, во-первых, к системному развитию социальной сферы (и здесь я надеюсь на наше тесное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, экспертным и гражданским сообществами). А, во-вторых, перейти к полной и последовательной реализации программ демографического развития в регионах. Это важно. Только так мы сможем увидеть наиболее проблемные области демографического развития, характерные для конкретных субъектов, и принять наиболее эффективные решения по выправлению ситуации.

Мы должны добиться сокращения смертности в России не менее чем в 1,5 раза.

Принятые и уже дающие положительные результаты меры по созданию условий, которые способствуют принятию семьями решения о рождении желанных детей, должны получить развитие.

Дальнейшие действия мы планируем совместно  с вами направлять на решение вопросов занятости женщин, имеющих малолетних детей, на улучшение системы дошкольного воспитания и образования.

Пора признать, что нет неразрешимых противоречий между работой, рождением и воспитанием детей. Путь здесь хорошо известен – качественные детские сады, их доступность в широком смысле слова (в необходимое время, территориально и по стоимости услуг). И, конечно, уважение работодателем семейного статуса и семейных обязанностей работника.

Мы не должны забывать и о необходимости оказания поддержки всем категориям населения – семьям в кризисной ситуации, пожилым людям, инвалидам. Социальные услуги должны быть адресными, качественными и доступными для всех граждан, независимо от места проживания.

Старение населения, увеличение числа пожилых одиноких людей потребует от нас развития специализированной социальной и психологической помощи. Основная задача — обеспечить людям условия для активной, долгой, счастливой и, по возможности, самостоятельной старости.

Мы будем продолжать системные изменения в организации медицинской помощи.

В области здравоохранения, как важнейшего элемента социальной политики, на ближайшие годы (в дополнение к уже имеющимся направлениям работы), в качестве приоритетов приняты:

·  снижение смертности от управляемых причин, в первую очередь, от сердечно-сосудистых заболеваний и травм в дорожно-транспортных происшествиях;

·  мы будем осуществлять и расширять диспансерное медицинское наблюдение за детьми;

·  кроме того, это поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и такие меры уже существуют;

·  новые меры - развитие служб крови и донорства.

По всем этим направлениям нам с вами будет важно объединить усилия федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их полномочиями.

И должна сказать в заключение - все намеченные стратегические решения по демографическому развитию должны приниматься в рамках главного ориентира - социального развития и благополучия человека.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать