23.03.2007
"Правительственный час" в Государственной Думе Российской Федерации
О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по реализации государственной
политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами,
борьбы с производством и распространением фальсифицированных лекарственных средств
Существовавшие в Российской Федерации до 2005 года модели льготной и бесплатной
лекарственной помощи не обеспечивали равной доступности лекарственных средств
для социально уязвимых категорий граждан. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 №890 был определен перечень групп населения и категории
заболевания при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются
по рецептам врачей бесплатно за счет средств субъектов Российской Федерации. В
2004 году расходы субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение
составляли 15,3 млрд.руб. При этом, затраты на лекарственное обеспечение одного
больного варьировали от нескольких до 90 рублей в месяц.
Базовыми элементами вступившей в действие с 1 января 2005 года модели реализации
дополнительного лекарственного обеспечения являются:
- применение эффективных лекарственных средств при амбулаторном лечении наиболее
нуждающихся в них граждан,
- стандартизация оказания медицинской помощи по конкретным нозологиям;
- включение в программу современных и безопасных лекарственных средств;
- регулирование цен на лекарственные средства;
- подготовка и повышение квалификации врачей к применению качественных методов
лечения.
В 2005 году государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг
получили 14 233 845 человек. По итогам реализации дополнительного лекарственного
обеспечения в 2005 году отпущено препаратов на сумму 44,8 млрд. руб. По сравнению
с 2004 годом выписка рецептов возросла в 3-4 раза. В среднем, в течение 2005 года
на одного пациента было выписано 14 рецептов, расходы на одного обратившегося
составили 2967 руб. в год.
В 2005-2006 годах в большинстве субъектов Российской Федерации существенно снизился
уровень госпитализации отдельных категорий граждан. Например, в Калужской области
он снизился в 2,4 раза, Воронежской – в 1,8 раза, в Республике Дагестан – в 0,9
раза, Вологодской области – в 0,7 раза и т.д.
В целом по Российской Федерации в 2006 году по сравнению с 2004 годом сократилась
средняя длительность пребывания больного в стационаре при отдельных заболеваниях:
сахарном диабете на 4%, гемофилии на 2,4%. Одновременно снизилась больничная летальность
от сахарного диабета на 19%, от гемофилии – на 5%, онкогематологии – на 8%, а
также уменьшилось число осложнений.
В целом по Российской Федерации уже в 2005 году смертность от рассеянного склероза
снизилась на 7,9%, от сахарного диабета – на 2,7%, от бронхиальной астмы – на
2%. Впервые в 2006 году за последние семь лет в Российской Федерации зарегистрировано
снижение числа умерших на 138 тыс. человек по всем причинам смерти и немаловажную
роль в этом сыграла система дополнительного лекарственного обеспечения отдельных
категорий граждан.
Применение современных высокоэффективных лекарственных средств позволило снизить
частоту госпитализации, в первую очередь, по наиболее затратным заболеваниям и
высвободить часть средств, выделяемых на территориальные программы обязательного
медицинского страхования.
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» определено право выбора
отдельными категориями граждан получения государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг или денежной компенсации.
В 2006 году часть льготников выбрала денежную компенсацию, в результате был нарушен
солидарный принцип финансирования затрат на медицинскую помощь.
При этом сохранили право получения лекарственных средств наиболее нуждающиеся
граждане, страдающие хроническими заболеваниями (диабет, онкозаболевания, заболевания
сердца и сосудов и др.), лечение которых требует дорогостоящей, систематической
лекарственной терапии. Так, затраты на лекарственное обеспечение федеральных льготников
в 2006 году, страдающих рассеянным склерозом, составили 2,15 млрд.руб., больных
гемофилией – 5,12 млрд.руб., больных заболеваниями эндокринной системы – 2,66
млрд.руб., больных онкологическими заболеваниями – 14,1 млрд.руб.
Средняя стоимость одного рецепта в 2006 году составила 549 руб., что в 1,5 раза
превышает аналогичный показатель за 2005 год.
По итогам 2006 года фармацевтическими организациями в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования представлено к оплате счетов за фактически отпущенные
лекарственные средства на сумму 72,9 млрд.руб., в то время как в федеральном бюджете
на эти цели в 2006 году было заложено 34,1 млдр. рублей.
Основными причинами перерасхода явились:
- сокращение объема финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения
из-за выхода из нее значительного количества льготников;
- низкое качество составления заявок и определения потребности в лекарственных
средствах субъектами Российской Федерации;
- слабое управление товарными запасами на местах;
- недостаточный уровень подготовки медицинских специалистов первичного звена;
- отсутствие контроля со стороны регионов за правильностью и обоснованностью
назначения препаратов.
В качестве примера можно привести затраты на лечение больных шизофренией в одном
из субъектов Российской Федерации, в которой средняя стоимость лечения одного
больного составила 32,7 тыс.руб., в то время как в соседних регионах – данный
показатель не превышал 6 тыс. руб. Указанный перерасход произошел в результате
неконтролируемого назначения дорогостоящего препарата Рисполепт конста, затраты
на который в регионе составили 32,9 млн.руб.
Другим примером бесконтрольной выписки препаратов является выписка в Ульяновской
области одному пациенту в одном рецепте 32 упаковок противоопухолевого препарата
Велкейд на сумму 3,4 млн.руб. при курсовом лечении, предусматривающем применение
4 упаковок.
Результаты анализа выписанных и обслуженных рецептов в 2006 году свидетельствуют
о частом выписывании врачами единовременно значительного количества препаратов,
что можно расценивать как полипрагмазию, так и выписывание медикаментов впрок.
Например, одному пациенту в течение 2006 года было выписано 803 упаковки различных
лекарственных средств на сумму 1,4 млн.руб.
В целях решения вопросов, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан
необходимыми лекарственными средствами, Минздрасоцразвития России проводятся заседания
с субъектами Российской Федерации по организации процесса обеспечения необходимыми
лекарственными средствами по каждому конкретному региону. По состоянию на 23.03.2007
проведена работа с 35 наиболее проблемными субъектами Российской Федерации.
По итогам заседаний оформляются протоколы взаимодействия по устранению имеющихся
недостатков, предусматривающие:
- установление конкретных сроков составления заявок субъектов Российской Федерации
на использование субсидий, предусмотренных на выполнение территориальных программ
обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.02.2007 №102, и определяются суммы заявок (не позднее
31.03.2007);
- установление сроков поставок лекарственных средств фармацевтическими организациями
(в течение двух недель) и объемов по каждому субъекту (не менее одномесячного
запаса);
- закрепление обязательств фармацевтических организаций по выполнению заявок
субъектов Российской Федерации на поставку лекарственных средств;
- проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации еженедельного
мониторинга по выполнению поставок с предоставлением информации в Минздравсоцразвития
России;
- разработка предложений субъектов Российской Федерации по снижению торговых
надбавок на лекарственные средства, оптимизации товаропроводящей сети.
Утвержденный План мероприятий по оптимизации обеспечения необходимыми лекарственными
средствами предусматривает:
- проведение экспертизы счетов фармацевтических организаций за отпущенные лекарственные
средства в 2006 году, предъявленных к оплате в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования, и урегулирование вопросов по перерасходу финансовых
средств в 2006 году;
- осуществление предварительных расчетов, необходимых для оплаты лекарственных
средств, отпущенных в 2006 году, из дополнительно выделенных финансовых средств;
- выявление степени ответственности субъектов в части возникновения необоснованных
убытков, распределение необоснованных убытков по субъектам ответственности.
Проводится работа по уточнению регистра пациентов, нуждающихся в дорогостоящих
лекарственных средствах.
Совершенствование контрольно-надзорных мероприятий включает в себя проведение
мероприятий по сравнительной оценке торговых надбавок, установленных в субъектах
Российской Федерации, усиление контроля за обоснованностью назначения лекарственных
средств на основании данных персонифицированного учета и стандартов лечения, внедрение
в практику лекарственных формуляров.
С целью урегулирования завершения расчетов за 2006 год в соответствии с Федеральным
законом от 13.03.2007 №35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» из федерального
бюджета выделено дополнительно 16 млрд. руб.
Учитывая жизненную необходимость получения льготниками лекарственной помощи и
ее адекватного финансирования, требуется законодательное совершенствование программы
дополнительного лекарственного обеспечения.
В связи с внедрением в 2005 году новых подходов к лекарственному обеспечению
отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной
помощи, Минздравсоцразвития России были приложены значительные усилия по защите
российского фармацевтического рынка от недоброкачественной и фальсифицированной
продукции, которая по данным ВОЗ составляет в России порядка 10%.
Так, заключение фармацевтическими организациями, осуществляющими поставки лекарственных
средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, контрактов
непосредственно с производителями лекарственных средств позволило обеспечить жесткий
контроль за качеством препаратов на всех этапах движения товара от производителя
до аптечной сети. В течение 2005-2006 годов среди указанных лекарственных средств,
составляющих не менее 25% от общего объема лекарственных средств, находящихся
на российском фармацевтическом рынке, не было выявлено случаев появления фальсифицированной
и недоброкачественной продукции.
Проводится значительный объем работы по совершенствованию законодательства, направленный
на урегулирование отношений, связанных с обращением лекарственных средств.
По инициативе Минздравсоцразития России продажа фальсифицированных лекарственных
средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями, постановлением
Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании
фармацевтической деятельности» отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований
и условий, которые влекут за собой административную ответственность.
Разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации порядок
ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения.
Реализация указанных мер позволила упорядочить процедуру оформления экспортно-импортных
операций с лекарственными средствами и создала необходимые условия для обеспечения
эффективного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств,
ввозимых на территорию Российской Федерации.
|