ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и
О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими
из территориальных фондов ОМС обращениями по вопросам медицинского страхования
иностранных граждан и оплаты за предоставленную им медицинскую помощь из средств
обязательного медицинского страхования, в соответствии с разъяснениями Министерства
иностранных дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России,
сообщает следующее.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской
Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования,
как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено
иное.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской
Федерации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение понятий "постоянно проживающий" и "временно пребывающий" иностранный
гражданин содержится в статье 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных
граждан в СССР" от 24.06.81 N 5152-х (в редакции Федеральных законов от 19.05.95
N 82-ФЗ, от 15.08.96 N 114-ФЗ). Согласно данной статье к постоянно проживающим
в России иностранным гражданам относятся лица, имеющие соответствующее разрешение
и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон СССР от 24.06.1981 N 5152-X утратил силу в связи с принятием Федерального
закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании,
считаются временно пребывающими. Они въезжают на территорию России по действующим
документам и обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные
паспорта или заменяющие их документы в органах внутренних дел и выехать из Российской
Федерации по истечении определенного им срока пребывания.
Указанные толкования понятий "постоянно проживающие" и "временно пребывающие"
иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в т.ч. к гражданам
государств - участников Содружества Независимых Государств, и безотносительно
к тому, занимаются ли эти лица трудовой деятельностью в Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Закона иностранные граждане,
постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих
и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой
деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан Российской
Федерации. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься
трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их
пребывания в России.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге
с физических лиц" от 07.12.91 N 1998-1 (в редакции Федерального закона от 04.05.99
N 95-ФЗ) к физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации,
относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее
183 дней в календарном году.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального
закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ за исключением части 3 статьи 12 в части продажи
ценных бумаг, которая утрачивает силу с 1 января 2002 года.
Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей
силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146,
предусмотрено, что в проектах трудовых контрактов или других документов о намерении
привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, предоставляемых работодателями
в Федеральную миграционную службу России, условия, оплата и охрана труда иностранных
граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства
Российской Федерации с учетом особенностей, установленных межгосударственными
и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Правовые нормы, предусмотренные Положением о медицинском страховании иностранных
граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.12.98 N 1488, не вносят изменений в существующий
порядок, касающийся обязательного медицинского страхования иностранных граждан,
установленный нормативно - правовой базой по обязательному медицинскому страхованию.
Кроме того, действие данного Положения не распространяется на иностранных граждан,
временно находящихся в Российской Федерации, но работающих в Российской Федерации
по трудовым договорам (подпункт "б" пункта 2 Положения).
В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей)
на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, плательщиками страховых
взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются организации,
учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно - правовых
форм деятельности, в т.ч. предприятия с иностранными инвестициями. При этом плательщики
страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных
фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном налоговым
законодательством.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования,
устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового
договора.
Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в
Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых
медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими
работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового
медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного
с иностранным гражданином трудового договора (контракта). При этом положения Инструкции
о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую
помощь в объеме Базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную
за пределами территории страхования граждан Российской Федерации, утвержденной
Приказом Федерального фонда ОМС от 25.04.96 N 36, в части указания в реестре номера
и серии паспорта, в случае отсутствия у гражданина страхового медицинского полиса
обязательного страхования, в отношении вышеупомянутых иностранных граждан не применяются.
КонсультантПлюс: примечание.
Инструкция, утвержденная Приказом ФФОМС от 25.04.1996 N 36, утратила силу в связи
с изданием Приказа ФФОМС от 23.08.2000 N 70, которым утверждена новая Инструкция.
Одновременно сообщаем, что согласно Федеральному закону "О беженцах" от 19.02.93
N 4528-1 (в редакции от 21.07.98 N 117-ФЗ) лицо, признанное беженцем, и прибывшие
с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне
с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации
(подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Закона).
Соответственно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов
их семей, прибывших в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным
законом "О беженцах", осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской
Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации,
в случае установления им органами Федеральной миграционной службы России юридически
статуса беженца и выдачи соответствующего удостоверения. При этом страхователями
для неработающих иностранных граждан, признанных беженцами, являются органы исполнительной
власти, местная администрация.
Директор
А.М.ТАРАНОВ
|