Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства
РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации
приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященном обсуждению
концепции демографической политики до 2025 года.
23 мая 2007 года
Москва, Дом Правительства
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня у нас достаточное количество вопросов в повестке дня президиума. Мы рассмотрим
концепцию демографической политики на период до 2025 года. Это такой серьезный,
идеологический документ. Обсудим меры по модернизации медицинской помощи прежде
всего стационарного звена в контексте пилотных проектов и поговорим еще о первичной
переработке сельхозпродукции и регулировании всех сопряженных с этим вопросов.
И, наконец, поговорим о том, как идут национальные проекты, в частности проект
«Образование» в масштабах одной области на примере Ярославской области.
Несколько слов о стационарном звене здравоохранения. Как мы договаривались, работа
здесь должна строиться в режиме пилотного проекта. На данное направление в 2007
году выделено 8 млрд рублей из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Сразу хотел бы сказать, что подготовка к этой важной теме недопустимо
затянулась. В итоге на серьезную работу по проведению этих мероприятий остается
практически полгода, в то время как мы договаривались, что в течение всего 2007
года будут идти соответствующие мероприятия. Поэтому нам надо оценить возникающие
в связи с этим риски и сроки проведения мероприятий. От этих проектов мы ожидали
и ожидаем по-настоящему значимых сдвигов в здравоохранении, прежде всего в стационарном
звене здравоохранения, существенной модернизации экономики, организационных основ
работы больниц. Вот именно то, на что направлены пилотные проекты. В этой связи
регионы должны сформировать прямую зависимость между уровнем оплаты труда и качеством
работы медицинских сотрудников. По оценкам, это должно позволить поднять заработную
плату в стационарах до 30%, то есть цель очевидная.
Кроме того, нужно развить систему стандартизации медпомощи, установить взаимную
ответственность и преемственность в действиях поликлиник и больниц, ликвидировать
дублирование медицинских услуг. И тем самым избавиться от пресловутых нерациональных
и неоправданных расходов, о которых много говорится. Я уже не говорю об укреплении
принципов страховой медицины, системы обязательного медицинского страхования.
Просил бы руководителей субъектов Федерации взять работу по введению названных
контрольных механизмов под свое личное внимание. Обеспечить тщательную и скрупулезную
проработку нормативной и методической базы мероприятий. И, самое главное, безотлагательно,
в течение двух недель, заключить с Минздравсоцразвития соответствующие соглашения,
приняв весь комплекс необходимых нормативных актов. Без этого работа по «пилотам»
не пойдет.
Следующий важный ключевой вопрос – концепция государственной демографической
политики. Этот документ был подготовлен по поручению Президента России во исполнение
Послания и соответствующих поручений, которые давались на Совете Безопасности.
Фактически речь идет о комплексном и стратегическом документе, базовые направления
которого должны быть рассчитаны на период до 2025 года. Поэтому ответственность
и за выбор соответствующих механизмов, и за приоритеты, которые мы определим,
огромна. И это предопределяет качество нашего обсуждения – внимание к этому документу.
В этом же году мы уже приступили к реализации первоочередных мер, принятых по
итогам президентского Послания 2006 года. Надо сказать откровенно, свои обязательства
по финансированию федеральный центр неукоснительно выполнил. Однако в части субъектов
нашей страны региональные власти, да и муниципалитеты тоже не подготовились как
следует, и денег там люди пока не получили. Такая недопустимая ситуация сложилась
с госпомощью семьям, принимающим детей на воспитание. Сбои с выплатами на детей-сирот
идут в Смоленской, Кировской и Ростовской областях, в Республике Саха – Якутия
и Ставропольском крае. Кроме того, неудовлетворительно выплачиваются компенсации
родительской платы за дошкольников в ряде регионов. В Санкт-Петербурге и в Ставрополье
они пока еще не начались. Это безобразие, потому что мы деньги в принципе выделили,
по сути, не под свои полномочия. Об этом неоднократно дискутировали и в этом зале.
Либо, уважаемые регионы, начните их осваивать, либо отвечайте перед гражданами
своими деньгами.
Ведомства, региональные и местные, а также контрольные органы должны четко отвечать
за выполнение этих мероприятий. И я полагал бы правильным расширить отчетность
по национальным проектам за счет включения в эту отчетность демографических параметров.
Мы этого не сделали пока. Нужно сделать это безотлагательно.
Обращаю внимание Минздравсоцразвития и Минобразования: вопрос, видимо, требует
рассмотрения на межведомственной группе. Тем более что к этой проблеме мы вернемся
уже 5 июня, когда у нас будет Всероссийское совещание работников социальной сферы.
Рассчитываю, что к тому времени ситуация кардинально улучшится по тем регионам,
которые я назвал.
Подчеркну еще раз: мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным
образом. Финансирование демографических мероприятий у нас включено в трехлетний
бюджет. При этом мы уже понимаем, что нам не ограничиться ранее принятыми решениями.
Их придется и усиливать, и развивать, особенно в перспективе. В частности, необходимо
воссоздать полноценные государственные и общественные институты, направленные
на укрепление семьи. Такие, как опека и попечительство, как сопровождение и помощь
патронатным семьям, другие формы воспитания и интеграции детей в полноценной семье.
И здесь нам нужно оценить и качество, и полноту нашего законодательства, особенно
в тех сферах, которые непосредственно влияют на демографию.
Поездки по стране показывают, что у нас в этом смысле далеко не все так благополучно,
как мы привыкли считать. Есть какие-то нюансы, которые просто уходили из-под нашего
контроля. В частности, например, стаж патронатных воспитателей и некоторые другие
моменты, которые требуют, видимо, воплощения в законодательстве. И в целом нам
нужно существенно углубить само понимание существа демографических процессов,
давать оценку демографической ситуации на основе главных индикаторов социально-экономического
развития регионов.
Конечно, мы за последние годы впервые беремся за такие проблемы, причем проблемы,
имеющие отдаленный горизонт планирования. Так далеко – до 2025 года – мы еще ничего
не просчитывали ни по одному из направлений, по сути, государственной политики.
Ясно, что такого рода прогнозы носят, как принято говорить, вероятностный характер
и остаются предметом самых разных дискуссий – и научных, и публицистических, и
просто разговоров в быту. Тем не менее очень важно очертить круг основных задач
государства в сфере демографии.
Что это за задачи? Это прежде всего создание условий для роста продолжительности
и качества жизни людей, побуждения их к сбережению здоровья, создание условий
для формирования мотивации к рождению и воспитанию детей, к укреплению основ современной
семьи. И, наконец, это вопрос эффективной миграционной политики. В такой логике
не должно быть односторонности или превалирования каких-то отдельных возрастных
групп населения. Нам одинаково важны и увеличение рождаемости, и создание условий
для достойной и физически благополучной жизни во всех возрастах, и, конечно же,
в старости. А также – устранение причин преждевременной смерти и потери здоровья
в трудоспособном возрасте. Цифры сейчас не буду называть – они хорошо известны.
Я вчера с журналистами встречался. Они действительно такие страшные. И об этих
цифрах каждый из нас должен помнить практически при реализации любого из направлений
социальной политики.
Замечу, что каждый регион имеет свои особенности демографической ситуации. Страна
у нас большая. И субъектам нашей Федерации необходимы собственные, региональные
программы демографического развития. Причем финансовые ресурсы для их исполнения
– общеизвестно – есть.
Отдельного внимания президиума требуют предложения по развитию первичной переработки
сельхозпродукции, регулированию импорта в связи с этим. Поручение по их подготовке
дано Президентом в марте нынешнего года на заседании большого Совета. Проблема
понятна. По национальному проекту сегодня строится почти 1,5 тыс. новых животноводческих
комплексов. Значительно возросли объемы продукции в личных подворьях, фермерских
хозяйствах – во всех хозяйствах, кто воспользовался новыми льготными кредитными
схемами.
Где бы я ни был, все губернаторы говорят, что это проблема. В ряде хозяйств мясо
просто некуда девать. По итогам первого квартала текущего года прирост производства
свинины составил 9%. Это солидный рост для нашей страны. И впервые за многие годы
отмечена положительная динамика по производству говядины и молока. Теперь, конечно,
наша основная задача – создать инфраструктуру для организации сбыта и переработки
растущих объемов мясо-молочной продукции. Здесь основная проблема. И при этом
– заложить стимулы к повышению качества и конкурентоспособности отечественных
животноводов, к их переходу на современные технологии.
Но надо посмотреть и на другие факторы – на регулирование импорта. Безусловно,
государство будет исполнять все международные обязательства, которые мы приобрели
в процессе вхождения в ВТО. Но конкретные механизмы этих договоренностей должны
отвечать интересам всех субъектов, которые работают на внутреннем рынке. То есть
нам необходимо найти здесь баланс интересов. Вчера мы на эту тему встречались.
В предварительном порядке обсуждали этот вопрос с профильными ведомствами.
|