Материалы к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов и демографической политике по вопросу "О первоочередных
задачах по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации" (7 марта
2007 года)
Материалы к заседанию
Совета при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных проектов
и демографической политике по вопросу
«О первоочередных задачах по улучшению демографической ситуации в Российской
Федерации»
(7 марта 2007 года)
Демографическая ситуация в Российской Федерации
в 2006 году
В демографической ситуации в Российской Федерации в 2006 году наметились некоторые
положительные тенденции.
Показатели естественной убыли населения, как в абсолютном, так и в относительном
исчислении, самые низкие за период, прошедший после 1992 года.
В 1993-2005 годах численность населения России сокращалась в среднем на 850 тыс.
человек ежегодно (от 706 тыс. человек в 1998 году до 958 тыс. человек в 2000 году).
В 2006 году естественная убыль населения составила 689,5 тыс. человек, что в 1,4
раза меньше, чем в 2000 году. Естественная убыль населения в расчете на 1000 человек
населения составила в 2006 году -4,8, в то время как в 2000-2001 годах она составляла
-6,6.
В 2006 году в Российской Федерации родились 1476 тыс. детей, что на 209 тыс.
детей (на 16%) больше, чем в 2000 году, на 18,8 тыс. детей (на 1,3%) больше, чем
в 2005 году. В 2006 году увеличение числа родившихся зарегистрировано в 66 субъектах
Российской Федерации.
В 2006 году в Российской Федерации умерли 2165,7 тыс. человек, что на 138,2 тыс.
человек (на 6%) меньше, чем в 2005 году. Снижение числа умерших отмечено в 84
субъектах Российской Федерации.
Наметилась устойчивая тенденция к снижению смертности от социально значимых заболеваний.
Смертность от болезней системы кровообращения (в расчете на 100 тысяч населения)
снизилась с 908 в 2005 году до 860 в 2006 году (на 5,3%); от внешних причин смертности
– с 220,7 в 2005 году до 190,7 в 2006 году (на 13,6%), в том числе от случайных
отравлений алкоголем – с 25,1 в 2005 году до 19,9 в 2006 году (на 21,7%), от транспортных
травм - с 28,1 в 2005 году до 26,6 в 2006 году (на 5,3%).
Продолжает снижаться младенческая смертность. Число умерших детей в возрасте
до 1 года уменьшилось в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 1026 человек,
а показатель младенческой смертности снизился с 11,0 на 1000 родившихся в 2005
году до 10,2 на 1000 родившихся в 2006 году (на 7,3%). По сравнению с 1993 годом
показатель младенческой смертности снизился почти в 2 раза.
Вместе с тем демографическая ситуация в Российской Федерации остается неблагоприятной.
Показатели рождаемости и смертности, особенно от управляемых причин не соответствуют
уровню необходимого для стабилизации численности населения.
Реализация задач в области демографического развития, поставленных в Послании
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006
года
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
2006 года поставлены задачи обеспечения материальной поддержки семей при рождении
и воспитании детей, развития инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении
и воспитании детей (учреждений родовспоможения и дошкольных образовательных учреждений),
стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, снижения смертности, в первую очередь от управляемых
причин и от заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных
заболеваний.
С 1 января 2007 года вступили в силу федеральные законы, направленные на реализацию
положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации 2006 года в части стимулирования рождаемости и государственной поддержки
семей, имеющих детей, предусматривающие:
увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет с 700 рублей до 40% от утраченного заработка, но не менее 1500 рублей на
первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей, и не более 6000
рублей на одного ребенка для работающих граждан;
введение выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет в размере 1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих
детей для неработающих граждан;
компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
в размере 20% внесенной родительской платы за посещение дошкольного образовательного
учреждения первым ребенком, 50% - вторым ребенком, 70% - третьим и последующими
детьми;
установление единовременного пособия в размере 8000 рублей при передаче ребенка
на воспитание в семью (усыновление, прием под опеку или получение на воспитание
приемными родителями);
обеспечение во всех субъектах Российской Федерации минимальных денежных выплат
на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере не менее 4000
рублей, а также заработной платы приемных родителей в размере не менее 2500 рублей;
предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей,
в форме материнского (семейного) капитала в размере 250 тысяч рублей.
1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет с 700 рублей до 40% от утраченного заработка, но не менее 1500 рублей
на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей, и не более 6000
рублей на одного ребенка для работающих граждан, введение выплаты пособия по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 1500 рублей на первого
ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей для неработающих граждан.
Указанное мероприятие осуществляется в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального
закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
На основании данного Федерального закона приняты постановления Правительства
Российской Федерации:
«Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий
гражданам, имеющим детей» от 30 декабря 2006 г. № 865;
«О порядке исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности
и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком» от 30 декабря 2006 г. №
870;
«О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по
уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим
обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 30 декабря 2006 г. № 866;
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16
июля 2005 г. № 439» от 30 декабря 2006 г. № 871 в части закрепления государственных
гарантий по предоставлению повышенных мер социальной защиты гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Средства на финансирование мероприятия по увеличению размера ежемесячного пособия
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предусмотрены:
в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2007 год» - 36,53 млрд. рублей на выплату
пособий женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию;
в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на
2007 год» - 17,41 млрд. рублей. Из указанной суммы 13,83 млрд. рублей направляются
в Фонд социального страхования Российской Федерации на выплату пособий женщинам,
не подлежащим обязательному социальному страхованию, и на выплату ежемесячного
пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до двойного
размера женщинам в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Оставшиеся средства
перечисляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим выплаты
пособия отдельным категориям женщин.
На основании принятых нормативных правовых актов, методических рекомендаций и
разъяснений, доведенных до работодателей исполнительными органами Фонда социального
страхования Российской Федерации, предприятия, организации и учреждения произвели
перерасчет размеров пособий работающим женщинам, находящимся в отпуске по уходу
за ребенком до полутора лет.
По данным Фонда социального страхования Российской Федерации увеличенные размеры
пособия в 2007 году получат свыше 950 тысяч работающих женщин.
Прогнозируется, что за ежемесячным пособием по уходу за ребенком до полутора
лет в органы социальной защиты населения по месту жительства обратятся более 500
тысяч неработающих женщин.
Региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации
заключены договоры с органами социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации о порядке финансирования расходов на выплату неработающим гражданам
ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с типовой формой, установленной
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 866
«О порядке финансирования расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за
ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному
социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей».
Средства на финансирование расходов на выплату неработающим гражданам ежемесячного
пособия по уходу за ребенком из средств федерального бюджета Фонду социального
страхования Российской Федерации выделены субъектам Российской Федерации. Общий
объем средств, перечисленных в региональные отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации для финансирования выплат указанного пособия, составляет
2111,2 млн. рублей, в том числе за январь 2007 года - 1036,2 млн. рублей, за февраль
2007 года - 1091,7 млн. рублей.
В целях осуществления консультативной помощи гражданам, организациям и учреждениям
по вопросам выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в Фонде
социального страхования Российской Федерации организована «горячая линия».
Работа по назначению и выплате пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам,
фактически осуществляющим уход за ребенком, организована во всех субъектах Российской
Федерации. Назначение пособия производится в органах социальной защиты населения
по месту жительства граждан. При необходимости выделяются отдельные помещения
и направляются сотрудники для работы с этой категорией заявителей. В субъектах
Российской Федерации проводится информирование населения о выплате пособия, открываются
региональные «горячие линии» при органах социальной защиты населения для разъяснения
правил назначения и выплаты пособия.
2. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
в размере 20% внесенной родительской платы за посещение дошкольного образовательного
учреждения первым ребенком, 50% - вторым ребенком, 70% - третьим и последующими
детьми.
Указанное мероприятие осуществляется в соответствии со статьей 3 Федерального
закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
Так как, согласно законодательству о разграничении полномочий, решение вопросов
обеспечения гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования, а также организации общедоступного бесплатного дошкольного образования
относится к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
данным Федеральным законом установлено, что порядок выплаты компенсации и порядок
обращения граждан за компенсацией устанавливаются органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В целях стабилизации цен на услуги детских дошкольных учреждений и упорядочения
родительской платы за посещение дошкольного образовательного учреждения на основании данного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло
постановление от 30 декабря 2006г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении
родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в проведении
указанного мероприятия в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2007 год» в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусмотрены субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации в сумме 8,0 млрд. рублей на выплату родителям компенсации
затрат за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Правительство
Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2006 г. № 846 утвердило Порядок
предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации части родительской
платы на содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, и распределение субсидий
между субъектами Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2007
г. № 19 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2006 г. № 846», утверждены:
форма соглашения между субъектом Российской Федерации и Федеральным агентством
по образованию о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации
на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования;
форма отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации по осуществлению
выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования.
В субъектах Российской Федерации подготовлена нормативная правовая база по обеспечению
выплат компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Учитывая, что в большинстве субъектов Российской Федерации установлена периодичность
выплат один раз в квартал, первое перечисление денежных средств родителям должно
быть произведено до 10 апреля 2007 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в кратчайшие сроки
должны заключить с Федеральным агентством по образованию соглашения о предоставлении
субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на выплату указанных компенсаций.
По состоянию на 20 февраля 2007 г. в стадии согласования в Федеральном агентстве
по образованию находятся 37 соглашений субъектов Российской Федерации, с 4 субъектами
Российской Федерации соглашения заключены.
3. Установление единовременного пособия в размере 8000 рублей при передаче ребенка
на воспитание в семью.
Указанное мероприятие осуществляется в соответствии со статьей 1 Федерального
закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
Согласно данному Федеральному закону полномочие по назначению и выплате данного
единовременного пособия передается органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, которые определяют орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, ответственный за обеспечение назначения и выплаты пособия.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на
воспитание в семью установлен Положением о назначении и выплате государственных
пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2006 г. № 865.
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2007 год» на реализацию передаваемого полномочия из Федерального фонда
компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, выделяется в виде субвенций
субъектам Российской Федерации 0,677 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 847
установлен Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление
субвенций субъектам Российской Федерации на назначение и выплату единовременного
пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей
(опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить
назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка в семью в соответствии
с законодательством субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 22.01.2007
г. № 25) утверждены:
форма соглашения между субъектом Российской Федерации и Федеральным агентством
по образованию о предоставлении субвенции бюджету субъекта Российской Федерации
на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского
попечения, в семью;
форма отчета об использовании субвенций, предоставляемых субъектам Российской
Федерации на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание
в семью.
В субъектах Российской Федерации определены уполномоченные органы исполнительной
власти, ответственные за координацию вопросов, связанных с предоставлением субвенций.
Разрабатываются и принимаются законы и иные нормативные правовые акты, направленные
на предоставление финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местным
бюджетам на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных
родительского попечения, в семью.
В настоящее время ведется работа по подписанию соглашений между уполномоченным
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством
по образованию о предоставлении субвенции бюджету субъекта Российской Федерации
на выплату указанного пособия. По состоянию на 21 февраля 2007 года соглашения
заключены с 2 субъектами Российской Федерации, 13 соглашений подготовлены к подписанию,
находятся в стадии согласования – 45 соглашений.
4. Обеспечение во всех субъектах Российской Федерации минимальных денежных выплат
на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере не менее 4000
рублей, а также заработной платы приемных родителей в размере не менее 2500 рублей.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации определение размера денежных
средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка,
а также определение размера оплаты труда приемных родителей, относится к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим соответствующая нормативная правовая база (нормативные правовые
акты, определяющие размеры, порядок и условия выплаты денежных средств на содержание
ребенка опекуну (попечителю) и приемной семье, размер оплаты труда приемных родителей
и льготы, предоставляемые приемной семье) формируется на уровне субъектов Российской
Федерации.
В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в проведении
указанного мероприятия в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено направить из Федерального фонда
софинансирования социальных расходов в виде субсидий на частичное возмещение расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание ребенка в семье опекуна
и приемной семье, а также заработную плату приемному родителю 6,174 млрд. рублей.
Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2006 г. № 842
утвердило Порядок предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации в виде субсидий на осуществление ежемесячных выплат на содержание
детей, выплачиваемых опекунам, попечителям и приемным родителям, а также на оплату
труда приемным родителям, и распределение субсидий между субъектами Российской
Федерации.
Росстат утвердил новую (модифицированную) форму статистической отчетности «Сведения
о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей»,
которая вводится с 2007 года.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2007
г. №25 утверждены:
форма соглашения о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации
на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также
на оплату труда приемных родителей, заключаемого Федеральным агентством по образованию
с субъектом Российской Федерации;
форма отчета о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации,
связанных с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях,
а также с оплатой труда приемных родителей;
порядок перераспределения субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей)
и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, между субъектами
Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации определены уполномоченные органы исполнительной
власти, ответственные за координацию вопросов, связанных с предоставлением субвенций
и субсидий.
По состоянию на 20 февраля 2007 г.:
в 74 субъектах Российской Федерации законодательно установлены размеры ежемесячных
выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях,
а также оплаты труда приемных родителей, соответствующие размерам, определенным
в Послании Президента Российской Федерации (не менее 4 тысяч рублей и 2,5 тысяч
рублей соответственно);
в 12 субъектах Российской Федерации проекты законодательных и иных правовых актов,
устанавливающих указанные размеры выплат на содержание детей и оплату труда приемных
родителей, находятся в стадии разработки или рассмотрения.
Ведется работа по подписанию соответствующих соглашений между субъектами Российской
Федерации и Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии бюджету
субъекта Российской Федерации на производство указанных выплат. По состоянию на
21 февраля 2007 года соглашения заключены с 2 субъектами Российской Федерации,
13 соглашений подготовлены к подписанию, находятся в стадии согласования – 45
соглашений.
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется
в субъектах Российской Федерации на основе мероприятий, определяемых республиканскими,
региональными, краевыми, областными программами, направленными на улучшение положения
детей, а также посредством разработки и принятия законов, нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации. В 60 субъектах Российской Федерации реализуются
целевые программы в защиту прав и интересов детей.
5. Предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих
детей, в форме материнского (семейного) капитала в размере 250 тысяч рублей.
Указанное мероприятие осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей».
В соответствии с данным Федеральным законом женщинам, родившим (усыновившим)
после 1 января 2007 года второго и последующего ребенка, предоставляется государственный
сертификат на материнский (семейный) капитал в сумме 250 тыс. рублей, который
может быть направлен, начиная с 1 января 2010 года (то есть после достижения ребенком
возраста трех лет, либо истечения трех лет со дня его усыновления), на следующие
направления:
получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением
образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской
Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родным, так и усыновленным,
в том числе первым, вторым и последующим ребенком). При этом возраст лица, на
получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского
(семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной
программе не должен превышать 25 лет;
приобретение жилья на территории Российской Федерации;
на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей)
второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего
ребенка, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной
поддержки.
Размер материнского (семейного) капитала будет ежегодно пересматриваться федеральным
законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции.
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в главу
23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» суммы материнского (семейного)
капитала освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц.
На основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ приняты постановления
Правительства Российской Федерации:
«О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»
от 30 декабря 2006 г. № 873, которым утверждены правила подачи заявления о выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал, форма заявления о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал, образец и описание бланка государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал;
«Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 30 декабря 2006 г. №
875.
Приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2006 г. № 892 утверждены Правила
ведения Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами
федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной
поддержки.
Территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации рекомендован перечень
форм, которые необходимо использовать при обработке заявлений о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал лицам, имеющим право на дополнительные
меры государственной поддержки. Перечень форм утвержден постановлением Правления
Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 3п «О рекомендуемых
формах документов, используемых территориальными органами ПФР при реализации Федерального
закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В течение первого полугодия 2007 года будут подготовлены проекты федеральных
законов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части учета средств материнского
(семейного) капитала в составе сумм пенсионных накоплений;
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в части включения
средств материнского (семейного) капитала в состав пенсионных накоплений;
«О внесении изменений в федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части включения
средств материнского (семейного) капитала в состав пенсионных накоплений и установления
прав и обязанностей лиц, распорядившихся суммами материнского (семейного) капитала
путем направления их на накопительную часть трудовой пенсии;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
в части использования материнского (семейного) капитала.
Одновременно будут подготовлены постановления Правительства Российской Федерации:
«О правилах подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом,
а также перечне документов, необходимых для реализации распоряжения материнским
(семейным) капиталом»;
«О порядке перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального
бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации»;
«О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала
на приобретение жилого помещения»;
«О правилах направления, расходования и учета средств материнского (семейного)
капитала на обеспечение образования ребенком (детьми)»;
«О правилах отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного)
капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии».
До конца 2007 года должно быть подготовлено постановление Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного
пенсионного страхования, утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 марта 1997 г. № 318».
По состоянию на 19 февраля 2007 года с заявлением о выдаче государственного сертификата
на материнский (семейный) капитал в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации
обратилось 5297 человек.
6. Развитие медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, послеродовой
период, а также в период диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года
жизни на основе родового сертификата.
С учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2006 г. № 869 «О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных
с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их
отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством
Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ)
услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период
родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение
первого года жизни» в 2007 году введены изменения в действовавший в 2006 году
порядок медицинской помощи, предоставляемой женщинам на основе родового сертификата.
В 2007 году увеличены суммы на оплату услуг:
учреждениям здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам
в период беременности - с 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей за каждую женщину, получившую
соответствующие услуги;
учреждениям здравоохранения, оказывающим стационарную помощь женщинам в период
родов и в послеродовой период - с 5 тыс. рублей до 6 тыс. рублей за каждую женщину,
получившую соответствующие услуги.
В учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период
беременности, от 35 до 45 процентов этих средств, а в учреждениях, оказывающих
стационарную помощь женщинам в период родов – от 40 до 55 процентов средств направляется
на оплату труда медицинского персонала. Конкретный размер средств, используемых
на оплату труда, определяется в зависимости от качества оказанной медицинской
помощи на основе критериев качества, утвержденных приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 19 января 2007 г. № 50.
Впервые предусматривается расходование средств учреждениями здравоохранения,
в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности,
на обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33 процентов
средств, перечисленных учреждению на основании родовых сертификатов. Средства
расходуются на обеспечение беременных поливитаминами, мультиминералами, препаратами
железа, фолиевой кислотой и др. в соответствии со стандартом медицинской помощи
женщинам с нормальным течением беременности.
В 2007 году предусмотрено расходование средств, полученных учреждениями здравоохранения
по талонам № 1 и № 2 родовых сертификатов, на оснащение медицинским оборудованием,
инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения, а учреждениями
здравоохранения, оказывающими стационарную помощь женщинам в период родов и в
послеродовой период, также на дополнительное питание беременных женщин и кормящих
матерей.
Порядок и условия расходования средств, полученных учреждениями здравоохранения
по родовым сертификатам, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 19
января 2007 г. № 50 «О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии
– медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской
Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг
по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов
и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение
первого года жизни» (зарегистрирован Минюстом России 14.02.2007 г., № 8943).
В 2007 году дополнительно вводится талон № 3 к родовому сертификату, состоящий
из двух частей – талона № 3-1 и талона № 3-2 на оплату услуг учреждениям здравоохранения,
осуществляющим диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни за первые 6
месяцев и вторые 6 месяцев соответственно.
Объем финансирования одного родового сертификата по талону № 3-1 в 2007 году
составит 1 тыс. рублей на оплату услуг учреждениям здравоохранения, осуществляющим
диспансерное наблюдение ребенка по истечении первых 6 месяцев диспансерного наблюдения.
Средства на оплату услуг по талону № 3-1 в 2007 году будут расходоваться учреждениями
здравоохранения на оплату труда медицинского персонала (за исключением врачей-педиатров
участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых
врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных
врачей).
На основе проведенного анализа заболеваемости детей первого года жизни и причин
младенческой и детской смертности внесены изменения в существующий стандарт диспансерного
наблюдения за ребенком первого года жизни, введены дополнительные осмотры врача
невролога, врача ЛФК, врача-хирурга (ортопеда).
Впервые в стандарте предусмотрено проведение УЗИ-скрининга всех органов и систем
и расширение аудиологического скрининга, что позволит на ранних сроках диагностировать
функциональные нарушения и заболевания, своевременно выявлять детей «группы риска»,
проводить необходимые реабилитационные мероприятия.
В октябре – декабре 2006 года проведены совещания в федеральных округах Российской
Федерации, на которых даны разъяснения по всем вопросам, касающимся изменений
в рамках родового сертификата, поставлены цели, задачи и определены пути реализации
всех направлений родового сертификата.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 25 октября 2006 г. № 730 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом
сертификате» утверждена форма бланка родового сертификата на 2007 год, предусматривающая
соответствующие талоны.
Фондом социального страхования Российской Федерации проведен конкурс на размещение
государственного заказа по выбору организаций на выполнение работ по изготовлению
и доставке бланков родового сертификата.
По состоянию на 1 января 2007 года бланки родовых сертификатов доведены до женских
консультаций и родильных домов.
Женские консультации с 1 января 2007 года осуществляют выдачу бланков родовых
сертификатов женщинам, а родильные дома - замену бланков родового сертификата
старого образца, имеющихся у женщин, поступивших на роды после 1 января 2007 года,
с целью обеспечения указанных женщин родовыми сертификатами, содержащими талоны
для оплаты услуг по диспансерному наблюдению детей в течение первого года жизни.
По данным Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 февраля 2007
г. региональными отделениями Фонда заключено 4494 договора с медицинскими учреждениями
на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности,
в период родов и послеродовый период, а также по диспансерному наблюдению ребенка
в течение первого года жизни.
Объем финансирования расходов на реализацию этого мероприятия Федеральным законом
от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2007 год» составляет 14,5 млрд. рублей, что на 4,0 млрд. рублей больше,
чем в 2006 году.
7. Первоочередные меры по снижению смертности от управляемых причин, от заболеваний,
определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний.
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году будет проводиться
дальнейшая работа по развитию первичной медико-санитарной помощи и обеспечению
населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Предусматривается продолжить мероприятия по:
укреплению кадрового потенциала лечебных учреждений первичной медико-санитарной
помощи, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов (осуществление
денежных выплат медицинскому персоналу, подготовка и переподготовка медицинских
кадров);
развитию материально-технической базы муниципальных амбулаторно-поликлинических
учреждений и учреждений скорой медицинской помощи;
профилактике ряда инфекционных заболеваний, иммунизации населения, обследованию
новорожденных детей;
дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере и занятых
на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической
помощи, оказанной неработающим пенсионерам и работающим гражданам;
строительству новых центров высоких медицинских технологий, оказанию высокотехнологичной
медицинской помощи на основе государственного задания.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба
с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы.
В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями» на 2007-2011 годы предусматривается реализация мероприятий по:
совершенствованию и внедрению методов профилактики, ранней диагностики, консультативной
помощи, лечения, реабилитации при социально значимых заболеваниях (сахарный диабет,
туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты и др.);
внедрению современных методов лечения, диагностики и реабилитации с учетом применения
разрабатываемых отечественных лекарственных средств и медицинских изделий, диагностического
и лечебного оборудования;
совершенствованию контроля эффективности лечения заболеваний и их осложнений;
строительству и реконструкции зданий и сооружений специализированных медицинских
учреждений и оснащение их современным медицинским и техническим оборудованием.
На финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Предупреждение и
борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы в Федеральном законе
«О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено 4,28 млрд. рублей.
Первоочередные задачи по дальнейшему улучшению демографической ситуации
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 2006 года, и решения Совета Безопасности Российской
Федерации от 20 июня 2006 г. разработан план первоочередных мер по улучшению
демографической ситуации в Российской Федерации на период 2007-2009 годы.
Разрабатывается Концепция демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года, которая должна быть представлена в президиум Совета при Президенте
Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике до 1 апреля 2007 года.
1. Разработка региональных программ демографического развития.
Для улучшения демографической ситуации в соответствии с решением Совета Безопасности
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные
демографические программы, согласованные с действующими национальными проектами
и основными направлениями и параметрами мероприятий по улучшению демографической
ситуации в Российской Федерации.
В региональных программах должны найти отражение дополнительные меры государственной
поддержки семей, имеющих детей, направленные на:
создание условий для обеспечения семей жильем;
усиление и расширение системы государственной материальной поддержки семей, имеющих
детей, в первую очередь увеличения размеров ежемесячных пособий семьям, имеющим
детей, поддержки многодетных семей, семей с детьми-инвалидами и пр.;
содействие занятости молодежи;
обеспечение доступности услуг детских дошкольных учреждений, осуществляющих поддержку
в воспитании и развитии детей.
Субъектами Российской Федерации должна быть произведена инвентаризация существующего
в регионе законодательства, выявлена степень исполнения принятых законов и обеспечена
законодательная поддержка дальнейшего демографического развития.
Планирование и реализация демографических программ требует четкого определения
затрачиваемых на них финансовых средств. Субъекты Российской Федерации должны
провести консолидацию всех расходов, которые направлены на решение демографических
проблем. Эти расходы должны иметь четкое обозначение и быть выражены в бюджетах
субъектов Российской Федерации в явном виде. Дополнительные средства на социальную
поддержку семьи, материнства и детства должны предусматриваться в региональных
бюджетах по статье «Социальная политика». В «Межбюджетных трансфертах» должны
быть четко указаны средства, которые будут перечисляться в бюджеты муниципальных
образований в форме целевых субсидий на дополнительную компенсацию содержания
детей в дошкольных образовательных учреждениях, доплаты при рождении второго и
последующих детей.
В региональных планах социально-экономического развития должен выделяться специальный
раздел, предусматривающий постоянный мониторинг демографической ситуации и меры
по реализации демографической политики. Для объективного освещения сложившейся
демографической ситуации и мер, направленных на ее улучшение, необходимо активно
привлекать средства массовой информации.
В настоящее время в 11 субъектах Российской Федерации приняты региональные программы
демографического развития, в 9 субъектах Российской Федерации утверждены планы
действий по улучшению демографической ситуации, в 20 субъектах Российской Федерации
реализуются концепции демографического развития.
2. Разработка дополнительных мер поддержки семей с детьми.
Материальная поддержка семей, имеющих детей старше полутора лет.
Полномочия по выплате ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, являются
расходными обязательства субъектов Российской Федерации.
На начало 2007 года ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось 11,8 млн. детей
(44% детей).
Средний размер пособия на начало 2007 года составил 141 рубль или 4,3% прожиточного
минимума ребенка.
Учитывая, что около 50% детей в возрасте до 16 лет проживают в семьях со среднедушевыми
денежными доходами ниже прожиточного минимума, необходимо обеспечить повышение
социальной поддержки семей с детьми старше полутора лет.
Было бы целесообразным проработать вопрос о повышении размера пособия на детей
в возрасте от 1,5 лет до 16 лет (18 лет при обучении в школе, но не долее чем
до ее окончания), сохранив при этом критерий малообеспеченности как условие предоставления
пособия.
Повышение размера ежемесячного пособия на ребенка должно обеспечивать преемственность
мер социальной поддержки семье после окончания отпуска по уходу за ребенком, что
важно для формирования установок на дальнейшее рождение детей у женщин и семей
в целом, которые в период ухода за ребенком попадут под действие новых норм о
выплате пособия по уходу за ребенком.
В настоящее время из федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия субъектам
Российской Федерации предоставляются субсидии, составляющие около 20% общих затрат
на эти цели. Данную практику необходимо сохранить и при установлении повышенных
размеров ежемесячных пособий на ребенка (аналогично финансовой схеме федеральной
поддержки затрат регионов по выплате компенсаций ветеранам труда, репрессированным
и пр. категориям региональных льготников, а также реализуемой с 2007 года поддержки
субъектов Российской Федерации по повышению размеров ежемесячных выплат на содержание
детей в семьях опекунов и приемных семьях, оплаты труда приемных родителей).
Ориентировочный объем дополнительных затрат федерального бюджета на повышение
размера пособия до 800 руб. в месяц составит 95 млрд. руб.
Развитие дошкольного образования.
Сложившаяся в Российской Федерации система дошкольного образования не в полной
мере удовлетворяет растущие потребности населения. На сегодняшний день охват детей
дошкольного возраста разными формами дошкольного образования составляет 61,5%.
Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные
учреждения на начало 2006 года составила 966354 человек.
Дети не могут посещать дошкольные образовательные учреждения в связи с нехваткой
мест, их матери не могут выйти на работу в связи с затянувшимся отпуском по уходу
за ребенком.
Во многих субъектах Российской Федерации (Волгоградская, Белгородская области,
Ненецкий автономный округ, Республика Мордовия, г.Москва) уже разработаны программы
развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования.
Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы
дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение
очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Однако ряд субъектов Российской Федерации (Самарская, Пензенская, Амурская, Магаданская
области и др.) прогнозируют в 2007–2010 годах увеличение очередности в дошкольные
образовательные учреждения. В то же время, органы законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации не планируют значительного расширения сети
образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, увеличения финансирования, а также развития различных
моделей дошкольного образования на базе других образовательных учреждений.
В целях обеспечения общедоступности дошкольного образования подготовлен проект
комплекса мер по развитию дошкольного образования, предусматривающий меры по увеличению
фактического числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, использование
внутренних резервов развития системы образования, разработку и внедрение различных
моделей дошкольного образования.
Важным направлением работы по обеспечению общедоступности дошкольного образования
является использование внутренних резервов системы образования, использование
всех возможностей для создания групп детей дошкольного возраста в пустующих помещениях
общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, других
образовательных учреждений. Для этого необходима разработка лицензионных требований,
на основе которых создается необходимая предметно-развивающая среда, адекватная
возрастным особенностям детей, в любых образовательных учреждениях.
В законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть меры государственной
поддержки граждан, дети которых посещают не только государственные и муниципальные
образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, но и учреждения и организации любой организационно-правовой
формы и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для дошкольного
образования детей.
3. Развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Приоритетным направлением деятельности по профилактике социального сиротства
является организация профилактической работы с семьями и детьми, предусматривающая
создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии
семейного неблагополучия, сохранение ребенку во всех возможных случаях его родной
семьи.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации существуют такие формы
семейного устройства детей-сирот как опека (попечительство) и усыновление.
В 81 регионе получил развитие институт приемной семьи. В последние годы число
приемных семей и число детей в них постоянно растут. Так, за период с 2000 по
2005 год число приемных семей увеличилось почти в 4 раза - с 1,9 тыс. до 7,5
тыс., число детей-сирот в них – более, чем в 3 раза - с 4,4 тыс. до 14,2 тыс.
Во многих субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 123 Семейного
кодекса Российской Федерации активно развиваются региональные формы устройства
детей-сирот. Так, более чем в 30 регионах законами и иными правовыми актами субъектов
Российской Федерации предусмотрена такая форма устройства детей указанной категории
как патронатное воспитание (Республика Карелия, Чувашская Республика, Алтайский,
Краснодарский, Пермский, Приморский края, Архангельская, Владимирская, Иркутская,
Калининградская, Московская, Новгородская, Псковская области, г. Москва и другие),
в Белгородской и Тамбовской областях в соответствии с региональным законодательством
создаются семейные детские дома.
Необходимо обеспечить повышение качества и увеличение объема социальных услуг,
предоставляемых семьям и детям, создание системы комплексной реабилитации семей
и детей, находящихся в социально опасном положении, организации информационно-просветительской
и коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей.
Развитие различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семьи российских граждан как альтернативы их воспитанию в интернатных
учреждениях должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности органов
опеки и попечительства, других заинтересованных органов и учреждений по устройству
детей указанной категории.
Данное направление предполагает широкую пропаганду различных форм семейного устройства
детей, оставшихся без попечения родителей, с активным привлечением общенациональных,
региональных и муниципальных средств массовой информации; оптимизацию системы
работы по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан, создание
системы служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей
усыновителей, опекунов, приемных и замещающих семей, системы предоставления льгот
и материального стимулирования семей, в которых воспитываются дети, оставшиеся
без попечения родителей.
Необходимо провести реформирование сети интернатных учреждений для детей, оставшихся
без попечения родителей, включая создание детских учреждений с малой наполняемостью,
жизнедеятельность которых организована по семейному принципу, а также реорганизацию
интернатных учреждений в службы профилактики социального сиротства и содействия
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
С целью организации подготовки семей к принятию детей на воспитание и профессионального
сопровождения замещающих семей целесообразно задействовать имеющуюся в субъектах
Российской Федерации инфраструктуру учреждений и служб, осуществляющих деятельность
по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой
помощи семьям и детям по месту жительства, обеспечивающих своевременное планирование
и реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий» в 2007 году органами государственной власти субъектов
Российской Федерации должны быть разработаны и приняты региональные нормативные
акты, регулирующие порядок создания и деятельности органов опеки и попечительства
в регионе.
Необходимо укрепление кадрового и материально-технического потенциала органов
и учреждений, осуществляющих опеку (попечительство); усиление координации действий
в данной сфере.
4. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми
помещениями.
В соответствии с действующим законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
Федеральный закон от 6 сентября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации») на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей распространяются дополнительные гарантии права на жилое помещение. Указанные
дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской
Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Анализ ситуации в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями свидетельствует
о том, что лишь небольшое количество субъектов Российской Федерации в состоянии
решить этот вопрос исключительно за счет средств регионального и местного бюджетов.
В небольших городах и селах растет количество ветхого жилья, непригодного для
проживания, значительное количество регионов не имеют своих программ строительства
нового жилья. Среднее время ожидания жилья детьми-сиротами в России превышает
4 года. По субъектам Российской Федерации это время существенно различается: от
года и менее до десяти, двадцати и более лет.
По данным Минобрнауки России по состоянию на 1 января 2007 г. нуждались в жилье
более 65 тысяч детей-сирот. Ежегодно на учет ставится не менее 10 тысяч лиц указанной
категории.
Для решения проблемы предоставления жилья детям-сиротам в полном объеме необходимо
продолжить практику частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
5. Разработка мероприятий, направленных на снижение предотвратимой смертности
и травматизма, в том числе на производстве.
В 2007 году предполагается провести работу по расширению программы приоритетного
национального проекта «Здоровье» в части мер, направленных на снижение смертности
от управляемых причин.
Обеспечение своевременности оказания и совершенствования организации медицинской
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В рамках расширения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
на 2008-2009 годы планируется оснащение медицинским оборудованием (томографами
компьютерными, томографами магнитно-резонансными, аппаратами для длительной искусственной
вентиляции легких, аппаратами наркозно-дыхательными, мониторами слежения, комплексами
рентгеновскими для интраоперационного контроля, стойками нейроэндоскопическами
для интракраниальных вмешательств, анализаторами кислотно-щелочного равновесия
газов крови, анализаторами показателей гемостаза) государственных и муниципальных
больничных учреждений, а также оснащение реанимобилями государственных и муниципальных
учреждений (отделений) скорой медицинской помощи, расположенных вдоль федеральных
автодорог. Это позволит оптимизировать транспортировку пострадавших в больничные
учреждения, а также обеспечить оказание своевременной квалифицированной медицинской
помощи пострадавшим при ДТП, снизить смертность пострадавших при ДТП в 1,5 раза, а также инвалидность пострадавших
в 2,0 раза.
Эти мероприятия будут финансироваться из средств бюджетов всех уровней, в обязательства
федерального уровня входит оснащение станций (отделений) скорой медицинской помощи,
травматологических, нейрохирургических, хирургических и реанимационных отделений
больничных учреждений, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог.
В целом на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в 2008-2009
годах потребуется 9,3 млрд. рублей.
Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях.
С целью уменьшения летальности от острых химических отравлений в рамках расширения
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения планируется повысить
уровень диагностики при отравлениях и обеспечить квалифицированное лечение данной
категории больных.
Для этого будет создана сеть токсикологических центров и отделений, в первую
очередь в территориях с наиболее высокими показателями смертности от отравлений
(Амурская, Архангельская, Кировская, Костромская, Тверская, Смоленская, Ярославская
области, республики Коми, Марий-Эл, Алтай, Тыва, Агинский-Бурятский, Эвенкийский
автономные округа) и в каждом из 7 федеральных округов.
Вышеуказанные токсикологические центры будут оснащены современными химико-токсикологическими
лабораториями, высокоэффективными жидкостными хроматографами (ВЭЖХ) для анализа
наркотиков и лекарств, газовыми хроматографами с электронозахватным детектором
(для анализа хлорорганических соединений), газовыми хроматографами с термоионным
детектором (для анализа фосфорорганических соединений), атомно-адсорбционный спектрофотометрами
(для определения тяжелых металлов), фотометрами микропланшетными, иммунохроматографическими
тест-системами, анализаторами автоматическими для определения электролитов крови,
анализаторами оценки баланса водных секторов с программным обеспечением, анализаторами
кислотно-щелочного равновесия крови, анализаторами биохимическими и гематологическими,
аппаратами «искусственная почка», аппаратами искусственной вентиляции легких,
мониторами слежения, 12-канальными электрокардиографами, дефибрилляторами, аппаратами
рентгеновскими портативными, электроэнцефалографами, реографами, фибробронхоскопами,
фиброгастродуоденоскопами. Данное оборудование позволит не только своевременно
определить токсическое вещество и начать эффективную терапию, но и проводить мониторинг
интенсивной детоксикации.
Указанные мероприятия позволят снизить летальность от острых химических отравлений
в 2,0 раза в Российской Федерации. Общая сумма затрат составит в 2008 – 2009 годах
2,6 млрд. рублей.
Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения будет создано
7 федеральных центров высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «сердечно-сосудистая
хирургия» (г.Астрахань, г.Красноярск, г.Пенза, г.Хабаровск, г.Калининград, г.Пермь,
г.Челябинск), 2 федеральных центра высокотехнологичной медицинской помощи по профилю
«нейрохирургия» (г.Тюмень, г.Новосибирск), а также запланировано оснащение современным
высокотехнологичным медицинским оборудованием для проведения малоинвазивных сосудистых
вмешательств кардиохирургических (инфаркт миокарда) и нейрохирургических (инсульт
головного мозга) отделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
в субъектах Российской Федерации. Оборудование это представлено микроскопами и
навигационным оборудованием для реконструктивных сосудистых и нейрохирургических
операций, установками для ангиографических исследований, томографами спиральными
компьютерными, комплексами ультразвуковыми диагностическими, аппаратами для ультразвукового
сосудистого исследования.
Финансирование в размере 8,36 млрд. руб. позволит на начальном этапе охватить
25 субъектов, а в дальнейшем планируется распространить единую систему оказания
неотложной медицинской помощи при сосудистых заболеваниях на все субъекты Российской
Федерации.
Эти мероприятия позволят повысить доступность и качество высокотехнологичной
медицинской помощи для населения субъектов Российской Федерации, снизить смертность
от сердечно-сосудистых заболеваний и существенно улучшить демографическую ситуацию.
Снижение смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
Снижение смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве
предполагает создание системы оценки влияния условий труда на здоровье работников
и системы управления профессиональными рисками, разработку мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний работников малых предприятий, выработку
подходов к выявлению на ранней стадии вредных факторов воздействия производственной
среды в наиболее проблемных, с точки зрения условий труда, отраслях экономики,
в частности на транспорте, в химических и некоторых других отраслях промышленности.
Неудовлетворительные условия труда женщин-работниц являются причиной производственного
травматизма с тяжелыми последствиями и смертельным исходом, профессиональных заболеваний
и иных повреждений здоровья, в том числе приводящих к потере ими репродуктивной
функции. Медицинские исследования свидетельствуют, что каждая шестая женщина,
работающая в условиях нагревающего микроклимата и под воздействием химических
веществ, страдает бесплодием, у каждой седьмой женщины, работающей в указанных
условиях, беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем. Установлен ряд
вредных производственных факторов, вызывающих нарушения репродуктивной функции
у мужчин, в том числе приводящих к злокачественным новообразованиям в половых
органах и снижению сперматогенеза вплоть до полной стерилизации.
Для решения данной проблемы должен быть выработан комплекс мер, направленных
на безусловное исключение труда женщин и подростков из технологических процессов
с вредными и опасными производственными факторами, прежде всего влияющих на репродуктивную
функцию человека, и снижение степени воздействия этих факторов на жизнь и здоровье
других категорий работников.
В связи с этим будут разработаны профилактические мероприятия, направленные
на предотвращение производственного травматизма и риска нарушения репродуктивного
здоровья работающих.
Должны быть изменены организация, механизм, порядок и нормативное регулирование
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для объективной оценки ситуации с условиями труда в Российской Федерации, разработки
эффективных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости работников, должна быть сформирована единая
база данных о рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда в Российской
Федерации (Единого федерального реестра рабочих мест).
6. Совершенствование медицинской помощи и разработка новых технологий ведения
беременных женщин высокой группы риска, включая строительство перинатальных центров
и оснащение учреждений родовспоможения оборудованием для реанимации и выхаживания
новорожденных.
В перинатальных центрах, оснащенных современной медицинской аппаратурой, на основе
объединения усилий различных специалистов, внедрения эффективных перинатальных,
лечебно-диагностических технологий, создаются условия для оказания всего объема
специализированной медицинской помощи, включая консультативно-диагностическую,
стационарную, дистанционно-консультативную с выездными анестезиолого-реанимационными
неонатальными бригадами.
Важным разделом в деятельности центров, особенно региональных, является организационно-методическая
работа на основе преемственности и этапности оказания медицинской помощи, подготовка
кадров. Такой подход позволяет концентрировать в одном учреждении значительное
число беременных и новорожденных с наиболее тяжелой патологией, что повышает эффективность
использования ресурсов как в конкретном перинатальном центре, административной
территории, так и на уровне системы родовспоможения в целом.
Создание сети перинатальных центров позволит снизить материнскую и младенческую
смертность на основе оказания высокотехнологичной медицинской помощи беременным
женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным.
Для создания сети современных перинатальных центров планируется строительство
20 перинатальных центров. Предполагаемый объем финансовых затрат на строительство
и оснащение перинатальных центров за счет средств федерального бюджета составит
в 2008 году – 8,0 млрд. руб., в 2009 году – 12,0 млрд. руб.
В 2007 году с учетом разработанных Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации критериев должен быть проведен отбор территорий
для строительства перинатальных центров с учетом возможности софинансирования
субъектов Российской Федерации.
Одним из аспектов увеличения числа рождений является повышение эффективности
лечения бесплодия в браке путем расширения доступности использования экстракорпорального
оплодотворения (ЭКО).
В проведении ЭКО в 2007 году нуждается 1300 супружеских пар. С учетом стоимости
операции 70–90 тыс. рублей, необходимо дополнительно 100 млн. рублей для обеспечения
потребности в данном виде медицинской помощи в 2007 году. Это позволит родиться
700 желанным детям.
Учитывая высокую потребность в использовании экстракорпорального оплодотворения
для лечения бесплодия в 2007 году необходимо разработать программу государственной
поддержки семей, нуждающихся в восстановлении репродуктивной функции.
Необходимым условием, обеспечивающим эффективное использование государственных
средств, является выделение денег нуждающимся людям с тем, чтобы они могли воспользоваться
возможностями существующей в России сети медицинских организаций, выполняющих
операцию экстракорпорального оплодотворения (например, с механизмом оплаты по
аналогии родовых сертификатов), независимо от их формы собственности. Единственным
критерием при выборе медицинских учреждений должно быть качество медицинских услуг.
7. Реализация «пилотных» проектов в субъектах Российской Федерации, направленных
на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
С 2007 года реализуются «пилотные» проекты в субъектах Российской Федерации,
направленные на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, целью которых
является создание эффективной системы функционирования здравоохранения, повышающей
доступность и качество медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Реализация «пилотных» проектов решает следующие задачи:
создание персонифицированного учета медицинской помощи населению Российской Федерации,
включая в этот процесс стационарное звено;
осуществление перевода учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату
с учетом критериев качества и повышение уровня оплаты труда;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированные методы финансирования
медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам
оказания медицинской помощи;
создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения;
приведение существующей материально-технической базы медицинских учреждений в
соответствие с табелем оснащения;
выведение части объемов стационарной медицинской помощи и медицинских кадров
в амбулаторно-поликлинические учреждения;
внедрение элементов частичного или полного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом
этапе оказания медицинской помощи.
8. Разработка мер, направленных на создание условий для возвращения женщин, имеющих
малолетних детей, в общественное производство.
В настоящее время женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком (либо
ранее не работавшие), испытывают значительные трудности при возвращении на прежнее
место работы или при новом трудоустройстве, связанные с их социально-трудовой
дезадаптацией, потерей профессиональных навыков, снижением конкурентоспособности
и трудовой мобильности.
Одновременно наблюдается нежелание работодателей нести дополнительные издержки
при трудоустройстве женщин (более низкая производительность труда, обусловленная
потерей ряда профессиональных навыков; значительные потери рабочего времени, связанные
с больничными листами и отпусками (за свой счет) по уходу за ребенком).
В наиболее сложном положении находятся женщины в возрасте 16-29 лет (около 72%
матерей рожают детей, находясь в данной возрастной категории). Многие из этих
женщин стремятся возвратиться на прежнее место работы.
В целях создания условий для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком,
необходимо предусмотреть дополнительные меры, способствующие их возвращению к
активной трудовой деятельности. К таким мерам может относиться введение государственного
сертификата на оплату профессионального обучения для этой категории женщин.
Введение государственного сертификата будет способствовать профессиональной адаптации
и трудоустройству женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
|