Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Информационные материалы

Материалы Минздравсоцразвития России к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (5 октября 2006 г., г. Москва). О первоочередных мерах в 2006-2007 годах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год в части вопросов демографического развития

Демографическая ситуация в Российской Федерации, характерной особенностью которой является низкая рождаемость и высокая смертность, особенно граждан  в трудоспособном возрасте, остается неблагополучной.

Число ежегодных рождений, составлявшее в середине 80-х годов 2,4-2,5 млн. детей, снизилось до 1,4-1,5 млн. детей в последние годы. Число ежегодных смертей, наоборот, увеличилось с 1,5-1,6 млн. в середине 80-х годов, до 2,3 млн. в последние годы. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) сократился с 2,19 в 1987 году до 1,29 в 2005 году, в то время как для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений он должен составлять не менее 2,14.

За январь-июль текущего года демографическая ситуация несколько улучшилась. Число родившихся (по сравнению с соответствующим периодом 2005 года) сократилось незначительно – на 3,3 тыс. детей, или на 0,4%. Число умерших уменьшилось на более существенную величину – на 66,1 тыс. человек, или на 4,9%, главным образом вследствие более эффективной работы первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи. Число умерших от случайных отравлений алкоголем снизилось на 18%, от транспортных травм – на 6%, от убийств – на 19%.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года проблемы демографического развития, улучшения демографической ситуации, роста рождаемости и сокращения смертности названы в числе наиболее важных.

Поставлены задачи обеспечения материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей, развития инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (учреждений родовспоможения и дошкольных образовательных учреждений), стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижения смертности, в первую очередь от управляемых причин и от заболеваний, определяющих высокую смертность населения и профессиональных заболеваний.

Во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, и в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г. на федеральном уровне проведен ряд организационных мероприятий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006г. № 838-р утвержден Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.

Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 698 Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, расширены его задачи, внесены изменения в Положение и состав Совета.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 390-рп Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Здоровье» при  Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов преобразована в Межведомственную рабочую группу по приоритетному национальному проекту «Здоровье» и демографической политике Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике 4 августа 2006 года одобрены направления действий по улучшению демографической ситуации.

С учетом решения указанного заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике подготовлены:

направления, основные приоритеты и параметры демографического развития Российской Федерации на 2007-2009 годы;

методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам демографического развития и типовой перечень соответствующих нормативных правовых актов;

методические рекомендации по установлению дополнительных мер, направленных на поддержку семей с детьми и стимулирование рождаемости;

комплекс мер по развитию дошкольного образования;

программа содействия устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первоочередные меры по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей, которые вводятся с 1 января 2007 года, включают следующие мероприятия:

1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации  8 сентября 2006 года в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», внесенный Правительством Российской Федерации.

Проектом федерального закона предусматривается, что с 1 января 2007 года минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет будет увеличен с 700 рублей до 1500 рублей  при рождении первого ребенка и до 3000 рублей при рождении второго и последующих детей. В указанных размерах пособия будут получать учащиеся дневных профессиональных учебных заведений, а также неработающие женщины (ранее неработающие женщины данное пособие не получали).

Для работающих женщин размер пособия будет устанавливаться в размере 40% заработка, но не менее 1500 рублей при рождении первого ребенка; не менее 3000 рублей – при рождении второго и последующих детей. Максимальный размер пособия устанавливается в размере 6000 рублей.

При одновременном осуществлении ухода за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия для работающих женщин, исчисленный исходя из среднемесячного заработка, не может превышать 100% этого заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия для неработающих женщин.

Пособие будут получать также опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Предполагается, что в 2007 году пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет будут получать примерно 1,5 млн. человек.

В развитие указанного проекта федерального закона Правительством Российской Федерации до конца текущего года будет определен порядок назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» на выплату пособия предусмотрено 17,4 млрд. рублей, из которых 13,83 млрд. рублей направляются в Фонд социального страхования Российской Федерации на выплату пособий женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и на обеспечение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до двойного размера женщинам в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС».

В проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» на выплату пособия женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, предусмотрено 36,53 млрд. рублей.

Общий объем затрат на выплату ежемесячного пособия из федеральных источников составит в 2007 году 53,93 млрд. рублей.

2. Введение компенсации затрат родителей на дошкольное образование.

В целях материальной поддержки семей с детьми и создания возможности для возращения женщины к активной трудовой деятельности с 1 января 2007 года вводятся компенсационные выплаты родителям на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

При посещении дошкольного образовательного учреждения (детского сада) первым ребенком компенсационная выплата родителям будет составлять 20% размера взимаемой с родителей платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, вторым ребенком - 50%, третьим и последующим ребенком - 70%.

В соответствии с законодательством о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (за исключением финансирования расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемого из местных бюджетов) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, организации общедоступного бесплатного дошкольного образования - к вопросам местного значения муниципального района и городского округа соответственно.

В связи с этим субъектам Российской Федерации предстоит:

сформировать соответствующую нормативную правовую базу (принять нормативные правовые акты определяющие размеры, порядок и условия предоставления гражданам, имеющим детей, мер социальной поддержки в виде компенсации затрат на дошкольное образование и др.);

провести необходимые организационные мероприятия.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять нормативный правой акт о компенсации затрат родителям на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, в котором содержались бы следующие положения:

- порядок, размер и условия выплаты компенсаций родителям с учетом норм, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006г. № 5-П, указавшего на необходимость сохранения обязанности при реализации полномочия по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях обеспечивать пропорции в распределении расходов на содержание детей между родителями и муниципальными образованиями, ранее установленные Российской Федерацией и действовавшие по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- органы власти, которые будут осуществлять компенсационные выплаты родителям (органы социальной защиты или муниципальные органы управления образованием);

- условия и порядок предоставления финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в виде субвенций на выплату компенсаций гражданам на содержание детей дошкольного возраста в организациях любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для дошкольного образования детей;

- расчет размера субвенции, предоставляемой субъектом Российской Федерации каждому муниципальному образованию;

- формы контроля за целевым использованием средств, выделенных бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации на выплату компенсаций родителям на содержание детей дошкольного возраста в учреждениях и организациях любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для дошкольного образования детей.

В качестве приложений к нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации о компенсации затрат родителям на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно разработать:

- форму соглашений между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправлениия о выплате компенсаций родителям на содержание детей дошкольного возраста в организациях любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для дошкольного образования детей;

- форму отчетности о расходах бюджетов муниципальных образований на выплату компенсаций родителям, включающую информацию о количестве детей дошкольного возраста, в том числе по очередности рождений, получающих услуги дошкольного образования, размере родительской платы за содержание ребенка дошкольного возраста в организациях любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для дошкольного образования детей.

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 8,0 млрд. рублей на выплату родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Субсидии будут предоставляться с распределением и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации  при подготовке проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2007 год рекомендуется отразить в доходной части передаваемые из федерального бюджета субсидии на выплату компенсации затрат на дошкольное образование, а в расходной части предусмотреть субвенции бюджетам муниципальных образований на выплату компенсаций родителям на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

До конца 2006 года для обеспечения доступности дошкольного образования, упорядочения работы по развитию сети соответствующих учреждений, устранения сложившихся диспропорций в ценах на услуги детских дошкольных учреждений и прекращения необоснованного роста цен на эти услуги федеральными органами исполнительной власти будет разработан комплекс мер по развитию дошкольного образования, включающий методику определения затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, предоставляемых бесплатно, и их нормативно-правовое обеспечение.

3. Дополнительная государственная поддержка семей с детьми в форме предоставления материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тысяч рублей.

Предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго и последующего ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала в сумме 250 тыс. рублей  с последующей индексацией с учетом инфляции предусмотрено проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предусматривается, что указанные средства будут предоставляться один раз женщинам, родившим (усыновившим) после 1 января 2007 года второго, третьего или последующего ребенка.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. 

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки будет являться выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, смогут начиная с 1 января 2010 года (то есть после достижения ребенком возраста трех лет либо истечения трех лет со дня его усыновления) направить сумму материнского (семейного) капитала, либо ее часть на следующие направления:

получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с  законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (родным, усыновленным, в том числе первым, вторым и последующим) в возрасте до 25 лет;

приобретение жилья на территории Российской Федерации;  

формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Одновременно с проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий освобождение суммы материнского (семейного) капитала от уплаты налога на доходы физических лиц.

Правительством Российской Федерации до конца текущего года будут подготовлены изменения в отдельные федеральные законы по вопросам пенсионного обеспечения, определены порядок и условия приобретения жилья, в том числе по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также порядок и условия расходования средств на обучение детей.

Осуществление выплат за счет материнского (семейного) капитала будет производиться начиная с 2010 года в соответствии с заявками лиц, имеющих право на распоряжение этими средствами. Соответствующие расходы будут предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2010 год.

Первоочередные меры по развитию учреждений родовспоможения и укреплению здоровья детей, включают следующие мероприятия:

1. Увеличение  1 января 2007 года стоимости родового сертификата.

Для повышения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и во время родов, укрепления здоровья новорожденных детей предусмотрено увеличение в 2007 году стоимости родового сертификата, введенного в соответствии с приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения в 2006 году, с 7 до 10 тысяч рублей. Из указанной суммы 3 тысячи рублей направляются на оплату медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности, 6 тысяч рублей - в период родов, 1 тысяча рублей – на оплату диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

По достижению ребенком одного года (то есть после 1 января 2008 года) и при отсутствии претензий со стороны матери к обслуживанию ребенка предполагается направлять в детскую поликлинику еще 1 тысячу рублей.

Расходы на оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном порядке размещен муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, по родовым сертификатам в объеме 14,5 млрд. рублей предусмотрены в проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

Правительством Российской Федерации до конца текущего года будут внесены изменения в действующий порядок финансирования расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, а также иным организациям, имеющим муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной во время беременности и (или) родов.

2. Реализация мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы.

В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы предусматривается реализация мероприятий по:

совершенствованию специализированной медицинской помощи, реанимационной и интенсивной терапии беременным женщинам и новорожденным, специализированной медицинской помощи детям;

оснащению оборудованием реабилитационных центров, отделений восстановительного лечения для детей, лечебно-профилактических учреждений для оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям;

строительству и реконструкции 32 учреждений родовспоможения и детства;

разработке методик по совершенствованию технологий диагностики и лечения заболеваний у новорожденных, разработке новых технологий ведения беременных женщин высокой группы риска.

На финансирование мероприятий подпрограммы в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предполагается выделить в 2007 году 0,876 млрд. рублей.

Первоочередные меры по стимулированию устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вводятся с 1 января 2007 года, включают следующие мероприятия:

1. Обеспечение выплаты единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью) в размере 8000 рублей.

Выплата единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в семью (усыновление, опека (попечительство), приемная семья) в размере 8000 рублей вводится с 1 января 2007 года в соответствии с проектом федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Законопроектом предусматривается передача полномочия по назначению и выплате указанного единовременного пособия органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим субъектам Российской Федерации предстоит:

определить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за назначение и выплату указанного пособия;

определить организацию (структуру органов) и порядок деятельности по попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию передаваемого полномочия предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, в виде субвенций. На указанные цели проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено 0,677 млрд. рублей.

В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2007 год рекомендуется отразить в доходной части передаваемые из федерального бюджета субвенции на указанные цели, а в расходной части предусмотреть выделение этих субвенций бюджетам муниципальных образований на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

2. Установление во всех субъектах Российской Федерации минимальных нормативов по содержанию ребенка-сироты в семье опекуна (попечителя) и приемной семье в размере не ниже 4000 рублей в месяц, по оплате труда приемного родителя – в размере не ниже 2500 рублей в месяц на каждого ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации определение размера денежных средств, выплачиваемых  опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка,  а также определение размера оплаты труда приемных родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим субъектам Российской Федерации предстоит:

сформировать соответствующую нормативную правовую базу, принять нормативные правовые акты,  устанавливающие размеры (не ниже размера, определенного в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года), порядок и условия  выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) и приемной семье, размер оплаты труда приемных родителей (не ниже размера, определенного в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года) и льготы, предоставляемые приемной семье;

провести необходимые организационные мероприятия.

Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривается направить из Федерального фонда софинансирования социальных расходов в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации 6,174 млрд. рублей на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработную плату приемному родителю. Субсидии будут предоставляться с распределением и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.  

В этой связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2007 год рекомендуется отразить в доходной части передаваемые из федерального бюджета субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и выплату заработной платы приемному родителю, а в расходной части предусмотреть выделение субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье.

3. Проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях (детских домах, домах ребенка, школах-интернатах систем здравоохранения и образования) с целью укрепления их здоровья.

В ходе диспансеризации будет проведено обследование детей-сирот, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Нуждающимся детям будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь.

Предполагается ежегодно проводить диспансеризацию 200 тыс. детей-сирот.

В проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» предусмотрено направление 0,291 млрд. рублей, выделяемых из федерального бюджета, на проведение диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях здравоохранения и образования.

4. Реализация мероприятий подпрограммы «Дети и семья» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы.

В рамках подпрограммы «Дети и семья» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы по направлению «Дети-сироты» предусматривается реализация мероприятий по:

внедрению семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечению конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечению интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

реконструкции с целью улучшения условий проживания 70 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На финансирование мероприятий направления «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья» в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предполагается выделить в 2007 году 0,691 млрд. рублей.

Первоочередные меры по снижению смертности от управляемых причин, от заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний, включают следующие мероприятия.

1. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

На снижение смертности и профилактику наиболее распространенных заболеваний направлены мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, реализация которого началась в 2006 году.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году будет проводиться дальнейшая работа по развитию первичной медико-санитарной помощи и обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Предусматривается продолжить мероприятия по:

укреплению кадрового потенциала лечебных учреждений первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов (осуществление денежных выплат медицинскому персоналу, подготовка и переподготовка медицинских кадров);

развитию материально-технической базы муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений и учреждений скорой медицинской помощи;

профилактике ряда инфекционных заболеваний, иммунизации населения, обследованию новорожденных детей;

дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере и занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам и работающим гражданам;

строительству новых центров высоких медицинских технологий, оказанию высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания.

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» на мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения предусмотрено выделить 107,7 млрд. рублей (75,4 млрд. рублей без учета денежных выплат медицинскому персоналу), в проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» - 19,5 млрд. рублей (включая средства, выделяемые на оплату медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов).

2. Разработка мероприятий по снижению предотвратимой смертности и травматизма населения Российской Федерации, в том числе на производстве.

В 2007 году предполагается провести работу по расширению программы приоритетного национального проекта «Здоровье» в части мер, направленных на снижение смертности от управляемых причин.

Предусматривается разработать мероприятия по:

обеспечению своевременности оказания и совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая оснащение травматологических, нейрохирургиче-

ских и хирургических отделений медицинским оборудованием (компьютерный томограф, аппарат для длительной ИВЛ, наркозно-дыхательный аппарат, мониторы слежения, рентгеновские комплексы для интраоперационного контроля, нейроэндоскопическая стойка для интракраниальных вмешательств, анализатор кислотно-щелочного равновесия газов крови, анализатор показателей гемостаза), санитарным автотранспортом (закупка  реанимобилей), оснащение высокотехнологичным оборудованием детских нейрохирургических и травматологических отделений;

совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях, включая создание сети информационно-консультативных токсикологических центров, в первую очередь в территориях с наиболее высокими показателями смертности от отравлений, улучшение экстренной диагностики, в том числе отравлений алкоголем, суррогатами, техническими жидкостями, наркотиками за счет поэтапного создания новых и дооснащения действующих химико-токсикологических лабораторий в каждом субъекте Российской Федерации, оснащение токсикологических центров аппаратами «искусственная почка», позволяющими повысить эффективность лечения отравлений, в том числе суррогатами алкоголя и техническими жидкостями, а также последствий острых отравлений и хронической алкогольной интоксикации;

совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, включая  создание центров малоинвазивной хирургии на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, поставку в них ангиографического оборудования, обеспечение переподготовки врачей и медицинских сестер;

совершенствованию медицинской помощи и разработке новых технологий ведения беременных женщин высокой группы риска, включая строительство перинатальных центров и оснащение учреждений родовспоможения оборудованием для реанимации и выхаживания новорожденных;

снижению смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, включая создание системы оценки влияния условий труда  на здоровье работников и системы управления профессиональными рисками, разработку мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников малых предприятий, выработку подходов к выявлению на ранней стадии вредных факторов воздействия производственной среды в наиболее проблемных, с точки зрения условий труда, отраслях экономики, в частности на транспорте, в химических и некоторых других отраслях промышленности.

К реализации вышеуказанных мероприятий предусматривается приступить с начала 2008 года.

3. Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы.

 В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы предусматривается реализация мероприятий по:

совершенствованию и внедрению методов профилактики, ранней диагностики, консультативной помощи, лечения, реабилитации при социально значимых заболеваниях (сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты и др.);

внедрению современных методов лечения,  диагностики и реабилитации с учетом применения разрабатываемых отечественных лекарственных средств и медицинских изделий, диагностического и лечебного оборудования;

совершенствованию контроля эффективности лечения заболеваний и их осложнений;

строительству и реконструкции зданий и сооружений  специализированных медицинских учреждений и оснащение их современным медицинским и техническим оборудованием.

На финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 годы в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривается выделить в 2007 году 4,28 млрд. рублей.

4. Реализация «пилотных» проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

В 2007 году начнется реализация «пилотных» проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, целью которых является создание эффективной системы функционирования здравоохранения, повышающей доступность и качество медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

В течение проведения «пилотных» проектов будут решены следующие задачи:

создание персонифицированного учета медицинской помощи населению Российской Федерации, включая в этот процесс стационарное звено;

осуществление перевода учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повышение уровня оплаты труда;

внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированные методы финансирования медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам оказания медицинской помощи;

создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения;

приведение существующей материально-технической базы медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения;

выведение части объемов стационарной медицинской помощи и медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения;

внедрение элементов частичного или полного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.

В проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» на проведение «пилотных» проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, предусмотрено 4,0 млрд. рублей. На эти цели будут также использованы остатки средств в размере 3,0 млрд. рублей, образовавшиеся в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году в результате неполного использования ассигнований на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

 

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, и решения Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г. будут разработаны план первоочередных мер по улучшению демографической ситуации и  Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Для улучшения демографической ситуации в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации в субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные демографические программы, согласованные с действующими национальными проектами и основными направлениями и параметрами мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать