Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Документы

Дата: 16.02.2005

Решение Коллегии от 16 февраля 2005 года "О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ

 
16 февраля 2005   
Протокол N  1

                                                

О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации



Коллегия отмечает, что важнейшим стратегическим направлением охраны здоровья будущих поколений является обеспечение и защита полноценного развития ребенка, начиная от его рождения.

По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002 год) лишь каждый третий обследованный ребенок признан здоровым. Хронические болезни имеют тенденцию к распространению в более ранних возрастных группах, ежегодно увеличивается число детей-инвалидов. Растет распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркоманий, токсикомании и др. Ухудшается состояние здоровья девушек-подростков -будущих матерей. Снижается младенческая смертность, уровень которой остается выше, чем в европейских экономически развитых странах. Все указанные проблемы наиболее остро проявляются в сельской местности. За последние 10 лет численность детей в Российской Федерации сократилась на 5 млн. и составила на начало 2004 года - 30,5 млн. человек.

Поэтому охрана здоровья детей в современных условиях при сохраняющихся высоких уровнях смертности и депопуляции населения приобретает особую медико-социальную значимость. Дети ? главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм.

В свете происходящей в стране модернизации социальной сферы, в том числе здравоохранения и реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к уровню субъектов Российской Федерации относится развитие учреждений здравоохранения, в том числе службы охраны здоровья матери и ребенка; их материально-техническое обеспечение; контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи; формирование расходов бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, в том числе детям бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам детского населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

В условиях происходящих в стране реформ и совершенствования социальной сферы, разработка межведомственной Концепции охраны здоровья детей является своевременной и необходимой.

Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации разработана в соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, Основных направлений по улучшению положения детей до 2010 года и является документом, определяющим направления деятельности органов исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья детей.

Целью государственной политики в области охраны здоровья детей является сохранение и улучшение здоровья детей, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышение уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

обеспечение эффективной государственной политики в области охраны здоровья детей;

реализация права ребёнка на здоровый рост и развитие;

совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;

эффективное использование ресурсов здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других ведомств в целях охраны здоровья детей;

приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей;

обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по охране здоровья детей, государственных гарантий бесплатной медицинской помощи детям и доступности оказания высокотехнологичных её видов;

создание условий для охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях;

совершенствование качества медицинской помощи детям;

обеспечение комплексной медицинской, психологической и педагогической реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья, детей-инвалидов;

определение и реализация приоритетных научных направлений в области охраны здоровья материнства и детства.

Концепция предусматривает разработку эффективного правового механизма усиления взаимодействия органов исполнительной власти на всех уровнях в области охраны здоровья детей.

Стратегической целью Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических условий для физического и психического развития детей, а также реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на охрану здоровья.

Основными приоритетными направлениями в области охраны здоровья детей являются:

- обеспечение медицинских, экономических, социальных, правовых, культурных и иных государственных гарантий детей на охрану здоровья;

- охрана здоровья детей на основе законодательно закрепленных и финансово-обеспеченных механизмов межотраслевого взаимодействия органов государственного управления;

- обеспечение «гарантированное государством» оказание медицинской помощи, включая высокотехнологичные ее виды;

- улучшение условий для безопасной жизнедеятельности детей, в том числе в процессе образования.

В Концепции впервые сформулированы основные принципы охраны здоровья детей. Среди которых - наилучшее обеспечение интересов детей в области охраны здоровья есть важнейший ориентир при выборе стратегических направлений общественного развития, при этом динамика состояния здоровья детей, в соответствующих случаях, является основанием для коррекции этих направлений. Непосредственно связанный с предыдущим является фундаментальный принцип обеспечения детям государственных гарантий по охране здоровья, как в благоприятных условиях общественного прогресса, так и в ситуациях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем, социальные, военные и иные конфликты и т.п.).

Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются:

- улучшение качественных показателей здоровья детей;

- содействие здоровому образу жизни;

- реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранение доступности для детей базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;

- профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов;

- пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья;

- проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышения ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровье своих детей;

- концентрация научных исследований, обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей, снижение материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности.

Реализация Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации позволит прогнозировать следующие основные результаты:

- консолидацию общества вокруг объединяющей идеи обеспечения прав ребёнка на развитие и здоровье;

- укрепление института семьи;

- снижение материнской, младенческой и детской смертности;

- улучшение качественных показателей состояния здоровья детей в Российской Федерации;

- снижение детской инвалидности;

- преодоление демографического кризиса, увеличение «человеческого» капитала.

Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации содержит принципиальное положение о том, что все аспекты жизнедеятельности общества отражаются на состоянии здоровья детей.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений государственной политики и факторов национальной безопасности.

2. Одобрить Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации (приложения 1,2)

3. Доработать Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации с учетом замечаний и предложений до 15 марта 2005 года.

4. Подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции  охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года» и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 31 марта 2005 года.

5. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой):

5.1. Осуществлять нормативную, правовую и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части модернизации службы охраны материнства и детства, повышения качества медицинской помощи женщинам и детям.

5.2. Обеспечить постоянный мониторинг материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, в том числе наследственных заболеваний и пороков развития у детей.

5.3. Разработать Проект Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» до 31 декабря 2006 года.

5.4. Разработать Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, направленные на сохранение и восстановление репродуктивной функции человека» до 1 октября 2005 года.

5.5. Подготовить и провести совещание руководителей служб охраны материнства и детства органов здравоохранения и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по итогам деятельности и задачам органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты по совершенствованию деятельности службы, снижению материнской и детской смертности, заболеваемости и инвалидности до 1 июля 2005 года.

5.6. Разработать проект приказа по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи женщинам и детям, в том числе, проживающих в сельской местности до 1 мая 2005 года.

5.7. Разработать проекты приказов по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, защите их прав до 31 декабря 2005 года.

5.8.  Разработать программу в области охраны здоровья и оздоровления детей в образовательных и интернатных учреждениях до 1 августа 2005 года.

5.9. Осуществлять мероприятия по организации и проведению оздоровительной кампании.

6. Департаменту организации и развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфину), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой):

6.1. Предусматривать при разработке Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи увеличение объемов профилактической помощи детям и женщинам.

6.2. Обеспечить разработку стандартов оказания медицинской помощи, в том числе профилактической, детям и женщинам в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях до 31 декабря 2005 года.

6.3. Обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортной помощи женщинам и детям.

7. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой), Департаменту организации фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володину):

7.1. Изучить причины смертности детей подросткового возраста, представить предложения по ее снижению до 31 декабря 2005 года.

7.2. Разработать новые технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей подросткового возраста до 31 декабря 2005 года.

8. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко):

8.1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических норм и правил в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях, учреждениях социальной помощи семье и детям.

9. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Р.У. Хабриеву):

9.1. Обеспечить постоянный контроль качества оказания медицинской помощи детям и матерям, в соответствии со стандартами.

10. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (В.А. Прохорову):

10.1. Обеспечить реализацию Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.

10.2.Обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок.

10.3.Обеспечить развитие дистанционных (телемедицинских) консультативно - диагностических подразделений на базе федеральных государственных учреждений с целью повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

10.4. Обеспечить доступность и увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи матерям и детям.

11. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации медицинской помощи детям руководствоваться положениями данного решения коллегии.

12. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова.

 

Председатель коллегии Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
 

М.Ю.Зурабов

Секретарь коллегии

Л.Л.Лебедев


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать