Дата: 16.02.2005
Решение Коллегии от 16 февраля 2005 года "О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2005 |
Протокол N 1 |
О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года
и Плане мероприятий по ее реализации
Коллегия отмечает, что важнейшим стратегическим направлением охраны здоровья
будущих поколений является обеспечение и защита полноценного развития ребенка,
начиная от его рождения.
По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002 год) лишь каждый третий обследованный
ребенок признан здоровым. Хронические болезни имеют тенденцию к распространению
в более ранних возрастных группах, ежегодно увеличивается число детей-инвалидов.
Растет распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний
передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркоманий, токсикомании и др. Ухудшается
состояние здоровья девушек-подростков -будущих матерей. Снижается младенческая
смертность, уровень которой остается выше, чем в европейских экономически развитых
странах. Все указанные проблемы наиболее остро проявляются в сельской местности.
За последние 10 лет численность детей в Российской Федерации сократилась на 5
млн. и составила на начало 2004 года - 30,5 млн. человек.
Поэтому охрана здоровья детей в современных условиях при сохраняющихся высоких
уровнях смертности и депопуляции населения приобретает особую медико-социальную
значимость. Дети ? главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию,
но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических
и психических травм.
В свете происходящей в стране модернизации социальной сферы, в том числе здравоохранения
и реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к уровню субъектов
Российской Федерации относится развитие учреждений здравоохранения, в том числе
службы охраны здоровья матери и ребенка; их материально-техническое обеспечение;
контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи; формирование расходов
бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи;
разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации, в том числе детям бесплатной медицинской помощи,
включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования;
установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам детского населения
мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
В условиях происходящих в стране реформ и совершенствования социальной сферы,
разработка межведомственной Концепции охраны здоровья детей является своевременной
и необходимой.
Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации разработана в соответствии
со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2010 года, Основных направлений по улучшению положения детей до 2010 года и
является документом, определяющим направления деятельности органов исполнительной
власти всех уровней в области охраны здоровья детей.
Целью государственной политики в области охраны здоровья детей является сохранение
и улучшение здоровья детей, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности,
повышение качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей
и образования, повышение уровня социальной адаптации и интеграции в современное
общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение эффективной государственной политики в области охраны здоровья детей;
реализация права ребёнка на здоровый рост и развитие;
совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья
детей;
эффективное использование ресурсов здравоохранения, образования, социальной защиты
населения и других ведомств в целях охраны здоровья детей;
приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей;
обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по охране здоровья
детей, государственных гарантий бесплатной медицинской помощи детям и доступности
оказания высокотехнологичных её видов;
создание условий для охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях;
совершенствование качества медицинской помощи детям;
обеспечение комплексной медицинской, психологической и педагогической реабилитации
детей с отклонениями в состоянии здоровья, детей-инвалидов;
определение и реализация приоритетных научных направлений в области охраны здоровья
материнства и детства.
Концепция предусматривает разработку эффективного правового механизма усиления
взаимодействия органов исполнительной власти на всех уровнях в области охраны
здоровья детей.
Стратегической целью Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на
период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических
условий для физического и психического развития детей, а также реальное обеспечение
основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на охрану здоровья.
Основными приоритетными направлениями в области охраны здоровья детей являются:
- обеспечение медицинских, экономических, социальных, правовых, культурных и
иных государственных гарантий детей на охрану здоровья;
- охрана здоровья детей на основе законодательно закрепленных и финансово-обеспеченных
механизмов межотраслевого взаимодействия органов государственного управления;
- обеспечение «гарантированное государством» оказание медицинской помощи, включая
высокотехнологичные ее виды;
- улучшение условий для безопасной жизнедеятельности детей, в том числе в процессе
образования.
В Концепции впервые сформулированы основные принципы охраны здоровья детей. Среди
которых - наилучшее обеспечение интересов детей в области охраны здоровья есть
важнейший ориентир при выборе стратегических направлений общественного развития,
при этом динамика состояния здоровья детей, в соответствующих случаях, является
основанием для коррекции этих направлений. Непосредственно связанный с предыдущим
является фундаментальный принцип обеспечения детям государственных гарантий по
охране здоровья, как в благоприятных условиях общественного прогресса, так и в
ситуациях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем,
социальные, военные и иные конфликты и т.п.).
Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются:
- улучшение качественных показателей здоровья детей;
- содействие здоровому образу жизни;
- реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной
и качественной медицинской помощью, сохранение доступности для детей базовых медицинских
услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;
- профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов;
- пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического
и психического здоровья;
- проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья
женщин и детей, безопасного материнства, повышения ответственности населения за
состояние своего здоровья и здоровье своих детей;
- концентрация научных исследований, обеспечивающих рождение и развитие здоровых
детей, снижение материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости
и инвалидности.
Реализация Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации позволит прогнозировать
следующие основные результаты:
- консолидацию общества вокруг объединяющей идеи обеспечения прав ребёнка на
развитие и здоровье;
- укрепление института семьи;
- снижение материнской, младенческой и детской смертности;
- улучшение качественных показателей состояния здоровья детей в Российской Федерации;
- снижение детской инвалидности;
- преодоление демографического кризиса, увеличение «человеческого» капитала.
Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации содержит принципиальное
положение о том, что все аспекты жизнедеятельности общества отражаются на состоянии
здоровья детей.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений
государственной политики и факторов национальной безопасности.
2. Одобрить Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период
до 2010 года и План мероприятий по ее реализации (приложения 1,2)
3. Доработать Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период
до 2010 года и План мероприятий по ее реализации с учетом замечаний и предложений
до 15 марта 2005 года.
4. Подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года»
и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 31 марта
2005 года.
5. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В.
Шараповой):
5.1. Осуществлять нормативную, правовую и методическую помощь субъектам Российской
Федерации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части модернизации
службы охраны материнства и детства, повышения качества медицинской помощи женщинам
и детям.
5.2. Обеспечить постоянный мониторинг материнской, младенческой и детской смертности,
заболеваемости, в том числе наследственных заболеваний и пороков развития у детей.
5.3. Разработать Проект Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской
Федерации» до 31 декабря 2006 года.
5.4. Разработать Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты Российской Федерации, направленные на сохранение и восстановление
репродуктивной функции человека» до 1 октября 2005 года.
5.5. Подготовить и провести совещание руководителей служб охраны материнства
и детства органов здравоохранения и социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации по итогам деятельности и задачам органов и учреждений здравоохранения
и социальной защиты по совершенствованию деятельности службы, снижению материнской
и детской смертности, заболеваемости и инвалидности до 1 июля 2005 года.
5.6. Разработать проект приказа по вопросам оказания первичной медико-санитарной
помощи женщинам и детям, в том числе, проживающих в сельской местности до 1 мая
2005 года.
5.7. Разработать проекты приказов по вопросам устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в семью, защите их прав до 31 декабря 2005
года.
5.8. Разработать программу в области охраны здоровья и оздоровления детей в
образовательных и интернатных учреждениях до 1 августа 2005 года.
5.9. Осуществлять мероприятия по организации и проведению оздоровительной кампании.
6. Департаменту организации и развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А.
Хальфину), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства
(О.В. Шараповой):
6.1. Предусматривать при разработке Программ государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи увеличение объемов
профилактической помощи детям и женщинам.
6.2. Обеспечить разработку стандартов оказания медицинской помощи, в том числе
профилактической, детям и женщинам в амбулаторно-поликлинических и стационарных
учреждениях до 31 декабря 2005 года.
6.3. Обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортной помощи женщинам и детям.
7. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В.
Шараповой), Департаменту организации фармацевтической деятельности, обеспечения
благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володину):
7.1. Изучить причины смертности детей подросткового возраста, представить предложения
по ее снижению до 31 декабря 2005 года.
7.2. Разработать новые технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
детей подросткового возраста до 31 декабря 2005 года.
8. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Г.Г. Онищенко):
8.1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических
норм и правил в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических и образовательных
учреждениях, учреждениях социальной помощи семье и детям.
9. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
(Р.У. Хабриеву):
9.1. Обеспечить постоянный контроль качества оказания медицинской помощи детям
и матерям, в соответствии со стандартами.
10. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (В.А. Прохорову):
10.1. Обеспечить реализацию Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006
гг.
10.2.Обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для иммунизации населения
в рамках Национального календаря профилактических прививок.
10.3.Обеспечить развитие дистанционных (телемедицинских) консультативно - диагностических
подразделений на базе федеральных государственных учреждений с целью повышения
доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, в том числе при чрезвычайных
ситуациях.
10.4. Обеспечить доступность и увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской
помощи матерям и детям.
11. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при организации медицинской помощи детям руководствоваться положениями
данного решения коллегии.
12. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра
здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова.
Председатель коллегии Министр здравоохранения и социального развития Российской
Федерации
|
М.Ю.Зурабов |
Секретарь коллегии |
Л.Л.Лебедев |
|