Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Аналитическая информация

Дата: 19.04.2007

Мониторинг ситуации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, связанной с разграничением полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

I. Здравоохранение.

1.1. Организация первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

1.1.1. Ресурсы здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения (форма 3-«З»).

В 2006 году  в субъектах Российской Федерации произошла передача на муниципальный уровень лечебно-профилактических учреждений оказания первичной медико-санитарной помощи субъекта Российской Федерации. Так, в Тамбовской области передано 113 учреждений (25 – амбулаторно-поликлинических, 88 больничных учреждений); в Кировской области – 2 больничных учреждения; в Республике Алтай передано 2 амбулаторно-поликлинических учреждения (из 2 запланированных в начале года к передаче); в Новосибирской области 33 стационарно-поликлинических учреждения (из 33 запланированных в начале года к передаче), в Республике Саха (Якутия) – 288 учреждений (из них 62 амбулаторно-поликлинических, 226 стационарно-поликлинических).

В Республике Саха (Якутия) в муниципальную собственность передано 2 учреждения здравоохранения, оказывающее скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной), в Магаданской области и Коми-Пермяцком автономном округе по 1 учреждению, в Карачаево-Черкесской Республике – 8.

Следует отметить, что в Белгородской области произошла передача ЛПУ муниципальных образований, имущество которых передано в собственность субъекта для обеспечения специализированной медицинской помощи (4 учреждения), на муниципальном уровне осталось 1 учреждение здравоохранения. В Вологодской (2), Псковской (1), Свердловской (53, при 44 запланированных к передаче), Кемеровской областях (60), Ставропольском крае (6), Ханты-Мансийском автономном округе (12) также произошла передача в собственность субъекта ЛПУ муниципальных образований, оказывающих специализированную медицинскую помощь. При этом, из вышеперечисленных субъектов Российской Федерации лишь в Ставропольском крае осталось 2 учреждения данного типа,  в остальных произошла передача всех учреждений.  

Следует отметить, высокую концентрацию муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в Новосибирской области (144), Краснодарском крае – (59), Оренбургской области (46), Ярославской области (41), Алтайском крае (30), Республике Бурятия (21),  Липецкой области (20), Республике Башкортостан (13).

В Центральном федеральном округе наибольшее число учреждений здравоохранения оказывающих первичную медико-санитарную помощь на уровне субъекта составила: Московская область – 586, Рязанская область – 155, Ярославская область – 87, Воронежская область – 49.

В Южном федеральном округе число учреждений здравоохранения оказывающих первичную медико-санитарную помощь на уровне субъекта составила: в Краснодарском крае – 557, Ростовской области – 192, Кабардино-Балкарской Республике – 111, Волгоградской области и Ставропольском крае – 108 и 103 соответственно).

В Сибирском федеральном округе: в Кемеровской области действуют 138 учреждений данного типа, в Новосибирской и Омской областях 99 и 89 соответственно. В Республике Саха (Якутия) Дальневосточного федерального округа – 288.

В большинстве субъектов Российской Федерации, составившим мониторинг, реорганизаций и ликвидаций учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации с дальнейшей передачей на муниципальный уровень не проводилось. При этом, ликвидация учреждений здравоохранения проведена лишь в Республике Коми (2 учреждения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь); Реорганизация проведена в 28 субъектах.

Среди субъектов представивших информацию  наибольшая доля домов-ребенка в общем объеме Центральном федеральном округе (23,3%), Сибирском федеральном округе (18,97%), наименьшая – в Дальневосточном федеральном округе (3,61%).

Большинство домов-ребенка в основном находятся на уровне субъекта Российской Федерации. При этом, в Центральном федеральном округе (25,15), Сибирском федеральном округе (18,45%), Северо-Западном федеральном округе (15,57%) зарегистрировано наибольшее количество домов-ребенка, находящихся на уровне субъекта Российской Федерации.

Лишь в Липецкой области (2), Орловской области (1), Республике Карелия (1), Вологодской области (3), Республике Адыгея (1), Карачаево-Черкесской республике (1), Республике Северная-Осетия (Алания) (2),  Ставропольском крае (1), Республике Башкортостан (4), Удмуртской Республике (2), Новосибирской области (3), Томской Читинской области (1), Читинской области (1), Республике Саха (Якутия) (1), Камчатской области (1), Магаданской области (1) детские дома-интернаты находятся на уровне муниципальных образований, что составляет 27% от общего количества домов-ребенка в Российской Федерации.

 

1.1.2.   Ресурсы здравоохранения: медицинские кадры (форма 4-«З»).

Из числа представивших информацию: свыше 90 % числа врачей общей практики, работающих по специальности в Брянской, Смоленской,
Тульской областях, Республике Дагестан, Краснодарском и Ставропольском краях, В Республике Башкортостан, Чувашия и Алтай, В Алтайском крае и Кемеровской области. В Республиках Хакасия, Марий Эл, Удмуртия, Коми и  Карелия,  Волгоградской, Иркутской и  Омской областях, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком автономном округе, городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург все врачи общей практики, работают по специальности. Отсутствуют врачи общей практики, работающие по специальности в Коми-Пермяцком и Ненецком автономных округах, Новосибирской области.

 

1.2. Реализация федеральных, региональных и других  программ в сфере здравоохранения.

Исполнение федеральных, региональных и других программ в сфере здравоохранения (форма 2-«З»).

По состоянию на 01.03.2007 года данные об исполнении региональных целевых программ в сфере здравоохранения представил 71 субъект Российской Федерации, что составляет 83%.

Наименьшее количество информации представили субъекты Сибирского федерального округа.

По информации субъектов Российской Федерации финансирование программ от годового плана в целом по Российской Федерации составляет 80-90% (Республика Тыва, Брянская, Воронежская, Ленинградская, Омская, Тамбовская, Тюменская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ).

Часть субъектов профинансировало программы более 100% от запланированного объема (Белгородская область (151%), Брянская область (116%), Воронежская область (125%), Калужская область (114%), Липецкая область (110%), Орловская область (143%), Республика Дагестан (145%), Ставропольский край (104%), Республика Удмуртия (101%), Тюменская область (111%), Республика Бурятия (172%)). В Рязанской области, Вологодской области, г. Санкт-Петербург, Астраханской области, Ростовской области, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Алтай осуществлен строго планируемый объем финансирования (100% плана).

Следует заметить, что ряд субъектов Российской Федерации профинансировал региональные программы менее 70%, а именно Республика Калмыкия (57%), Волгоградская область (37%), Кировская область (13%), Красноярский край (40%), Томская область (34%), Читинская область (40%).

При реализации целевых программ в ряде субъектов привлекаются средства местных бюджетов. Активно используются средства местных бюджетов в Белгородской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Иркутской, Новосибирской и  Камчатской областях, Приморском крае и ряде других регионов.
 
В Белгородской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Мурманской, Новгородской, Кировской, Оренбургской областях  Ханты-Мансийском автономном округе активно привлекаются внебюджетные источники.

В среднем в субъекте реализуется 10-12 программ по заболеваниям социального характера, совершенствованию системы здравоохранения (в том числе улучшение материально-технической и информационной базы), детскому здравоохранению, пропаганде здорового образа жизни, общей врачебной (семейной) практике. Количество реализуемых в субъекте Российской Федерации региональных программ не является показательным.  

Так, в Ленинградской области реализуется лишь одна региональная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области на 2006-2008 годы», но она  включает в себя 9 подпрограмм, охватывающих все направления деятельности. Свердловская область реализует 2 региональные программы и их финансирование составило   97 % от годового плана.

В Вологодской области реализуется 11 региональных программ. Финансирование их осуществлялось полностью и составило 100 % от годового плана. В Мурманской области реализуется 19 региональных программ, финансирование составило 72 % годового плана.

 

II. Социальная защита населения.

2.1. Обеспечение деятельности по социальной защите населения.

2.1.1. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание (форма 3-«С»).

По оперативной информации по состоянию на 1 января 2007 года информацию по численности граждан пожилого возраста  и инвалидов, состоящих на учете  и ожидающих очередь для принятия на обслуживание в учреждения (отделения) социального обслуживания представили 73 субъекта Российской Федерации, что составило  84 %. 

Самая большая очередность на обслуживание по Российской Федерации отмечается в отделениях социального обслуживания на дому и составляет в указанных регионах 34774 человека. Очередь в стационарные  учреждения – 15242 человека, а в специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому – 7939 человека.

Очередь на социальное обслуживание по учреждениям (отделениям) в региональном разрезе распределяется неравномерно.

Так в Алтайском крае самая большая очередь отмечена в отделениях социального обслуживания на дому - 9010, в стационарных учреждениях здесь – 1480 и лишь 12 человек  в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому. А всего в регионе очередь для принятия на обслуживания во все учреждения социального обслуживания составляет 10502 человека и является самым высоким показателем по Российской Федерации (с учетом регионов, представивших отчеты).

В Воронежской области наоборот самая большая очередь для принятия на обслуживание в стационарные учреждения - 2070 человек, а в  отделения социального обслуживания на дому – 912 и 180 в специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

В одной лишь Ярославской области (из всех регионов, представивших отчеты) нет очередности  ни в одном из названных учреждений.

Нет очереди для принятия на обслуживание:

в стационарные учреждения социального обслуживания - в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской,  Курской, Липецкой, Рязанской;

в отделения социального обслуживания на дому - в Республиках Калмыкия, Хакасия, Магаданской области, Орловской области, Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе;

в специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому - в Республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Хакасия,  Белгородской области, Калужской области, Магаданской, Орловской, Сахалинской, Смоленской, Псковской, Коми-Пермяцком, Корякском, Чукотском автономных округах.

В Волгоградской области очередность во все учреждения социального обслуживания по сравнению с началом года увеличилась в 18 раз, в основном за счет увеличения очереди в нестационарные учреждения социального обслуживания, а в Тульской области этот показатель вырос в 9 раз за счет очереди в стационарные учреждения социального обслуживания.

Следует отметить, что при наличии очередности на получение мест в стационарах и на надомное обслуживание, необходимо обеспечить сбалансированное развитие сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания отдельно в каждом субъекте Российской Федерации.

 

2.2. Реализация федеральных, региональных и других программ в сфере социальной защиты населения.

2.2.1 Исполнение региональных программ социально-экономического развития (форма 10-«С»).

В 2006 году в 44-х субъектах Российской Федерации были приняты и осуществлялись региональные программы социально-экономического развития.  По состоянию на 26  марта 2007 года  25 из 44-х субъектов Российской Федерации (56,8%) представили информацию по реализации в 2006 году мероприятий региональных программ социально-экономического развития в части социальной защиты населения.

В отчетном периоде в связи с совершенствованием разграничения полномочий между органами государственной власти различных уровней и передачей расходных полномочий по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на уровень субъектов Российской Федерации произошли существенные изменения в составе программных мероприятий и порядке их финансирования.

По данным за 2006 год (факт), большая часть финансовых средств - 72,2% на реализацию программных мероприятий по социальной защите населения выделена из бюджетов субъектов Российской Федерации, 22,0% - за счет средств федерального бюджета, 5,8% - из внебюджетных источников.  По итогам мониторинга в 2005 году затраты на мероприятия по социальной защите населения по источникам финансирования составили 53,2%; 17,7% и 29,1% соответственно.  

За отчетный период удельный вес такого источника, как бюджеты субъектов Российской Федерации, существенно (в 1,4 раза) увеличился при менее значительном (в 1,2 раза) увеличении доли федерального бюджета. В настоящее время федеральный бюджет участвует в финансировании мероприятий по социальной защите населения в рамках региональных программ социально-экономического развития в виде средств Федеральной адресной инвестиционной программы и  Федерального фонда регионального развития.

Удельный вес внебюджетных источников нестабилен: в отчетном периоде он оказался в среднем в 5 раз ниже, чем в 2005 году. Однако в отдельных регионах (Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Марий Эл) вклад внебюджетных источников в формирование средств на финансирование программных мероприятий весьма значителен  и сопоставим с долей республиканских бюджетов. 

В 2006 году, в связи с окончанием срока действия многих региональных программ социально-экономического развития, были приняты и утверждены законами субъектов Российской Федерации новые программы, а также внесены изменения в плановые показатели прежних лет. Это отразилось на объеме и структуре затрат на мероприятия государственной социальной защиты населения, осуществляемых в рамках региональных программ социально-экономического развития.

По итогам мониторинга в 2006 году фактические расходы по всем источникам финансирования на мероприятия по социальной защите населения распределились по статьям: капитальное строительство, ремонт и реконструкция учреждений социального обслуживания населения – 43,8% (в 2005 г. – 68,7%); приобретение медицинского, коррекционного и иного оборудования для оснащения учреждений социального обслуживания населения и удовлетворения потребностей инвалидов – 27,4% (в 2005 г. – 18,1%); оказание адресной социальной (материальной) помощи нуждающимся – 21,5% (в 2005 г. – 8,5%); прочие расходы – 7,3% (в 2005 г. – 4,7%).

По сравнению с предыдущим периодом в 1,6 раза снизилась доля капитальных вложений, в то же время в 1,5 раза увеличились затраты на медицинское и иное оборудование. Наиболее значительно - в 2,5 раза возросли расходы на оказание адресной социальной помощи и реализацию мер государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан. Возросли также прочие расходы -  в частности, на подготовку кадров, организационно-методические мероприятия и ведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по вопросам социальной защиты населения.

В отчетном периоде в регионах осуществлялись программные мероприятия по следующим направлениям.

1. Адресная социальная поддержка одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных и многодетных семей и других групп населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке, а также мероприятия в области государственной семейной и демографической политики. Продолжалось создание единой (в рамках региона) системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в особой поддержке государства. В субъектах Российской Федерации (в частности, Ульяновской, Белгородской, Нижегородской области, Республике Бурятия, Удмуртской Республике) увеличивается число жителей, получающих адресную социальную помощь и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

2. Развитие системы учреждений  социального обслуживания населения (включая стационарные, полустационарные формы и организация социальной помощи на дому) и укрепление их материально-технической базы.   В течение отчетного периода в регионах введены в строй дополнительные объекты и площади учреждений социального обслуживания, усилены меры противопожарной безопасности, улучшено санитарное состояние и оснащение медицинских кабинетов и бытовых помещений, качество питания инвалидов, расширен перечень услуг по медико-социальной  реабилитации, предоставляемых в учреждениях социального обслуживания.

Увеличивается число проживающих в стационарных социальных учреждениях, число обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому, количество посещений реабилитационных учреждений, центров социальной помощи семье и детям.

3. Развитие системы оказания реабилитационных услуг, обеспечение их качества и доступности. Решается задача обеспечения безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Строительство и реконструкция предприятий протезно-ортопедической отрасти в регионах способствует внедрению современных технологий по изготовлению протезно-ортопедических изделий, повышению качества услуг.

4. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, которым предоставляются условия для социальной адаптации, формирования навыков самостоятельного жизнеустройства, профессионального самоопределения и трудоустройства. В 2006 году продолжается развитие сети учреждений комплексного обслуживания семьи и детей. Реализуются мероприятия по  поддержке социально уязвимых категорий семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике и преодолению детской беспризорности и социального сиротства.

В регионах увеличивается количество семейных воспитательных групп, что позволяет обеспечить семейное обустройство детей, профилактику детской беспризорности и безнадзорности. Увеличивается охват мерами государственной социальной поддержки и семейными пособиями, установленными региональным законодательством, многодетных и малоимущих семей, семей с близнецами.

Учреждениями социального обслуживания проводится организация досуга, лечения, оздоровительного отдыха детей и подростков, нуждающихся в государственной поддержке, на базе  детских оздоровительных лагерей и санаторно-курортных учреждений.

5. Подготовка и повышение квалификации кадров (медицинский персонал, социальные работники, педагоги, психологи), проведение конференций, семинаров-совещаний, конкурсов профессионального мастерства. Информационно-методическое обеспечение работы в области государственной социальной, семейной и демографической политики, социальной поддержки населения (проведение мониторинговых, социологических исследований, организационно-методических мероприятий,  разработка и распространение посредством печатных и электронных СМИ методических рекомендаций, информационных материалов).

В целом по совокупности регионов, представивших отчеты по итогам 2006 года, региональные программы в части финансирования мероприятий по социальной защите населения фактически выполнены на 99,5%. При этом из федерального бюджета израсходовано 82,3%, из региональных – 103,8%, из внебюджетных источников – 138,1% от запланированного на 2006 год по каждому источнику финансирования.

Существенно выше среднего процент выполнения годовых финансовых планов (по всем источникам финансирования) у таких субъектов Российской Федерации, как Воронежская область, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Чувашская Республика.

Со значительным отставанием от плановых показателей закончили 2006 год Краснодарский край, Еврейская автономная область, Республика Ингушетия. В Калужской области, согласно поступившей информации, в отчетном году региональная программа в части социальной защиты населения не финансировалась.

Плановые показатели региональных программ социально-экономического развития на 2007 год ориентированы на повышение эффективности мероприятий в области социальной защиты населения, качества и доступности социальных услуг,  снижение уровня бедности, улучшение качества жизни населения. Основные направления работы в области социальной защиты населения в краткосрочном периоде не претерпят значительных изменений.

Из 25-ти участников мониторинга 11 субъектов Российской Федерации планируют в 2007 году увеличить затраты на программные мероприятия (по всем источникам финансирования) по сравнению с 2006 годом (план) в среднем на 12,3%. Наиболее существенное увеличение объемов финансирования (на 20-30% и более) предусмотрено в программах Иркутской, Калужской, Курской, Мурманской, Омской областей.

Сократить затраты на программные мероприятия в 2007 году (в среднем на 32,7%) предполагают 9 субъектов Российской Федерации, в том числе  Курганская, Ростовская области, Республика Хакасия. В пяти регионах объем финансирования региональных программ на 2007 год в настоящее время не утвержден.  

Отчеты субъектов Российской Федерации о реализации в 2006 году региональных программ социально-экономического развития в части социальной защиты населения  содержат перечень выполненных  мероприятий, отражающий специфику региональных проблем и подходов в решении задач социальной политики.

В Белгородской области в 2006 году введена в строй вторая очередь областного центра медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (с. Веселая Лопань Белгородского района), продолжается реконструкция и капитальный ремонт сельских домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Техническим средствами реабилитации обеспечено более 600 инвалидов по зрению.

Адресная социальная помощь в течение года оказана 70 тысячам малообеспеченных граждан. В каникулярное время организовано оздоровление и отдых 3,6 тыс. детей, в первую очередь из малообеспеченных и многодетных семей. Проведены мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  

В Брянской области в 2006 году проведено оснащение реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями физиотерапевтическим, сенсорным оборудованием, спортивными тренажерами для развития двигательной активности, транспортными средствами. Приобретены технические средства реабилитации и социально-бытового назначения для инвалидов пожилого возраста. В рамках реализации Программы в 2006 году 12,8 тысячам нуждающихся жителей Брянской области оказана государственная социальная помощь.

Для комплексных центров социального обслуживания населения приобретено спортивное оборудование для организации летнего отдыха детей из неблагополучных семей. В период летних каникул 2006 года 520 несовершеннолетних трудоустроено (занято на благоустройстве и озеленении населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий).

Органы социальной защиты населения Волгоградской области в отчетном году проводили работу по внедрению новых форм социального обслуживания, развитию сети учреждений комплексного обслуживания семьи и детей, повышению качества и доступности услуг медицинской, профессиональной и социокультурной реабилитации инвалидов, эффективности работы по профилактике и преодолению детской беспризорности и социального сиротства.

В течение года продолжалось строительство административно-бытового здания Волгоградского областного геронтологического центра, реконструкция реабилитационного центра «Надежда», строительство лечебно-производственного корпуса Волгоградского протезно-ортопедического предприятия с внедрением современных производственных технологий, оснащение оборудованием Тракторозаводского комплексного центра социального обслуживания населения.

В рамках мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов в 2006 году закуплено оборудование: тренажеры для ходьбы, многофункциональное модульное оборудование (реабилитационно-позиционная укладка), столярное и швейное  оборудование, компьютерный класс, автотранспорт.

В целях профилактики и преодоления детской беспризорности и социального сиротства в Волгоградской области при центрах «Семья» и приютских учреждениях формируется банк данных о неблагополучных семьях и детях, проводятся мероприятия по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений и несовершеннолетних правонарушителей. В области получило распространение создание семейных воспитательных групп; предусмотрено увеличение расходов на их содержание, приобретение бытовой техники, автотранспорта.

В течение 2006 года в Волгоградской области меры государственной социальной поддержки получили 124 тыс. человек; единовременная социальная помощь (продовольственные наборы, горячие обеды) оказана 77 тысячам  малоимущих граждан; средства технической реабилитации получили 4 тыс. инвалидов; выделена нуждающимся 241 путевка в санаторно-курортные учреждения. 

В рамках программы социально-экономического развития Воронежской области в 2006 году выполнены работы по капитальному ремонту жилых помещений Воронежского дома-интерната для престарелых, Областного геронтологического центра, Бобровского психоневрологического дома-интерната. Выполнены работы по капитальному ремонту Областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник».

Для оснащения учреждений социального обслуживания приобретено медицинское и реабилитационное оборудование на сумму более 2 млн. рублей. Для центров социального обслуживания семьи и детей приобретены автотранспорт, компьютерная техника, оборудование для реабилитации детей-инвалидов, а также допрофессиональной подготовки детей и семей, нуждающихся в поддержке государства. Проводится информатизация органов социальной защиты Воронежской области, оснащение учреждений рабочими станциями, аппаратурой и программным обеспечением.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области в 2006 году оказана государственная социальная помощь 5,7 тыс. малоимущих семей и 2,1 тыс. малоимущих одиноко проживающих граждан.

Реабилитацию и лечение в санаторно-курортных учреждениях прошли 1,3 тыс. граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов войны и труда. Произведена оплата офтальмологического лечения 500 малообеспеченным гражданам; приобретены технические средства реабилитации для 1,8 тыс. инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой патологией.

Проведен капитальный ремонт 4-х домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Приобретено медицинское, реабилитационное оборудование, мебель, бытовая техника, автотранспорт для 6 учреждений социального обслуживания населения.

Расширяется сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Внедрена электронная информационная система для профилактики семейного неблагополучия, выявления и социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей. На территории области действуют 406 семейных воспитательных групп (в них 645 воспитанников), в течение 2006 года число групп увеличилось на 95.

В рамках Программы социально-экономического развития Краснодарского края в 2006 году проводились мероприятия по проектированию и строительству спального корпуса на 65 мест Абинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;  реконструкции пищеблока на 60 мест и очистных сооружений Апшеронского психоневрологического интерната; проектированию и строительству краевого центра комплексной реабилитации инвалидов (г. Белореченск); строительству спальных корпусов дома-интерната для престарелых и инвалидов Выселковского района, Терновского и Медведовского психоневрологических интернатов; реконструкции центра социальной реабилитации несовершеннолетних «Остров детства» на 60 мест  (г. Гулькевичи) и Чамлыкского психоневрологического интерната на 120 мест.  

В 2006 году продолжалось развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания Курганской области. Закончено строительство спального корпуса на 100 мест в Сумкинском детском доме, начата реконструкция психоневрологического интерната «Зеленый бор», завершается реконструкция Курганского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (для детей с нарушениями зрения).

В течение отчетного года в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания открыто 7 отделений милосердия на 25 мест каждое. Осуществляется перепрофилирование отделений социального обслуживания на дому в специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Шадринском, Белозерском и Каргапольском районах. Открыты «профилактории на дому» в Варгашинском, Лебяжьевском, Кетовском и Шадринском районах области.

Проводились ремонтные работы и оснащение технологическим и реабилитационным оборудованием Областного социального приюта для детей и подростков, оснащение оборудованием двух социальных приютов и одного социально-реабилитационного центра для детей и подростков. В структуре Кетовского комплексного центра социального обслуживания населения создано отделение по работе с семьей и детьми.

В Курской области в 2006 году закончена реконструкция инженерных коммуникаций Ширковского психоневрологического интерната, улучшены условия проживания инвалидов.  Проведены мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни социально уязвимых категорий граждан, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование профессиональной и производственной адаптации инвалидов молодого возраста, их социальной интеграции.

В Мурманской области в отчетном периоде принят в эксплуатацию новый корпус дома-интерната для умственно отсталых детей в г. Мончегорске;  проводится реконструкция психоневрологических интернатов в г. Апатиты  и п.г.т. Африканда; завершена реконструкция центра социальной помощи семье и детям (п. Ревда Ловозерского района). Проведен капитальный ремонт и оснащение оборудованием приютов для детей и подростков «Берегиня» (Кольский район) и «Росток» (г. Кандалакша).    

Реализация мероприятий по социальной защите населения Нижегородской области в отчетном периоде способствовала улучшению профилактической работы с детьми и подростками асоциального поведения, профилактике безнадзорности и правонарушений. Проведена реконструкция детских реабилитационных центров, оснащение оборудованием и средствами реабилитации для детей с ограниченными возможностями.  Предоставлены меры социальной поддержки многодетным семьям в рамках празднования Международного дня семьи и Международного дня защиты детей.

Освоены средства регионального бюджета, выделенные на улучшение медико-социальной и психологической реабилитации инвалидов и ветеранов, членов семей погибших участников боевых действий, а также на обеспечение доступности медицинской помощи, социальных, культурно-досуговых и иных услуг гражданам старшего поколения. Проведена кампания по укреплению противопожарной безопасности стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов.

Омская область отчиталась о проведении в 2006 году строительных работ, реконструкции и оснащении учреждений социального обслуживания лиц старшего поколения. Завершена реконструкция пищеблока Марьяновского дома-интерната для престарелых и инвалидов; продолжается строительство и реконструкция еще 4-х объектов. Завершены работы по реконструкции Атакского психоневрологического интерната, Кировского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, Омского психоневрологического интерната. 

Приобретены автотранспорт, мебель, оборудование медицинского и хозяйственно-бытового назначения для 46-ти учреждений социального обслуживания Омской области, в том числе  коррекционное оборудование для 21 учреждения социального обслуживания семьи и детей (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям). Завершается реконструкция здания под социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Знаменском муниципальном районе Омской области.

В 2006 году по программе социально-экономического развития Ростовской области завершена реконструкция Новочеркасского технологического техникума-интерната; введен в строй Сальский психоневрологический интернат на 260 мест; закончено строительство Ростовского психоневрологического интерната № 1 (г. Ростов-на-Дону).   Продолжается строительство психоневрологических интернатов в г. Зверево и  п. Маяки Родионово-Несветайского района.

В Саратовской области в отчетном периоде продолжалось создание центров «Семья» (с проведением реконструкции и капитального ремонта, оснащения оборудованием) в центрах социального обслуживания населения в Федоровском районе, городах Петровске, Пугачеве, Ртищево. Создание центров «Семья» в этих районах позволило увеличить количество обслуженных семей с детьми. Открыты пункты проката медицинской и реабилитационной техники при центрах социального обслуживания населения Александрово-Гайского, Ровенского, Советского, Турковского, Федоровского районов.

В Новоузенском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов, Белогорновском доме-интернате для ветеранов проведен текущий ремонт помещений, приобретена мебель, телеаппаратура, сенсорное оборудование. Проводилось приобретение медицинского, технологического оборудования, средств реабилитации, оргтехники для геронтологического отделения Балашовского дома-интерната для престарелых и инвалидов, а также  для медицинских кабинетов Хвалынского, Черкасского, Аткарского, Энгельсского, Алексеевского домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

В целях расширения спектра социальных услуг открыты и оснащены мебелью, телеаппаратурой, сенсорным оборудованием центры социального обслуживания населения Энгельсского и Волжского районов г. Саратова.

Продолжалась работа по созданию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006-2007 годы.

В Томской области в отчетном периоде приобретено оборудование для обучения инвалидов в профессиональном училище № 12, для специализированной библиотеки для слепых, для отделения инвалидов молодого возраста Шегарского психоневрологического интерната. Обеспечено средствами технической коммуникационной поддержки 1,3 тыс. инвалидов.

В каникулярное время был организован отдых и оздоровление 1,5 тыс. детей из малоимущих семей, сирот,  детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведены конкурсы социальных проектов; внедряются методики для  повышения эффективности работы 9 детских социально-реабилитационных учреждений.

В результате увеличения доли адресных программ социальной поддержки населения в общем объеме бюджетных расходов в 2006 году отмечается рост числа получающих адресную помощь детей-инвалидов и семей с детьми,  положительная динамика индекса качества жизни, снижение уровня бедности до 16,2%. На 4% уменьшилась доля детей, ежегодно направляемых в детские дома. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлены 69,2 тыс. семей.

Финансирование плановых мероприятий в области капитального строительства и реконструкции учреждений социальной защиты в Ульяновской области было приостановлено на основании приложения 18 к пункту 12 Закона Ульяновской области № 123-ЗО от 29.11.2005 г. «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год». В течение 2006 года осуществлялась только адресная социальная поддержка малоимущих категорий населения (помощь оказана 12,1 тыс. человек из числа одиноко проживающих малоимущих граждан области), меры государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и признанных пострадавшими от политических репрессий), а также организация отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства (путевки на отдых в каникулярное время получили 3,8 тыс. детей). 

В Еврейской автономной области в 2006 году продолжалось  строительство спального корпуса на 100 мест областного психоневрологического дома-интерната, реконструкция социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в городе Биробиджан. Начато строительство второй очереди 70-квартирного жилого дома квартирного типа для престарелых и одиноких граждан (г. Биробиджан).

В рамках реализации программных мероприятий в 2006 году в Республике Бурятия проводилось строительство спального корпуса Бабушкинского психоневрологического дома-интерната, спального корпуса  Мухоршибирского психоневрологического дома-интерната, капитальный ремонт зданий и сооружений Хоринского специального дома-интерната, строительство и оснащение оборудованием дома-интерната для умственно отсталых детей (г. Улан-Удэ).

Прирост числа мест в действующих стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов в 2006 году составил 65 мест. Показатель обеспеченности местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов составил 22,7 мест на  10 000 человек населения. Увеличились показатели посещаемости пожилыми людьми учреждений социального обслуживания, а также показатели охвата престарелых и инвалидов социальными и социально-медицинскими услугами на дому.

Показатель охвата несовершеннолетних детей детскими социально-реабилитационными учреждениями составил 10,8 мест на 1000 детей в возрасте 3-17 лет. 

Приобретено развивающее, реабилитационное, бытовое оборудование и автотранспорт для 8 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Оказана материальная помощь детям из малоимущих и многодетных семей.

В 2006 году путевки для отдыха и оздоровления в 1819 детских оздоровительных лагерях получили 156,8 тыс. детей и подростков.

Реализация программных мероприятий в Республике Дагестан в отчетном периоде была направлена на развитие сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, женщин и детей; укрепление их материально-технической базы, оснащение необходимым медицинским, реабилитационным оборудованием, автотранспортом и инвентарем; повышение эффективности социальной работы.

В 2006 году в муниципальных районах и городских округах Республики действовали 53 центра социального обслуживания; различными формами социального обслуживания охвачено 190 тыс. человек, утративших способность к самообслуживании и нуждающихся в постоянном уходе.  

В 13 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями прошли реабилитацию 8,5 тыс. детей;  в 21 центре социальной помощи семье и детям обслужено более 117 тыс. человек; в специализированных учреждениях для несовершеннолетних прошли реабилитацию 1,1 тыс. детей и подростков; в 3 центрах психолого-педагогической помощи населению обслужено 13,3 тыс. человек.

В соответствии с программными мероприятиями в Республике  Ингушетия в отчетном периоде продолжалось строительство дома-интерната для престарелых на 100 мест в с. Али-Юрт. Вступил в строй первый пусковой комплекс протезно-ортопедического предприятия в г. Назрань, рассчитанный на 15 коек и 50 посещений в смену. Заканчивается строительство первого пускового комплекса Республиканского социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов с ограниченными возможностями в г. Магас.  

В соответствии с региональной Программой Республики Марий Эл в течение 2006 года проводилось строительство жилого корпуса на 80 мест в Красностекловарском психоневрологическом доме-интернате, ремонт отдельных сооружений Центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов Юринского района. Продолжается реконструкция Савинского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей с реабилитационным уклоном.

Была проведена первоочередная газификация домовладений малоимущих граждан и инвалидов, нуждающимся оказана материальная помощь.  

Проводились мероприятия в рамках совершенствования учебной и материально-технической базы для обучения детей-инвалидов профессиям: обувщик, бухгалтер, часовщик, станочник деревообработки.

В 2006 году в Удмуртской Республике продолжалась работа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания: приобретено оборудование и проведен капитальный ремонт на общую сумму 11,8 млн. рублей. После реконструкции зданий под специальные жилые дома заселены 2 специальных жилых дома для одиноких престарелых граждан и инвалидов.  Открыто отделение профилактики безнадзорности в Киясовском районе, отделение временного проживания в Дебесском районе, приют для детей в Якшур-Бодьинском районе.

Оказана адресная материальная помощь 2 тыс. малоимущих пенсионеров, ветеранов, инвалидов; проведена газификация жилых домов одиноко проживающих пожилых граждан.

Развиваются различные формы работы по реабилитации детей-инвалидов, в частности, иппотерапия (лечебная верховая езда), а также обучение народным промыслам, столярно-слесарному, переплетному делу. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей обслужено 159 тыс. семей, что на 9 тыс. больше, чем в 2005 году.
В летний период для отдыха и оздоровления детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства,  на территории Республики было задействовано 37 баз отдыха, профилакториев и оздоровительных лагерей.   

По программе социально-экономического развития Республики Хакасия в 2006 году продолжалось строительство республиканского дома-интерната на 292 места для детей-инвалидов в г. Абакане, а также строительство дома-интерната малой вместимости в г. Саяногорске. Реализованы меры, направленные на улучшение социального обслуживания престарелых и инвалидов, внедрение современных реабилитационных технологий.

В соответствии с программными мероприятиями по социальной защите населения Чувашской Республики в 2006 году введены в строй объекты социально-бытового назначения Юськасинского и Кугесьского домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Завершены работы по реконструкции Республиканского реабилитационного центра для ветеранов и инвалидов, введено в эксплуатацию новое оборудование для проведения дополнительных лечебных и реабилитационных мероприятий.  Развивается сеть сельских домов для ветеранов: в 8 отделениях проведен капитальный ремонт помещений, 2 отделения (дома ветеранов) газифицированы, одно отделение переведено на функционирование совместно с офисом врача общей врачебной (семейной) практики.

Проведен капитальный ремонт жилого корпуса Кугесьского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Для данного учреждения и других учреждений социального обслуживания семьи и детей закуплено и поставлено реабилитационное оборудование, компьютерные классы и автотранстпорт. 

В течение 2006 года всеми формами отдыха и оздоровления в Республике было охвачено 95,9 тыс. детей из малоимущих, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, сирот и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

2.2.2. Исполнение целевых программ социальной защиты населения (форма 11-«С»).

По состоянию на 1 марта 2007 г. представили информацию около 40 регионов или 46%. Все программы утверждены соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В 7 регионах из числе регионов, представивших информацию, программы закончиличь в 2006 году, в 8 регионах программы рассчитаны до 2007 года, в 10 регионах -  до 2008 года, в остальных субъектах программы были приняты только на 2006 год.

Действующие на территории субъектов Российской Федерации целевые программы направлены на решение стратегических задач в области социальной защиты населения, в том числе на улучшение качества жизни социально уязвимых групп населения, на основе повышения эффективности предоставляемых мер социальной поддержки, доступности и качества социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В соответствии с задачами государственной политики в области социальной защиты населения региональные программы, как правило, включают следующие блоки программных мероприятий:

- реализация мер социальной защиты отдельных категорий граждан;

- развитие сети учреждений социального обслуживания граждан;

- проведение мероприятий по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений реабилитации инвалидов.

В рамках программных мероприятий в субъектах Российской Федерации предусмотрено строительство и ремонт реабилитационных центров для инвалидов, оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям граждан, создание условий для полноценной жизни и социальной интеграции инвалидов, расширение сети отделений социально-бытового и медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов на дому, реконструкция и оснащение оборудованием стационарных учреждений социального обслуживания.

Источниками финансирования региональных целевых программ по социальной защите населения являются федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и внебюджетные поступления. Анализ региональных программ показывает, что в 2006 году соотношение источников финансирования мероприятий по программам социальной защиты населения составляет: федеральный бюджет – 3,2%, бюджет субъекта Российской Федерации – 78,5%, внебюджетные источники – 18,3%.

За 2006 год в региональных программах расходы на мероприятия по социальной защите населения распределились следующим образом: капитальное строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов социального обслуживания населения – 57,3%; приобретение оборудования для оснащения объектов социального обслуживания  - 35,1%.

В большинстве субъектов Российской Федерации в 2006 г. расходы на адресную социальную помощь составили: из федерального бюджета – 12,5%, из регионального бюджета – 66,5%, внебюджетные средства – 21,0%.

Для оказания адресной социальной помощи в значительных масштабах привлекаются внебюджетные средства в таких регионах, как Белгородская, Калужская, Волгоградская, Читинская, Магаданская области, Чувашская Республика, Приморский край.

Комплексному решению бытовых и медико-социальных проблем инвалидов большое внимание уделяется в региональных целевых программах социальной защиты Краснодарского и Ставропольского краев, Брянской, Ивановской, Саратовской, Астраханской, Ростовской областей.

В этих субъектах за счет средств региональных бюджетов осуществляется приобретение технических средств реабилитации инвалидов, оборудование для мастерских, комплекты для организации культурно-досуговой работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах, выделены путевки на санаторно-курортное лечение и прохождение курса реабилитации в региональных медико-социальных реабилитационных центрах.

Особое внимание в рамках региональных целевых программ уделяется развитию сети домов для ветеранов и инвалидов, проживающих в сельской местности, укреплению материально-технической базы сельских учреждений социального обслуживания. Так, в Ростовской области в 2006 г. в рамках целевой программы «Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года» открыты при муниципальных учреждениях «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» 2 отделения социально-медицинского обслуживания на дому,  1 отделение срочного социального обслуживания, 1 социально-реабилитационное отделение, осуществлен капитальный ремонт и приобретено оборудование для 2-х ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, проведена реконструкция бывшей больницы под дом-интернат для престарелых на 50 мест.

В 2006 году реализованы  мероприятия региональной целевой программы в Читинской области, в том числе по улучшению проживания в государственных стационарных социальных учреждениях 690 человек, а также  открытию дополнительно 120 мест.

За счет реализации программных мероприятий, рассчитанных до 2008 года, в Мурманской области запланировано увеличить число койко-мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на 500 единиц, довести обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания до 25 мест на 10 тыс. населения.

В 86 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются социальные региональные программы (республиканские, областные, краевые, окружные и городские) комплексные и целевые программы по улучшению положения детей с учетом сложившихся региональных особенностей, состоящие из целевых программ или подпрограмм (от 4 до 9), а также и мероприятий, идентичных федеральной целевой программе «Дети России» (см. Приложение 8).

Из представленных материалов можно сделать выводы о приоритетных направлениях и действиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной политики, в частности, жизнеобеспечения семьи и детей и охраны здоровья детей.

В развитии федеральной целевой программы «Дети России» в регионах в 2006 году реализовывались следующие региональные целевые программы и подпрограммы:

1. «Здоровый ребенок» - в 82 территориях  Российской Федерации;

2. «Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка» в 12 территориях  Российской Федерации;

3. «Профилактика безнадзорности и правонарушений» - в 74 территориях  Российской Федерации;

4. Развитие социального обслуживания семьи и детей» в 26 территориях Российской Федерации;

5. «Дети инвалиды» - в 76 территориях Российской Федерации;

6. «Дети-сироты» - в 44 территориях  Российской Федерации;

7. «Одаренные дети» - в 34 территориях  Российской Федерации;

8. «Дети Севера» - в 5 территориях  Российской Федерации;

9. «Организация отдыха и оздоровления детей и подростков» - в 20 территориях  Российской Федерации.

 

 

2.2. Социальная поддержка инвалидов (форма 6-«С»).

 

За 2006 год поступила информация из 73 субъектов Российской Федерации.

Анализ поступивших сведений показал о проведении в большинстве регионов мероприятий по совершенствованию инфраструктуры с учетом нужд инвалидов и маломобильных групп населения (обустройство входов в жилые дома, здания учреждений и организаций, обслуживающих население, в том числе объектов социальной защиты, здравоохранения пандусами, подъемно-транспортными средствами, перилами, поручнями, и т.д., создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов, оборудование светофоров звуковыми дублерами) в 34 регионах.

Более  чем в 20 регионах  (г. Москва, Оренбургская область, Саратовская область, Кемеровская область и др.) осуществляется обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, не вошедшими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Некоторыми регионами оказываются услуги инвалидам по сурдопереводу (Смоленская область, Ярославская область, Красноярский край, Сахалинская область и др.).

Обеспечение льготного проезда для инвалидов и других социально-уязвимых категорий граждан на пассажирском транспорте городского и пригородного сообщения предоставляется 20 субъектах Российской Федерации (Ивановская область, Курская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Псковская область, Читинская область и др.)

В ряде регионов (Белгородская область, Калининградская область, Мурманская область, Астраханская область) оказывается также услуга по перевозке граждан с ограниченными физическими возможностями к социально-значимым объектам: медицинским, административным, образовательным, культурно-зрелищным и торговым центрам («Социальное такси»).

Во многих субъектах Российской Федерации разработаны региональные целевые программы, направленные на социальную поддержку инвалидов (Брянская область, Смоленская область, г. Москва, Мурманская область, Краснодарский край и др.).

В регионах проводятся мероприятия по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, обучению инвалидов, имеющих право на получение транспортного средства бесплатно или на льготных условиях, вождению транспортных средств. Осуществляются компенсационные выплаты инвалидам страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (г. Москва, Саратовская область и др.).

Мероприятия по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно поступившей информации, оказываются в 8 регионах (Республике Калмыкия, Кировской области, Сахалинской области Саратовской области и др.).

Административными актами субъектов Российской Федерации предусматривается оказание финансовой  поддержки общественным организациям инвалидов (Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская область, Кемеровская область, Новосибирская область и др.).

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации во всех регионах проводятся областные фестивали художественного творчества инвалидов, спортивные соревнования среди инвалидов и детей-инвалидов, выставки технического и народного творчества инвалидов, мероприятия, посвященные Дню инвалида, предоставляется социально-бытовое обслуживание, а также оказывается материальная помощь и иные денежные выплаты инвалидам и социально незащищенным категориям граждан.

 

2.3. Модели управления в сфере социальной защиты населения. (форма 7-«С»).

По информации поступившей по итогам 2006 года 37 субъектов Российской Федерации: Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Костромская, Магаданская, Московская,  Мурманская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Пермская, Псковская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Томская, Тульская, Тюменская области; Республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Хакасия, Чувашия; Алтайский, Краснодарский, Приморский края; Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский  автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург) осуществляют государственные полномочия в сфере социальной защиты населения на уровне субъекта Российской Федерации. В указанных регионах приняты нормативные правовые акты, утверждающие положения о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации в сфере социального развития, в некоторых произошла передача  муниципального имущества на региональный уровень (Волгоградская, Воронежская Псковская области, Кабардино-Балкарская Республика).

В 37 субъектах Российской Федерации произошло наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения с передачей им соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом образованы подразделения, осуществляющие функции по социальной защите в муниципальных образованиях и созданы (либо наделены соответствующими полномочиями) подразделения субъектов Российской Федерации, взаимодействующих и координирующих органы местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. Такими учреждениями являются министерства, департаменты, управления, комитеты социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, как правило, наделены отдельными государственными полномочиями по реализации мер социальной поддержки и осуществлению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

Среди передаваемых полномочий также необходимо выделить назначение и выплату некоторых видов социальных выплат, выдачу отдельным категориям граждан удостоверений о праве на меры социальной поддержки, осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организацию социального обслуживания (в том числе в специализированных магазинах), формирование районных (городских) сегментов баз данных по категориям граждан и некоторые другие полномочия.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых настоящими Законами, предусматриваются в законах о бюджетах субъектов на очередной финансовый год в форме субвенций.

На уровне субъекта Российской Федерации осуществляются полномочия по разработке основных направлений и приоритетов государственной политики региона в области социальной защиты населения, участие в разработке социальных программ социального развития в области социальной защиты населения на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу; разработке региональных программ по социальной поддержке для социально незащищенных категорий граждан; организации  предоставления социальной поддержки и социального обслуживания для социально незащищенных категорий граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством; организации и координация разработки и внедрения единых информационных технологий, автоматизированной системы обработки информации о предоставлении мер социальной поддержки и об оказании государственной социальной помощи; обеспечению эффективности выполнения федеральных и региональных законов, программ по социальной поддержке социально незащищенных граждан.

Кроме того, в 7 субъектах Российской Федерации принята смешанная модель управления сферой социальной защиты (Калининградская, Камчатской, Оренбургской, Тамбовская области, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ), Еврейская автономная область).

 

2.4. Социальное обслуживание семьи и детей.

2.4.1. Детские дома-интернаты для детей-инвалидов (форма 12-«С»).

По данным на 01.03.2007 года информацию представили 54 субъекта Российской Федерации. Всего в 54 регионах действует 121 стационарное учреждение социального обслуживания для детей-инвалидов, с общей численностью мест – 23032. Наибольшее число стационарных учреждений находится в Ярославской области (27) при численности детей-инвалидов – 840 человек. Учреждения социального обслуживания данного типа отсутствуют в Ханты-Мансийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Чукотском автономных округах.

 Доля детей-инвалидов на одно место в детских учреждениях составляет 73,25 %. Более 90 % загруженности мест в детских учреждениях выявлено в Сибирском (96,54%), Приволжском (95,81), Уральском (94,21), Северо-Западном (91,22) федеральных округах. Наименьшее количество детей-инвалидов на одно место приходится в Центральном федеральном округе (36,04%).

Доля детей-сирот среди детей-инвалидов, проживающих в стационарных детских учреждениях социального обслуживания составляет в среднем по Российской Федерации 37,86 % (более 40 % в Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах и лишь 19 % в Дальневосточном автономном округе).

Стоимость содержания одного ребенка-инвалида в среднем в год составила 133,96 тыс. рублей. При этом, содержание одного койко-дня по питанию составило от 32,4 рублей в Тульской области до 136 рублей в Магаданской, в остальных регионах стоимость содержания составила от 60 до 70 рублей. 

- в Центральном федеральном округе – 144 тыс. рублей,  при фактической стоимости одно койко-дня в год по питанию 22,05 тыс. рублей (при потребности – 25,56 тыс. рублей), по медикаментам – 1,898 тыс. рублей (при потребности – 2,828 тыс. рублей);

- в Северо-Западном федеральном округе – 151 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию 6,79 тыс. рублей (при потребности – 8,36 тыс. рублей), по медикаментам – 3,46 тыс. рублей (при потребности – 3,54 тыс. рублей);

- в Приволжском федеральном округе – 116,48 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию 23,75 тыс. рублей (при потребности – 24,74), по медикаментам  - 2,08 тыс. рублей (при потребности – 2,34 тыс. рублей);

- в Южном федеральном округе – 141,19 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию 25,88 тыс. рублей (при потребности – 27,56 тыс. рублей), по медикаментам – 3,56 (при потребности – 3,92 тыс. рублей);

- в Уральском федеральном округе – 41,66 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию 15,48 тыс. рублей (при потребности – 16,75 тыс. рублей), по медикаментам – 0,8 тыс. рублей (при потребности – 0,9 тыс. рублей);

- в Сибирской федеральном округе – 129,55 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию – 21,83 тыс. рублей (при потребности – 24,56 тыс. рублей), по медикаментам – 1,01 тыс. рублей (при потребности – 1,99 тыс. рублей);

В Дальневосточном федеральном округе – 213,86 тыс. рублей при фактической стоимости одного койко-дня в год по питанию – 28,33 тыс. рублей (при потребности – 29,21 тыс. рублей), по медикаментам – 3,68 тыс. рублей (при потребности – 3,56 тыс. рублей).

Информация о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на 01.01.2007 года представили 77 субъектов Российской Федерации. В целом по Российской Федерации зарегистрировано 3146 комиссий по делам несовершеннолетних (в среднем 95 человек на 1 комиссию); из них 233  образованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 2913 органами местного самоуправления.

 В среднем на 1 комиссию приходится 95 несовершеннолетних, состоящих на учете. По сравнению с 2005 годом это показатель ниже на 4%.

При уменьшении численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях (на 7010человек) количество комиссий по сравнению с 2005 годом увеличилось на 52. Незначительно возросло количество комиссий, образованных органами местного самоуправления с 92,4% по итогам 2005 года до 92,6% по итогам 2006 года. При этом снизилось  количество комиссий, образованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с 7,6 по итогам 2005 года до 7,4% по итогам 2006 года).

Вследствие увеличения числа комиссии по делам несовершеннолетних увеличилась численность штатных работников в комиссиях. Так, за 2006 год она увеличилась на 973 человека (с 2947 человек по итогам 2005 года до 3920 человек по итогам 2006 года). При увеличении числа комиссий по делам несовершеннолетних, образованных органами местного самоуправления по сравнению с предыдущими показателями штатная численность сотрудников увеличилась на 79,1%. Соответственно при уменьшении по сравнению с предыдущим периодом числа комиссий по делам несовершеннолетних, образованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации штатная численность сотрудников также увеличилась на 56,5%.

 

2.4.2. Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Важным элементом стратегии социальной защиты детей остается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям и семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Приоритетной задачей в области социального обслуживания детей являются предупреждение семейного неблагополучия, профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная поддержка, адаптация и реабилитация несовершеннолетних, включая детей-инвалидов.

На 1 января 2007 года количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения, составило 3421. По информации органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в ближайшей перспективе планируется создание свыше 150 учреждений социального обслуживания семьи и детей различного типа.

Кроме того, функционируют 150 стационарных учреждений - детские дома-интернаты системы социальной защиты населения.

Среди учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2006 году действовали:

· 748 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

· 574 центра социальной помощи семье и детям;

· 508 социальных приютов;

· 308 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и др.

При этом по сравнению с 2005 годом увеличилось количество социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 33, происходит перераспределение в развитии сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: число социальных приютов уменьшается, пропорционально растет количество социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

На начало 2007 года на территории Российской Федерации в ведении органов социальной защиты населения действуют 22 кризисных центра для женщин и 1 кризисный центр для мужчин.

А также происходит социального обслуживания населения разных типов. На начало 2007 года действуют 117 кризисных отделений для женщин (в 2005 году - 78) социальных гостиницы для женщин с несовершеннолетними детьми.

В 2006 году  в  качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей функционируют:

-1870 семейных воспитательных группы;

-681,5 отделений реабилитации для детей-инвалидов;

-647,5 отделений профилактики безнадзорности
несовершеннолетних;

-485 "телефонов доверия"

-86 отделений перевозки несовершеннолетних;

Всего в учреждениях социального обслуживания семьи и детей считывается 1724 стационарных отделений и 1129 отделений дневного сбывания (в 2005 году 1679 и 2030 соответственно).

По территориальному подчинению учреждения социального облуживания семьи и детей распределяются следующим образом:

-  2346 - республиканские, краевые, областные;

-  1020 - городские;

-  55 - районные.

По формам собственности:

-  1127 - государственные;

-  753 - муниципальные;

-  1541 - другие.

Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей позволяет увеличивать численность несовершеннолетних, получающих социальную поддержку и помощь; расширять спектр и повышать качество предоставляемых социальных услуг.

Численность граждан, обслуженных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с 2005 годом увеличилась на 358 тыс. человек и превысила 12,284 млн. человек, в том числе 5,246 млн. несовершеннолетних.

В 2006 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 109,4 млн. различных видов социальных услуг, среди них:

♦      Социально - бытовые - 35,9 млн.

♦      социально-медицинские - 29,9 млн.

♦      социально-экономические- 14,1 млн.

♦      социально-психологические- 12,9 млн.

♦      социально-правовые - 5,7 млн.

В 2006 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили   4,1 млн. семей (в 2005 году - 3,1 млн.), в том числе:

-  1821,1 тыс. малообеспеченных семей (в 2005  г. - 1540,1 тыс.);

-  776,5 тыс. неполных семей (в 2005  г. - 874,1 тыс.);

-  487,4 тыс. многодетных семьи (в 2005 г.- 436,1 тыс.);

-  394,3  тыс.  семей  с  детьми,   имеющими   ограниченные  возможности
здоровья (в 2005 г. - 401,05 тыс.);

-  10,3 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев и др. (в 2005  г.
9,6 тыс.).

На социальном патронаже по состоянию на начало 2007 года находилось 971,8 тыс. семей (в 2005 году - 480 тыс. семей).

Восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие являются основными целями деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В 2006 году число детей, которые вернулись в родные семьи после пребывания в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, составила 103,7 тыс. человек (70,5% общего числа детей, устроенных учреждениями социального обслуживания семьи и детей).

Число детей, направленных на усыновление, под опеку, на попечение в 2006 году, составила 6331 человек (в 2005 году - 4822 человек).

В государственные интернатные учреждения определено 20372 детей (в 2003 году - 20 тыс. детей).

При этом более 104 тыс. детей находились в учреждениях, имеющих стационарные отделения, до 3 месяцев, более 34 тыс. детей - до 6 месяцев, более 21 тыс. несовершеннолетних - от 6 месяцев до 1 года, более 15,5 тыс. -свыше 1 года.

Определяющим условием эффективной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей является их кадровая обеспеченность, наличие квалифицированных специалистов по социальной работе, владеющих современными технологиями и методами работы с семьей и детьми.

Численность всех работников социальных служб, оказывающих помощь семье, женщинам и детям, на начало 2007 года составляет 130,9 тыс. человек, в том числе 77,8 тыс. специалистов, что на 1 7,8 тыс. человек больше, чем в 2005 году.

Наличие вакансий по отношению к общей численности работающих в социальных службах составляет 8%   (в 2005 году - 4,5%).

Доля специалистов, повысивших квалификацию в 2006 году, в общей численности работников учреждений социального обслуживания семьи и детей составляет 8,8% (в 2005году - 7,7%).

Сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей содержится и полностью финансируется за счет средств органов социальной защиты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. 


© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать