Дата: 09.08.2005
Основные показатели развития социально-трудовой сферы и здравоохранения в I полугодии 2005 года
В I полугодии 2005 года ситуация в социально-трудовой сфере и сфере здравоохранения
была непростой.
В январе текущего года зафиксирован стремительный рост потребительских цен, приведший
к существенному снижению реальных денежных доходов населения (в январе 2005 года
реальные денежные доходы населения составляли примерно 90% от уровня января 2004
года, 57% от уровня декабря 2004 года). В марте-апреле 2005 года произошел значительный
рост цен на плодоовощную продукцию
Особенно отличилось жилищно-коммунальное хозяйство, цены на услуги которого выросли
в январе на 19,4% (в целом за 1 полугодие 2005 года к декабрю 2004 года - на 29,1%).
Резко выросли цены на плодоовощную продукцию (в целом за 1 полугодие 2005 года
к декабрю 2004 года на 40,6%).
Необходимо отметить, что цены на непродовольственные товары, а также на другие
основные виды продовольственных товаров вели себя достаточно спокойно, составляя
прибавку в 0,4% ежемесячно. В мае и июне 2005 года цены на молоко и молочные продукты,
а также на масло сливочное по сравнению с предыдущими месяцами даже снижались.
Если бы в течение первого квартала не были проведены мероприятия по повышению
зарплаты бюджетников (с января) и по увеличению уровня пенсионного обеспечения
(с марта), то последствия такого роста цен для населения были бы очень тяжелыми.
Денежные доходы населения.
Темпы роста реальных денежных доходов населения в марте-мае текущего года существенно превысили показатели аналогичного периода
2004 года.
В результате, последствия существенного снижения реальных денежных доходов населения,
произошедшего в январе 2005 года, удалось смягчить. В целом за 6 месяцев текущего
года рост реальных денежных доходов населения лишь ненамного отстал от роста реальных
денежных доходов в 2004 году (6 месяцев 2004 года 108,9%, 6 месяцев 2005 года
108,3%). Рост реального размера пенсий за январь-июнь 2005 года составил 7,4%
(в январе-июне 2004 года - 6,8%). Темпы роста реальной заработной платы в 2005
году замедлились. Если в январе-июне 2004 года реальная зарплата (по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего года) выросла на 14,2%, то в январе-июне
2005 года на 8,0%.
В июне 2005 года среднедушевой денежный доход составил (по предварительным данным) 7712,8 рубля (на 24,7% больше, чем год
назад), средняя заработная плата 8655 рубля (на 22,2%, больше, чем год назад)
средний размер пенсии 2327 рублей (на 23,1%, больше, чем год назад).
Росту заработной платы способствовало принятие Федерального закона от 29 декабря
2004 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О внесении изменений
в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», согласно
которому минимальный размер оплаты труда повышен с 1 января 2005 года до 720 рублей в месяц, с 1 сентября 2005 года до
800 рублей в месяц.
В рамках реализации указанного Федерального закона было подготовлено постановление
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 «О повышении тарифных
ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений».
В целях оказания помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам
по труду субъектов Российской Федерации, профессиональным союзам и их объединениям,
учреждениям бюджетной сферы в осуществлении мер по организации оплаты труда работников
образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства,
науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, сельского, водного,
рыбного и лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, по охране окружающей
среды, а также работников других отраслей (видов деятельности), находящихся на
бюджетном финансировании, разработаны Единые рекомендации по системам оплаты труда
работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном
и местном уровнях, на 2005 год. Рекомендации утверждены Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г. и направлены
в субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Проведение в январе 2005 года мероприятий по повышению зарплаты бюджетников позволило
увеличить отношение размера их средней зарплаты к средней зарплате в промышленности
с 58% в январе-июне 2004 года до 68% в январе-июне 2005 года.
Мероприятия по повышению заработной платы в бюджетной сфере не привели к росту
задолженности по заработной плате, как это было зачастую в предыдущие периоды.
Задолженность бюджетов всех уровней в организациях здравоохранения, образования, культуры составила по состоянию
на 1 июля 2005 года 158 млн. рублей. По состоянию на 1 декабря 2004 года бюджетная
задолженность в этих организациях составляла 640 млн. рублей (в 4 раза больше),
по состоянию на 1 июля 2004 года 720 млн. рублей (в 4,6 раза больше).
В целом по экономике задолженность по заработной плате в июне 2005 года составила
11294 млрд. рублей, что в 2,1 раза меньше, чем год назад.
Объем просроченной задолженности, сложившийся на 1 июля 2005 года, составляет
5% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической
деятельности, образовании, здравоохранении и культуре менее 1%.
Численность работников, перед которыми имеется задолженность по оплате труда,
составила в конце первого полугодия 1,7 млн. человек. В июне прошлого года несвоевременно
получали заработную плату 3,9 млн. человек.
Особое внимание в январе-июне текущего года уделялось улучшению пенсионного обеспечения.
В целях поддержания материального положения граждан с учетом мероприятий, проводимых
по реформированию системы льгот в соответствии с Федеральным законом от 22 августа
2004 г. N 122-ФЗ, принят Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи
с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой
и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году», предусмотревший повышение с 1
марта 2005 года базовых частей трудовых пенсий.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости повышен с 1 марта 2005 года
до 900 рублей в месяц, то есть на 240 рублей. Одновременно пропорционально увеличились
другие размеры базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и
по случаю потери кормильца), а также размеры соответствующих государственных пенсий.
Средний размер назначенных месячных пенсий увеличился в марте 2005 года по сравнению
с февралем 2005 года почти на 300 рублей (на 23%).
Увеличение в марте 2005 года среднего размера пенсий позволило улучшить его соотношение
со средней зарплатой (с 27,2% в феврале до 28-29% в марте-мае). В целях дальнейшего
повышения уровня пенсионного обеспечения Министерством подготовлен проект постановления
Правительства Российской Федерации «Об утверждении коэффициента индексации с 1
августа 2005 года базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного
увеличения с 1 августа 2005 года страховой части трудовой пенсии». В результате,
размер трудовой пенсии по старости будет увеличен в среднем на 6%, или на 224
рубля.
Начиная с февраля 2005 года организована на бесперебойная выплата ежемесячной
денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне, и приравненным
к ним категориям граждан. В настоящее время эту выплату получают почти 50 тыс. человек.
В рамках выделенных в 2005 году средств федерального бюджета в апреле-июне т.г.
удалось погасить задолженность судебным решениям на сумму 339,8 млн.рублей, или
около 20 процентов от имеющейся суммы задолженности.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от
23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено
дополнительно выделить на эти цели 998,96 млн. рублей. Это позволит обеспечить
до конца 2005 года своевременное финансирование ежемесячной денежной выплаты и
погасить долги по исполнительным листам сумму около 650 млн.рублей.
В соответствии Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 1 января
2005 года введен новый механизм финансирования и предоставления мер социальной поддержки граждан,
пользующихся льготами и социальными гарантиями. Новый механизм основан на разграничении полномочий, ответственности и расходных
обязательств между федеральными органами и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и направлен на полное финансовое обеспечение обязательств
федерального бюджета по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной
войны, ветеранов боевых действий, членов семей погибших в Великой Отечественной
войне, детей-инвалидов, инвалидов I, II и III групп, лиц, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинской полигоне, и приравненных к ним категорий граждан,
почетных доноров, некоторых других категорий ветеранов.
Для обеспечения реализации норм указанного Федерального закона Министерство в
течение сентября-декабря 2004 года подготовило 35 нормативных правовых актов,
в том числе 10 ведомственных.
Сформирован Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи и осуществление ежемесячной денежной выплаты. На 10 июля 2005
года численность отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр,
составила 15860 тыс. человек, из них 14224 тыс. человек имеют право на получение
набора социальных услуг.
Для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, разработаны
программы:
- дополнительного лекарственного обеспечения;
- санаторно-курортного лечения граждан;
- по обеспечению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
В связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом
Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 приняты специальные
меры по улучшению материального положения некоторых категорий граждан. С 1 мая
установлено дополнительное месячное денежное обеспечение инвалидам и участникам
Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей, вдовам военнослужащих
и т.д.
Занятость населения
Численность занятых экономической деятельностью в первом полугодии 2005 года составила 67,5 млн. человек, что на 0,6 млн. человек
больше, чем в соответствующий период 2004 года. Практически весь прирост численности
занятых в экономике происходил за счет расширения неформальной занятости и малого
бизнеса.
Наибольшее увеличение занятого населения наблюдалось в строительстве (15%), торговле
(2,7%), образовании (2,5%), здравоохранении и социальной сфере (1,7%).
На фоне роста численности занятых по сравнению с предыдущим годом отмечалось
сезонное снижение численности занятого экономической деятельностью населения на
предприятиях добычи полезных ископаемых (25%), производства и распределения электроэнергии,
газа и воды (7,8%).
Наиболее благоприятная ситуация на 1 июля 2005 года сложилась на рынке труда
городов Москвы, Санкт-Петербурга, Липецкой, Тверской, Калужской областей, Краснодарского
края.
Уровень безработицы по методике МОТ по сравнению с январем-июнем 2004 года сократился (с 6,2 млн. чел. в январе-июне
2004г. до 5,8 млн. чел. в январе-июне 2005 г.). В июне 2005 года уровень безработицы
составил 7,5% экономически активного населения.
Численность регистрируемой безработицы в I полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличилась
на 19% и составила 1,9 млн. человек.
В пятерку субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем регистрируемой
безработицы вошли: республики Ингушетия 34,8%, Тыва 9,7%, Корякский АО 11,1%,
Таймырский АО 6,7%, Эвенкийский АО 6,0 %.
Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2005 год» по разделу «Национальная политика» целевой статье расходов «Мероприятия
в области занятости населения в Российской Федерации» были предусмотрены средства
на финансирование мероприятий активной политики занятости населения в 2005 году
в объеме 2 734, 9 млн. рублей, что на 286,6 млн. рублей или 8% больше объема
финансирования 2004 года.
Расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете 2005 года, в разрезе отдельных
мероприятий составили:
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест 58 млн. рублей;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 33,5 млн.
рублей;
организация общественных работ 450,4 млн. рублей;
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, - 221,6 млн. рублей;
социальная адаптация безработных граждан 6,9 млн. рублей;
оказание содействия самозанятости населения 32,4 млн. рублей;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет 615,6 млн. рублей;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до
20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые, - 90,7 млн. рублей.
За январь-июнь текущего года при содействии органов службы занятости населения
471,5 тыс. граждан получили профориентационные услуги, что составило 14,2% от общего числа граждан, ищущих работу.
Из средств федерального бюджета с начала года на эту программу было направлено
29,8 млн. рублей, что на 8,4% больше, чем в первом полугодии 2004 года.
Возможность повысить свою квалификацию, конкурентоспособность на рынке труда в первом полугодии 2005 года получили
179,3 тыс. человек, что составило в среднем по России 10,6% от численности зарегистрированных
безработных.
По-прежнему высокий процент (более 65%) от числа безработных граждан, направленных
на профессиональное обучение, составила молодежь в возрасте от 16 до 30 лет и
женщины.
Более 73% безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, прошли
профессиональную подготовку и переподготовку по рабочим профессиям.
Доля трудоустройства граждан составляет в среднем по России более 90% (средний показатель в развитых странах
60%). Только 2518 человек или 1,5% из закончивших обучение граждан, повторно
встали на учет в центры занятости населения (1 полугодии 2004 года 3174 человек
и 1,7% соответственно).
В текущем году в большинстве территорий финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществлялось, главным образом, за счет средств федерального бюджета. На программу
профессионального обучения из средств федерального бюджета в первом полугодии
текущего года направлено 625,4 млн. рублей, что не ниже уровня соответствующего
периода 2004 года. На выплату стипендий на период профессионального обучения безработным
гражданам за отчетный период было израсходовано 523,4 млн. рублей.
В первом полугодии текущего года на реализацию указанных мероприятий были направлены
средства в объеме 754,6 млн. рублей, что позволило обеспечить участие в общественных
работах 282,1 тыс. человек (в том числе 155,1 тыс. безработных граждан с предоставлением
материальной поддержки), трудоустроить на временные рабочие места более 320 тыс.
несовершеннолетних граждан и 38,0 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите.
В целях оказания содействия в трудоустройстве безработных граждан и граждан,
ищущих работу, предоставления им возможности самостоятельно подобрать себе работу,
в том числе и по вакансиям, сведения о которых не поступают в органы службы занятости,
встретиться с работодателями, получить информацию о возможностях профессионального
обучения по новой специальности, а также консультацию юристов и психологов было
проведено более 8,0 тыс. ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Всего за отчетный период участие в указанных мероприятиях приняли около 1,2 млн.
человек, в том числе более 0,5 млн. человек посетили ярмарки вакансий и учебных
рабочих мест.
Важным направлением государственной политики в области содействия занятости населения
было и осталось обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период безработицы, основные принципы которой определены законодательством о занятости населения.
На социальную поддержку безработных граждан в 2005 году было определено 18,9 млрд. рублей.
Защита трудовых прав граждан
В целях обеспечения государственной защиты трудовых прав граждан Федеральной
службой по труду и занятости осуществлялся в соответствии с возложенными статьей
356 Трудового кодекса РФ полномочиями системный надзор и контроль за соблюдением
законодательства о труде и охране труда, включая право на безопасные условия труда.
В первом полугодии 2005 года было проведено более 128 тыс. проверок по вопросам
соблюдения законодательства о труде (в первом полугодии 2004 года 140,2 тыс.
проверок), в ходе которых выявлено свыше 1,02 млн. нарушений трудовых прав работников
(в 2004 году 1,18 млн. нарушений).
Значительное внимание уделялось взаимодействию государственных инспекций труда
с другими государственными органами и общественными организациями, уполномоченными
на осуществление контроля в трудовой сфере. Так, с органами прокуратуры было проведено
более 12 тыс. совместных проверок, с федеральными органами исполнительной власти
по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия - около 2,5 тыс.
проверок, с органами пожарного надзора - около 2,2 тыс. проверок, органами технологического
надзора более 1,8 тыс. проверок, органами архитектурно-строительного надзора
1,2 тыс. проверок, органами по труду более 10 тыс. проверок, со службой занятости
населения - 563 проверки, с органами финансового и налогового контроля - 342 проверки,
с профсоюзами - 6,6 тыс. проверок, с другими органами около 7,2 тыс. проверок.
За допущенные нарушения трудового законодательства к административной ответственности
привлечено (оштрафовано) около 46,5 тыс. должностных лиц организаций, что составило
104 % к уровню 2004 году. Общая сумма взысканных штрафов за первое полугодие 2005
год составила 60005,9 тыс. рублей (в 2004 году 51365,4 тыс. рублей). Средний
размер административного штрафа - 1,290 тыс. рублей.
По результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями было
привлечено к дисциплинарной ответственности около 11,5 тыс. работников организаций,
из них 37 работников было уволено, в целях принятия мер по устранению выявленных
нарушений в вышестоящие органы (органы государственной власти, собственникам (учредителям)
было направлено более 1,9 тыс. информационных материалов о неблагополучном состоянии
дел за соблюдением трудового законодательства.
За первое полугодие 2005 года в целях привлечения к уголовной ответственности
должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, в органы прокуратуры в
установленном порядке было направлено 11,1 тыс. материалов, по которым возбуждено
более 60 уголовных дел и осуждено в соответствии с законодательством Российской
Федерации 12 виновных лица.
За 6 месяцев 2005 года в части соблюдения законодательства об оплате труда было
проверено 32293 организации, что составляет 102,9% к первому полугодию 2004 года,
из них проверено 4338 бюджетных организации. В результате проверок выявлено 16236
случаев незаконной задержки заработной платы или 77,5% к уровню 2004 года. В итоге
проведенных проверок назначены штрафы на сумму 18662,1 тыс. рублей, прокуратурой
возбуждено 60 уголовных дел.
Социальное партнерство
По итогам первого полугодия 2005 года отмечено значительное снижение забастовок.
По данным Федеральной службы государственной статистики, число организаций, в
которых прошли забастовки, сократилось в 10 раз (с 10 в I полугодии 2004 года
до 1 в I полугодии 2005 года), число участников забастовок уменьшилось с 1,4 до
0,03 тыс. человек, потери рабочего времени из-за забастовок с 9,6 до 0,2 тысяч
человеко-дней.
Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и других категорий нуждающихся граждан
Санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан, проезд к месту лечения
и обратно.
В 2005 году на средства, выделяемые из федерального бюджета, планируется закупить
более 980 тыс. путевок. Из федерального бюджета на финансирование санаторно-курортного
лечения и проезда льготников получено 8,6 млрд. рублей. За истекший период путевками
на санаторно-курортное лечение обеспечено 536,9 тыс. граждан льготных категорий.
Среди граждан, реализовавших право на санаторно-курортное лечение, самыми многочисленными
категориями являются: инвалиды - 74,2%; участники и инвалиды Великой Отечественной
войны и приравненные к ним категории граждан - 13,2%; дети-инвалиды - 7,9%.
Получено 400 тыс. талонов на право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте
в поездах дальнего следования. Для последующей выдачи гражданам-получателям социальных
услуг передано 340 тыс. талонов на право бесплатного проезда.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
На оказание протезно-ортопедической помощи а 2005 году предусмотрено 4,7 млрд.
рублей
По состоянию на 1 января 2005 года на учете в медицинских отделах протезно-ортопедических
предприятий состояло около 1 млн. 200 тыс. человек.
По оперативным данным на 4 июля 2005 года в региональные отделения Фонда социального
страхования обратились более 612 тыс. инвалидов и ветеранов за обеспечением протезами,
протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации, из которых
521 тысяча были обеспечены этими средствами.
Наибольшее количество заявлений поступило на обеспечение ортопедической обувью
- 148,3 тыс., протезами - 111,3 тыс. Обеспечено 79 тыс. и 57,2 тыс. человек соответственно.
На настоящее время создано 89 федеральных учреждений МСЭ (с учетом Федерального
бюро) с 1677 филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Очередность на освидетельствование составляла в январе 2005 г. ? 435027 чел.,
в июне - 421000 человек, т.е. очередность удалось стабилизировать. В большей степени
она складывается из лиц пенсионного возраста, в массовом порядке обратившихся
в учреждения медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности
и степени ограничения способности к трудовой деятельности, чего в прежние годы
не наблюдалось. Как показывает анализ, данное явление вызвано желанием пожилых
людей иметь возможность воспользоваться новыми серьезными мерами социальной поддержки,
а также получить увеличение пенсии (ЕДВ).
Очередности на освидетельствование лиц трудоспособного возраста, направленных
впервые на освидетельствование, или у которых заканчивается срок ранее установленной
инвалидности, практически нет.
За 6 месяцев 2005 года освидетельствовано 2781,3 тыс. человек, из них признано
инвалидами 2231,8 тыс. человек. Количество первичных освидетельствований составляет
1187,9 тыс. человек.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы принимают непосредственное
участие в системе обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
протезно-ортопедическими изделиями. Учреждениями МСЭ за I полугодие 2005 года
было разработаны 1071,8 тыс. индивидуальных программ реабилитации.
Обеспечение инвалидов транспортными средствами
По состоянию на 1 января 2005 г., сложившаяся за последние годы в органах социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации очередность среди всех инвалидов
на обеспечение автотранспортом составляла 153,2 тыс. человек, в том числе инвалидов
и участников войны 94,0 тыс. человек.
В рамках длящихся обязательств государства перед инвалидами, возникшими до 1
января 2005 года в части обеспечения их автотранспортом, в федеральном бюджете
на 2005 год были предусмотрены ассигнования в объеме 393,1 млн. рублей на обеспечение
инвалидов транспортными средствами реабилитации, за счет которых удалось обеспечить
автомобилями «Ока» 3931 инвалида. Однако этого явно недостаточно, поскольку потребность
в обеспечении автомобилями только ветеранов войны покрыта всего лишь на 4 процента.
Социальная поддержка семей с детьми
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 года
N 368 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 1995 года N 883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и
выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
Подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных
направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в
Российской Федерации до 2010 года (национального плана действий в интересах детей)».
В Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства
Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячного
пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех
лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Размер единовременного пособия при рождении ребенка с 1 января 2005 года повышен
на треть (с 4,5 до 6 тыс. рублей). В настоящее время проводится работа по повышению
данного пособия до 10 тыс. рублей, а также увеличению ежемесячного пособия на
период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Анализ предоставления ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации показывает, что в 55 регионах реализуется ранее
действовавший механизм предоставления ежемесячных пособий на ребенка (70 рублей
- в полной семье, 105 рублей и 140 рублей - определенным категориям семей).
В 34 регионах пособие на ребенка в полной семье выплачивается в размере 80-100
рублей, в повышенном размере - семьям с детьми-инвалидами, многодетным семьям,
детям под опекой, в студенческих семьях (Липецкая, Саратовская, Мурманская области).
В Рязанской области в семьях с одним ребенком - 100 рублей, с пятью и более детьми
- до 1000 рублей.
В некоторых регионах установлен иной алгоритм назначения пособий в зависимости
от прожиточного минимума ребенка и его возраста. В Республике Коми пособие на
ребенка в возрасте до 1,5 лет выплачивается в размере 450 рублей, от 1,5 до 6
лет 300 рублей, от 6-до 18 лет 150 рублей; размер пособий также увеличен для
одиноких матерей.
Таким образом, на местах за счет бюджетов субъектов Российской Федерации принимаются
меры по государственной социальной поддержке семей с детьми. С 2006 года планируется
дальнейшее повышение размеров ежемесячных пособий на ребенка (Калужская область,
г. Москва и др.).
Отдых и оздоровление детей
На детскую оздоровительную кампанию 2005 года из федерального бюджета выделяется
свыше 1,308 млрд. рублей. Эти средства предназначены для организации отдыха и
оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время
в субъекты Российской Федерации направлено свыше 872 млн. рублей, или 2/3 всех
средств, предназначенных для проведения детской оздоровительной кампании.
В 2005 году Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2005 год» на оздоровление детей предусмотрено
12,88 млрд. рублей.
На 5 июля 2005 года расходы на оздоровление детей с участием средств обязательного
социального страхования составили свыше 6,9 млрд. рублей. В детских оздоровительных
лагерях различных типов оздоровлено 3,5 млн. детей, в том числе:
- в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия
свыше 341 тысячи детей застрахованных граждан;
- в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях 541тысяч детей;
- в лагерях с дневным пребыванием для 2,6 млн. детей.
В среднем по Российской Федерации за счет средств обязательного социального страхования
оздоровлено 22,2 процента детей России.
До конца текущего года в детских санаториях и лагерях различного типа будет оздоровлено
свыше 2,1 млн. детей застрахованных граждан, что позволит добиться общей численности
оздоровленных в 2005 году детей более 5,5 млн. человек.
В июне во Всероссийском детском центре «Орленок» была проведена целевая смена
для детей, требующих особой государственной поддержки, в которой приняли участие
около 900 детей и подростков из неблагополучных семей, воспитанников детских приютов
практически из всех регионов России.
Демографическая ситуация
По оценке, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002г., численность
постоянного населения Российской Федерации на 1 июня 2005г. составила 143,1 млн.
человек.
В I полугодии 2005 года зарегистрировано ухудшение показателей естественного
движения населения. В январе-мае текущего года п,По сравнению с соответствующим
периодом 2004 года число родившихся снизилось на 18,3 тыс. человек, число умерших
увеличилось на 17,7 тыс. человек. Естественная убыль населения составила 6,7 на
1000 человек населения (в соответствующем периоде 2004 года этот показатель составлял
6,1).
В первом полугодии 2005 года наметилась тенденция снижения смертности от неестественных
причин, связанных с социальным неблагополучием. Смертность от несчастных случаев,
отравлений и травм снизилась на 6,5%, в том числе от случайных отравлений алкоголем
- на 4,5 процента.
Вместе с тем, увеличилась смертность от болезней системы кровообращения (на 2,8%),
от болезней органов пищеварения (на 9,4%), от некоторых инфекционных и паразитарных
болезней (на 4,4%).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение
бесплатной медицинской помощи утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год. Общая стоимость Программы государственных гарантий на 2005 год составляет 523,3
млрд. рублей (с учетом районных коэффициентов удорожания единицы бюджетной услуги),
в том числе финансирование за счет средств ОМС 251,2 млрд. рублей.
В среднем на 10% увеличены подушевые нормативы финансирования по предоставлению
бесплатной медицинской помощи населению. Объем финансирования на одного человека
в год в 2005 году составляет 3157 рублей, в том числе за счет средств обязательного
медицинского страхования - 1507,5 рубля.
В последние годы удалось существенно увеличить долю страховых взносов на ОМС неработающих граждан в финансировании программ ОМС. Размер страхового взноса на одного неработающего
возрос с 780,2 руб. в 2004 г, до 1037, 6 руб. в 2005 г. Суммы страховых взносов
на ОМС неработающего населения, утвержденные в бюджетах территориальных фондов
ОМС в 2005 г по сравнению с 2003 г увеличились в 1,3 раза и составили 86 млрд.
руб.
Осуществляется работа по привлечению дополнительных источников финансирования в здравоохранение. Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется Программа дополнительных
платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров. В 2005
году средства на эти цели составят 9 млрд. рублей, из расчета 300 рублей в год
на одного неработающего пенсионера.
Повышение качества медицинской помощи населению на основе единой системы стандартизации медицинских технологий является одной из приоритетных задач развития здравоохранения. Издано более
250 стандартов оказания медицинской помощи при различных заболеваниях.
В 58 учреждениях здравоохранения федерального подчинения за отчетный период пролечены
82,2 тыс. больных против 82,0 тыс. человек утвержденной квоты, в том числе осуществлено
лечение 15,4 тыс. детей (18,7 % от общего числа пролеченных больных).
Утвержден порядок по организации и оказанию амбулаторно-поликлинической помощи,
неотложной и скорой медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 872
утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений.
Министерством разрабатываются инвестиционные проекты по созданию сети федеральных центров, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской
помощи. Внедрение и тиражирование высокотехнологичных видов медицинской помощи
в субъектах Российской Федерации повысит ее доступность для широких слоев населения.
К финансированию строительства федеральных центров планируется привлечь не только
средства консолидированных бюджетов, но и частные инвестиции.
В результате проведенной работы планируются следующие ожидаемые результаты:
увеличение в два раза объемов и видов высокотехнологичных (дорогостоящих) видов
медицинских услуг;
снижение стоимости высокотехнологичной медицинской помощи, отечественных медицинских
изделий и расходных материалов (аналогов импортных);
укрепление позиций Российской Федерации на внутреннем рынке медицинских услуг
и технологий, повышение конкурентоспособности на международном уровне.
Ежегодно увеличиваются объемы и перечень видов высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи населению (приказ Минздравсоцразвития России и РАМН от 6 апреля 2005г. N 259/19
«Об организации оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи
за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских
учреждениях, подведомственных Росздраву и РАМН»).
За I полугодие 2005 года высокотехнологичные виды медицинской помощи были оказаны
в 37 учреждениях Росздрава, пролечено более 15,5 тыс. больных детей и 1,5 тыс.
женщин и новорожденных из 88 субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715
утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Проводится работа по пролонгации действующих федеральных целевых программ «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Дети России».
На решение задач по предупреждению заболеваемости, снижению смертности от сердечно-сосудистых
заболеваний, профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при травмах и отравлениях;
повышению медицинской и экономической эффективности санаторнокурортных комплексов,
внедрению современных технологий восстановительной медицины направлены проекты
федеральных целевых программ «Снижение смертности от управляемых причин», «Развитие
курортного дела в России». В настоящее время разрабатываются концепции этих федеральных
целевых программ.
Здоровье детей и подростков
В I полугодии 2005 года Подготовлен проект постановления Правительства Российской
Федерации «Об утверждении Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации
и плана по ее реализации на период до 2010 года». Стратегической целью Концепции
является создание условий для рождения и развития здоровых детей, обеспечения
основных гарантий прав ребенка на охрану здоровья.
Проводится ежемесячный мониторинг по материнской и младенческой смертности, состоянию
здоровья детей.
В 2004 году показатель младенческой смертности составил 11,6 на 1000 родившихся
живыми (2003 г. - 12,4), в январе-июне 2005 года - 11,0 на 1000 (12,0 за аналогичный
период 2004 г.). Показатель материнской смертности - 23,4 на 100 000 родившихся
живыми (2003 г. - 31,9).
Положительной динамике интегрированных показателей, характеризующих состояние
здоровья матери и ребенка, способствовало совершенствование нормативной базы,
сети кадров службы, постоянное переоснащение современным оборудованием перинатальных
центров, внедрение новых технологий реанимации и выхаживания новорожденных детей,
улучшение помощи беременным женщинам, реализация федеральной целевой программы
«Дети России».
Охват профилактическими прививками за счет средств федерального бюджета составил
96-97% детского населения, что позволило снизить или стабилизировать уровень заболеваемости
по 29 инфекционным болезням, включая туберкулез, вирусный гепатит В, эпидемический
паротит, клещевой весенне-летний энцефалит и пр.
Обеспечение лекарственными средствами
На повышение доступности и качества медицинской помощи направлена реализация
мер по обеспечению населения лекарственными средствами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 3144-р
утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Принято
постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 г. N 769 «О
мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих
право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг».
Утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера)
при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи (включающий 460 международных
непатентованных наименования лекарственных средств), что дает врачам возможность
применять разнообразные схемы лечения.
Утвержден минимальный ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания
медицинской помощи (что является дополнительной гарантией государства гражданам
в том, что препараты, выписанные врачом, можно получить в ближайшей аптеке), а
также утверждены виды аптечных учреждений.
Внесены изменения в Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств и выписывания
рецептов на них, утвержденную приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328. В соответствии
с Инструкцией отменены ограничения назначения лечащим врачом лекарственных препаратов,
стоимость которых превышает 4 минимальных размера оплаты труда, что также позволило
улучшить обеспечение лекарственными средствами населения.
Объемы финансирования льготного лекарственного обеспечения из федерального бюджета
в 2005 году в сравнении с 2004 годом увеличатся с 8,2 млрд. рублей до 50,7 млрд.
рублей.
Для информирования врачей о лекарственных средствах, вошедших в Перечень, выпущены
практические пособия «Справочник лекарственных средств» и «Клинические рекомендации
по диагностике и лечению заболеваний».
С начала 2005 года выписано 58,3 млн. рецептов, предъявлено в аптечные учреждения
55,5 млн. рецептов, из которых обслужено 54,4 млн. рецептов, или 97,8%, на отсроченном
гарантированном обслуживании находится 1,18% рецептов и имеется около 0,94% отказов.
Количество выписанных бесплатных рецептов увеличилось по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего года в 2-2,5 раза.
График 10: "Заболеваемость населения отдельными инфекционными заболеваниями".
Миграционная ситуация
Показатель миграционного прироста в январе-мае 2005 года существенного выше показателя
аналогичного периода 2004 года. Если в прошлом году миграционный прирост составил
около 6,2 тыс. человек (за 5 месяцев), то в текущем году он увеличился до 42 тыс.
человек. Увеличение (в 6,5 раза) произошло в результате возросшего числа зарегистрированных
по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию. Наряду с этим отмечено сокращение
числа выбывших за пределы России (почти на 10%).
|