Дата: 28.06.2005
Информационная характеристика деятельности Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России (по состоянию на 25 июня 2005 г.)
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводит
единую государственную политику по управлению трудовыми и социально-экономическими
процессами.
В частности, с 2004 г. реализация мероприятий по содействию занятости населения
отнесена законодательством к полномочиям федерального уровня. Функции по оказанию
государственных услуг по содействию занятости населения и надзору за соблюдением
законодательства о занятости возложены на подведомственную министерству Федеральную
службу по труду и занятости (Роструд).
Минздравсоцразвития России совместно с Рострудом осуществлялись мероприятия,
направленные на:
формирование системы органов службы занятости населения в соответствии с требованиями
административной реформы;
обеспечение социальных гарантий населению в области содействия занятости и защиты
от безработицы;
повышение качества услуг по содействию занятости населения;
обеспечение процедур прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.
Органами службы занятости населения осуществлялось содействие в трудоустройстве,
информирование о положении на рынке труда.
В 2004 году численность граждан, поставленных на учет в территориальных органах
занятости населения, составила 6,6 млн. человек, включая граждан, посетивших ярмарки
вакансий и учебных рабочих мест (1,7 млн. человек).
В результате реализации мероприятий по содействию занятости:
трудоустроены 4,2 млн. человек, что 3,2% больше, чем в 2003 году;
приняли участие в общественных работах 651,6 тыс. человек;
в порядке временного трудоустройства - 1,2 млн. несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет;
получили услуги по социальной адаптации около 138 тыс. безработных граждан;
в сфере организации самозанятости (предпринимательской деятельности)- 23,2 тыс.
человек.
Органами службы занятости была проведена работа по заключению 182,1 тыс. договоров
о совместной деятельности с предприятиями, организациями и учреждениями - соисполнителями
мероприятий по содействию трудоустройству населения. Наибольшее количество договоров
заключено на организацию общественных работ (71,3 тыс. единиц), временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (541,2 тыс. единиц) и безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите (36,7 тыс. единиц).
В рамках реализации мероприятий по социальной поддержке безработных граждан осуществлялась
выплата пособий по безработице, оказывалась материальная помощь безработным гражданам,
утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного
периода его выплаты и др.
В целом по Российской Федерации в среднем ежемесячно:
1,6 млн. безработных граждан получали пособие по безработице,
14,1 тыс. безработных граждан оказывалась материальная помощь.
В целях оказания содействия в трудоустройстве было проведено более 19,2 тыс.
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Уровень регистрируемой безработицы по Российской Федерации на конец 2004 года
составил 2,7%.
В 2004 г. особое внимание уделено территориальным аспектам государственной политики
в области содействия занятости населения. Совместно с федеральными и региональными
органами исполнительной власти Минздравсоцразвития России подготовлен Комплекс
мер по улучшению ситуации в сфере занятости населения республик Северного Кавказа
на 2004-2006 годы, утвержденный Правительством Российской Федерации (направлен
на исполнение поручением Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 N МФ-П12-6891).
Указанные меры ориентированы на создание условий привлечения в экономику региона
инвестиций крупного капитала с целью развития приоритетных и социально значимых
проектов, развитие инфраструктуры региона, содействие развитию малого и среднего
бизнеса, способного в кратчайшие сроки создать необходимое количество новых рабочих
мест, в том числе и в приоритетных экономических сферах (в туристско-рекреационной
и агропромышленной), развитие кадрового потенциала, создание гибкого рынка труда.
Создание дополнительных рабочих мест в данном регионе в 2004 году осуществлялось
в рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 310, а также программ
социально экономического развития республик Северного Кавказа.
Основной задачей министерства в области организации прохождения гражданами альтернативной
гражданской службы на 2004 г. стало организационно-техническое обеспечение этого
процесса. Совместно с Рострудом подготовлен ряд нормативных правовых актов, утверждающих
формы документов, используемых при организации альтернативной гражданской службы.
В 2004 г. на альтернативную гражданскую службу было направлено 969 человек.
В соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.11.2004 N 591, подготовленным Минздравсоцразвития России, утверждены
размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице. Они составили:
- минимальная 720 рублей в месяц;
- максимальная 2880 рублей в месяц.
В 2005 году продолжается работа по совершенствованию трудового законодательства
и законодательства о занятости населения. В частности, запланировано внесение
поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных повышением гибкости
найма и увольнения работников.
Совместно с Минфином России будет подготовлен проект постановления Правительства
Российской Федерации, регламентирующего порядок компенсации безработным гражданам
материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность
по предложению органов службы занятости.
Также будет проведен анализ возможности ратификации Российской Федерацией Конвенции
МОТ N 181 «О частных агентствах занятости», разработаны предложения по внесению
изменений и дополнений в трудовое законодательство Российской Федерации в связи
с возможной ратификацией конвенции, предложения по взаимодействию с негосударственными
службами занятости населения.
В 2005 г. будет осуществлена подготовка проекта Отраслевой программы содействия
занятости медицинских и фармацевтических работников на 2005-2007 гг.
Определенная работа проводится по регулированию трудовой миграции.
В целях развития трудовой иммиграции в Российской Федерации Минздравсоцразвития
России принимало в 2004 г. участие в решении следующих задач:
- устранение излишних административных ограничений, препятствующих эффективному
использованию иностранной рабочей силы;
- формирование необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту прав
трудящихся-мигрантов;
- противодействие нелегальной трудовой миграции.
Решение указанных задач осуществлялось Минздравсоцразвития России совместно с
МВД России, МИД России, Минэкономразвития России.
Минздравсоцразвития России принимало участие в разработке федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации».
Министерством подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении на 2005 год общероссийской квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений
на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» (утверждено
01.12.2004 N 714). Квота на привлечение в 2005 г. иностранной рабочей силы составила
214 тыс. человек.
В 2004 г. Минздравсоцразвития России участвовало в подготовке проектов ряда международных
соглашений, регламентирующих вопросы трудовой миграции в государствах-участниках
ЕЭП. Дорабатываются соглашения о сотрудничестве в сфере трудовой миграции с КНДР,
Португалией, Таджикистаном. Разрабатывается проект Соглашения о временной трудовой
деятельности граждан государств-членов ЕврАзЭс на территории государств Сообщества.
В целях всестороннего рассмотрения вопросов развития трудовой миграции и повышения
мобильности трудовых ресурсов при участии Всемирного Банка 15-16 декабря 2004
года проведен научно-практический семинар «Развитие трудовой миграции в Российской
Федерации». В работе семинара приняли участие представители федеральных органов
исполнительной власти, научного сообщества, международных и общественных организаций.
Приоритетными направлениями деятельности Минздравсоцразвития России в области
регулирования трудовой миграции на 2005 г. являются:
1. Совершенствование законодательства Российской Федерации, в части регулирования
процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы, развития системы
социального и медицинского страхования трудящихся-мигрантов, усиления ответственности
работодателей, использующих нелегальную иностранную рабочую силу.
2. Участие в подготовке проектов международных нормативных правовых актов, стимулирующих
приток иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья, в том числе:
- Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников
СНГ;
- Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников
ЕЭП;
- Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области
трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
3. Разработка программ информирования иностранных граждан о возможностях переезда,
трудоустройства, переобучения, обеспечения жильем и социальными гарантиями в регионах,
принимающих трудовых мигрантов.
4. Разработка профессионально-квалификационных критериев привлечения иностранной
рабочей силы.
5. Участие в разработке программ регуляризации положения (амнистии) нелегальных
трудовых мигрантов.
6. Совершенствование статистического инструментария в сфере учета внешней трудовой
миграции.
В Российской Федерации в результате комплекса принимаемых мер по обеспечению
охраны труда работников удается сохранить наметившуюся в последние годы положительную
тенденцию сокращения количества несчастных случаев на производстве со смертельным
исходом. По данным Росстата в 2004 году количество пострадавших в результате несчастных
случаев на производстве со смертельным исходом составило 3292 человека, что на
244 человека меньше, чем в 2003 году; на 392 человека в 2004 году по сравнению
с 2003 годом уменьшилось число больных с впервые установленным диагнозом профессионального
заболевания.
Актуальной задачей на ближайший период для Российской Федерации является улучшение
условий труда на рабочих местах, что создаст возможность более полного использования
ценных знаний и мастерства работников старшего поколения, повышения эффективности
и безопасности труда молодежи.
Решить эту задачу предполагается в рамках комплексных мероприятий по результатам
аттестации рабочих мест по условиям труда в следующих направлениях:
- совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей по
созданию безопасных условий труда;
- создание эффективного механизма проведения государственной экспертизы условий
труда;
- совершенствование нормативной правовой базы, в том числе регулирующей предоставление
компенсаций работникам, работающим в тяжёлых и вредных условиях труда;
- проведение проверок организаций по вопросам соблюдения норм охраны труда, направленных
на предупреждение, выявление и устранение нарушений требований охраны труда;
- проведение расследований несчастных случаев на производстве и принятие по их
результатам профилактических мер;
- оказание консультативной и правовой помощи работодателям и гражданам по вопросам
охраны труда;
- информирование работников и работодателей о ситуации в области соблюдения норм
охраны труда;
- пропаганда охраны труда.
В 2004 году Министерством в целях решения задачи обеспечения прав граждан на
безопасные условия труда, в частности, совершенствовалась нормативная правовая
база по охране труда, ориентированная на создание благоприятных условий труда
работников. Принят ряд постановлений по обеспечению работников, занятых на работах
с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированными специальной
одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Подготовлены
и утверждены методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда
работников различных отраслей экономики. Подготовлен и утвержден приказ Минздравсоцразвития
России от 29 ноября 2004 г. N 285 «О признании утратившими силу постановлений
Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16 и 23 октября 2001 г. N 77».
Подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004
г. N 845 «О переносе выходных дней в 2005 году».
Согласован приказ ГФС России от 30.10.2004 г. N 377 «Об особенностях режима рабочего
времени и времени отдыха отдельных категорий сотрудников федеральной фельдъегерской
связи, имеющих особый характер работы».
Подготовлены:
проект Правил отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального
риска,
Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований
охраны труда работников организаций и Примерная программа обучения по охране труда
работников организаций; проект Порядка организации обучения по охране труда отдельных
категорий застрахованных.
Подготовлена и проведена VIII Международная выставка «Безопасность и охрана труда
2004» и III Международный конгресс «Безопасность и охрана труда 2004». В рамках
Международного конгресса прошёл Международный кинофестиваль «Кино на защиту
человека». 28 апреля 2005 г. в рамках Всемирного дня охраны труда проведена Всероссийская
конференция по охране труда.
Предусматривается дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области
условий и охраны труда, включая: внесение изменений и дополнений в Трудовой кодекс
Российской Федерации; разработку гигиенических критериев оценки условий труда
и их классификации; разработку Положения о проведении аттестации рабочих мест
по условиям труда; разработку нормативных правовых актов по предоставлению компенсаций
и профессиональных пенсий на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки
и классификации условий труда; по совершенствованию порядка и норм выдачи сертифицированных
средств индивидуальной защиты, совершенствованию порядка обучения и проверки знаний
требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний
отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования
Российской Федерации, на основе мониторинга персонального учёта обученных в зависимости
от состояния производственного травматизма и условий труда в организациях, отраслях,
регионах.
Началась работа по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями
федерального закона «О техническом регулировании», что позволит активизировать
нормотворческую деятельность в сфере охраны труда и привести российское законодательство
в соответствие с европейским и международным. В связи с этим готовятся поправки
в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Утверждена программа разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., в рамках
которой будут разработаны требования охраны труда для технических регламентов
в сфере промышленности, энергетики и транспорта.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
в 2004 году и в настоящее время проводится работа по подготовке проекта Правил
отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска,
что обусловлено принятым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности
(ОКВЭД) взамен Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
Указанные Правила позволят установить страхователям страховые тарифы, наиболее
соответствующие уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости
и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Утверждены Положение о финансировании в 2004 году предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и Перечень
предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется
за счёт страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В 2004 году на средства Фонда социального страхования Российской Федерации обучено
248527 человек, в том числе: специалистов и руководителей служб охраны труда организаций
- 28027 чел., членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда - 99814 чел.,
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов 76764 чел., руководителей
бюджетных учреждений 43922 чел.
Одной из основных задач является обеспечение предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В Федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2002, 2003, 2004 гг. была определена возможность направления до 20% страховых
взносов на финансирование предупредительных мероприятий по снижению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.
В 2004 году на эти цели работодателями было израсходовано из средств Фонда социального
страхования Российской Федерации 1 396 млн. руб., для сравнения: в 2003 году
1 165 млн. руб., 2002 году 967 млн. руб.
Важным моментом в работе по данному направлению является финансирование обучения
отдельных категорий застрахованных по охране труда, в 2004 году на эти цели было
выделено около 304,5 млн. руб.
Следует отметить, что в 2004 году предприятиями значительно были увеличены средства,
направляемые на финансирование таких предупредительных мер, как приобретение средств
индивидуальной защиты и проведение аттестации рабочих мест. Количество страхователей,
проводивших частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профзаболеваний в 2004 году составило 12819 ( в 2003 г. 14356).
В целях обеспечения экономической заинтересованности работодателя в снижении
производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в соответствии с
Федеральным Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страховщиком
проводится работа по установлению страхователям скидок и надбавок к страховым
тарифам с учетом состояния охраны труда на предприятиях.
В этой связи необходимо отметить снижение числа страховых случаев в 2004 году
до 98 179, в сравнении: 2002 - 134 691 страховых случаев, в 2003 году - 118 751.
Необходимо усилить действенность надзорно-контрольных мероприятий по соблюдению
требований охраны труда, координации деятельности всех органов надзора, правоохранительных
органов, органов Прокуратуры.
Федеральной службой по труду и занятости и подведомственными ей государственными
инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в 2004 году осуществлялся системный
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях
обеспечения государственной защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные
условия труда.
По результатам проведенных в 2004 году проверок по требованию госинспекторов
труда было восстановлено на работе почти 2,5 тыс. человек, отменено свыше 9,6
тыс. незаконно наложенных на работников дисциплинарных взысканий, приостановлена
в установленном порядке до устранения выявленных нарушений работа почти 7 тыс.
производственных подразделений и 87,3 тыс. единиц оборудования, эксплуатация которых
представляла непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников, запрещено
использование около 63,6 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не соответствовавших
требованиям охраны труда, отстранено от работы в связи с непрохождением обучения
и инструктажа по охране труда 126,5 тыс. работников.
Развитие международного экономического сотрудничества включает ориентацию на
нормы международного права, конвенции и директивы МОТ. В сфере охраны труда
это приведение российских стандартов, терминов, нормативных требований в соответствие
с международными нормами.
Также будет продолжена работа по рассмотрению и ратификации Конвенций МОТ, что
в дальнейшем будет способствовать дальнейшей интеграции России в мировое сообщество
и расширению сотрудничества с ведущими экономически развитыми странами в области
охраны труда.
Специалисты Министерства участвуют в работе рабочей группы Государственной Думы
РФ по подготовке проекта закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» для рассмотрения во втором чтении. Рассмотрено более 400 поправок.
Большая часть поправок Правительства РФ принята.
Подготовлены приказы Минздравсоцразвития России: «Об определении степени тяжести
повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» от 24.02.2005 г.
N 160; «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев
на производстве» от 15.04.2005 г. N 275 (зарегистрировано в Минюсте России 20
мая 2005 г. N 6609). Продолжается работа: над проектом федерального закона
«О внесении изменений в законодательные акты, устанавливающие социальные гарантии
медицинским работникам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда»,
над проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении
перечня должностей медицинских, фармацевтических и иных работников государственной
и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни
и здоровью», над проектом постановления Правительства Российской Федерации «О
продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным
категориям медицинских работников».
Подготовлены приказы Минздравсоцразвития России: «Об организации мероприятий
по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005
году» от 21 апреля 2005 г. N 290; «Об утверждении Плана заказов Минздравсоцразвития
России на проведение в 2005 году научно-исследовательских работ по охране труда»
от 7 июня 2005 г. N 391; «О признании утратившим силу постановления Минтруда России
от 8 декабря 1994 года N 76» от 21 июня 2005 г. N 414; «Об утверждении Перечня
предупредительных мер на 2005 год по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется
за счёт страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 2005 г. N 420.
В целях сокращения масштабов бедности Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении
изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Данный законопроект принят 29 декабря 2004г. N 198-ФЗ. Находится на проработке
проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Подготовлен ряд проектов постановлений Правительства РФ:
- «Об оплате труда лиц, привлекаемых для проведения экспертизы научных, творческих
работ и литературных произведений Государственной премии Российской Федерации
в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области
литературы и искусства». Данный проект принят постановлением Правительства РФ
от 27 января 2005г. N 41;
- «О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных
учреждений». Данный проект принят постановлением Правительства РФ от 31 декабря
2004г. N 902;
- «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам
организаций, финансируемых из федерального бюджета». Данный проект принят постановлением
Правительства РФ от 3 февраля 2005г. N 51.
Разработаны Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций,
финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005г.
Подготовлено 25 проектов официальных отзывов в Правительство РФ на проекты законов
и постановлений; подготовлено 44 ответа на депутатские запросы, 602 ответа на
запросы организаций, в том числе 133 ответа на обращения граждан.
Издан приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении рабочей группы по разработке
комплекса мер по повышению заработной платы работников организаций бюджетной сферы
на период 2006-2008 годы» от 21 июня 2005 г. N 416.
Доработан проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального
закона N 329663-3 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской
Федерации», принятому Государственной Думой в первом чтении 20 июня 2003 года,
в целях прекращения избыточного государственного регулирования, исключения избыточных,
дублирующих и требующих существенного сокращения масштабов реализации функций,
осуществляемых федеральными органами исполнительной власти.
Для реализации стратегических целей Министерства проводится работа по развитию
институтов социального партнерства, укреплению трехстороннего сотрудничества между
органами государственной власти, представителями работников и работодателей.
В рамках этого процесса возобновлена деятельность Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Постановлением Правительства
Российской Федерации N 297 от 18.06.04 и распоряжением Правительства Российской
Федерации N 1025-р от 30.07.04 утвержден новый состав представителей Правительства
Российской Федерации в РТК.
На РТК сторонами социального партнерства были обсуждены основные проблемы социально-трудовой
сферы страны, рассмотрены проекты федеральных законов и постановлений Правительства
Российской Федерации, регулирующих трудовые отношения, обсуждены социальные параметры
федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В период с июля
по декабрь 2004 года проведено 26 заседаний рабочих групп РТК, 7 заседаний сводной
рабочей группы по подготовке Генерального соглашения между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской
Федерации на 2005-2007 годы. Указанное Соглашение было подписано 29 декабря 2004
года. В нем определены совместные действия Сторон в области экономической политики,
доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости,
реформирования социального страхования, совершенствования социальной защиты граждан,
защиты их трудовых прав, развития социального партнерства.
В Соглашении отражены также намерения по дальнейшему разделению социальной ответственности
государства, работодателей и работников, передаче в ходе административной реформы
ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей
и профсоюзов, изучение и внедрение в практику организаций социальной отчетности.
В предстоящий трехлетний период в рамках Генсоглашения будут разработаны меры,
обеспечивающие повышение реальной заработной платы работников в соответствии с
количеством и качеством труда, определены обязательства сторон по созданию новых
эффективных рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, совершенствования нормативно-правовой
базы социального партнерства.
Министерством совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей проводится анализ контроля за выполнением отраслевых
соглашений, заключенных на федеральном уровне. В 2004 году на федеральном уровне
действовало 57 отраслевых соглашений, из них 9 соглашений заключены в 2004 году.
В 71 субъекте Российской Федерации созданы Управления по урегулированию коллективных
трудовых споров территориальные подразделения Роструда.
Министерство осуществляло работу по совершенствованию трудового законодательства
в области социального партнерства. В частности, в рабочих группах при Комитете
по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации разрабатываются
соответствующие изменения и дополнения по внесению в Трудовой кодекс Российской
Федерации.
В целях совершенствования социального диалога совместно с объединениями профсоюзов
при Министерстве созданы рабочие группы: с Российским независимым профсоюзом работников
угольной промышленности (Росуглепроф) и Федеральным агентством по энергетике по
вопросам регулирования социально-трудовых отношений в угольной отрасли, а также
с Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ) и Территориальной профсоюзной
организацией «Мурманский траловый флот» по подготовке предложений по внесению
изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России осуществляет работу над международными проектами в
социально-трудовой сфере совместно с такими стратегическими партнерами, как Международная
Организация Труда, Европейский Союз и Всемирный Банк. В частности, в ноябре 2004
г. принято участие в работе 291-ой сессии Административного Совета МОТ в Женеве.
В декабре 2004 г. совместно с Всемирным Банком проведен международный семинар
по вопросам трудовой миграции. В феврале 2005 г. принято участие в работе 7 сессии
Европейского регионального совещания МОТ в Будапеште. По согласованию с Представительством
Европейской Комиссии в России возобновлена работа по реализации проекта ТАСИС
?Трудовое законодательство и арбитраж?.
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О наделении
федеральных органов исполнительной власти правом заключения отраслевых (межотраслевых)
соглашений на федеральном уровне».
В 2005 году состоялось шесть заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, на последнем из которых был согласован социальными
партнёрами и утверждён План первоочередных мероприятий РТК по реализации мероприятий
Генерального соглашения.
Минздравсоцразвития России в рамках федеральной программы «Реформирование государственной
службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» осуществляло работу по следующим
направлениям:
совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по вопросам реформирования
государственной службы;
проведение экспериментов и пилотных проектов по применению новых подходов к организации
федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных
служащих;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданских
служащих;
создание материально-технических условий эффективного функционирования федеральной
государственной службы.
В 2004 году были разработаны следующие проекты нормативных правовых актов:
- Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (в связи с принятием Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»);
- Модельный законодательный акт о внесении изменений и дополнений в действующие
законодательные акты субъектов Российской Федерации (в связи с принятием Федерального
закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- Проект указа Президента Российской Федерации «О Реестре должностей федеральной
государственной гражданской службы»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях
к должностям государственной гражданской службы»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного
обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального
гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей»;
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях
получения федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии
на приобретение жилой площади»;
- Проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании государственных
гражданских служащих»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «Об утверждении примерной формы
служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской
службы»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О персональных данных гражданского
служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О порядке ведения Сводного Реестра
государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о кадровом
резерве на федеральной государственной гражданской службе»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными
гражданскими служащими»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О договоре на обучение с обязательством
последующего прохождения государственной гражданской службы и замещения определенной
должности государственной гражданской службы после окончания обучения между представителем
государственного нанимателя, образовательным учреждением и студентом образовательного
учреждения»;
- Проект указа Президента Российской Федерации «О перечнях государственных должностей
федеральной государственной службы в федеральных министерствах, федеральных службах
и федеральных агентствах».
Данные нормативные правовые акты разработаны во исполнение Федерального закона
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Разработаны типовые формы должностных регламентов государственных гражданских
служащих с учетом требований законодательства, также были подготовлены методические
рекомендации по формированию должностных регламентов и внедрению служебных контрактов
для федеральных органов исполнительной власти.
Минздравсоцразвития России осуществляло рассмотрение запросов по разъяснению
законодательства о государственной гражданской службе.
В 2005 году подготовлены:
от 01 февраля 2005 г. N 112 Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе
на замещение вакантной должности государственной гражданской службы»;
от 16 февраля 2005 г. N 159 Указ Президента Российской Федерации «О примерной
форме служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации»;
от 01 февраля 2005 г. N 110 Указ Президента Российской Федерации «О проведении
аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
от 01 февраля 2005 г. N 113 Указ Президента Российской Федерации «О порядке присвоения
и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
федеральным государственным гражданским служащим»;
от 01 февраля 2005 г. N 111 Указ Президента Российской Федерации «О порядке сдачи
квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации
и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);
от 30 мая 2005 г. N 609 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении
Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской
Федерации и ведении его личного дела».
В соответствии с планами законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации, Минздравсоцразвития России осуществляет работу по совершенствованию
трудового законодательства во взаимодействии с Комитетом Государственной Думы
по труду и социальной политике.
|