Дата: 02.06.2006
Анализ выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне,
по итогам 2005 года
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Анализ выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне,
по итогам 2005 года
В соответствии со статьей 51 Трудового кодекса Российской Федерации в целях осуществления
контроля за выполнением отраслевых соглашений, Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации обобщена информация сторон социального
партнерства о ходе выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном
уровне по итогам 2005 года.
Сторонами социального партнерства представлена информация по 32 отраслевым соглашениям.[1] Наиболее полный анализ содержится в отчетах по электроэнергетике, угледобывающему,
горно-металлургическому, строительному, транспортному, лесопромышленному комплексам
и по государственным учреждениям.
По состоянию на 31 декабря 2005 года на федеральном уровне действовало 49 отраслевых
(межотраслевых) соглашений, прошедших уведомительную регистрацию в Минтруде России
(после ликвидации Минтруда России – в Федеральной службе по труду и занятости),
из них в 2005 году заключены 32 соглашения.
Отраслевыми соглашениями определялись размеры отраслевого минимума оплаты труда,
порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной
защищенности работников в дополнение к гарантиям, установленным законодательством.
В отдельных соглашениях решались вопросы льготного пенсионного обеспечения отдельных
категорий работников, повышения размеров гарантированных выплат, предоставления
дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинского страхования и других преференций
за счет средств работодателя.
Взаимные обязательства сторон отраслевых соглашений, заключенных на федеральном
уровне, являются основой при заключении отраслевых региональных, отраслевых территориальных
соглашений и коллективных договоров.
Анализ отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений показал в целом позитивную
динамику основных показателей.
Среднемесячная заработная плата работников предприятий многих отраслей выросла
по сравнению с предыдущим годом. В частности, темп роста среднемесячной заработной
платы в угольном комплексе составил 128,7%, в строительстве составил - 119%, средняя
заработная плата горняков и металлургов увеличилась на 24,9%, в химическом производстве
– на 24,7%.
По итогам года стороны соглашений отмечают снижение задолженности по заработной
плате. В частности: в угольной промышленности суммарная задолженность снизилась
с 415,4 млн. рублей до 390,3 млн. рублей, в специальном строительстве – с 9597
рублей до 8702 рублей, в сельском хозяйстве – с 6,67 млрд. рублей до 2,9 млрд.
рублей, полностью отсутствует задолженность в горно-металлургическом комплексе,
дорожном хозяйстве.
В 2005 году произошло улучшение в области охраны и безопасности труда. Например,
в угольной промышленности, которая традиционно характеризуется сложной ситуацией
в области охраны труда и промышленной безопасности, случаи производственного травматизма
со смертельным исходом в целом по отрасли снижены на 21%, а на шахтах снижение
составило 39%. Общий и смертельный травматизм в горно-металлургическом комплексе
снизились на 10%, а вновь выявленная профзаболеваемость - на 15%.
В ряде отраслей работодателями предоставлялись оплачиваемые отпуска, сверх обязательств,
предусмотренных отраслевыми соглашениями. Так, например, в электроэнергетическом
комплексе предоставлялись дополнительные отпуска работникам, не имеющим больничных
листов в течение года, за многосменный режим работы, в день юбилея работника,
проводов сыновей в Армию и т.п.
Почти во всех соглашениях реализуется молодежная политика. Особое внимание стороны
соглашений уделяют вопросам занятости, подготовки и переподготовки кадров, профессиональному
обучению.
В 2005 в целях повышения профессионального мастерства проводились конкурсы «Лучшая
организация в отрасли», «Лучший по профессии», «Лучший молодой рабочий» и «Лучший
молодой специалист». Такие конкурсы проводились в угольной промышленности, автомобильном
транспорте, дорожном хозяйстве, строительстве, атомной энергетики и промышленности
и других отраслях.
Наряду с позитивными результатами социальные партнеры отмечают, что не все обязательства
соглашений удается выполнить в полной мере из-за тяжелого финансового положения
ряда предприятий. Так в угольной промышленности, дорожном хозяйстве, автомобильном
транспорте, строительстве это характерно для предприятий, которые находятся на
грани банкротства либо в процессе реорганизации. При этом следует отметить, что
гарантии занятости работников, зафиксированных в отраслевых (межотраслевых) тарифных
соглашениях позволяют смягчить отрицательные социальные последствия кризиса.
В 2005 году в интересах развития социального партнерства и с целью вовлечения
большего количества организаций в коллективно-договорные отношения между работниками
и работодателями, Министром здравоохранения и социального развития Российской
Федерации М.Ю. Зурабовым в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской
Федерации были подписаны письма с предложением работодателям, не участвовавшим
в заключении отраслевых соглашений, присоединиться к следующим соглашениям:
· Отраслевому тарифному соглашению по организациям нефтеперерабатывающей отрасли
промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2005-2006
годы (№ 13-МЗ от 17.01.05);
· Отраслевому тарифному соглашению по организациям химической, нефтехимической,
биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации
на 2005-2006 годы (№ 116-МЗ от 24.03.05);
· Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации
на 2005-2006 годы (№ 132-МЗ от 05.04.05);
· Отраслевому тарифному соглашению по строительству и промышленности строительных
материалов Российской Федерации на 2005-2007 годы (№ 133-МЗ от 05.04.05);
· Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности Российской
Федерации на 2005-2007 годы (№ 131-МЗ от 05.04.05);
· Отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности
и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2005-2007
годы (№ 162-МЗ от 21.04.05);
· Отраслевому соглашению по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007
годы (№ 222-МЗ от 06.06.05);
· Федеральному отраслевому соглашению между Федеральным агентством по культуре
и кинематографии и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы
(№ 256-МЗ от 28.06.05);
· Федеральному отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы
(№ 270-МЗ от 06.07.05);
· Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному
пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы (№ 269-МЗ от 06.07.05);
· Федеральному отраслевому соглашению по организациям печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций на 2004-2006 годы (№ 278-МЗ от 14.07.05);
· Федеральному отраслевому соглашению между Федеральным агентством по физической
культуре и спорту и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы
(№ 273-МЗ от 14.07.05);
· Отраслевому тарифному соглашению по машиностроительному комплексу Российской
Федерации на 2005-2007 годы (№ 303-МЗ от 01.08.05).
[1] Список соглашений, по которым отсутствует информация, представлен
в Приложении
Приложение
Сторонами социального партнерства не представлена информация по следующим отраслевым
соглашениям:
· Федеральному соглашению между Федеральным агентством по физической культуре,
спорту и туризму и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы,
№ 600-ТЗ от 09.03.05;
· Отраслевому соглашению по таможенным органам Российской Федерации на 2005-2007
годы, № 3740-ТЗ от 03.10.05;
· Отраслевому тарифному соглашению по машиностроительному комплексу Российской
Федерации на 2005-2007 годы, № 1038-ТЗ от 19.05.05;
· Отраслевому тарифному соглашению по организациям рыбного хозяйства на 2003-2005
годы, № 8733-ВЯ от 20.06.03;
· Отраслевому соглашению по учреждениям, организациям, предприятиям Российской
академии медицинских наук на 2003-2005 годы, № 5300-ВЯ от 02.08.02;
· Отраслевому тарифному соглашению по организациям жилищно-коммунального хозяйства,
газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на 2005-2007
годы, № 2685-ВЯ от 26.05.04;
· Отраслевому тарифному соглашению по организациям и предприятиям сферы бытового
обслуживания населения на 2005-2007 годы, № 1535-ТЗ от 19.05.05;
· Отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности
и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2005-2007
годы, № 711-ТЗ от 16.03.05;
· Отраслевому соглашению между Российским профсоюзом работников радиоэлектронной
промышленности и Российским агентством по системам управления на 2003-2005 годы,
№ 4390-ВЯ от 02.06.03;
· Отраслевому тарифному соглашению по межотраслевому промышленному железнодорожному
транспорту на 2004-2006 годы, № 7040-ВЯ от 09.09.03;
· Отраслевому соглашению по морскому транспорту на 2003-2005 годы,
№ 2367-ВЯ от 31.03.03;
· Отраслевому тарифному соглашению в гражданской авиации России на 2004-2006
годы, № 689-ТЗ от 15.03.05;
· Отраслевому соглашению по учреждениям системы Министерства образования Российской
Федерации на 2004-2006 годы, № 572-ВЯ от 02.02.04;
· Отраслевому соглашению по учреждениям образования, подведомственным Федеральному
агентству железнодорожного транспорта на 2005-2007 годы, № 1995-ТЗ от 27.06.05);
· Отраслевому соглашению по государственным учреждениям, подведомственным Федеральной
службе по труду и занятости, № 2707-ТЗ от 17.08.05;
· Отраслевому соглашению по органам, учреждениям и предприятиям Федеральной
службы исполнения наказания на 2005-2007 годы, № 3740-ТЗ от 03.10.05;
· Отраслевому соглашению по организациям, подразделениям и органам Федеральной
миграционной службы на 2005-2007 годы.
|