Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
127994, ГСП-4, г.Москва, Рахмановский пер.,3
расширенный поиск

Аналитическая информация

Дата: 17.05.2006

Аналитическая информация о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации по итогам 2005 года

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Аналитическая информация
о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации по итогам 2005 года 

 

Руководствуясь Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы (п. 7.4) Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена информация органов по труду субъектов Российской Федерации о развитии социального партнерства в 2005 году и планах на 2006-2007 гг.

 

В 2005 г. в республиках, краях, областях и автономных округах Российской Федерации действовало 6,7 тыс. соглашений (в 2004 г. – менее 5 тыс. соглашений). Из них: 79 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей), 3687 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1287 территориальных и 1699 иных соглашений.

 

Из общего количества действующих в 2005 г. соглашений в субъектах Российской Федерации на региональном уровне заключено 954 соглашения, на территориальном уровне – 2733 соглашений.

 

По данным субъектов Российской Федерации в организациях всех форм собственности действовало около 207 тыс. коллективных договоров (на 8% больше предыдущего года). Уведомительную регистрацию в органах по труду прошли 177 тыс. коллективных договоров (в 2004 году – 156 тыс.). По состоянию на 1 января 2006 г. коллективными договорами было охвачено 27,3 млн. чел. (на 1 января 2005 г. было 24,4 млн. чел.), что составило 62% от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики.

 

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, организацию контроля за их исполнением в субъектах Российской Федерации обеспечивают областные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, районные (городские) трехсторонние комиссии.

Одним из основных направлений деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений является заключение трехсторонних региональных, отраслевых тарифных соглашений на областном и районных уровнях, а также заключение территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и осуществление контроля за их выполнением.

Трехсторонними региональными соглашениями устанавливаются главные цели и показатели социально-экономического развития региона, задачи и приоритетные направления социально-экономической политики, а также механизмы ее реализации, предусмотрены взаимные обязательства сторон в сфере экономических и производственных отношений, в вопросах занятости, социальной защиты населения, оплаты и охраны труда и других вопросах социально-трудовой сферы.

Контроль за выполнением соглашений осуществляется сторонами социального партнерства и областными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Итоги выполнения соглашений рассматриваются ежегодно.

В 2005 году региональными трехсторонними комиссиями уделялось особое внимание вопросам регулирования социально-трудовых отношений, оплаты труда и уровня жизни населения, вопросам развития рынка труда и содействия занятости населения, а также охраны труда и экологической безопасности.

В отчетном периоде особое внимание уделялось созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях, деятельность которых направлена на снижение социальной напряженности на территориях муниципальных образований. Результатом работы данных комиссий явилось заключение территориальных трехсторонних соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и администрацией районов, которые определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

В отчетном периоде территориальными трехсторонними комиссиями муниципальных образований рассматривались вопросы разработки и выполнения территориальных соглашений, развития коллективно-договорного регулирования и вовлечения в этот процесс организаций малого и среднего бизнеса, соблюдения трудового законодательства, создания безопасных условий труда на производстве, своевременности выплаты заработной платы, развития рынка труда и занятости населения.

В соответствии с заключенными в субъектах Российской Федерации соглашениями разрабатываются прогнозы основных направлений социально-экономического развития регионов, территорий и муниципальных образований; совершенствуется законодательная база для развития социально-трудовых отношений и повышения инвестиционной активности; осуществляются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

В связи с обращением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особое внимание в субъектах Российской Федерации уделяется вопросам обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда, разработаны программы совместных действий органов государственной власти, областных объединений профсоюзов и областных объединений работодателей.

В целях усиления контроля за исполнением требований трудового законодательства в части повышения уровня, своевременности и полноты выплаты заработной платы во всех регионах созданы областные (республиканские, краевые) межведомственные комиссии по погашению задолженности по заработной плате, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, Государственной инспекции труда, управления внутренних дел, прокуратуры, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики. На заседания комиссий приглашаются руководители предприятий и организаций, допустивших задолженность по заработной плате. Работа комиссий освещается в средствах массовой информации. Аналогичные комиссии созданы практически во всех муниципальных образованиях, которые занимаются вопросами погашения задолженности по заработной плате на территориальном уровне.

В планы работ региональных трехсторонних комиссий на 2006 год включены вопросы реализации приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации, эффективности проводимой в регионе инвестиционной деятельности, социальных последствий введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также вопросы поэтапного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечения занятости молодежи.

 

 

Коллективные договоры

Особую роль в развитии социального партнерства играют коллективные договоры на предприятиях. В результате переговоров при заключении коллективных договоров работодатели устанавливают более высокие трудовые и социально-экономические условия и гарантии по сравнению с действующим законодательством.

Органами по труду субъектов Российской Федерации совместно с социальными партнерами осуществляется контроль выполнения коллективных договоров, заключенных в организациях и предприятиях. Согласно представленным материалам, в целом по федеральным округам за 2005 г. произошло незначительное уменьшение количества заключенных коллективных договоров, которое вызвано, главным образом, причинами реструктуризации многих предприятий. В Северо-Западном федеральном округе количество заключенных коллективных договоров уменьшилось на 7%, в Приволжском федеральном округе – на 4%, в Уральском федеральном округе – на 3%, в Дальневосточном федеральном округе – на 1%.

В 47 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества заключенных коллективных договоров. В Центральном федеральном округе количество заключенных коллективных договоров увеличилось на 15%, в Приволжском федеральном округе – на 9%, в Сибирском федеральном округе – на 27%.

В целом по Российской Федерации более 177 тыс. коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию в органах по труду (86%), что на 13% больше, чем в 2004 г. В Центральном федеральном округе зарегистрировано 85%, Северо-Западном – 85%, Южном – 97%, Приволжском – 79%, Уральском – 82%, Сибирском – 90%, Дальневосточном – 83% от общего количества заключенных коллективных договоров в этих округах.

Все коллективные договоры (100%) зарегистрированы в Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской областях, республиках Хакасия, Чеченской, Краснодарском крае, Красноярском краях, Усть-ордынском Бурятском и Корякском автономных округах. Еще в 39 субъектах Российской Федерации удельный вес зарегистрированных коллективных договоров составляет более 90%.

 

Охват работников коллективными договорами в 2005 г. в среднем по Российской Федерации составляет 62%, в Центральном федеральном округе – 56%, Северо-Западном – 49%, Южном – 65%, Приволжском – 70%, Уральском – 75%, Сибирском – 66%, Дальневосточном – 56%.

Наибольший охват (в среднем от 70% и более) работников коллективными договорами отмечен в Белгородской, Брянской, Курганской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Свердловской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, республиках Дагестан, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Мордовии, Татарстан, Алтайском крае.

Как и прежде, максимальное количество коллективных договоров (57%) заключается на предприятиях, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности от общего количества предприятий. По отраслям экономики наибольшее количество коллективных договоров заключено в народном образовании, бытовом обслуживании населения, жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности,  здравоохранении, культуре и искусстве.

Менее активно проводилась работа по заключению коллективных договоров в строительстве, торговле и общественном питании, т.е. в отраслях, основная доля предприятий которых относится к частной форме собственности (большинство работодателей частного сектора по-прежнему не желают брать на себя обязательства по социально-трудовым гарантиям наемных работников).

Не во всех территориях и отраслях экономики сформированы представительные объединения работодателей, что приводит к снижению эффективности влияния отраслевых и территориальных соглашений.

Согласно информации органов по труду субъектов Российской Федерации, основными факторами, сдерживающими развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, являются:

·  неустойчивое финансово-экономическое положение ряда организаций;

·  отсутствие инициативы во вновь создаваемых организациях, а также в организациях мелкого и среднего бизнеса, где не сформированы представительные органы социального партнерства;

·   нежелание многих работодателей брать на себя социальные обязательства в условиях экономической и финансовой нестабильности;

·   отсутствие на многих предприятиях профсоюзных организаций;

·   социальная пассивность работников, отсутствие стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка ими роли значения коллективного договора.

 

 

Коллективные трудовые споры и трудовой арбитраж

В 2005 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2004 г. снизилось с 48 до 41, из них урегулировано 17, в т.ч. службой по урегулированию коллективных трудовых споров – 13. Количество участников составило 42,5 тыс. чел.

Основными причинами споров явились низкий уровень заработной платы, задержка ее выплаты, а также разногласия между работниками и работодателями по вопросам выполнения условий и положений коллективных договоров.

Многие коллективные трудовые споры удалось урегулировать в рамках работы примирительной комиссии. В целях организации и принятия участия в примирительных процедурах в субъектах Российской Федерации ежегодно формируется Единый список посредников (трудовых арбитров). В качестве посредников (трудовых арбитров) участвуют представители от каждого муниципального образования региона из числа государственных, муниципальных служащих, представителей организаций, расположенных на территории муниципальных образований.

В 2005 году не зарегистрировано коллективных трудовых споров на территории Амурской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Курской, Кировской, Липецкой, Московской, Орловской, Псковской, Рязанской, Курской, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской, Республиках Марий Эл, Татарстан, Чувашской, Коми-Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском автономных округах.

Актуальным и перспективным направлением социального партнерства является дальнейшее развитие досудебного разрешения коллективных трудовых споров в трудовых арбитражах.

В 2005 году в Московский Трудовой арбитражный суд за оказанием помощи в урегулировании трудовых конфликтов коллективного характера обратились 65 организаций. Основные причины конфликтов обусловлены невыполнением коллективных договоров в части нарушения сроков выплаты заработной платы, массовых увольнений работников при смене, собственников, споры по установлению условий труда. Учреждением «Трудовой арбитражный суд» заключено 36 договоров о сотрудничестве с социальными партнерами (региональными объединениями профсоюзов).

В целях дальнейшего развития социального партнерства при активном содействии Минздравсоцразвития России в рамках Проекта ТАСИС «Трудовое законодательство и арбитраж» в Перми, Калуге и Тамбове созданы Центры социального партнерства, основными задачами которых является информационное и аналитическое обеспечение сторон социального партнерства, проведение социологических и мониторинговых исследований. В Тамбовской области на базе Центра социального партнерства проходят региональные и межрегиональные семинары, ведется обучение участников социального партнерства, а также подготовка и переподготовка кадров по отдельным специальностям.

На трехсторонней основе созданы Центры примирительных процедур в Санкт-Петербурге и Пензе, основной задачей которых является согласование интересов работодателей и работников при разрешении трудовых споров, снижение нагрузки на суды общей юрисдикции и мировых судей.

 

 

Основные задачи в области социального партнерства
на предстоящий период

По информации субъектов Российской Федерации, на 2006-2007 годы трехсторонними комиссиями ставятся следующие задачи:

·  рассмотрение вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации;

·  содействие в подготовке и заключении отраслевых тарифных и территориальных соглашений, коллективных договоров;

·   развитие системы социального партнерства в условиях проведения реформы органов местного самоуправления, расширение числа отраслевых и территориальных соглашений, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений;

·   создание объединений работодателей;

·   реализация мер по погашению задолженности по заработной плате работникам организаций всех форм собственности;

·   повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за выполнением коллективных договоров и соглашений;

·   совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. системы представительных органов социального партнерства, процедур переговорного процесса;

·   повышение роли коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты, условий и охраны труда на предприятиях;

·    повышение качества заключаемых соглашений и коллективных договоров на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и расширение сферы их действия;

·    совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав и принятие необходимых мер по предотвращению трудовых споров;

·    повышение престижа рабочих профессий на рынке труда с помощью проведения конкурсов профессионального мастерства.
 
 
 
Социальное партнерство в субъектах Российской Федерации в 2005 году
 

© Copyright 2005

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На главную Карта сайта в Избранное Написать