В зрелом возрасте, напротив, течение развёртывается медленно, пролонгирована». При этом особенности проявлений каждого из периодов развиваются во всех своих клинических деталях. В позднем возрасте смена [этапов] вновь происходит быстрее. Следует отметить, что роль возрастного фактора в клиническом формообразовании и течении психозов изучена довольно полно. В своё время К. Калъбаум, пользуясь им одним, пытал

ся создать нозологию психических болезней. Известно, что в юношеском возрасте шизофрения может протекать благоприятно, проявляясь только стойкими неврозоподобными явлениями. Такое благоприятное течение может отмечаться и в детском возрасте. Следовательно, не только возрастной фактор обусловливает особенности реализации стереотипа развития прогредиентной шизофрении. Не меньшую, а может быть, большую роль в реализации стереотипа развития играют наследственность — конституция, исходное состояние организма перед возникновением болезни, а также условия существования уже заболевшего человека. Вероятно, многие другие факторы также имеют не меньшее значение, но они, как и названные, ещё далеко не изучены. Понимание форм как относительно самостоятельных образований, как содержащих в потенции возможность при известных условиях полной реализации всего стереотипа прогредиентной шизофрении, обязывает нас к самому глубокому изучению прогноза в каждом отдельном случае. От владения прогнозом зависит наше вмешательство: терапевтическое и предупредительное.

Переходим к периодической шизофрении. У этой формы много обозначений. Её ещё называют рекуррентной, или атипичной, и относят к группе смешанных психозов. В последнее время появилось название «шизоаффективные психоз ы». Некоторые выделяют её в «третью болезнь», считая, что она не имеет отношения ни к маниакальнодепрессивному психозу, ни к шизофрении, а является самостоятельной, третьей эндогенной болезнью. Ряд авторов в группу шизоаффективных психозов включают только циркулярную и депрессивно-параноидную шизофрению, а онейро- идную рассматривают отдельно, в качестве самостоятельного заболевания — онейрофрении.

Больная Б., 31 год

Анамнез. Среди родственников психически больных нет. Мать очень добрая, мнительная, тревожная, суетливая, религиозная. Отец погиб во время войны, был весёлым, общительным, обаятельным, баловал детей. Две младшие сестры энергичные, подвижные, общительные. Больная росла и развивалась правильно. В детстве перенесла корь, скарлатину. В дошкольные годы была шумной, весёлой, целые дни проводила на улице. Любила стихи, сказки, пересказывала их, прибавляя фантастические подробности. К семи годам уже хорошо умела читать, поступила в школу, оказалась значительно более подготовленной, чем большинство одноклассников. Училась легко и хорошо. Любила историю, литературу, но заметных склонностей к каким-либо предметам не было, всё нравилось одинаково.

В младших классах школы полюбила чтение; оставалась такой же шумной и общительной, как раньше, особенно сблизилась с одной из подруг, так как обе увлекались фантастическими романами, вдвоём мечтали о полётах на Луну, подолгу обдумывали детали устройства своего космического корабля, рисовали его. В одиночку не фантазировала, а если и придумывала что-нибудь интересное, спешила поделиться с подругой. В 14 лет начались менструации.