Приступы болезни возникают нерегулярно. Их продолжительность различна: от многих месяцев до нескольких недель. Следовательно, все приведённые соображения позволяют предположить наличие иных патогенетических закономерностей периодической шизофрении, значительно отклоняющихся от таковых при прогредиентной, что и делает её самостоятельной формой этой болезни, если не больше.

Переходим к циркулярному варианту периодической шизофрении. Болъная С., 25 лет

Наследственность не отягощена. Отец слабовольный, мать властная, энергичная, упрямая; у неё отмечались выраженные колебания настроения. Так, во время беременности нашей пациенткой у неё было состояние реактивной депрессии, которое закончилось самостоятельно. Старшая сестра больной очень замкнутая.

В раннем детстве C. была общительной, подвижной, капризной, упрямой. В школе успевала удовлетворительно. Когда получала тройки, то ссорилась с учителями, падала на пол, плакала. В школе имела много подруг, часто ссорилась с ними, себя считала всегда правой, боролась за справедливость. Со слов матери, с 13-летнего возраста у пациентки начались колебания настроения, стала влюбляться, появились грубость, раздражительность. Снизилась успеваемость. В пятом классе была оставлена на второй год. Вместе с тем стала очень активной, непоседливой — принимала участие сразу в нескольких кружках самодеятельности.

С 15 лет заводила знакомства с мужчинами, вела беспорядочную сексуальную жизнь. Дома говорила, что директор школы хочет её изнасиловать, запиралась в туалете, бранилась.

В таком состоянии впервые в возрасте пятнадцати лет стацио- нирована в детское отделение психиатрической больницы, где была возбуждённой, говорливой, называла себя великой артисткой, талантливой, заявляла, что собирается поступать в театр. Настроение её было повышенным, однако порой на короткое время станови

лась тревожной, тоскливой. Выписана без улучшения по настоянию матери.

Дома первые два дня после выписки вела себя спокойно, затем вновь стала уходить из дома, не ночевала, заводила случайные связи, в школе влюблялась в учителей. Оставлена на повторный год обучения в шестом классе.

В связи с нарастанием возбуждения, повышенного настроения в 17 лет вновь стационирована в психиатрическую больницу, где первое время была возбуждённой на фоне повышенного настроения. Со слов больной, ей хотелось петь, плясать. Находясь в больнице, ничем не лечилась, быстро успокоилась; через неделю выписана домой.

В школу не ходила. Приводила домой молодых людей, часто не ночевала дома. Настроение оставалось повышенным. Постепенно настроение выровнялось. Более чем через год, с осени, начала посещать школу — седьмой класс. Со слов матери, стала хорошо заниматься, правильно вела себя в школе и дома, была послушной.

С весны опять стала непослушной, грубой, настроение повысилось, всё время проводила с мужчинами, домой приходила в синяках, заявила матери, что она талантлива, хочет быть артисткой.