В течение жизни окружение имеет разнообразные влияния на экспрессию различных генов и формирование индивидуального фенотипа. Организм «учится» у окружения посредством ряда модификаций собственных свойств. Впоследствии именно эти модификации могут оказаться решающими для возникновения или исхода заболеваний и детерминированности сроков предстоящей жизни.

Метаболом можно представить как сумму эндогенных и экзогенных метаболитов и сигналов:- эндогенные: генотип, состав тела, скорость обновления тканей, основной обмен, возраст, состояние здоровья, дневной цикл, репродуктивный статус, эндогенные сигналы активности и выполняемых функций;- экзогенные: компоненты пищи, непищевые факторы среды, поступающие в организм (включая алкоголь, табак, ксенобиотики и медикаменты), кишечная и другая биота, стресс, проблемы и впечатления.

Процесс «обучения» через взаимодействие со средой может носить разнонаправленный характер.

Обучение как адаптация к грубым негативным воздействиям может быть вариантом сохранности существования при существенном ухудшении каких-то свойств фенотипа.

Можно считать возможными и такие взаимодействия обучения — адаптации, которые неминуемо будут сопряжены с деградацией и вырождением.