Их отсутствие также может приводить к возникновению дизонтогений. Все указанные взаимодействия, несмотря на их «судьбоносное» значение для человека, могут не иметь никаких клинических проявлений, быть глубоко скрытыми и латентными, отличаясь тем самым от почти обязательной «театральности» и ярких «клинических сценариев» зачастую вполне безобидных заболеваний. Неудивительно, что феноменология развития в клинической медицине более всего исследуется и обсуждается педиатрами.

По сути, уже несколько десятилетий насчитывает история ее самостоятельного раздела — «педиатрии развития», посвященной проблеме диагностики развития, решению клинических и социальных проблем обеспечения оптимального развития и здоровья детей. Наивысший динамизм процессов развития и наибольшая их сенситивность, как и риск деструкции этих процессов, свойственны внутриутробному периоду жизни ребенка, раннему возрасту и периоду препубертатного скачка.

Наиболее страдающими структурами в патологии онтогенеза всегда оказываются те, которые в данном возрастном периоде интенсивно растут или дифференцируются. Так же закономерно преимущественное поражение наиболее высоких уровней онтогенеза — структур и функций, определяющих талант и одаренность, мышление, интеллект, процессы памяти, свойства регуляции поведения, отношения с родителями, социальные связи и привязанности.

Характерными проявлениями этих поражений являются трудности обучения, нарушения поведения в школе, нервно-психические заболевания.