Относительно близко к самой сущности и в качестве основы для формирования самостоятельной научной дисциплины стоит комплексное учение о ребенке, сравнительно недавно лишенное прав гражданства в перечне наук, — педология. Она включает в себя все дисциплины, входящие в учение о биологии человека и отражающие прежде всего законы его возрастного развития — возрастную физиологию, психологию, биохимию, анатомию, иммунологию и т. д. Для использования этих наук в решении вопросов оптимального наблюдения, гигиены, режима жизни и питания, т. е. вопросов, относящихся к практике поддержания развития и его мониторингу у здоровых детей, была выделена «педиатрия развития». Именно развитие составляет главную и специфическую сущность ребенка.

При отсутствии грубых поломок генотипа макро- и микронарушения, обусловленные неоптимальностью среды развития, являются главной причиной всех устойчивых и хронических нарушений здоровья, притом не только ребенка, но и выросшего из него взрослого человека.